Российское земельное законодательство представлено нормативными актами, регулирующими оба типа правоотношений: как в области использования земельных ресурсов, так и в области охраны земли в целях сохранения прежде йсего ее значимых для хозяйственной и иной деятельности свойств. Основы земельного законодательства заложены Конституцией РФ, Федеральным законом «Об охране окружающей среды», Земельным кодексом.
Конституция РФ 1993 г. закрепляет новый правовой статус земли как объекта земельных отношений, что прежде всего связано с отказом от монополии государственной собственности на землю и развитием разнообразных форм права на землю. Общие нормы Конституции РФ создают основу земельных отношений путем закрепления основных институтов современного российского государства: частной собственности,
гарантированной судебной защиты, рыночной экономики и т.д.
С другой стороны, Конституция РФ содержит специальные нормы, которые непосредственно предназначены для регулирования земельных отношений. К таким нормам можно отнести положения ч. 1 ст. 9, закрепляющие ключевую роль земли для функционирования государства, согласно которой земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Также специальные положения Конституции РФ устанавливают разграничение полномочий Российской Федерации и субъектов РФ в области
регулирования земельных отношений, право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю. Так, согласно ст. 36 Конституции РФ, владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Таким образом закрепляется роль экологического и земельного законодательства при осуществлении гражданских прав на земельные ресурсы.
Следующий уровень законодательства представлен кодексами и федеральными законами Земельным кодексом, Гражданским кодексом, Водным кодексом, Лесным кодексом, Градостроительным кодексом, Федеральным Законом «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7- ФЗ, Федеральный Закон «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 19.07.2011 г. № 246-ФЗ, Федеральным Законом «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22.07.2005 г. № 116-ФЗ, Федеральным Законом «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую» от 21.12.2004 г. № 172-ФЗ и другими федеральными законами, которые дополняют и конкретизируют положения Земельного кодекса РФ. Земельные кодекс Республики Татарстан 1998 г., Закон г. Москвы «О земельном налоге» от 24.11.2004 г. № 74. Именно земельное законодательство субъектов РФ регулирует такие вопросы как установление предельных размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства и тд.
Из подзаконных актов в составе земельного законодательства следует отметить указы Президента РФ, которые в отечественной системе законодательства выступают в качестве актов оперативного реагирования. Например, Указ «О гарантиях собственникам объектов недвижимости в приобретении в собственность земельных участков под этими объектами» № 485 от 16.05.1997 г. и постановления правительства РФ: Постановление «О порядке определения нормативной цены земли» № 319 от 15.03.1997 г., «О государственной кадастровой оценки земли» № 945 от 25.08.1999 г.
Следующий уровень в иерархии нормативных правовых актов земельного законодательства представлен ведомственными источниками права. Основная нормотворческая деятельность в области регулирования земельных отношений осуществляется такими уполномоченными органами исполнительной власти: Министерство природных ресурсов и экологии РФ, Министерство сельского хозяйства РФ, Министерство экономического и социального развития РФ, Федеральные агентства - водных ресурсов, лесного хозяйства.
Земельный кодекс РФ, принятый 25.10.2001 г., является результатом пятой кодификации отечественного земельного законодательства и наиболее полным образом отражает современные экономические тенденции развития российского общества.
Согласно ст. 1 Земельного кодекса РФ российское земельное законодательство базируется на следующих принципах:
учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю;
приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед Использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде;
приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат;
участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) и религиозные организации имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и формах, которые установлены законодательством;
единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами;
приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке назначения земель других категорий;
разграничение государственной собственности на землю на: собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами;
дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы;
платное пользование землей, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства;
сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
Роль Гражданского кодекса заключается в регулировании имущественных отношений по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, если иное не предусмотрено земельным или иным природоресурсным законодательством. Вообще, как и в других отраслях российского законодательства, нормы перечисленных кодексов федерального законодательства применяются к земельным отношениям только в тех случаях, когда эти отношения не урегулированы земельным законодательством, конкретно Земельным кодексом РФ.
Согласно ст. 72 Конституции РФ земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, поэтому участникам земельных отношений при осуществлении своей деятельности необходимо ориентироваться не только на федеральное законодательство, но и на нормативные правовые акты субъектов РФ. В настоящее время на территории субъектов РФ действует обширная система регионального земельного законодательства, главная роль которой заключается в учете специфики экономического развития региона в рамках приоритетного федерального земельного законодательства. Примерами таких правовых актов могут служить Закон г. Москвы «О земельном налоге» от 24.11.2004 г. № 74. Именно земельное законодательство «О земельном налоге» субъектов РФ регулирует такие вопросы как установление предельных размеров земельных участков, предоставляемых лицам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского хозяйства и тд.
|