Незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.10 КоАП РФ, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 5 000 (пяти тысяч) до 10 000 (десяти тысяч) рублей с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара, а также материалов и оборудования, используемых для их производства, и иных орудий совершения административного правонарушения; на должностных лиц - от 10 000 (десяти тысяч) до 50 000 (пятидесяти тысяч) рублей с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара, а также материалов и оборудования, используемых для их производства, и иных орудий совершения административного правонарушения; на юридических лиц - от 50 000 (пятидесяти тысяч) до 200 000 (двухсот тысяч) рублей с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара, а также материалов и оборудования, используемых для их производства, и иных орудий совершения админис-
228
тративного правонарушения .
Должностные лица таможенных органов (наряду с должностными лицами органов внутренних дел (полиции) и органов [1]
Роспотребнадзора) уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 14.10 КоАП РФ. Согласно таможенному законодательству ЕАЭС одной из задач таможенных органов является обеспечение
229
в пределах своей компетенции защиты интеллектуальных прав . В компетенцию таможенных органов по защите интеллектуальных прав входит проверка лишь товаров, находящихся или находившихся под таможенным контролем. При этом следует учитывать, что указанными полномочиями таможенные органы обладают в отношении товаров, не только ввозимых в Российскую Федерацию, но и вывозимых, поскольку в обоих случаях осуществляется оборот товаров через таможенную границу. Полномочия таможенных органов по защите интеллектуальных прав в отношении иных товаров не предусмотрены. Должностные лица таможенного органа составляют протокол об административном правонарушении, предметом которого является контрафактный товар, лишь в том случае, когда имеются доказательства, что данный товар находится (находился или должен был находиться) под таможенным контролем[2] [3]. Во всех остальных случаях такие материалы должны быть направлены в органы внутренних дел (полиции) или в органы Роспотребнадзора с учетом их компетенции, установленной пунктами 1, 63 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.10 КоАП РФ, являются общественные отношения в области предпринимательской деятельности, связанные с реализацией охраняемых государством исключительных прав на товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров.
Объективная сторона административного правонарушения состоит в незаконном использовании чужих товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров.
Предметами административного правонарушения могут выступать предметы, содержащие незаконное воспроизведение:
- товарного знака;
- знака обслуживания;
- наименования места происхождения товара;
- обозначений, сходных с вышеуказанными.
Субъектом административного правонарушения являются
физические лица (граждане или должностные лица) и юридические лица. Как правило, специальными субъектами являются лица, заключившие международные договоры. При этом обращается внимание на то, что при выявлении товара с признаками контрафактности на этапе прибытия перевозчик субъектом ответственности быть не может.
Субъективная сторона административного правонарушения, совершенного физическим лицом, характеризуется умыслом или неосторожностью, поскольку диспозиция части 1 статьи
14.10 КоАП РФ не содержит ссылки на умышленный характер административного правонарушения, который, следовательно, не является обязательным элементом состава[4].
Вышеуказанное определение предметов административного правонарушения не означает, что к административной ответственности может быть привлечено лишь лицо, непосредственно разместившее соответствующий товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товара или сходное с ними обозначение на таком предмете. Способы использования товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара в силу статей 1484 и 1519 ГК РФ не ограничиваются лишь размещением перечисленных средств индивидуализации. Правообладателю принадлежит исключительное право использования товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара любым не противоречащим закону способом. С учетом изложенного, часть 1 статьи 14.10 КоАП РФ охватывает, в числе прочих, такие нарушения, как введение товара, на котором (а равно на этикетках, упаковке, докумен - тации которого) содержится незаконное воспроизведение средства индивидуализации, в гражданский оборот на территории Российской Федерации, а также ввоз на территорию Российской Федерации такого товара с целью его введения в гражданский оборот на территории Российской Федерации. Кроме того, с учетом статьи 1484 ГК РФ, такие действия, как приобретение товара, содержащего незаконное воспроизведение товарного знака, независимо от цели приобретения, а равно хранение или перевозка такого товара без цели введения в гражданский оборот на территории Российской Федерации, не образуют состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи
14.10 КоАП РФ[5].
Учитывая, что вышеуказанная продукция относится к категории, изъятой из оборота, необходимо рассмотреть вопрос об изъятии таких товаров в порядке статьи 27.10 КоАП РФ с целью решения вопроса об их судьбе судом. В соответствии со статьей
23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях по части 1 статьи 14.10 КоАП РФ, совершенные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, рассматривают судьи арбитражных судов, а дела об административных правонарушениях, возбужденные в отношении физических лиц, - мировые судьи; если производство по делу об административном правонарушении, возбужденному в отношении физического лица, осуществлялось в форме административного расследования -
233
рассмотрение проводят судьи районных судов .
Правообладатель является потерпевшим по смыслу статьи
25.2 КоАП РФ. Вместе с тем, применение мер административной ответственности за незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров не может преследовать цели защиты частных интересов правообладателя и должно быть направлено на пресечение противоправного поведения, посягающего на публичный порядок.
В случае, когда незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров совершается неоднократно или причинило крупный [6]
ущерб (т.е. сумма которого превышает 250 000 (двести пятьдесят) тысяч рублей), правонарушение влечет уголовную ответственность, предусмотренную статьей 180 УК РФ. В противном случае, если деяниями виновного, формально подпадающими под действие статьи 180 УК РФ, причинен ущерб, не превышающий пределы крупного размера, содеянное может повлечь за собой гражданско-правовую или административную ответственность по части 1 статьи 14.10 КоАП РФ . При выявлении признаков преступления, предусмотренного статьей 1 80 УК РФ, сообщение о преступлении регистрируется в Книге учета сообщений о преступлениях и, в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, передается по подследственности в органы внутренних дел (полиции) или в органы Следственного комитете на транспорте согласно их компетенции. Споры о подследственности уголовного дела, в данном случае, разрешает транспортный
235
прокурор .
[1] Часть 1 статьи 14.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 14.07.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.09.2015).
[2] См.: Подпункт 9 пункта 1 статьи 6 Таможенного кодекса Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) (ред. от 10.10.2014, с изм. от 08.05.2015).
[3] См.: Пункт 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 февраля 2011 г. № 11 «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
[4] См.: Методические рекомендации по квалификации и расследованию административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 7.12 и статьей 14.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушения в сфере интеллектуальной собственности) (Приложение к письму ФТС России от 29.06.2007 N 01-06/24387).
[5] Пункт 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 февраля 2011 г. № 11 «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях».
[6] См.: Методические рекомендации по квалификации и расследованию административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 7.12 и статьей 14.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушения в сфере интеллектуальной собственности) (Приложение к письму ФТС России от 29.06.2007 N 01-06/24387).
|