В соответствии со ст. 103 Уголовно-исполнительного кодекса РФ каждый осуждённый к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. В настоящее время осуждённые привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно - правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и (или) вне их. Особенности правового регулирования труда осуждённых длительное время привлекают внимание специалистов в области как трудового, так и уголовно-исполнительного права. Вместе с тем мнения юристов по вопросу о том, нормами какой отрасли права регулируется труд осуждённых, расходятся. Так, В.Г. Малов полагал, что в этой сфере действует только уголовно-исполнительное право, допускающее, в предусмотренных им случаях и пределах, использование законодательства о труде. Аналогичного мнения придерживался Л.Я. Гинцбург, полагавший, что осуждённый состоит с исправительно-трудовым учреждением не в трудовом, а в уголовно-исполнительном правоотношении. Часто исключаются рассматриваемые отношения из сферы действия трудового права и в настоящее время. Одним из доводов в пользу этого, по мнению И.В. Алениной, является то, что трудовые отношения, например, лиц, осуждённых к лишению свободы, лишены такого важного признака, как добровольность принятия на себя обязательств на основе достигаемых с работодателем договорённостей. Более взвешенную позицию занимал Л.Г. Крахмальник, полагая, что труд осуждённых к лишению свободы регулируется обеими отраслями права. Уточняя эту позицию, А.В. Губенко отмечает, что регулирование труда осуждённых должно осуществляться посредством применения норм трудового права, учитывая особенности правового статуса лица, отбывающего наказание. Указывая на недобровольность соглашения, заключаемого между осуждённым и работодателем, И.В. Аленина, тем самым, подразумевает принудительность труда. Между тем труд лиц, отбывающих уголовное наказание, не признаётся принудительным ни международным, ни российским законодательством.
Обязательность труда осуждённых предусмотрена п. 2 ст. 71 минимальных стандартных правил обращения с осуждёнными, а в п. 3 ст. 8 Международного пакта о гражданских и политических правах работа, которые выполняют лица, находящиеся в заключении, на основании распоряжения суда, не относится к категории принудительного или обязательного труда. В ст. 4 Трудового кодекса РФ указано, что принудительный труд не включает в себя работу, выполняемую вследствие
вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров.
Отсутствие добровольности при заключении трудового договора имеет место и для лиц, осуждённых к исправительным работам, а также при назначении наказания в виде лишения права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью, когда работник вынужден увольняться с ранее занимаемой должности и подыскивать себе другую работу. Однако в рассматриваемых случаях сомнений в трудоправовом характере регулирования отношений, возникающих при осуществлении трудовой деятельности, у юристов нет.
Мнения учёных по вопросу о характере труда осуждённых существенно различаются. Так, А.Л. Ременсон полагал, что опыт многих десятилетий деятельности советских исправительно-трудовых учреждений, безусловно, доказал, что именно на путях максимального развития трудовой и общественной активности достигалась высокая эффективность исправления и перевоспитания осуждённых. Иной точки зрения придерживается З.А. Николаева, полагая, что если перестать лицемерить и отбросить все идеологические установки о том, что труд является лишь средством исправления и перевоспитания осужденных, то можно прийти к выводу, что труд осуждённых к лишению свободы в нашей стране всегда был и остается сейчас, прежде всего карой.
Согласно ст. 17 Федерального закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющие уголовные наказания в виде лишения свободы», такие учреждения и органы привлекают осуждённых к оплачиваемому труду с учетом трудоспособности и, по возможности, специальности:
в центрах трудовой адаптации осуждённых и производственных (трудовых) мастерских учреждений, исполняющих наказания;
на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно - исполнительной системы;
на объектах организаций любых организационно-правовых форм, расположенных на территориях учреждений, исполняющих наказания, и вне их;
по хозяйственному обслуживанию учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов.
В соответствии с п. 1 Примерного Положения о центре трудовой адаптации осуждённых или учебно-производственной (трудовой) мастерской учреждения исполняющего уголовные наказания в виде лишения свободы, являются структурными подразделениями учреждений, исполняющих наказания, и, следовательно, не могут являться работодателем. Отсутствие работодательской правосубъектности у центров трудовой адаптации и мастерских подтверждает и анализ части III Положения. Из всех прав и обязанностей работодателя, предусмотренных ст. 22 Трудового кодекса РФ, трудоправовой характер носят лишь требования п. 26 Положения, обязывающие центр трудовой адаптации, мастерскую, осуществлять контроль за работой осуждённых, создавать необходимые условия их труда, соответствующие правилам охраны труда, технике безопасности и производственной санитарии. Иных прав и обязанностей, вытекающих из социально-трудовых отношений, центр трудовой адаптации, мастерская, не имеют, следовательно, трудовой правосубъектностью не обладают.
Лечебно-производственные (трудовые) мастерские учреждения, исполняющего уголовные наказания в виде лишения свободы, также являются структурными подразделениями учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и реализуют требования уголовно-исполнительного законодательства в части организации профессиональной подготовки осуждённых, привлечения их к труду и закрепления у них трудовых навыков и повышения эффективности лечения осуждённых путем применения различных видов дозированного труда. Дозировка трудовой терапии должна быть индивидуальной и учитывать характер заболевания, возраст больного и возможное влияние метеорологических факторов.
Привлечение осуждённых к труду в таких мастерских, согласно п. 4 Положения, осуществляется в соответствии с трудовым и уголовно - исполнительным законодательством Российской Федерации с учётом законодательных и нормативных правовых актов, регламентирующих особенности организации труда инвалидов.
