Среда, 27.11.2024, 02:40
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Сущность стимулирования позитивной активности осужденных в воспитательных колониях в контексте их исправления

Действующее уголовно-исполнительное законодательство определяет в качестве одной из целей наказания исправление осужденных. Ранее действовавшее законодательство не раскрывало этого понятия, что вело к многочисленным научным спорам. Ко всему прочему в законе указывалось на дуалистичный характер результата и процесса исполнения наказания - «исправление» и «перевоспитание» осужденных. В этой связи дискуссия приобрела три основных направления, касающиеся определения понятий исправления и перевоспитания, их соотносимости и содержательной сущности, в том числе, и применительно к осужденным несовершеннолетним.

Некоторые ученые проводили градацию данных терминов в зависимости от поставленных задач. Соответственно, исправление трактовалось как минимальная задача, которую необходимо было решить при исполнении наказания, а перевоспитание подразумевало под собой более существенное изменение сознания и поведения осужденного[1].

При этом перевоспитание и исправление соотносились друг с другом как общее и частное, где исправление подразумевалось частью перевоспитания, а перевоспитание, в свою очередь, достигалось через исправление[2].

В.Д. Филимонов, напротив, считал, что «процесс перевоспитания осужденного заканчивается его исправлением»[3].

По мнению С.И. Дементьева, лишение свободы не преследовало цели перевоспитания и ограничивалось лишь исправлением осужденных[4] [5].

Следующим дискуссионным вопросом явился спор о содержании исправления и тех результатов, которые могут быть достигнуты.

Некоторые ученые, рассматривая исправление как результат исполнения наказания, отмечали, что оно, может быть, как юридическим, так

3

и моральным .

Н.А. Беляев считал, что об исправлении преступника можно говорить тогда, когда под влиянием наказания в его сознании происходят изменения, при наличии которых он, хотя и не превращается в активного сознательного члена общества, но уже становится безопасным для него[6].

Таким образом, продолжающаяся дискуссия об определении содержательной части исправления фактически привела к общему снижению требований, предъявляемых к его сущности[7]. И в данном контексте было признано, что само по себе исправление может быть и не достижимо в том полном объеме, который предполагался законодателем[8], либо оно не имеет самостоятельного значения[9] или же должно быть определено в качестве задачи уголовно-исполнительного законодательства[10].

Другое направление пенитенциарной научной мысли придерживалось трактовки исправления как процесса определенной направленной деятельности, имеющей более широкое содержание, чем ее конечный результат.

По мнению А.Л. Ременсона исправление выступало в качестве процесса и представляло собой «...превращение осужденного в полезного члена общества, способного к честной трудовой жизни»[11].

Согласно точке зрения А.Ф. Сизого и А.И. Васильева, «исправление осужденного как педагогико-правовое понятие предполагает не только исправительно-трудовое воздействие уголовного наказания, но и вместе с тем преодоление, устранение изсознания осужденного дефектов, которые привели лицо к совершению уголовного правонарушения»[12].

В.А. Уткин считал, что цель исправления (закрепления его результатов) определяется как формирование, закрепление и развитие знаний, убеждений и навыков, необходимых и достаточных для обеспечения объективной подготовленности и субъективной готовности преступника сознательно следовать закону и элементарным правилам общежития[13]. Исправление является необходимой предпосылкой дальнейшей ресоциализации осужденных после отбытия ими наказания[14].

Вышеприведенные точки зрения приводили к толкованию исправления через призму его перспективности на дальнейшую жизнедеятельность осужденногопосле освобождения от наказания.

Наряду с дискуссиями, имевшими общий характер, отдельно рассматривались вопросы, касающиеся содержания целей наказания применительно к несовершеннолетним осужденным.

Спор о соотношении «воспитательного» и «исправительного»в содержании целей наказания несовершеннолетних в дореволюционный период решался в сторону «воспитания»[15]. Основной упор при этом делался на получение образования и профессиональной специальности, для того чтобы в дальнейшем несовершеннолетние могли обеспечить свое существование. Впоследствии, в советский период данные положения получили свое развитие в трудах ученых, обосновывающих свою позицию социально-психологическими особенностяминесовершеннолетнего возраста[16]. Другие напротив, признавая наличие особенностей несовершеннолетнего возраста, подчеркивали, что исправление несовершеннолетних происходит в единстве с общевоспитательными целями[17].

