Производство, продажа или ввоз на территорию Российской Федерации фальсифицированных лекарственных средств, либо производство, реализация или ввоз на территорию Российской Федерации фальсифицированных медицинских изделий, либо продажа или ввоз на территорию Российской Федерации контрафактных лекарственных средств, либо реализация или ввоз на территорию Российской Федерации контрафактных медицинских изделий, либо оборот фальсифицированных биологически активных добавок, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 70 000 (семидесяти тысяч) до 100 000 (ста тысяч) рублей; на должностных лиц - от 100 000 (ста тысяч) до 600 000 (шестисот тысяч) рублей; на индивидуальных предпринимателей - от 100 000 (ста тысяч) до 600 000 (шестисот тысяч) рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 (девяноста) суток; на юридических лиц - от 1 000 000 (одного миллиона) до 5 000 000 (пяти миллионов) рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 (девяноста) суток[1].
Следует отметить, что статья 6.33 является нововведением в КоАП РФ[2] [3].
Положениями законодательства Российской Федерации о таможенном деле предусмотрено, что таможенные органы проводят таможенный контроль товаров, содействуют осуществлению мер по защите жизни и здоровья человека, интересов потребителей товаров, ввозимых в Российскую Федерацию . В этой связи должностные лица таможенных органов уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях не по всем составам административных правонарушений, предусмотренным частью 1 статьи 6.33 КоАП РФ, а только в пределах своей компетенции - по правонарушениям, связанным с ввозом на территорию Российской Федерации фальсифицированных лекарственных средств, фальсифицированных медицинских изделий, фальсифицированных биологически активных добавок, контрафактных лекарственных средств, контрафактных медицинских изделий. В случае выявления должностными лицами таможенных органов данных, указывающих на наличие события иных административных правонарушений (производство, продажа, реализация), предусмотренных частью 1 статьи 6.33 КоАП РФ, такие материалы должны быть направлены в органы Росздравнадзора или в органы Роспотребнадзора с учетом их компетенции, установленной пунктами 18, 19, 63 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ .
Предметами административного правонарушения могут являться:
- фальсифицированные медицинские изделия;
- контрафактные медицинские изделия;
- фальсифицированные биологически активные добавки;
- фальсифицированные лекарственные средства;
- контрафактные лекарственные средства.
Для определения целей, связанных с защитой прав на объекты интеллектуальной собственности, в данном случае следует отличать понятие «контрафакт» от понятия «фальсификат» («fal- sus» (от лат.) - ложный и «facio» (от лат.) - делаю) исходя из следующих положений закона:
- понятия «контрафактные материальные носители» и «контрафактные товары» определены в четвертой части ГК РФ[4] [5];
- понятие «фальсифицированное медицинское изделие» означает медицинское изделие, сопровождаемое ложной информацией о его характеристиках и (или) производителе (изготовителе) ;
- понятие «контрафактное медицинское изделие» означает медицинское изделие, находящееся в обороте с нарушением гражданского законодательства[6] [7] [8];
- понятие «фальсифицированные биологически активные добавки» означает биологически активные добавки, умышленно измененные (поддельные) и (или) имеющие скрытые свойства и качества, информация о которых является заведомо неполной или недостоверной ;
- понятие «фальсифицированное лекарственное средство» означает лекарственное средство, сопровождаемое ложной информацией о его составе и (или) производителе[9] [10];
- понятие «контрафактное лекарственное средство» означает лекарственное средство, находящееся в обороте с нарушени-
214
ем гражданского законодательства .
Таим образом, исходя из вышеуказанных понятий в совокупности, решением задачи по защите прав на объекты интеллектуальной собственности будет являться выявление таможенными органами только контрафактных медицинских изделий и контрафактных лекарственных средств. В этом случае часть 1 статьи 6.33 КоАП РФ является специальным составом по отношению к общим нормам - частям 1 и 2 статьи 14.10 КоАП РФ[11].
