Ввоз, продажа, сдача в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными в соответствии с законодательством Российской Федерации об авторском праве и смежных правах либо на экземплярах произведений или фонограмм указана ложная информация об их изготовителях, о местах их производства, а также об обладателях авторских и смежных прав, а равно иное нарушение авторских и смежных прав в целях извлечения дохода, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.33 КоАП РФ, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 500 (одной тысячи пятьсот) до 2 000 (двух тысяч) рублей с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения; на должностных лиц - от 10 000 (десяти тысяч) до 20 000 (двадцати тысяч) рублей с конфискаци- [1] ей контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения; на юридических лиц - от 30 000 (тридцати тысяч) до 40 000 (сорока тысяч) рублей с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения .
В компетенции таможенных органов находится возбуждение дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 7.12 КоАП РФ, лишь в том случае, когда установлены факты перемещения через таможенную границу контрафактных экземпляров произведений или фонограмм[2] [3]. Во всех остальных случаях такие материалы должны быть направлены в органы внутренних дел (полиции) с учетом их компетенции, установленной пунктом 1 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.12 КоАП РФ, выступают охраняемые государством авторские (т.е. общественные отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства) и смежные (отношения, возникающие в связи с созданием и использованием фонограмм, исполнений, передач организаций эфирного и кабельного вещания) права.
Объективную сторону административного правонарушения образует незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм, если они являются контрафактными либо на экземплярах произведений или фонограмм указана ложная информация об их изготовителях, о местах их производства, а также об обладателях авторских и смежных прав, а равно иное нарушение авторских и смежных прав в целях извлечения дохода. Ссылка законодателя на незакрытый перечень способов совершения правонарушения свидетельствует о бланкетном характере диспозиции части 1 статьи 7.12 КоАП РФ.
Предметами административного правонарушения могут являться выраженные в объективной форме, допускающей возможность их восприятия как контрафактные:
- экземпляры произведений;
- экземпляры фонограмм.
Субъектом административного правонарушения может быть физическое (гражданин либо должностное лицо) или юридическое лицо, которое является нарушителем авторских и смежных прав.
Субъективная сторона административного правонарушения, совершенного физическим лицом, характеризуется умыслом
222
и наличием цели - извлечения дохода .
Системный анализ правовых норм, предусмотренных частью 3 статьи 3.7, пунктом 2 части 3 статьи 29.10 КоАП РФ, пунктом 4 статьи 1252 ГК РФ, позволяет сделать вывод о том, что независимо от исхода рассмотрения судом дела об администра- [4] тивном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 7.12 КоАП РФ, контрафактные товары подлежат изъятию и уничтожению, что не является административным наказанием[5] [6] (данная позиция, в частности, просматривается в Постановлении Суда по интеллектуальным правам от 1 октября 2013 г. по делу № А55- 34551/2012, когда в отношении контрафактных материальных носителей судом было принято решение об изъятии из оборота и уничтожении, причем эти товары на момент возбуждения дела об административном правонарушении уже не принадлежали лицу, в отношении которого возбуждалось дело об административном правонарушении, а являлись собственностью другого лица).
После составления протокола об административном правонарушении, в соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ протокол и материалы дела об административном правонарушении направляются для рассмотрения мировым судьям, если производство по делу об административном правонарушении осуществлялось в форме административного расследования - рассмотрение проводят судьи районных судов .
Правообладатель является потерпевшим по смыслу статьи 25.2 КоАП РФ.
