Таможенный контроль - это совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками (СУР), в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства ЕАЭС и законодательства государств-членов ЕАЭС[1].
Таможенные операции - это действия, совершаемые лицами и таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства ЕАЭС[2] [3].
Таможенный контроль проводится в формах таможенного контроля, предусмотренных статьей 110 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС).
Форма таможенного контроля - это самостоятельный комплекс процессуальных действий, характеризующийся наличием специфического предмета и объекта таможенного контроля, особым порядком проведения, совокупностью прав и обязанно-
97
стей таможенных органов и проверяемых лиц .
При проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства ЕАЭС и законодательства государств-членов ЕАЭС, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы. При выборе объектов и форм таможенного контроля используется СУР[4].
Однако необходимо учитывать, что проведение таможенного контроля в ходе совершения таможенных операций в форме таможенной проверки не предусмотрено.
Для выявления признаков нарушения прав на объекты интеллектуальной собственности в ходе совершения таможенных операций в совокупности проверяются сведения, заявленные в декларации на товары (ДТ), и документы, на основании которых данная ДТ была заполнена, на предмет установления наличия (отсутствия) следующей информации[5]:
- в первом подразделе графы 24 ДТ «Характер сделки» кода 013, означающего поставку товаров, за которые предусмотрены встречные обязательства в форме выполнения работ и (или) предоставления услуг и (или) передачи прав на результаты интеллектуальной деятельности и (или) передачи товаров (с использованием помимо этого либо без использования денежных или иных платежных средств);
- в первом подразделе графы 24 ДТ «Характер сделки» кода 023, означающего поставку товаров, содержащих результаты интеллектуальной деятельности, полученных в результате проведения маркетинговых и т.п. исследований (книги, брошюры, отчеты, доклады, обзоры и т.п., информационные материалы, документы) либо выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (опытные и промышленные модели, макеты, чертежи и другая техническая документация), разработанных программных комплексов и других записей на магнитном носителе, в том числе с передачей исключительных (авторских) прав на них (интеллектуальной собственности) в виде патентов, лицензий (кроме безвозмездной поставки);
- под номером 1 графы 31 ДТ «Грузовые места и описание товаров» сведений о товарных знаках;
- во втором подразделе графы 33 ДТ «Код товара» буквы «И» (интеллектуальная собственность), означающей, что декларируемые товары содержат объекты и (или) признаки объектов интеллектуальной собственности, внесенных в ТРОИС (ЕТРО- ИС);
- в графе 44 ДТ «Дополнительная информация / Предоставленные документы» сведений о документах, на основании которых заполнена ДТ, с кодом 03021, означающим документы, которые подтверждают передачу прав на объекты интеллектуальной собственности (авторский, лицензионный договор, свидетельство о регистрации объекта интеллектуальной собственности, договор на использование товарного знака и тому подобные документы);
- в графе 44 ДТ «Дополнительная информация / Предоставленные документы» сведений о документах, на основании которых заполнена ДТ, с кодом 03022, означающим документы, которые подтверждают введение в гражданский оборот на таможенной территории ЕАЭС товаров, обозначенных товарным знаком, с согласия правообладателя (дилерский, дистрибьюторский договор, письменное согласие и тому подобные документы);
- сведений об объектах интеллектуальной собственности в документах, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений;
- сведений об объектах интеллектуальной собственности в транспортных (перевозочных) документах;
- сведений об объектах интеллектуальной собственности в документах, подтверждающих совершение внешнеэкономической сделки, или иных документах, подтверждающих право владения, пользования и (или) распоряжения товарами;
- сведений об объектах интеллектуальной собственности в
коммерческих документах;
- сведений об объектах интеллектуальной собственности в документах, на основании которых был заявлен классификационный код товар по ТН ВЭД ЕАЭС;
- сведений об объектах интеллектуальной собственности в документах, подтверждающих и (или) содержащих сведения о стране происхождения;
- сведений об объектах интеллектуальной собственности в документах, подтверждающих обеспечение уплаты таможенных платежей, право на льготы по уплате таможенных платежей, на применение полного или частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с таможенными процедурами, либо на уменьшение базы (налоговой базы) для исчисления таможенных пошлин, налогов, либо на изменение срока уплаты таможенных пошлин, налогов, а также в документах, подтверждающих применение централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов;
- сведений об объектах интеллектуальной собственности в документах, предоставляемых в соответствии с условиями таможенных процедур;
- сведений об объектах интеллектуальной собственности в дополнительных документах, предоставляемых при таможенном декларировании товаров;
- в графах 9а и 15 декларации таможенной стоимости (ДТС-1) сведений о лицензионных и иных подобных платежах за использование объектов интеллектуальной собственности;
- в графах 9а и 15 декларации таможенной стоимости (ДТС-3) сведений о лицензионных и иных подобных платежах за использование объектов интеллектуальной собственности;
- сведений об объектах интеллектуальной собственности в документах таможенного контроля (материалах таможенного досмотра (осмотра), таможенного наблюдения).
