Государство выступает в земельных правоотношениях не только как собственник земли, а также выполняет законодательные функции в области земельного права и осуществляет регулирование правоотношений в данной отрасли.
К полномочиям государственных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, а также органов местного самоуправления относится перевод земель из одной категории в другую.
Согласно ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» перевод земель или земельных участков из одной категории в другую не допускается в следующих случаях:
• наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;
• установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
В целях наблюдения за состоянием земель в Российской Федерации организована система государственного мониторинга земель (ст. 67 Земельного кодекса РФ), основными задачами которого являются следующие:
• своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и об устранении последствий негативных процессов;
• информационное обеспечение государственного земельного надзора за использованием и охраной земель, иных функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства;
• обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.
Земельный Кодекс выделяет федеральный, региональный и локальный государственный мониторинг земель в зависимости от целей наблюдения и наблюдаемой территории. Система государственного мониторинга земель является частью государственного мониторинга окружающей среды и функционирует согласно Положению об осуществлении государственного мониторинга земель, утвержденному Постановлением Правительства РФ № 846 от 28.11.2002 г.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» № 457 от 01.06.2009 г. Росреестр осуществляет государственный мониторинг земель за исключением земель сельскохозяйственного назначения. Мониторинг включает в себя:
• сбор информации о состоянии земель в Российской Федерации, ее обработку и хранение;
• непрерывное наблюдение за использованием земель, исходя из их целевого назначения и разрешенного использования;
• анализ и оценку качественного состояния земель с учетом воздействия природных и антропогенных факторов.
Информация, полученная в результате осуществления работ по государственному мониторингу земель, используется:
• уполномоченными органами государственной власти и органами местного самоуправления при решении разнообразных вопросов экономического развития, осуществления государственной экологической политики и т.д.;
• юридическими лицами, заинтересованными в получении данного мониторинга земель для решения вопросов, связанных со своей непосредственной деятельностью, в том числе совершении сделок с отдельными участками;
• физическими лицами, заинтересованными в получении информации о земельных участках в целях их дальнейшего использования для совершения сделки по купле-продаже и других целей.
При осуществлении мониторинга земель применяются документы, установленные в результате проведения землеустройства. Согласно ст. 68 Земельного кодекса РФ землеустройство включает в себя мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществил сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ.
Землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда. Согласно Федеральному закону «О землеустройстве» от 18.06.2001 г. № 78-ФЗ землеустройство проводится в обязательном порядке в следующих случаях:
• изменения границ объектов землеустройства;
• выявления нарушенных земель, а также земель, подверженных соляной и ветровой эрозии, селям, подтоплению, заболачиванию, иссушению, уплотнению, загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражению и другим негативным воздействиями;
• проведения мероприятий по восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите земель от эрозии, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий.
К землеустроительной документации относятся:
• генеральная схема землеустройства территории Российской федерации, схема землеустройства территорий субъектов Российской федерации, схема землеустройства муниципальных образований, схемы использования и охраны земель;
• карты (планы) объектов землеустройства;
• проект плана землеустройства;
• проекты улучшения сельскохозяйственных угодий, освоения новых земель, рекультивации нарушенных земель, защиты земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий;
• материалы почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, оценки качества земель, инвентаризации земель;
• тематические карты и атласы состояния и использования земель.
Согласование и утверждение землеустроительной документации
осуществляется согласно Положению о согласовании и утверждению землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 514 от 11 июля 2002 г.
Сведения о землеустройстве носят открытый характер, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, и сведений относящихся к личности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или арендаторов земельных участков.
Другим видом деятельности уполномоченных органов государственной и муниципальной власти в сфере земельных правоотношений является резервирование земель для государственных или муниципальных нужд.
Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в следующих случаях:
• в связи с выполнением международных обязательств Российской Федерации;
• при размещении объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов: объектов федеральных энергетических систем и объектов энергетических систем регионального значения, объектов использования атомной энергии, объектов обороны и безопасности, объектов федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объектов транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения, объектов, обеспечивающих космическую деятельность, объектов, обеспечивающих статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, линейных объектов федерального и регионального значения, обеспечивающих деятельность субъектов естественных монополий, объектов электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения, автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
Земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам и юридическим лицам, могут быть зарезервированы в случаях, связанных с размещением в инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, органов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов.
Земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более семи лет. Допускается резервирование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, жительства автомобильных дорог, железных дорог и других иных объектов на срок до 20 лет.