Учитывая, что вышеуказанная продукция относится к категории, изъятой из оборота, необходимо рассмотреть вопрос об изъятии таких товаров в порядке статьи 27.10 КоАП РФ с целью решения вопроса об их судьбе судом. Вместе с тем, санкция, определенная частью 1 статьи 6.33 КоАП РФ, не предусматривает возможности применения такого вида наказания, как конфискация контрафактных товаров. Тем самым, с учетом положений, содержащихся в части 3 статьи 3.7, пункте 2 части 3 статьи 29.10 КоАП РФ, пункте 4 статьи 1252 и пункте 2 статьи 1515 ГК РФ, если в ходе рассмотрения в суде дела о привлечении лица к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 6.33 КоАП РФ, установлено, что вещи, явившиеся предметом административного правонарушения и изъятые в рамках принятия мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, являлись контрафактной продукцией, то в резолютивной части решения суда должно указываться, что эти вещи как вещи, изъятые из оборота, подлежат уничтожению за счет нарушителя. В соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренные частью 1 статьи 6.33 КоАП РФ, совершенные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, рассматривают судьи арбитражных судов, а дела об административных правонарушениях, возбужденные в отношении физических лиц, - мировые судьи; если производство по делу об административном правонарушении, возбужденному в отношении физического лица, осуществлялось в форме административного расследования - рассмотрение проводят судьи рай-
216
онных судов .
Правообладатель является потерпевшим по смыслу статьи 25.2 КоАП РФ.
Действия, образующие объективную сторону части 1 статьи 6.33 КоАП РФ, квалифицируются как административное правонарушение, если не содержат признаков преступления, предусмотренного статьей 238.1 УК РФ, согласно которой уголовно наказуемыми являются деяния в сфере обращения фальсифицированных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и оборота фальсифицированных биологически активных добавок, в случае если их стоимость превышает 100 000 (сто тысяч) рублей. При этом следует учитывать, что обращение контрафактных лекарственных средств и медицинских изделий не охватывается диспозицией статьи 238.1 УК РФ, а квалифицируется по статье 180 УК РФ[12] [13] [14]. В противном случае, если деяниями виновного, формально подпадающими под действие статьи 180 УК РФ, причинен ущерб, не превышающий пределы крупного размера, содеянное может повлечь за собой гражданско-правовую или административную ответственность по части 1 статьи 6.33 КоАП РФ . В случае выявления признаков преступления, предусмотренного статьей 180 УК РФ, сообщение о преступлении регистрируется в Книге учета сообщений о преступлениях и, в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, передается по подследственности в органы внутренних дел (полиции) или в органы Следственного комитета на транспорте согласно их компетенции. Споры о подследственности уголовного дела, в данном случае, разрешает транспортный прокурор .
[1] Там же. Часть 1 статьи 6.33.
[2] См.: Федеральный закон от 31.12.2014 № 532-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия обороту фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и фальсифицированных биологически активных добавок».
[3] См.: Подпункты 1, 9 части 1 статьи 12 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.09.2015).
[4] См.: Письмо ФТС России от 23 апреля 2015 г. № 18-12/19529 «О применении статьи 6.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
[5] См.: Пункт 4 статьи 1252, пункт 1 статьи 1515 Гражданского кодекса Российской
Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 13.07.2015).
[6] См.: Пункт 12 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 30.09.2015) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015).
[7] См.: Там же. Пункт 14 статьи 38.
[8] См.: Статья 1 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О качестве и безопасности пищевых продуктов».
[9] См.: Пункт 37 статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ (ред. от
«Об обращении лекарственных средств» (с изм. и доп., вступ. в силу с
24.07.2015) .
[10] См.: Там же. Пункт 39 статьи 4.
[11] См.: Письмо ФТС России от 23 апреля 2015 г. № 18-12/19529 «О применении статьи 6.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
[12] См.: Пункт 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 февраля 2011 г. № 11 «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»; Письмо ФТС России от 23 апреля 2015 г. № 18-12/19529 «О применении статьи 6.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
[13] Письмо ФТС России от 23 апреля 2015 г. № 18-12/19529 «О применении статьи 6.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
[14] Пункт 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.04.2007 № 14 «О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного
знака».
|