В случае, когда незаконное использование авторского права или смежных прав совершается в крупном размере, правонарушение влечет уголовную ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 146 УК РФ. Устанавливая признаки крупного (стоимость экземпляров произведений или фонограмм превышает 100 000 (сто тысяч) рублей) или особо крупного размера (стоимость экземпляров произведений или фонограмм превышает 1 000 000 (один миллион) рублей) деяний, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 146 УК РФ соответственно, следует исходить из розничной стоимости оригинальных (лицензионных) экземпляров произведений или фонограмм на момент совершения преступления, исходя при этом из их количества, включая копии произведений или фонограмм, принадлежащих различным правообладателям[7]. В противном случае, если деяниями виновного, формально подпадающими под действие части 1 статьи 146 УК РФ, причинен ущерб, не превышающий пределы крупного размера, либо если они совершены в размере, не превышающем пределы крупного (части 2 и 3 статьи 146 УК РФ), содеянное может повлечь за собой гражданско-правовую или административную ответственность по части 1 статьи 7.12 КоАП РФ[8]. При выявлении признаков преступления, предусмотренного статьей 146 УК РФ, сообщение о преступлении регистрируется в Книге учета сообщений о преступлениях и, в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, передается по подследственности в органы Следственного комитете на транспорте согласно их компетенции. Споры о подследственности уголовного дела, в данном
227
случае, разрешает транспортный прокурор .
В качестве примера возбуждения таможенными органами дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 7.12 КоАП РФ, можно привести ситуацию из административной практики Самарской таможни.
Декларант ООО «КО» поместил под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товары - игрушки для детей (инерционные автомобили) с нанесенным изображением персонажей мультипликационного фильма «SPONGEBOB SQUAREPANTS» (рис. 4.1).
Рис. 4.1. Контрафактные игрушки с незаконным изображением персонажей мультипликационного фильма «SPONGEBOB SQUAREPANTS», выявленные в регионе деятельности Самарской таможни
Представитель правообладателя Компании «VIACOM IN- [9]
TERNATIONAL INC.» (США) в своем заявлении, направленном в таможенный орган, пояснил, что указанной Компании принадлежат исключительные авторские права на различные произведения (персонажи, дизайн, сюжетные линии и визуальные образы), связанные с популярными персонажами «SPONGEBOB SQUA- REPANTS», что подтверждается Свидетельствами о регистрации Бюро регистрации авторских прав США, в связи с чем исключительные авторские права правообладателя охраняются на территории Российской Федерации в силу положений Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г. По данному факту, на основании заявления правообладателя, таможенным органом было принято решение о целесообразности проведения выездной таможенной проверки в отношении объектов интеллектуальной собственности, в ходе проведения которой у проверяемого лица были обнаружены проверяемые товары с признаками контрафактности. В результате получения заключения Патентного поверенного Российской Федерации было установлено, что исследуемые товары содержат всю совокупность существенных признаков охраняемых изображений персонажей, формирующих их внешний вид и позволяющих идентифицировать эти изображения персонажей со спорными изображениями на упомянутых товарах. Таким образом, в результате выездной таможенной проверки в деянии проверяемого лица были обнаружены достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.12 КоАП РФ. Мировым судьей в результате рассмотрения дела об административном правонарушении ООО «КО» было привлечено к административной ответственности с наложением административного штрафа в размере 30 000 (тридцати тысяч) рублей, а в отношении предметов административного правонарушения было принято решение об их изъятии из оборота и уничтожении.
[1] Часть 8 статьи 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 13.07.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.09.2015).
[2] Часть 1 статьи 7.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 14.07.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.09.2015).
[3] См.: Обзор судебной практики по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 7.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Приложение к письму ФТС России от 28.05.2007 № 01-06/19861).
[4] См.: Методические рекомендации по квалификации и расследованию административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 7.12 и статьей 14.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушения в сфере интеллектуальной собственности) (Приложение к письму ФТС России от 29.06.2007 N 01-06/24387).
[5] См.: Обзор судебной практики по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 7.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Приложение к письму ФТС России от 28.05.2007 N 01- 06/19861); Пункт 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 февраля 2011 г. № 11 «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
[6] См.: Методические рекомендации по квалификации и расследованию административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 7.12 и статьей 14.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушения в сфере интеллектуальной собственности) (Приложение к письму ФТС России от 29.06.2007 N 01-06/24387).
[7] См.: Там же.
Пункт 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.04.2007 № 14 «О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака».
[9] Часть 8 статьи 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 13.07.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.09.2015).
|