Таможенным законодательством ЕАЭС предусмотрено, что если при совершении таможенных операций, связанных с помещением под таможенные процедуры товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, включенных в ТРОИС или в ЕТРОИС, таможенным органом обнаружены признаки нарушения прав интеллектуальной собственности, выпуск таких товаров приостанавливается сроком на 10 (десять) рабочих дней[6].
Например, Самарской таможней приостановлен выпуск товаров - автозапчастей, маркированных словесным знаком «КАМАЗ» (рис. 2.1) (свидетельство Роспатента № 48465), включенным в ТРОИС. В дальнейшем декларант был привлечен к административной ответственности[7].
КАМАЗ
Рис. 2.1. Словесный товарный знак «КАМАЗ»
Однако имеются исключения, когда меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности не применяются таможенными органами Российской Федерации в отношении това-
102
ров, перемещаемых через таможенную границу :
- физическими лицами для личного пользования, в том числе пересылаемых в их адрес в МПО;
- в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита;
- дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями, иными официальными представительствами иностранных государств, международными организациями, персоналом этих представительств, учреждений и организаций, для официального и личного пользования.
Срок приостановления выпуска товаров исчисляется в соответствии с порядком, установленным абзацем первым пункта 8 статьи 5 ТК ТС, вне зависимости от графика работы таможенного органа. Исчисление срока действия решения о приостановлении выпуска товаров начинается со следующего рабочего дня после
103
даты его принятия .
Товары, в отношении которых принято решение о приостановлении выпуска, приобретают (сохраняют) статус находя-
104
щихся на временном хранении .
Решение о приостановлении выпуска товаров принимается начальником таможенного органа или уполномоченным им ли- [8] [9] [10]
цом в виде резолюции на рапорте, содержащем информацию о выявленных признаках нарушения прав интеллектуальной собственности и мотивированное обоснование приостановления выпуска, составленном должностным лицом подразделения по защите прав интеллектуальной собственности таможенного органа либо иным должностным лицом таможенного органа, в должностные (функциональные) обязанности которого входит осуществление таможенного контроля за перемещением товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности (уполномоченное должностное лицо), незамедлительно после выявления признаков нарушения прав интеллектуальной собственности. Решение принимается до истечения срока выпуска товаров. При отсутствии в структуре таможенного поста подразделения по защите прав интеллектуальной собственности или уполномоченного должностного лица решение о приостановлении выпуска товаров принимается начальником таможни или уполномоченным им лицом на основании рапорта подразделения таможни по защите прав интеллектуальной собственности, составленного на основе информации, поступившей из таможенного поста[11].
В ДТ, содержащей сведения о товарах, в отношении которых принято решение о приостановлении выпуска, проставляется штамп «Выпуск приостановлен до » с указанием даты приня
тия решения, заверяемый подписью и проставлением оттиска личной номерной печати (ЛНП) должностного лица таможенного органа, ответственного за выпуск товаров. Выпуск остальных товаров в случае их декларирования в одной ДТ осуществляется в соответствии с таможенным законодательством ЕАЭС и законодательством Российской Федерации о таможенном деле независимо от принятого решения о приостановлении выпуска в отношении товаров с признаками нарушения прав интеллектуальной
При этом на основном листе ДТ проставляется штамп «Выпуск разрешен» с записью «за исключением товаров № (№) »[12].
Не позднее 1 (одного) рабочего дня, следующего за днем принятия решения о приостановлении выпуска товаров, таможенный орган направляет уведомления о приостановлении выпуска товаров декларанту и правообладателю или их представителям (уведомление). В случае невозможности вручения уведомления оно направляется по электронной почте либо телетайпу (телексу), передается посредством факсимильной связи или иными способами связи, позволяющими подтвердить как отправление уведомления, так и его получение. При отсутствии подтверждения факта получения уведомления, отправленного в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, оно передается посредством телефонограммы, по почте заказным письмом, курьером или иным способом доставки почтовых отправлений. В этом случае к копии уведомления, остающегося на хранении в таможенном органе, прилагаются документы, подтверждающие факт почтового отправления или иного способа их передачи декларанту и правообладателю (их представителям)[13].
