На сегодняшний день в арсенале таможенных органов Российской Федерации имеется успешно применяемая на практике нормативная правовая база, позволяющая должным образом решать задачи по обеспечению защиты прав на объекты интеллектуальной собственности при проведении таможенного контроля в
-136
ходе совершения таможенных операций . [1] [2]
Однако стоит отметить, что вышеуказанные нормы имеют работоспособное практическое значение лишь при традиционных логистических схемах перемещения товаров и затрудняют свое применение в случае пересылки товаров в МПО, следующих в адрес физических лиц.
В данном случае, МПО - это почтовые отправления, принимаемые для пересылки за пределы таможенной территории, поступающие на таможенную территорию либо следующие транзитом через эту территорию и сопровождаемые документами, предусмотренными актами Всемирного почтового сою- 137 за .
При проведении таможенного контроля в ходе совершения таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в МПО, следует учитывать, что возникающие правоотношения регулируются не только таможенным законодательством ЕАЭС и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, но также актами Всемирного почтового союза, к основным из которых можно отнести Всемирную почтовую конвенцию (заключена в г. Дохе 11 октября 2010 г.) и Регламент почтовых посылок (принят в г. Берне 15 апреля 2013 г.).
Так, в соответствии с пунктом 2.1.3 статьи 18.2 Всемирной почтовой конвенции, контрафактные и пиратские предметы являются запрещенными для всех категорий отправлений, а из пункта 1 статьи РП 140 Регламента почтовых посылок следует, что посылки, содержащие предметы, перечисленные в статье 18.2 указанной Конвенции и ошибочно принятые к пересылке, обрабатываются согласно законодательству страны, назначенный опе- [3]
ратор которой их обнаруживает.
Кроме того, следует учитывать, что меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности (действия «ex officio») не применяются таможенными органами в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу физическими лицами для личного пользования, в том числе пересылаемых в их адрес в МПО[4].
Под товарами для личного пользования следует понимать товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, МПО либо иным способом[5] [6].
При отнесении товаров, перемещаемых через таможенную границу, к товарам для личного пользования, необходимо руко-
140
водствоваться следующими критериями :
- заявление физического лица о перемещаемых товарах (в устной или письменной форме с использованием пассажирской таможенной декларации) в установленных законодательством случаях;
- характер и количество товаров;
- частота пересечения физическим лицом и (или) перемещения им товаров через таможенную границу;
- отнесения перемещаемых товаров к товарам, не относящимся для личного пользования;
- перемещаемые товары ввозятся под видом товаров для личного пользования с целью их использования в предпринимательской деятельности.
Особое внимание заслуживает тот факт, что в соответствии с положениями подпункта 2 пункта 1 статьи 313 ТК ТС не допускается пересылка в МПО товаров, запрещенных к пересылке в соответствии с актами Всемирного почтового союза.
Вместе с тем, запрещенные к пересылке в соответствии с актами Всемирного почтового союза и таможенным законодательством ЕАЭС товары, также запрещены к ввозу на таможенную территорию и (или) вывозу с этой территории в МПО для личного пользования физическими лицами[7].
Следовательно, пересылка в МПО контрафактной продукции, в том числе в адрес физических лиц для личного пользования, запрещена международными договорами, являющимися составной частью правовой системы Российской Федерации.
Таким образом, возникает некая правовая коллизия, не позволяющая в полной мере выявлять контрафактную продукцию в МПО, следующих в адрес физических лиц, выражающаяся, с одной стороны, ограничением действий таможенных органов по принятию мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу в адрес физических лиц в МПО, с другой стороны, запретом к пересылке в адрес физических лиц в МПО товаров для личного пользования с нарушением прав на объекты интеллектуальной собственности.
В разрезе заявленной проблемы, в 2012 году в рамках рабочего совещания в ФТС России таможенными органами (Калининградской областной таможней) было предложено разработать на федеральном уровне нормативный правовой акт, который будет регламентировать порядок взаимодействия таможенных и иных правоохранительных органов, а также оператора почтовой связи (ФГУП «Почта России») при выявлении контрафактной продукции, пересылаемой в МПО. Так как отсутствие четко выработанного алгоритма действий таможенных органов при обнаружении контрафактной продукции в МПО, пересылаемых в адрес физических лиц, с учетом постоянного развития Интернетторговли и возрастающих в связи с этим объемов пересылаемых товаров, влекут необходимость внесения поправок в действующую нормативную правовую базу[8].
Весомый вклад в разрешение вышеуказанной проблемы внесло принятие Рекомендаций о порядке совершения таможенных операций в отношении товаров, пересылка которых в соответствии с пунктом 1 статьи 313 ТК ТС в МПО не допускается, утвержденных Решением Объединенной коллегии таможенных служб государств - членов Таможенного союза от 11 июня 2014 г. № 11/6 (г. Ереван) (Рекомендации), целью которых является применение таможенными органами единых подходов при совершении таможенных операций в отношении МПО, содержащих товары, пересылка которых в МПО не допускается[9].