От обозначения превалирующего содержания исправительной цели наказания зависело определение самого направления всего воспитательно­исправительного процесса - стимулирование социально позитивного активного поведения совершеннолетних осужденных либо воспитательное воздействие, сопряженное с получением минимального уровня образования и профессиональной подготовки для несовершеннолетних.

Возможно, большая часть вышеуказанных дискуссий утратила свою актуальность с принятием в 1996г. Уголовно-исполнительного кодекса РФ, однако, двусмысленность положений статьи 9 УИК и в настоящее время предполагает неоднозначное толкование термина «исправление» - в качестве процесса, связанного с определенной деятельностью исправительных учреждений, и результата данной деятельности и исполнения наказания в целом. Так, согласно статье 9 УИК под исправлением понимается «формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование их правопослушного поведения».Следует отметить, что данное определение носит общий характер относительно всех осужденных независимо от их возраста.

Толкование исправления как результата определенной целенаправленной деятельности более приемлемо в свете Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, где говорится, что осужденный по возвращении к нормальной жизни в обществе должен быть «...не только готовым, но и способным подчиниться законодательству и обеспечить свое существование». Возрастные особенности несовершеннолетних[18], отсутствие социального опыта являются основными аспектами, которые должны учитываться при определении не только средств исправления, но и исполнения наказания в целом. Ведь для того, чтобы личность могла эффективно реинтегрироваться в жизнь социума, ей должен быть присущ определенный набор качеств. Социокультурные и экономические изменения, произошедшие за последние годы в современном российском обществе, обусловливают формирование несколько иных требований, предъявляемых к его членам. Это особенно важно и потому, что в условиях рыночной экономики, демократического строя полноценно обеспечить свое (и не только свое) существование может лишь социально активная личность.

Правопослушное поведение как таковое определяется в форме деятельности личности в сфере социально-правового регулирования, основанной на сознательном выполнении требований норм права и выражающейся в их соблюдении, исполнении и использовании[19]. Тем самым подчеркивается характерная черта правопослушного поведения - соблюдениенорм права. Оно предполагает реализацию субъектами своих прав и исполнение обязанностей.

Вместе с тем правопослушное поведение может быть различно по уровням. В теории права[20] выделяются следующие:

Маргинальный. В этом случае поведение является правопослушным лишь потому, что лицо, относящееся к правовым предписаниям неодобрительно, идет на их соблюдение и исполнение в силу определенных обстоятельств - угрозы возможного наказания, собственной выгоды, боязни осуждения со стороны общества.

Конформистский - предполагает пассивное соблюдение человеком норм права, его приспособление, подчинение мнению и действиям окружающего большинства.

«Привычный», на котороминдивид следует усвоенным правовым предписаниям, в силу привычки, что освобождает его от многократного построения новой модели поведения, давая ему заранее предварительную оценку и, таким образом, регулируя его.

Социально-активный уровень представляет собой социально­правовую активность личности, определяемую наибольшим уровнем правосознания, сформированной самостоятельностью, глубокой правовой убежденностью, мотивацией на готовность использовать все предоставленные правом возможности в выражении и защите своих интересов и интересов общества.

С этих позиций положения ст. 9 УИК РФ не позволяют сделать вывод: какой уровень правопослушного поведения подлежит стимулированию[21] в содержательном контексте исправления, и каков характер задач, стоящих в этом плане перед исправительными учреждениями[22]. Следует отметить, что само по себе поведение осужденного в исправительном учреждении и гражданина в обществе существенно различаются, исходя из специфики исполнения наказания в виде лишения свободы. Ведь общеизвестно, что «идеальный осужденный» и «идеальный гражданин» - не одно и тоже. Следовательно, применительно к лишению свободы стимулирование правопослушного поведения в контексте ст. 9 УИК РФ можно рассматривать лишь в рамках соблюдения режимных требований и воспитания общей готовности соблюдать закон в будущем (решение «тактических» задач).

Этому также способствует определение стимулирования правопослушного поведения в качестве одного из принципов уголовно­исполнительного законодательства. Анализ его положений приводит к парадоксальному выводу. В настоящее время существуют весомые противоречия между сущностью принципа стимулирования правопослушного поведения, отраженного в ст.8 УИК РФ, и его выражением в Особенной части УИК в контексте оснований применения мер поощрения.

