Среда, 27.11.2024, 00:27
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Особенности проведения таможенного контроля при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию, содержащих объекты интеллектуальной собственности

Таможенный контроль при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию, является неотъемлемым элементом системы ТКПВТ.

Положения, регламентирующие проведение таможенного контроля при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию, имеют большое практическое значение для решения задач по обеспечению защиты прав на объекты интеллектуальной собственности таможенными органами Российской Федерации . [1]

Это обусловливается особенностями проведения ТКПВТ в отношении объектов интеллектуальной собственности, когда в распоряжении таможенного органа имеются только признаки ввоза товаров на таможенную территорию, но сами факты таможенного декларирования и (или) выпуска этих товаров не установлены.

Таким образом, основной особенностью таможенного контроля при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию, содержащих объекты интеллектуальной собственности, является необходимость установления не только фактов нарушения прав на объекты интеллектуальной собственности, но также фактов таможенного декларирования и (или) выпуска проверяемых товаров.

Руководствуясь практическим опытом, можно выделить следующую типичную ситуацию, наиболее часто встречающуюся на практике, когда основанием для проведения таможенного контроля при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию, является заявление правообладателя, в котором сообщается информация о месте реализации импортных товаров с признаками контрафактности на внутреннем рынке в регионе деятельности таможенного органа.

Таможенным органом при рассмотрении поступившего заявления, в том числе с использованием СУР, как правило, принимается решение о целесообразности проведения таможенного осмотра помещений и территорий в торговой точке проверяемого лица, по результатам которого, в случае подтверждения информации, указанной правообладателем, принимается последующее решение о целесообразности проведения внеплановой выездной дарственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) (ред. от 10.10.2014, с изм. от 08.05.2015).

176

таможенной проверки .

Например, Самарской таможней проведена выездная таможенная проверка при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию, в отношении лезвий для бритья (рис. 3.3), маркированных изображениями, сходными до степени смешения со словесными товарными знаками «GILLETTE» и «VENUS» (свидетельства Роспатента № 2547 и № 198725 соответственно). По

результатам проверки проверяемое лицо было привлечено к ад-

177

министративной ответственности .

В состав комиссии по проведению выездной таможенной проверки включаются должностные лица подразделения административных расследований, подразделения дознания и подразделения по защите прав интеллектуальной собственности[2] [3] [4].

Рис. 3.3. Лезвия для бритья, маркированные изображениями, сходными до степени смешения со словесными товарными знаками «GILLETTE» и «VENUS»

 

Товары с признаками контрафактности, обнаруженные при проведении выездной таможенной проверки, изымаются как товары, обладающие признаками запрещенных к ввозу на таможенную территорию или обороту на территории Российской Федерации, с последующим их направлением на исследование для проведения таможенной экспертизы в отношении объектов интеллектуальной собственности[5].

При сопоставлении сведений, имеющихся в распоряжении таможенного органа, с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и другой информацией, полученной от проверяемого лица по требованию таможенного органа о представлении документов и сведений при выездной таможенной проверке, дается оценка наличия либо отсутствия в коммерческих документах проверяемого лица сведений, подтверждающих факты таможенного декларирования и (или) выпуска товаров.

Основными документами анализа, в данном случае, являются счета-фактуры, служащие основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных

прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, преду-

180

смотренном налоговым законодательством .

В ходе анализа особое внимание обращается на сведения, которые указаны в графах 1 «Наименование товара (описание выполненных работ, оказанных услуг), имущественного права», 10 и 10а «Страна происхождения товара» и 11 «Номер таможенной декларации» представленных проверяемым лицом счетов- фактур[6] [7].

Все полученные от проверяемого лица документы и сведения, в том числе содержащиеся в счетах-фактурах, проверяются на возможность установления информации о фактах таможенного декларирования и (или) выпуска проверяемых товаров посредством информационных источников электронной базы данных ДТ.

Важным этапом рассматриваемой ситуации является сравнительный анализ, проводимый с учетом требований[8] к описанию отдельных категорий товаров, заявляемых под номером 1 в графе 31 ДТ «Грузовые места и описание товаров», направленный на определение возможности установления фактов таможенного декларирования и (или) выпуска проверяемых товаров исходя из описания продекларированных и выпущенных товаров в указанной графе ДТ. Иными словами, в данном случае подлежат сравнению сведения, представленные проверяемым лицом, со сведениями, имеющимися в распоряжении таможенного органа, содержащимися в информационных источниках электронной базы данных ДТ.