В уведомлении декларанту указывается[14]:
- номер ДТ;
- описание товара, в отношении которого принято решение о приостановлении выпуска, с указанием представленных на товар документов, достаточных для его идентификации, указанием (описанием) объекта интеллектуальной собственности, включенного в ТРОИС (ЕТРОИС);
- выявленные признаки нарушения прав интеллектуальной собственности;
- срок, до истечения которого принято решение о приостановлении выпуска товаров, дату его принятия (включая дату окончания данного срока);
- наименование (фамилия, имя, отчество) и место нахождения (адрес) правообладателя (его представителя).
Уведомление правообладателю (его представителю) оформляется по установленной форме (Приложение Б)[15]. К уведомлению прилагаются (отправляются по электронной почте, посредством факсимильной связи) фотографии товаров, выпуск которых приостановлен, и (или) их упаковок, сопровождающих документов[16].
По письменному обращению декларанта, правообладателя (его представителя) таможенный орган представляет дополнительную информацию о товарах, выпуск которых приостановлен (о производителе, отправителе, количестве, маркировке), которая может понадобиться правообладателю (декларанту) для доказывания нарушения его прав (отсутствия нарушения прав правообладателя), за исключением установленных законом случаев[17]. Таможенный орган может выдать письменное разрешение правообладателю и декларанту (их представителям) на взятие под таможенным контролем проб и образцов товаров, в отношении которых принято решение о приостановлении выпуска, проведение их исследования, осуществление осмотра, фотографирования или осуществление фиксирования таких товаров иным образом[18] [19].
По запросу правообладателя (его представителя) срок приостановления выпуска товаров может быть продлен таможенным органом, если указанные лица представили информацию об обращении в уполномоченные в соответствии с законодательством Российской Федерации органы за защитой прав правообладателя. Решение о продлении срока приостановления выпуска товаров, в данном случае, принимается начальником таможенного органа или уполномоченным им лицом в виде резолюции «Продлить до___ » на обращении правообладателя (его предста
вителя) с указанием даты окончания срока продления, определяемой с учетом сроков, указанных в обращении. Решение о продлении срока приостановления выпуска товаров принимается не позднее одного рабочего дня со дня поступления в таможенный орган соответствующего письменного обращения правообладателя (его представителя). Срок, на который продлевается решение о приостановлении выпуска товаров, не может превышать 10 (десять) рабочих дней. В ДТ в таком случае под штампом «Выпуск
приостановлен» делается запись «продлено до____ » с указанием
даты, до которой продлено решение о приостановлении выпуска товаров. Запись заверяется подписью и проставлением оттиска ЛНП уполномоченного должностного лица .
Таможенный орган возобновляет выпуск товаров, если по истечении срока приостановления их выпуска не будет получено (принято) решение об изъятии товаров, наложении на них ареста либо не будет получено решение об их конфискации[20].
Таможенный орган отменяет решение о приостановлении выпуска товаров в случае получения письменного согласия правообладателя на уничтожение товаров, заявления декларантом таможенной процедуры уничтожения товаров, выпуск которых приостановлен[21].
Решение о приостановлении выпуска товаров отменяется до истечения срока приостановления выпуска товаров, если[22]:
- в таможенный орган поступило заявление правообладателя (его представителя) об отмене такого решения;
- объект интеллектуальной собственности исключен из ТРОИС (ЕТРОИС).
Решение о приостановлении выпуска товаров отменяется не позднее следующего рабочего дня со дня, когда стало известно о наличии указанных выше оснований[23].
Отмена решения о приостановлении выпуска товаров осуществляется начальником того таможенного органа, которым принималось решение о приостановлении выпуска товаров, или уполномоченным им лицом в виде резолюции на соответствующем обращении правообладателя (его представителя) или на рапорте должностного лица подразделения по защите прав интеллектуальной собственности либо иного уполномоченного должностного лица таможенного органа, составленном не позднее дня, следующего за днем истечения срока приостановления выпуска товаров, либо дня, когда стало известно об исключении объекта интеллектуальной собственности из ТРОИС (ЕТРОИС). После отмены указанного решения выпуск товаров возобновляется и производится в соответствии с положениями, установленными таможенным законодательством ЕАЭС и законодательством Российской Федерации о таможенном деле .
Если после изъятия или ареста товары не будут конфискованы или уничтожены в соответствии с гражданским, административным или уголовным законодательством, оборот таких товаров на территории Российской Федерации осуществляются после их выпуска таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством ЕАЭС[24] [25].