Разделом 4 Положения устанавливаются особенности правового регулирования труда лиц, работающих в лечебно-производственных (трудовых) мастерских.
Продолжительность рабочего дня осуждённых определяется в зависимости от их трудоспособности. Привлечение таких лиц к сверхурочным работам, работе в выходные дни и ночное время допускается только с их согласия и при условии, что эти работы не запрещены им по состоянию здоровья. Обязательные нормы выработки для осуждённых, проходящих трудовую терапию, не устанавливаются.
Осуждённым инвалидам должны создаваться необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации. При осуществлении трудовой терапии медицинским персоналом проводится постоянный контроль за проведением лечения. Срок прохождения трудовой терапии определяется медицинскими показаниями, целесообразность её продолжения оценивается каждые 6 месяцев заместителем начальника исправительного учреждения по лечебно-профилактической работе совместно с лечащим врачом. Представляет определённый теоретический и практический интерес определение трудоправового статуса работника - осуждённого, и работодателя, с которым он состоит в трудовых отношениях. Трудоправовой статус осуждённого носит комплексный характер. Это обусловлено тем, что на него распространяют своё действие нормы как уголовно-исполнительного, так и трудового права. При этом его трудоправовой статус тесно переплетается со статусом осуждённого, поскольку уголовно-исполнительным законодательством на осуждённого возлагается обязанность трудиться. Он реализует свои трудовые права и исполняет свои трудовые обязанности с ограничениями, предусмотренными нормами уголовно-исполнительного законодательства. В этой связи возникает вопрос о том, кто же выступает работодателем в трудовых отношениях лиц, осуждённых к лишению свободы. Центры трудовой адаптации и производственные (трудовые) мастерские, как отмечалось, являются структурными подразделениями учреждений, исполняющих наказания. Поэтому в качестве работодателей они выступать не могут. Работодателем будет являться соответствующее учреждение, исполняющее наказание.
Следственный изолятор, согласно п. 1.4 Положения о следственном изоляторе, является юридическим лицом. Федеральные государственные унитарные предприятия уголовно-исполнительной системы, организации любых организационно-правовых форм, расположенные на территориях учреждений, исполняющих наказания, и вне их, на объектах которых трудятся осуждённые, хотя и являются юридическими лицами, не могут выступать в качестве работодателей.
Об этом, во-первых, свидетельствует оговорка законодателя «на объектах организаций», а не в организациях. Во-вторых, ряд положений УИК РФ позволяет сделать вывод о том, что именно на исправительное учреждение возлагаются предусмотренные трудовым законодательство права и обязанности работодателя.
Так, п. 1 ст. 103 УИК РФ предусмотрено, что администрация исправительных учреждений обязана привлекать осуждённых к труду. В соответствии с п. 1 ст. 104 УИК РФ, продолжительность рабочего времени осуждённых к лишению свободы, правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии устанавливаются в соответствии с законодательством о труде. Время начала и окончания работы (смены) определяется графиками сменности, устанавливаемыми администрацией исправительного учреждения по согласованию с администрацией предприятия, на котором работают осуждённые.
Согласно п. 3 ст. 104 УИК РФ, время привлечения осуждённых к оплачиваемому труду засчитывается им в общий трудовой стаж. Учёт отработанного времени возлагается на администрацию исправительного учреждения. При систематическом уклонении осуждённого от выполнения работы соответствующий период времени исключается по решению администрации исправительного учреждения из его общего трудового стажа. Решение администрации исправительного учреждения может быть обжаловано осуждённым в суд.
На основании и. 4 ст. 104 УИК РФ, работающие осуждённые имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск: продолжительностью 18 рабочих дней - для отбывающих лишение свободы в воспитательных колониях; 12 рабочих дней - для отбывающих лишение 228 свободы в иных исправительных учреждениях. Указанные отпуска предоставляются с выездом за пределы исправительного учреждения или без него в соответствии со ст. 97 Кодекса. Согласно ст. 97 УИК РФ, разрешение на выезд за пределы исправительного учреждения дается начальником исправительного учреждения с учетом характера и тяжести совершённого преступления, отбытого срока, личности и поведения осуждённого.
Если привлечение осуждённых к труду осуществляется на объектах организаций, не входящих в уголовно-исполнительную систему,
расположенных на территориях учреждений, исполняющих наказания, или вне их, то, в соответствии со ст. 21 Федерального закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», между руководством учреждений, исполняющих наказания, и соответствующих организаций заключается договор (контракт),
разрабатываемый с учётом рекомендаций федерального органа уголовно - исполнительной системы.
В таком договоре обязательно предусматриваются:
количество осуждённых, выводимых на эти объекты;
заработная плата, а также средства для выплаты осуждённым необходимых пособий; специальная изоляция рабочих мест, на которых будут работать осуждённые, от остальных объектов организаций;
имущественные отношения между учреждениями, исполняющими наказания, и организациями; обеспечение безопасных условий труда работающим осуждённым, соблюдение правил и норм техники безопасности и производственной санитарии в соответствии с законодательством о труде. Перечисленные существенные условия такого договора позволяют Ю.С. Харитоновой сделать небезосновательный вывод о том, что «такая конструкция вполне могла бы быть названа классическим «персональным лизингом».