Согласно Положению о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, утвержденному Постановлением правительства РФ № 561 от 22 июля 2008 г., решение о резервировании земель для федеральных нужд принимается федеральным орган исполнительной власти, уполномоченным на оказание государственных услуг и управление федеральным имуществом, в уставной сфере деятельности которого планируется осуществить резервирование. Решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.
Одной из основных функций государства является надзорная и контролирующая деятельность по отношению к деятельности субъектов различных правоотношений в обществе. Оба этих вида деятельности в литературе часто употребляются совместно, однако, основное различие между ними состоит в том, что надзор - это разновидность контроля, в котором преобладают наблюдательные функции.
Государственный земельный надзор представляет собой деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а те юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных земельным законодательством.
Государственный земельный надзор осуществляется посредством:
• организации и проведения плановых и внеплановых проверок;
• принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и устранению последствий выявленных нарушений;
• систематического наблюдения за исполнением требований земельного законодательства;
• анализа и прогнозирования состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами.
Мелиорация земель проводится на основе проектов, разработанных в соответствии с технико-экономическими обоснованиями и учитывающих строительные, экологические, санитарные и иные стандарты, нормы и правила. Земельные участки, отнесенные в установленном порядке к мелиорируемым землям, предоставляются и изымаются для проведения мелиоративных мероприятий в порядке, предусмотренном земельным законодательством Российской Федерации. Финансирование мелиоративных мероприятий осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделяемых федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере агропромышленного комплекса, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а также за счет средств собственников, владельцев и пользователей мелиорируемых земель, кредитов банков и других не запрещенных законом источников.
В целях воссоздания плодородия почвы и растительного покрова, нарушенных вследствие антропогенной деятельности, и вовлечения этих земель в хозяйственный оборот проводятся мероприятии по рекультивации земель, порядок осуществления которых содержится в «Основных положениях о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы», утвержденных в постановлении Минприроды России и Роскомзема № 525/67 от 22 декабря 1995 г.
Рекультивации подлежат земли, нарушенные:
• при разработке месторождений полезных ископаемых открытым или подземным способом, а также добыче торфа;
• прокладке трубопроводов, проведении строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, геологоразведочных, испытательных, эксплуатационных,
проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением почвенного покрова;
• ликвидации промышленных, военных, гражданских и иных объектов и сооружений;
• складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов;
• строительстве, эксплуатации и консервации подземных объектов и коммуникаций (шахтные выработки, хранилища, метрополитен, канализационные сооружения и др.);
• ликвидации последствий загрязнения земель, если по условиям их восстановления требуется снятие верхнего плодородного слоя почвы;
• проведении войсковых учений за пределами специально отведенных для этих целей полигонов.
Рекультивация нарушенных земель осуществляется для восстановления их для сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарнооздоровительных целей. Рекультивация для сельскохозяйственных, лесохозяйственных и других целей, требующих восстановления после эрозии почв, осуществляется последовательно в два этапа:
технический этап, предусматривающий планировку, формирование откосов, снятие и нанесение плодородного слоя почвы, строительство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных пород, а также проведение других работ;
биологический этап, включающий комплекс агротехнических и мелиоративных мероприятий, направленных на улучшение физических, агрохимических, биохимических и других свойств почв.
В процессе рекультивации земель производятся работы по снятию, сортировке и складированию плодородного слоя почвы, по активной выемке и складированию потенциально плодородных слоев, химическая мелиорация токсичных пород, ликвидация посадочных явлений, засыпка нагорных и водоотводных канав.
Для организации приемки (передачи) рекультивированных земель, также для рассмотрения других вопросов, связанных с восстановлением нарушенных земель, решением органа местного самоуправления создается специальная постоянная комиссия по вопросам рекультивации земель.
К полномочиям Правительства Российской Федерации относится установление нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ, вредных микроорганизмов и других загрязняющих биологических веществ, а также порядка консервации земель изъятием их из оборота в целях предотвращения деградации земель, установления плодородия почв загрязненных территорий.
Консервация земель осуществляется согласно Постановлению Правительства РФ от 02.10.2002 г. № 830 «Об утверждении Положения порядка консервации земель с изъятием их из оборота». Решения о консервации земель, находящихся в частной собственности, принимаются в отношении земель сельскохозяйственного назначения органами исполнительной власти субъектов РФ, а в отношении земель иного целевого назначения - органами местного самоуправления.
|