Из вышеуказанных Рекомендаций следует, что контрафактные МПО подлежат вывозу с таможенной территории любым способом, включая пересылку в МПО и возврату отправителю. Принятие мер по вывозу указанных товаров возлагается на оператора почтовой связи .
Данные Рекомендации предусматривают ряд исключений в отношении следующих товаров, которые не могут быть вывезены обратно[10] [11]:
- наркотики и психотропные вещества, как они определены Международным комитетом по контролю над наркотиками (МККН), или другие незаконные вещества, запрещенные в стране назначения;
- предметы непристойного или безнравственного характера;
- вложение взрывчатых, воспламеняющихся веществ или других опасных грузов, а также радиоактивных веществ запрещается во все категории отправлений;
- вложение неснаряженных взрывных устройств и боеприпасов, в том числе неснаряженных гранат, снарядов и других аналогичных предметов, а также муляжей таких устройств и предметов запрещено во все категории отправлений;
- товары, являющиеся предметами административных правонарушений или преступлений, которые изъяты или на них наложен арест в соответствии с действующим законодательством.
При рассмотрении вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 6.33, частью 1 статьи 7.12, статьей 14.10 КоАП РФ, необходимо установление вины как субъективной стороны правонарушения. Например, физическое лицо - получатель МПО могло и не знать о направлении в его адрес контрафактной продукции. В данном случае дело об административном правонарушении не может быть возбуждено, однако таможенному органу целесообразно во взаимодействии с правообладателем инициировать действия по отправлению контрафактного МПО обратно отправителю. Если же будут установлены все необходимые условия, достаточные для возбуждения дела об административном правонарушении, то контрафактное МПО должно приобщаться в качестве предмета административного правонарушения.
Также, когда фактическим получателем является юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель, во всех сопровождающих МПО документах часто заявляется физическое лицо, снижая тем самым возможности проведения таможенного контроля и повышая риск перемещения через таможенную границу контрафактной продукции.
Например, Самарской таможней пресечен ввоз в МПО контрафактных товаров - одежды для животных, маркированных изображением (рис. 2.3), сходным до степени смешения с изобразительным международным товарным знаком л\ (ADIDAS) (свидетельство Роспатента № 699437), включенным в ТРОИС. В дальнейшем получатель МПО - индивидуальный предприниматель - был привлечен к административной ответственности . [12]
adidog
Рис. 2.3. Товарный знак контрафактных товаров - одежды для животных, мар-
кированных изображением, сходным до степени смешения с изобразительным
международным товарным знаком ADIDAS
В целом в настоящее время все еще продолжают оставаться нерешенными вопросы, затрудняющие проведение таможенного контроля в ходе совершения таможенных операций в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, пересылаемых в МПО, на предмет выявления контрафактной продукции[13].
[1] См.: Там же. Пункт 3.12.
[2] См.: Глава 46 Таможенного кодекса Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) (ред. от 10.10.2014, с изм. от 08.05.2015); Глава 42 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ (ред. от
«О таможенном регулировании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.09.2015).
[3] См.: Подпункт 16 пункта 1 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от
27.11.2009 № 17) (ред. от 10.10.2014, с изм. от 08.05.2015).
[4] Подпункт 1 пункта 2 статьи 328 Таможенного кодекса Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от
27.11.2009 № 17) (ред. от 10.10.2014, с изм. от 08.05.2015).
[5] См.: Там же. Подпункт 36 пункта 1 статьи 4.
[6] См.: Статья 3 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от
18.06.2010 (ред. от 08.05.2015) «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» (вместе с «Порядком определения момента выпуска и объема двигателя авто-, мототранспортного средства»).
[7] См.: Там же. Подпункт 4.12 пункта 4 Раздела I Приложения 2 «Перечень товаров для личного пользования, запрещенных или ограниченных к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза и (или) вывозу с этой территории».
[8] См.: Вылегжанина У. Посылка перешла границу. / Официальный сайт Российской Газеты (Экономика Северо-Запада). - 2012. - № 5928. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2012/11/06/reg-szfo/posylki.html (дата обращения: 07.10.2015).
[9] См.: Решение Объединенной коллегии таможенных служб государств-членов Таможенного союза от 11 июня 2014 г. № 11/6 (г. Ереван) «Об утверждении рекомендаций о порядке совершения таможенных операции в отношении товаров, пересылка которых в соответствии с пунктом 1 статьи 313 Таможенного кодекса Таможенного союза в международных почтовых отправлениях не допускается».
[10] См.: Там же.
[11] См.: Там же.
[12] См.: Решение Арбитражного суда Самарской области от 26 декабря 2011 г. по делу № А55-22012/2011. / Официальный сайт Федеральных арбитражных судов Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://kad.arbitr.ru/PdfDocument/7ca4fc33-c912- 4127-a7f5-c15634262185/A55-22012-2011_20111224_Reshenie.pdf (дата обращения:
.
[13] См.: Вылегжанина У. Посылка перешла границу / Официальный сайт Российской Газеты (Экономика Северо-Запада). - 2012. - № 5928. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2012/11/06/reg-szfo/posylki.html (дата обращения: 07.10.2015).
|