Следует отметить, что в Уголовно-исполнительном кодексе РФ термин «работодатель» отсутствует. Во всех его нормах, в которых предусмотрены права и обязанности работодателя, используется понятие администрации исправительного учреждения. Действующее трудовое законодательство наделяет трудовой правосубъектностью работодателя только физических лиц или юридических лиц (организации). Поэтому ни администрация организации, ни структурное подразделение организации, ни его филиалы или представительства в качестве работодателя выступать не могут.
Заслуживает внимания вопрос о характере правового регулирования неоплачиваемого труда осуждённых. Уголовно -исполнительный кодекс РФ предусматривает исчерпывающий перечень случаев, когда осуждённые к лишению свободы обязаны трудиться без оплаты. Согласно ст. 70 УИК РФ, регламентирующей привлечение к труду осуждённых к аресту, администрация арестного дома вправе привлекать осуждённых к работам по хозяйственному обслуживанию арестного дома без оплаты продолжительностью не более четырёх часов в неделю. Кроме того, в соответствии со ст. 106 УИК РФ, осужденные к лишению свободы, могут привлекаться без оплаты труда только к выполнению работ по благоустройству исправительных учреждений и прилегающих к ним территорий в свободное от работы время в порядке очерёдности, продолжительностью не боле двух часов в неделю. Продолжительность работ может быть увеличена по их письменному заявлению либо при необходимости проведения срочных работ постановлением начальника исправительного учреждения.
Следует также отметить, что п. 3 ст. 50 УИК РФ, предусматривающей особенности отбывания наказания в виде ограничения свободы, обязывает осуждённых участвовать без оплаты труда в работах по благоустройству зданий и территории исправительного центра в порядке очерёдности, как правило, в нерабочее время, продолжительностью не более двух часов в неделю. При этом необходимо иметь ввиду, что труд таких осуждённых, согласно ст. 53 УИК РФ, регулируется законодательством Российской Федерации о труде, за исключением правил приёма на работу, увольнения с работы, перевода на другую работу (как и при организации труда осуждённых к лишению свободы в колониях-поселениях). Помимо обязательных для осуждённых работ без оплаты труда, они могут трудиться без оплаты труда и на добровольных началах. В.А. Уткин выделяет среди такой формы организации труда: труд как вид занятости осуждённых - членов самодеятельных организаций; труд как форма реализации права на свободу вероисповедования; добровольное выполнение незанятым на производстве осуждённым отдельных поручений администрации с целью обнаружения «добросовестности» отношения к труду как критерия позитивного изменения личности осуждённого.
Анализ характера правового регулирования труда осуждённых позволяет сделать вывод о том, что их труд, преимущественно, регулируется нормами трудового права. Специфика правового опосредования труда, определяемая тем или иным видом наказания, назначенного осуждённому, закреплена нормами уголовно-исполнительного права. В зависимости от вида наказания изменяется и объём субсидиарного применения норм уголовноисполнительного права. Если при назначении наказания в виде исправительных работ он минимален, то по мере ужесточения меры наказания он увеличивается - начиная с приведённых ограничений применения норм института трудового договора (приём на работу, перевод, увольнение) и заканчивая легальным отказом от применения института оплаты труда.
Среди всех споров, возникающих в связи с трудовой деятельностью осуждённых, УИК РФ прямо предусматривает в ст. 104 лишь споры, возникающие по поводу решения администрации исправительного учреждения об исключении из трудового стажа осуждённого времени, в течение которого он систематически уклонялся от выполнения работы. Такие споры могут быть рассмотрены в судебном порядке. Сужение конституционного права осуждённых на судебную защиту их трудовых прав едва ли оправдано.
Осуждённые имеют, в том числе, право на самозащиту, предусмотренное ст. 379 Трудового кодекса РФ, путём отказа от работы в тех, например, случаях, если это угрожает их жизни и здоровью. Поэтому представляется целесообразным дополнить УИК РФ нормой о том, что осуждённые имеют право на рассмотрение судом дел, возникающих из трудовых отношений в части, не противоречащей уголовно-исполнительному законодательству.
В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права осужденных ограничены УИК РФ, они привлекаются к труду не по своему волеизъявлению, а в соответствии с требованиями уголовноисполнительного законодательства, на них не распространяются нормы трудового законодательства, регулирующие порядок приема на работу, увольнения с работы, перевода на другую работу, с ними не заключаются трудовые договоры.
Продолжительность рабочего времени осужденных к лишению свободы, правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде. Время начала и окончания работы (смены) определяется графиками сменности, устанавливаемыми администрацией исправительного учреждения по согласованию с администрацией предприятия, на котором работают осужденные.
Графики сменности составляются с учетом местных условия, характера производства, времени года (особенно для выполнения сельскохозяйственных работ или работ по лесозаготовкам). Графики сменности, определяющие время начала и время окончания работы (смены), согласовываются с администрацией предприятия на котором работают осужденные.
Начальниками исправительных учреждений с учетом условий труда устанавливается порядок поведения осужденных на производственных объектах, проведения инструктажа начальниками цехов (участков) или мастерами, подведения итогов работы, сдачи рабочих мест.
С учетом характера работ, выполняемых осужденными, содержащимися в исправительных учреждениях и тюрьмах, допускается суммированный учет рабочего времени. Как правило, такой суммированный учет рабочего времени допускается в пределах и объеме рабочей недели и месяца.