По запросу вышестоящего таможенного органа соответствующий таможенный орган направляет информацию, связанную с принятыми решениями о приостановлении выпуска товаров с признаками нарушения прав интеллектуальной собственности, с указанием объекта интеллектуальной собственности, включенного в ТРОИС (ЕТРОИС), номера декларации, наименования товаров, выявленных признаков нарушения прав правообладателя, даты и способа уведомления правообладателя (его представителя), данных о действиях (бездействии) правообладателя (его представителя), а также фактах оставления правообладателем (его представителем) уведомления таможенного органа без ответа, причины и даты принятия решения об отмене приостановления выпуска, номера и даты решения об изъятии, аресте или конфискации товаров, наименования органа, принявшего такое решение, по форме статистической отчетности, ежегодно утверждаемой ФТС России. РТУ (ТНП) не реже одного раза в полугодие анализируют поступившую от подчиненных таможенных органов информацию в отношении объектов интеллектуальной собственности, по которым более чем в половине случаев право
обладателем (его представителем) уведомления таможенных органов о приостановлении выпуска товаров оставлены без ответа либо подтверждены факты бездействия правообладателя. При этом выявляются факты получения правообладателем (его представителем) уведомлений таможенных органов о приостановлении выпуска товаров, оставление правообладателем (его представителем) уведомлений таможенных органов без ответа. В случае необходимости РТУ (ТНП) запрашивают у правообладателя (его представителя) информацию о предпринятых мерах по обращению в уполномоченные органы за защитой своих прав за проверяемый период. РТУ (ТНП) по результатам анализа направляют систематизированную информацию в ФТС России о фактах бездействия правообладателя (его представителя) для рассмотрения вопроса о возможности продления срока, на который объект интеллектуальной собственности включен в ТРОИС (ЕТРОИС)[26].
[1] См.: Подпункт 31 пункта 1 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) (ред. от 10.10.2014, с изм. от 08.05.2015).
[2] См.: Там же. Подпункт 29 пункта 1 статьи 4.
[3] Тунтаев Р.И., Трубит тын К.В., Чекушкин Е.В. Таможенный контроль после выпуска товаров: учебное пособие. - СПб.: ИЦ «Интермедия», 2015. - С. 14.
[4] См.: Пункты 1 и 2 статьи 94 Таможенного кодекса Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) (ред. от 10.10.2014, с изм. от 08.05.2015).
[5] См.: Решения Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257 (ред. от 06.10.2015) «Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций» (вместе с «Инструкцией о порядке заполнения декларации на товары»), от
20.09.2010 № 376 (ред. от 06.10.2015) «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров», от 20.09.2010 № 378 (ред. от 18.08.2015) «О классификаторах, используемых для заполнения таможенных деклараций»; Приказ ФТС России от 27.01.2011 № 152 «Об утверждении форм декларации таможенной стоимости (ДТС-3 и ДТС-4) и Порядка декларирования таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте РФ
13.04.2011 № 20482).
[6] См.: Пункт 1 статьи 331 Таможенного кодекса Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) (ред. от
10.10.2014, с изм. от 08.05.2015).
[7] См.: Решение Арбитражного суда Самарской области от 28 августа 2015 г. по делу № А55-15517/2015. / Официальный сайт Федеральных арбитражных судов Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://kad.arbitr.ru/PdfDocument/2e3875bf-f808- 4d27-9b53-6559afac6120/A55-15517-2015_20150828_Reshenie.pdf (дата обращения: 20.09.2015).
[8] См.: Пункт 2 статьи 328 Таможенного кодекса Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) (ред. от
10.10.2014, с изм. от 08.05.2015).
[9] Абзацы 2 и 3 пункта 2.1 Методических рекомендаций по вопросам обеспечения защиты прав на объекты интеллектуальной собственности таможенными органами Российской Федерации (Приложение к письму ФТС России от 30.06.2015 № 14-36/31557 «О вопросах обеспечения защиты прав на объекты интеллектуальной собственности таможенными органами Российской Федерации»).
[10] Там же. Пункт 2.2.
[11] Там же. Пункт 2.3.
[12] Там же. Пункт 2.4.
[13] Там же. Пункт 2.5.
[14] Там же Пункт 2.6.
[15] Там же. Приложение.
[16] Там же. Пункт 2.6.2.
1 См.: Статья 333 Таможенного кодекса Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) (ред. от
10.10.2014, с изм. от 08.05.2015).
[18] Пункт 2.7 Методических рекомендаций по вопросам обеспечения защиты прав на объекты интеллектуальной собственности таможенными органами Российской Федерации (Приложение к письму ФТС России от 30.06.2015 № 14-36/31557 «О вопросах обеспечения защиты прав на объекты интеллектуальной собственности таможенными органами Российской Федерации»).
[19] Там же. Пункты 2.8 и 2.9.
[20] Там же. Пункт 2.10.
[21] Там же. Пункт 2.11.
[22] Там же. Пункт 2.12.
[23] Там же.
[24] Там же. Пункт 2.13.
[25] Там же. Пункт 2.14.
[26] Там же. Пункт 2.15.
|