Следует учитывать, что у проверяемого лица могут отсутствовать какие-либо коммерческие документы, содержащие сведения, подтверждающие факты таможенного декларирования и (или) выпуска этих товаров, в том числе счета-фактуры, либо эти сведения могут являться недостоверными. В этом случае с целью дальнейшего установления фактов таможенного декларирования и (или) выпуска проверяемых товаров, для подтверждения достоверности сведений, представленных проверяемым лицом, рассматривается вопрос о необходимости проведения встречной выездной таможенной проверки у лиц, связанных с проверяемым

лицом по сделкам (операциям) с проверяемыми товарами[9] [10].

В результате выездной таможенной проверки на основании анализа всех полученных документов и сведений в совокупности делается вывод об установлении фактов таможенного декларирования и (или) выпуска проверяемых товаров, либо, в случае отсутствия необходимых документов и сведений, обоснованно указывается, что установить такие факты при сложившихся обстоятельствах не представляется возможным.

На основании вышеизложенного, при обнаружении достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.33, частью 1 статьи 7.12, статьей 14.10 КоАП РФ, результаты выездной таможенной проверки используются следующим образом:

в случае установления фактов таможенного декларирования и (или) выпуска проверяемых товаров, дело об административном правонарушении возбуждается таможенным орга-

184

ном ;

в случае, когда установление фактов таможенного декларирования и (или) выпуска проверяемых товаров не представляется возможным, материалы выездной таможенной проверки незамедлительно передаются соответствующим государственным органам (органам транспортной прокуратуры, органам внутренних дел (полиции), органам Роспотребнадзора, органам Рос- здравнадзора), к чьей компетенции отнесено производство по делу об административном правонарушении в конкретной ситуа-

185

ции .

В случае выявления при проведении выездной таможенной проверки признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.33 КоАП РФ, материалы

выездной таможенной проверки незамедлительно передаются ан-

186

тимонопольным органам .

В случае обнаружения в процессе проведения выездной таможенной проверки или по ее результатам признаков преступлений по статьям 146, 180 УК РФ, должностное лицо таможенного органа, обнаружившее их и обладающее полномочиями на прием сообщений о преступлениях, незамедлительно составляет рапорт об обнаружении признаков указанного преступления. Если должностное лицо, обнаружившее указанные признаки преступлений, не обладает полномочиями на прием сообщений о преступлениях, после консультации с подразделением дознания направляет докладную записку начальнику органа дознания или его заместителю. Докладная записка в обязательном порядке визируется руководителем комиссии по проведению выездной таможенной проверки и начальником подразделения ТКПВТ. К до- [11] [12]

кладной записке прилагаются материалы таможенной проверки (копии документов должны быть заверены в соответствии с требованиями правовых актов ФТС России, устанавливающих порядок делопроизводства и работы архива в таможенных органах). Докладная записка должна содержать установленные к моменту ее составления данные о месте, времени, способе содеянного и лицах, подозреваемых в преступлении, а также юридическую квалификацию деяний и сведения о проходящих по материалам товарах и местах их хранения. Начальник органа дознания или его заместитель рассматривает материалы, поступившие из подразделения ТКПВТ, дает им правовую оценку и принимает решение о составлении рапорта об обнаружении признаков преступления в порядке, предусмотренном статьей 143 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (УПК РФ). В случае отсутствия в представленных докладной запиской материалах достаточных данных, указывающих на признаки преступления, начальник органа дознания или его заместитель поручает подразделению ТКПВТ представить дополнительные документы либо направляет материалы для проведения дополнительной проверки в подразделение таможенного органа по направлению оперативно-розыскной деятельности. Должностное лицо таможенного органа, обнаружившее признаки преступления, должно принять все меры по обеспечению сохранности следов преступления и предметов, свидетельствующих о его совершении, до начала работы дознавателя. О результатах рассмотрения в порядке статей 144, 145 УПК РФ сообщения о преступлении, зарегистрированного в Книге учета сообщений о преступлениях в ходе либо по результатам выездной таможенной проверки, подразделение дознания в течение 3 (трех) рабочих дней информирует подразделение ТКПВТ. По результатам рассмотрения сообщения о преступлении начальник органа дознания или его заместитель может принять решение о передаче сообщения по подследственности в ор

 

ганы внутренних дел или в органы Следственного комитета на транспорте. Споры о подследственности уголовного дела в дан-

187

ном случае разрешает транспортный прокурор .