На осужденных к лишению свободы законодательство РФ о труде распространяется лишь в части материальной ответственности, продолжительности рабочего времени (дифференцируется в зависимости от возраста осужденных, их трудоспособности, условий труда и других условий), правил охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии, оплаты труда.
Оплата труда осужденных к лишению свободы регулируется действующим законодательством Российской Федерации о труде без всяких ограничений и изъятий. Размер оплаты труда осужденных, отработавших полностью определенную на месяц норму рабочего времени и выполнивших установленную для них норму, не может быть ниже установленного минимального размера оплаты труда. Оплата труда осужденного при неполном рабочем дне или неполной рабочей неделе производится пропорционально отработанному осужденным времени или в зависимости от выработки.
Осужденные к лишению свободы могут также привлекаться без оплаты труда. В настоящее время осужденные к лишению свободы привлекаются без оплаты труда только к выполнению работ по благоустройству ИУ и прилегающих к ним территорий. Ранее они могли привлекаться еще и к вспомогательным работам по обеспечению ИУ продовольствием. Кроме того, содержалось запрещение привлекать осужденных без оплаты труда к работам, связанным с сооружением, ремонтом охранных сооружений (за исключением случаев разрушения охранных сооружений в результате стихийных бедствий, а также в лесных ИУ). Сегодня все подобные работы могут быть в основном оплачиваемыми, за исключением работ по благоустройству.
Если основная масса осужденных к выполнению бесплатных работ привлекается в обязательном порядке и отказаться от их выполнения не может, то осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, осужденные мужчины старше 60 лет и осужденные женщины старше 55 лет, осужденные беременные женщины привлекаются к работе без оплаты труда только по их желанию. Законом определена и продолжительность таких работ - не более двух часов в неделю. Однако по письменному заявлению осужденных продолжительность таких работ может быть увеличена (хотя закон и не устанавливает размер увеличения времени работ, но это должно быть в разумных пределах - по крайней мере, не более чем еще на два часа). Увеличивать время таких работ может начальник ИУ в случае их срочности.
К указанным работам осужденные привлекаются в порядке очередности в свободное от основной работы время. С учетом того, что значительная часть осужденных ныне не занята производительным трудом, они могут работать по своему желанию в свободное время в соответствии с распорядком дня, благоустраивая ИУ и прилегающую к нему территорию; продолжительность такой добровольной работы определяется самими осужденными. В случае срочности проведения таких работ они могут быть организованы и проведены на основании постановления начальника ИУ; это может быть сделано и без согласия осужденного.
В общий трудовой стаж включается фактически проработанное время при выполнении трудовых заданий и добросовестном отношении к труду. При систематическом уклонении и отказе (два и более раз в течение месяца) осужденного от выполнения трудовых заданий и/либо его отсутствии на рабочем месте в течение 3 часов подряд в смену соответствующий период времени (месяц или день) не включается в общий трудовой стаж.
Общий трудовой стаж устанавливается по документам, выданным администрацией исправительно-трудового учреждения, а при ликвидации последнего - вышестоящей организацией системы исполнения наказаний.
В общий трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии, засчитывается время, фактически отработанное осужденными к лишению свободы на оплачиваемых работах, независимо от объекта и характера труда. Привлечение осужденных в порядке очередности к выполнению работ по благоустройству исправительных учреждений и прилегающих к ним территорий без оплаты труда при этом не учитывается.
Учет отработанного осужденными времени осуществляется администрацией исправительного учреждения. Порядок учета времени работы осужденных в период отбывания наказания в виде лишения свободы, засчитываемого в общий трудовой стаж, устанавливается ведомственными нормативными правовыми актами.
В общий трудовой стаж не засчитывается время, в течение которого осужденный систематически (два или более раз на протяжении месяца) уклонялся от выполнения работы. Поскольку учет отработанного времени производится по итогам календарного года, соответствующий период времени исключается из его общего трудового стажа при подведении итогов.
Решение об исключении из общего трудового стажа осужденного периода уклонения его от работы принимается администрацией исправительного учреждения. Если осужденный не согласен с указанным решением, он может в установленном законом порядке (ч. 4 ст. 12 УИК РФ) обратиться в суд с жалобой на действия администрации.
Также уголовно-исполнительным законодательством устанавливается право работающих осужденных на ежегодный оплачиваемый отпуск. С учетом характера и тяжести совершенного преступления, отбытого срока, личности и поведения осужденного отпуск может быть предоставлен с выездом за пределы исправительного учреждения или без него. Разрешение на выезд дается начальником исправительного учреждения. Порядок реализации осужденными права на длительный выезд за пределы мест лишения свободы на время ежегодного оплачиваемого отпуска определяется в соответствии со ст. 97 УИК РФ Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и другими ведомственными нормативными правовыми актами.
Отпуск предоставляется после отработки осужденным на оплачиваемых работах в период отбывания наказания в виде лишения свободы времени, установленного трудовым законодательством для предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска. При этом время содержания осужденного в помещении камерного типа, едином помещении камерного типа и одиночной камере в указанный срок не засчитывается.
Продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска составляет 18 рабочих дней для осужденных, отбывающих лишение свободы в воспитательных колониях, и 12 рабочих дней для остальных категорий осужденных. Вместе с тем законодатель предусмотрел поощрительно - компенсационную норму, в соответствии с которой осужденным, перевыполняющим нормы выработки или образцово выполняющим установленные задания на тяжелых работах, на работах с вредными или опасными условиями труда, на предприятиях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также осужденным, имеющим право работать по их желанию, продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска может быть увеличена до 18 рабочих дней, а несовершеннолетним осужденным - до 24 рабочих дней. Решение об увеличении продолжительности отпуска принимается администрацией исправительного учреждения.
Осужденные, получающие заработную плату, и осужденные, получающие пенсию, возмещают стоимость питания, одежды и коммунально-бытовых услуг, кроме стоимости специального питания и специальной одежды. С осужденных, уклоняющихся от работы, указанные расходы удерживаются из средств, имеющихся на их лицевых счетах.
Возмещение осужденными расходов по их содержанию производится после удержания алиментов, подоходного налога, отчислений в Пенсионный фонд Российской Федерации и иных обязательных отчислений. Удержания по исполнительным листам или другим исполнительным документам производятся из оставшейся суммы в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (ст.107 УИК РФ).
Правовыми основаниями удержания сумм со счета осужденного является ст. 107 Уголовно-исполнительного кодекса РФ.
Статья 107 УИК РФ устанавливает очередность удержаний, производимых из заработной платы осужденных, пенсии или иных доходов. В настоящее время в первую очередь производятся удержания алиментов, подоходного налога, отчисления в Пенсионный фонд РФ и иные обязательные отчисления. Затем удерживаются стоимость питания, одежды и коммунально-бытовых услуг. Из оставшейся суммы производятся удержания по исполнительным листам или другим исполнительным документам в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством РФ.
Действующие нормы приводят к тому, что после возмещения расходов на содержание осужденного денежных средств на погашение ущерба потерпевшему, как правило, не остается, о чем свидетельствуют многочисленные жалобы граждан и их иски в суд.
Вместе с тем в ст. 52 Конституции РФ указано, что права потерпевших от преступлений охраняются законом и государство обеспечивает им компенсацию причиненного ущерба. Статьей 111 Закона об исполнительном производстве установлено, что удовлетворение требований по взысканию алиментов, возмещению вреда, причиненного здоровью, возмещению вреда в связи со смертью кормильца, а также требований о компенсации морального вреда производится в первую очередь.
Таким образом, сложилась ситуация, когда, с одной стороны, государство приняло на себя обязательство обеспечивать потерпевшим от преступлений компенсацию причиненного ущерба, с другой стороны, деньги, которые могли бы пойти на эти цели, поступают в федеральный бюджет, а компенсация потерпевшим производится по остаточному принципу.
В связи с этим Федеральным законом от 17.12.2009 № 325-ФЗ ч. 2 ст. 107 УИК РФ изложена в новой редакции, в соответствии с которой возмещение осужденными расходов по их содержанию производится после удовлетворения всех требований взыскателей в порядке, установленном Законом об исполнительном производстве.
Одновременно внесены изменения в ч. 2 ст. 100 Закона об исполнительном производстве. Согласно новой редакции указанной статьи взыскание по исполнительным документам обращается на заработную плату, пенсию или иные доходы граждан, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, в том числе лечебных исправительных учреждениях, лечебно - профилактических учреждениях, а также в следственных изоляторах при выполнении ими функций исправительных учреждений в отношении указанных граждан.
Учитывая, что сумма, подлежащая удержанию, может превышать доходы осужденного, в исправительных учреждениях установлен гарантируемый минимум получения им заработной платы, пенсии или иных доходов независимо от любых удержаний. При этом для осужденных, имеющих право трудиться по их желанию, и наиболее социально незащищенных категорий осужденных этот гарантируемый минимум увеличен вдвое.
Так, на лицевой счет осужденных зачисляется не менее 25% начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов. На лицевой счет осужденных мужчин старше 60 лет, осужденных женщин старше 55 лет, осужденных, являющихся инвалидами первой или второй группы, несовершеннолетних осужденных, осужденных беременных женщин, осужденных женщин, имеющих детей в домах ребенка исправительного учреждения, соответственно зачисляется не менее 50% начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов.
Главной задачей законодательной власти Российской Федерации является соответствие современной государственной политике не только в области регулирования труда осужденных к лишению свободы, но прежде всего в организации производства в целом по стране. Иначе проблему трудоустройства осужденных будет решить очень сложно как во время отбывания наказания, так и после освобождения. Необходимо изыскивать все возможные пути для обеспечения занятости осужденных и получения ими профессий, которые будут востребованы после освобождения. Это позволит существенно снизить уровень рецидивной преступности и поможет осужденному обрести новую жизнь после освобождения.
Одним из принципов организации труда является создание бригад осужденных. Бригады осужденных создаются приказом администрации исправительного учреждения по представлению администрации производственного участка. В бригадах соединяют рабочих одинаковых или различных профессий, совместно выполняющих производственное задание.
Бригады формируются в соответствии с требованиями технологической схемы производства, объема выполняемых работ и возможности совмещения взаимозаменяемых операций. Квалификационный состав осужденных к лишению свободы определяется в соответствии и со сложностью работы по Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих.
В бригадах назначается бригадир из числа осужденных, твердо вставших на путь исправления, имеющих высокую производительность труда и обладающих организаторскими способностями. Бригадир является организатором работ и связующим звеном между администрацией производственного участка и коллективом бригады. Назначение и освобождение бригадира производиться приказом начальником ИУ по представлению администрации производственного участка или начальника цеха.
Бригадам осужденных утверждаются ежемесячные и сменные плановые задания по выпуску продукции определенного объема и номенклатуры, а так же средние проценты выполнения норм выработки на месяц.