Должностные лица других государственных органов, в данном случае органов транспортной прокуратуры, органов внутренних дел (полиции), органов Роспотребнадзора, органов Рос- здравнадзора, антимонопольных органов и органов Следственного комитета на транспорте, могут привлекаться для участия в выездной таможенной проверке в порядке, определяемом федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также межведомственными и иными нормативными правовыми актами ФТС России и иных федеральных органов ис- [13]

188

полнительной власти . В этом случае выездная таможенная

г -189

проверка будет считаться скоординированной .

Применение результатов таможенного контроля при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию, содержащих объекты интеллектуальной собственности, позволяет выделить еще одну особенность его проведения, заключающуюся в активном использовании как механизмов внутриведомственного, так и механизмов межведомственного взаимодействия, которые, в данном случае, значительно повышают эффективность защиты прав на объекты интеллектуальной собственности таможенными органами Российской Федерации в отношении выявленных товаров по признакам нарушения прав интеллектуальной собственности.

 

[1] См.: Статьи 100, 118 Таможенного кодекса Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосу-

6 См.: Приказы ФТС России от 16.03.2011 № 578 (ред. от 31.10.2013) «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при проведении таможенного осмотра помещений и территорий», от 06.07.2012 № 1372 (ред. от

«Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при взаимодействии подразделений таможенного контроля после выпуска товаров и структурных подразделений таможенных органов при организации таможенного контроля после выпуска товаров», от 06.07.2012 № 1373 (ред. от 26.09.2014) «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при проведении таможенного контроля в форме таможенной проверки».

[3] См.: Решение Арбитражного суда Самарской области от 28 сентября 2012 г. по делу № А55-22680/2012. / Официальный сайт Федеральных арбитражных судов Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://kad.arbitr.ru/PdfDocument/f5e36f52-ad9f- 4e56-a6ef-8e4dc98f9b26/A55-22680-2012_20120928_Reshenie.pdf (дата обращения:

20.09.2015) .

[4] См.: Пункты 14-15 Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при взаимодействии подразделений таможенного контроля после выпуска товаров, правоохранительных подразделений и подразделений по противодействию коррупции таможенных органов при организации и проведении таможенной проверки, утвержденной приказом ФТС России от 17.05.2012 № 949 (ред. от 01.08.2012); пункт 41 Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при проведении таможенного контроля в форме таможенной проверки, утвержденной приказом ФТС России от 06.07.2012 № 1373 (ред. от 26.09.2014).

[5] См.: Часть 4 статьи 183, пункт 4 статьи 184 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.09.2015).

[6] См.: Статья 169 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 05.10.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.10.2015).

[7] См.: Приложение № 1 «Форма счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, и правила его заполнения» к Постановлению Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137 (ред. от 29.11.2014).

[8] См.: Перечень сведений, указываемых в отношении отдельных категорий товаров, помещаемых под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, таможенного склада, переработки на таможенной территории, переработки вне таможенной территории, временного ввоза (допуска), временного вывоза, реимпорта, реэкспорта, свободной таможенной зоны, свободного склада (Приложение № 2 к Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257 (ред. от 06.10.2015)).

[9] См.: Приказ ФТС России от 06.07.2012 № 1373 (ред. от 26.09.2014) «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при проведении таможенного контроля в форме таможенной проверки».

[10] См.: Пункт 1 часть 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 14.07.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.09.2015); Статья 171 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.09.2015).

[11] См.: Часть 3 статьи 23, статья 171 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.09.2015); Пункт 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 февраля 2011 г. № 11 «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

[12] См.: Часть 3 статьи 23, статья 171 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.09.2015).

[13] См.: Статьи 143-145, 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 13.07.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.09.2015); Часть 3 статьи 23, статья 171 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.09.2015); Раздел III «Взаимодействие подразделения таможенного контроля после выпуска товаров и подразделения по направлениям деятельности УТРД таможенного органа при организации и проведении таможенной проверки» Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при взаимодействии подразделений таможенного контроля после выпуска товаров, правоохранительных подразделений и подразделений по противодействию коррупции таможенных органов при организации и проведении таможенной проверки, утвержденной приказом ФТС России от 17.05.2012 № 949 (ред. от 01.08.2012); Приказы ФТС России от 12.01.2007 № 23 (ред. от 22.03.2012) «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и проверки в таможенных органах Российской Федерации сообщений о преступлениях» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.03.2007 № 9035), от 09.07.2014 № 1331 «Об утверждении Типовой инструкции по делопроизводству и работе архива в таможенных органах Российской Федерации».

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (06.08.2017)
Просмотров: 236 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%