Плановые задания устанавливаются начальником исправительного учреждения в соответствии с объемом выпускаемой продукции и установленными на данную продукцию нормами выработки.
В соответствии со статьей 102 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и статьей 238 Трудового кодекса Российской Федерации - осужденные несут материальную ответственность за сохранность материальных ценностей и конечный результат труда. Учет конечного результата труда осужденных осуществляется по завершенности изготавливаемой продукции, принятой отделом технического контроля (ОТК). Учетчики ежедневно рассчитывают индивидуальный процент выполнения норм выработки осужденных к лишению свободы и выводят средний процент индивидуального выполнения норм выработки за месяц.
Оптимальные формы организации труда и зоны обслуживания выбираются с учетом психофизиологических и экономических факторов. Преимущество следует отдать такой организации труда, которая обеспечивает:
-расширение трудовых функций, возможности для роста квалификаций;
-организация рабочих мест, способствующая устранению монотонности труда;
-ритмичность трудовых процессов;
-уменьшение расстояний перехода рабочих;
-снижение нервного напряжения у рабочих;
-достижение наименьших суммарных затрат на производство продукции.
При дефиците рабочей силы предпочтительными, как правило, будут организация труда и зоны обслуживания, обеспечивающие наиболее высокую производительность труда.
При дефиците оборудования, входящего в состав рабочих мест, преимущество следует отдавать организации труда и зонам обслуживания, обеспечивающим более полное использование оборудования.
На производственных участках, где уместны механизированные рабочие места, обслуживание может выполнять один рабочий, путем обхода ряда оборудования. Для упрощения обхода используется циклическая и нециклическая система.
Нециклическая система характеризуется случайным потоком требований на обслуживание, а циклическая - постоянным потоком требований. При циклическом обслуживании рабочий последовательно выполняет приемы вспомогательной работы, переходя от места к месту. При нециклическом обслуживании рабочий подходит к тому оборудованию (месту), на котором закончилась работа или рабочее место требует обслуживания, независимо от расположения оборудования на участке.
Циклическое обслуживание применяется на поточных линиях и на рабочих местах, где имеется оборудование с одинаковым или близким по величине временем обслуживания.
При значительных различиях оперативного времени могут применяться сложные циклы: к части обслуживаемого оборудования совершается один подход, к другой чисти - несколько подходов в течение одного цикла.
Нециклическое обслуживание имеет место, если поток требований на обслуживание подчиняется закономерностям случайных процессов. При нециклическом обслуживании возникают такие моменты, когда, например, на одном или нескольких обслуживаемых местах закончилась машинная работа, в то время как рабочий занят обслуживанием другого места. При этом оборудования в течение одних отрезков времени ожидают обслуживания, а в течение некоторых других рабочий имеет свободное время.
Зоны обслуживания могут быть постоянными или постоянными с резервными. Наличие резервной зоны позволяет при временном отсутствии закрепленного рабочего обеспечить частичное использование имеющегося в ней оборудования.
Если в условиях массового производства имеется группа оборудования, и на каждом оборудовании в течение длительного периода времени выполняется одна технологическая операция, но продолжительность операции неодинакова, то возможно применение как циклической, так и нециклической системы обслуживания.
При определении оптимальности циклической системы обслуживания следует учитывать факторы:
1. Циклическое обслуживание создает предпосылки для ритмичности работы и снижения нервного напряжения, что способствует росту производительности труда и снижению утомляемости.
2. При циклическом обслуживании могут быть эффективно использованы замкнутые маршруты, сокращающие расстояние переходов.
Повышение эффективности производства в условиях нециклического обслуживания может быть достигнуто путем установления определенной последовательности подходов к рабочим местам или оборудованию. Поскольку нециклическое обслуживание не связано с общим ритмом работы, приоритеты в обслуживание целесообразно устанавливать с учетом отношения времени к потерям, связанным с простоем оборудования в ожидании обслуживания.
В условиях поточного производства расчет норм обслуживания, расстановка рабочих проводится в комплексе с организационными и техническими мероприятиями, направленными на повышение степени технологической и организационной синхронизации и обеспечивающими в конечном результате оптимальную норму обслуживания.
Для таких расчетов, прежде всего, следует знать время ритма - среднего промежутка времени между выпуском единицы продукции. Величина ритма определяется в зависимости от принятой системы обслуживания.
Если ряд оборудования имеет равную или близкую по величине производительность, то более выгодна циклическая система обслуживания. При значительной разнице в производительности оборудования, выполняющей последующие технологические операции, лучшие результаты дает нециклическое обслуживание.
При осуществлении функции наладки и подналадки оборудования наладчиками обеспечивается лучшее использование оборудования, чем при осуществлении этих функций рабочими. Кроме того, при такой организации труда лучше используется рабочая сила по квалификации: на
высококвалифицированных рабочих, подготовленных для выполнения наладочных работ, не возлагается выполнение оперативной работы, не требующей высокой квалификации.
Лучшим следует считать разделение труда, при котором рабочий и наладчик имеют наряду с раздельными часть общих функций. Возможности выполнения одних и тех же функций двумя рабочими позволяют уменьшить простои оборудования вследствие совпадения необходимости обслуживания и улучшить использование рабочего времени. Вместе с тем освоение рабочими функций подналадки повышает содержательность их труда, создает возможности для роста квалификации.
При индивидуальной работе неизбежны значительные простои оборудования, связанные с совпадением необходимости обслуживания одновременно нескольких рабочих мест. Коллективная форма обслуживания позволяет в значительной мере снизить простои оборудования при совпадении необходимости обслуживания нескольких рабочих мест.
Индивидуальная организация труда рабочих может оказаться целесообразной при циклическом обслуживании оборудования, а также при нециклическом обслуживании, если наличный парк оборудования не позволяет создать зону обслуживания, достаточную для организации рабочего места бригады. В последнем случае целесообразно, чтобы один рабочий выполнял все функции оперативной работы, наладки и подналадки оборудования.
В остальных случаях преимущество имеет коллективная форма организации труда.
Специализированными организациями разработаны сборники, в которых отражены нормы и нормативы на выполнение рабочих операций. Нормы разработаны с использованием данных хронометража, материалов, содержащих результаты обработки информации, представленных предприятиями, анализа затрат труда по видам работ и оборудования.
На лесозаготовительных и деревообрабатывающих предприятиях
рекомендовано использовать:
-единые нормы выработки на основные лесозаготовительные работы, лесопиление, шпалопиление, деревообработку (Госкомтруд СССР и ВЦСПС 1987-1990 гг.);
-единые нормы выработки и расценки на лесозаготовительные работы (Центральное бюро нормативов по труду Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам, Москва, 1989);
-нормы выработки на подготовительные, вспомогательные и хозяйственные работы на лесозаготовках (ЦНИИМЭ, Лесная промышленность, Москва, 1986);
-нормы выработки на лесопильные работы и деревообработку (МВД СССР, главное управление лесных исправительно-трудовых учреждений, Центральное нормативно-исследовательское бюро, Москва, 1984);
-сборник норм времени на производство ящичной тары, кабельных барабанов и норм обслуживания вспомогательных рабочих предприятий МВД СССР выпускающих тарную продукцию (Москва, 1979);
-нормы выработки на лесопильные работы и деревообработку (Москва,
1984);
-межотраслевые нормы выработки, времени и нормативы численности на подготовительные и вспомогательные работы в лесозаготовительном производстве (Минтруд РФ, Центральное бюро нормативов по труду при Всероссийском центре Производительности труда, 1988);
типовые нормы выработки и времени на лесопильные работы (одноэтажные лесопильные рамы и круглопильные станки) (Центральное бюро нормативов по труду Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам, 1989);
-нормы выработки на переработку отходов лесопиления и деревообработки (МВД СССР, ГУЛИТУ, Центральное нормативно - исследовательское бюро, 1984);
-единые нормы выработки и времени на вагонные, автотранспортные и складские работы (Центральное бюро нормативов по труду при Всесоюзном научно-методическом центре по организации труда и управлении производством Госкомтруда СССР, Москва, 1987).
-методические рекомендации по расчету норм времени на изготовление тарной дощечки из дровяной древесины и отходов лесопиления на деревообрабатывающих станках (ГУИД ЦНИР, МВД РСФСР, Москва, 1990);
-методические рекомендации по расчету норм времени (выработки) и численности вспомогательных рабочих, занятых на транспортно - погрузочных (разгрузочных) и складских работах в деревообработке (ГУИД ЦНИР, МВД РСФСР, Москва, 1990).
На швейных предприятиях УИС рекомендовано использовать:
-сборник внутриведомственных норм материальных и трудовых затрат на изготовление основных видов швейных изделий для сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (ФБУ НИИИпТ Ивановский филиал, Иваново, 2010);
-сборник нормативов времени по видам работ и оборудования при пошиве форменной одежды военнослужащих, спецодежды, белья и других швейных изделий на предприятиях УИС (Минюст России, ЦНИЛ «Комплекс», Иваново, 1999);
-сборник нормативов и норм времени на выполнение операций подготовительно-раскройного производства для швейных предприятий УИС (Минюст России, ЦНИЛ «Комплекс», Иваново, 1999);
-методика изучения затрат рабочего времени на предприятиях ИТУ (МВД СССР, ГУИТУ ЦНИЛ по труду, Москва, 1983);
-единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих. «Выпуск 46. Швейное производство» (утв. Постановлением Минтруда Российской Федерации от 3 июля 2002 г. № 47).
На предприятиях металлообработки и машиностроения рекомендовано
использовать:
-общемашиностроительные нормативы времени на слесарно - инструментальные работы, выполняемые на станках и вручную (ЦБН по труду при НИИ труда Госкомитета СССР - М., 1981);
-общемашиностроительные нормативы времени на газовую сварку (ЦБН по труду при НИИ труда Госкомитета СССР- М., 1989);
-общемашиностроительные типовые нормативы времени на
изготовление штампов и прессформ (ЦБН по труду при НИИ труда
Госкомитета СССР - М., 1984);
-общемашиностроительные нормативы времени на слесарные работы по ремонту оборудования (ЦБН по труду при НИИ труда Госкомитета СССР - М., 1973);
-общемашиностроительные типовые нормативы времени на
изготовление вспомогательного инструмента (ЦБН по труду при НИИ труда Госкомитета СССР - М., 1977);
-общемашиностроительные типовые нормативы времени на
изготовление штампов холодной штамповки (ЦБН по труду при НИИ труда Госкомитета СССР- М., 1982);
-общемашиностроительные нормативы времени на холодную штамповку, обрезку и резку (ЦБН по труду при НИИ труда Госкомитета СССР - М., 1973);
-общемашиностроительные нормы времени на заготовительные работы по металлоконструкциям (ЦБН по труду при НИИ труда Госкомитета СССР, М., 1984);
-общемашиностроительные нормы времени на горячую штамповку (ЦБН по труду при НИИ труда Госкомитета СССР, М., 1971);
-общемашиностроительные нормы времени на слесарно-сборочные работы при сборке металлоконструкций под сварку (ЦБН по труду при НИИ труда Госкомитета СССР- М., 1972);
-общемашиностроительные нормы времени на слесарно-сборочные работы по сборке машин (ЦБН по труду при НИИ труда Госкомитета СССР, М., 1984);
-общемашиностроительные укрупненные нормативы времени на
работы, выполняемые на металлорежущих станках (токарные, фрезерные, строгальные, зуборезные, зубодолбежные, шлифовальные) (ЦБН по труду при НИИ труда Госкомитета СССР, М., 1974);
-общемашиностроительные укрупненные нормативы времени на
работы, выполняемые на малогабаритных металлорежущих станках (ЦБН по труду при НИИ труда Госкомитета СССР, М., 1986);
-общемашиностроительные нормативы времени на изготовление
цилиндрических пружин (ЦБН по труду при НИИ труда Госкомитета СССР, М., 1987);
-общемашиностроительные укрупненные нормативы времени на
дуговую сварку в среде защитных газов (НИИ технологии судостроения, М., 1987);
-общемашиностроительные нормативы времени на контактную сварку (ВНИИЭСО Министерства электротехнической промышленности 1989);
-общемашиностроительные нормативы вспомогательного времени на термическую обработку металла в печах, ваннах и установках ТВЧ (ЦБН по труду при НИИ труда Госкомитета СССР - М., 1988);
-общемашиностроительные нормативы времени на лакокрасочные покрытия (ЦБН по труду при НИИ труда Госкомитета СССР, М., 1983);
-общемашиностроительные нормативы времени на работы, выполняемые по выплавляемым моделям (ЦБН по труду при НИИ труда Госкомитета СССР, М., 1982);
-ЕНиР сборник Е22. Сварочные работы. (Госстрой СССР - М., 1988); -ЕНиР сборник В6. Монтаж технологического оборудования промышленных предприятий. Выпуск 3. Нагревательные и термические печи прокатных цехов. (Госстрой СССР - М., 1988).
-общемашиностроительные укрупненные нормативы времени на работы, выполняемые на металлорежущих станках (ЦБН по труду при НИИ труда Госкомитета СССР - М., 1975 -1998);
-общемашиностроительные нормативы времени для технического нормирования работ на шлифовальных станках (ЦБН по труду при НИИ труда Госкомитета СССР- М., 1986);
-общемашиностроительные нормативы на холодную штамповку, резку, высадку и обработку (запорожский проектно-конструкторский и технологический институт, 1978г).
Для удобства применения материалов по нормированию труда, рекомендовано рассмотреть примеры по расчету норм времени и выработки, которые приведены в сборниках:
-методические рекомендации по расчету норм времени на изготовление тарной дощечки из дровяной древесины и отходов лесопиления на деревообрабатывающих станках (ГУИД ЦНИР, МВД РСФСР, Москва, 1990);
-сборник нормативов времени по видам работ и оборудования при пошиве форменной одежды военнослужащих, спецодежды, белья и других швейных изделий на предприятиях УИС (Минюст России, ЦНИЛ «Комплекс», Иваново, 1999);
-методические рекомендации по расчету норм времени (выработки) и численности вспомогательных рабочих, занятых на транспортнопогрузочных (разгрузочных) и складских работах в деревообработке (ГУИД ЦНИР, МВД РСФСР, Москва, 1990).
В соответствии со статьей 91 Трудового кодекса Российской Федерации нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается для работников, не достигших совершеннолетнего возраста и работников, являющихся инвалидами I или II группы инвалидности, - не более 35 часов в неделю, для работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, - не более 36 часов в неделю.
Нормативы времени на отдых, необходимы для поддержания работоспособности на протяжении всего рабочего дня, зависят от условий, в которых выполняется работа.
Наиболее правильная, объективная оценка условий труда может быть произведена, если оценивать условия выполнения работы по определенным, заранее установленным факторам утомляемости.
Фактором утомляемости являются те элементы производственной среды, которые оказывают влияние на изменение работоспособности работника в течение рабочего дня. При определении времени на отдых рекомендуется учитывать, только основные, определяющие факторы утомляемости:
физические усилия;
нервное напряжение;
темп работы;
рабочее положение;
монотонность работы;
температура, влажность, тепловое излучение в рабочей зоне;
производственный шум;
вибрация, вращения и толчки;
освещение;
загрязненность воздуха.
Институтом труда разработана методика определения нормативов времени на отдых в зависимости от факторов утомляемости, которая рекомендуется для применения - «Определение нормативов времени на отдых и личные надобности». Межотраслевые методические рекомендации, Москва, НИИ труда (утверждены Госкомтруда СССР, 1983 г.).
Все факторы в методике дифференцированы по степени влияния на утомляемость работника, даются их характеристики, и величины времени на отдых в процентах от оперативного времени и в абсолютных величинах, по каждому фактору в зависимости от его значений.
При определении времени на отдых следует учитывать воздействие только тех факторов утомляемости, наличие которых на рабочих местах непосредственно связано с установленной технологией выполнения работы.
|