Так ,в качестве оснований применения мер поощрения!выступают «хорошее поведение, добросовестное отношение к труду и учебе, активное участие в воспитательных мероприятиях» и т.д. (ст. 113 и 134 УИК РФ, ч.2 ст.103). В тоже время требуемый в статье 8 УИК РФ объем «правопослушности» не включает в себя данные показатели. Устанавливая требование о «правопослушности», законодатель тем самым предполагает, что оно будет распространяться на всех осужденных в равной силе. Позитивная активность же рассматривается как свойство, присущее отдельным личностям, и стимулированию подлежит лишь та часть поведения, которая характеризуется ее проявлением (ведь именно она отражена в качестве основания к поощрению).При таком положении вещей в законодательстве также не учитываются и социально-психологические особенности несовершеннолетнего возраста, обусловливающие [23] необходимость стимулирования именно социально-активного позитивного поведения. Поскольку всеобщность и общеобязательность принципов уголовно-исполнительного права предполагает их действие в отношении всех категорий осужденных (независимо от их возрастных особенностей) считаем необходимым, дополнить содержание рассматриваемого принципа не только указанием на стимулирование правопослушного, но и позитивно активного поведения осужденных.

Различия между собственно правопослушным поведением и позитивной активностью также проявляется в контексте объема средств обеспечения и стимулирования рассматриваемых видов поведения.

Ранее в науке исправительно-трудового права в качестве одного из принципов исправления и перевоспитания указывался принцип сочетания убеждения и принуждения1. В самом общем виде принуждение - вынуждение личности к проявлению определенного типа поведения под угрозой применения санкций. Убеждение в свою очередь предполагает превращение воли«властвующего» субъекта в волю«подвластного». Однако в данном случае инициатива проявления активности исходит не от объекта стимулирования («подвластного»), а от субъекта - «властвующего». Соответственно в данном случае подвергается сомнению не только сама инициативность добровольного и сознательного проявления позитивно активного поведения, но также и реализация другого не менее важного принципа - опоры на положительное в личности[24] [25], поскольку он является необходимым условием повышения активности осужденных в целом.

В связи с этим правопослушное поведение, одним из аспектов которого является соблюдение установленного порядка отбывания наказания, как таковое может быть обеспечено,прежде всего,с помощью санкций (в том числе,мер взыскания). Стимулирование же строится на мотивации личности получить определенные преференции исходя из их ценностей, референтныхдля нее. Основой побуждения осужденного к активному поведению являются стимулы.

Их целью, по мнению Т.А. Гуменюка,выступает создание мотивации, направленной на социально-активное поведение, обеспечение

самостоятельности, свободы личности, проявленияинициативы и

творчества[26].

В науке уголовно-исполнительного и уголовного права мнения о содержании и определении стимулов разделились. Одна группа исследователей полагает, что к стимулирующим нормам (стимулам) относятся не только перечисленные позитивные средства (позитивные стимулы, позитивное стимулирование), но и меры принуждения: взыскания, запреты, наказания (негативные стимулы, негативное стимулирование)[27] [28].

Другие считают, что к стимулирующим нормам относятся не только меры поощрения и взыскания, но и все уголовно-исполнительное

3

законодательство в целом .

В связи с этим, отметим, что стимулирование все же не является целью уголовно-исполнительного законодательства в целом, а потому весь объем последнего не может иметь стимулирующий характер. В то же время отдельные элементы институтов уголовно-исполнительного права носят потенциально стимулирующий характер, поскольку так или иначе влияют на правовое положение осужденных в сторону его улучшения, либо наряду с основной цельюспособствуют получению дополнительных преференций

 

(например, предоставление права передвижения без конвоя или сопровождения за пределами колонии, предоставление выездов и т.д.).

Соответственно, средства обеспечения правопослушного поведения (в позитивном аспекте) гораздо уже мер стимулирования, правовая система которых содержит в себе такие структурные элементы как: меры поощрения; потенциально стимулирующие меры и меры латентного стимулирования.

Каждый из данных элементов системы включает в себя собственное внутреннее содержание, образующее определенную микросистему. Так, меры поощрения, по мнению В.А. Уткина[29], которое мы разделяем, могут быть классифицированы[30] [31] следующим образом:

Неизменяющие правового статуса осужденных (единичные).

Ведущие к освобождению осужденных из мест лишения свободы (замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания).

В свою очередь меры поощрения, принадлежащие к первой группе, можно также классифицировать в зависимости от содержания предоставляемых благ. Среди них выделяются материальные (например, подарок или денежная премия) и моральные (благодарность)меры, а также связанные с процессом реализации предоставленного блага (например, предоставление права выхода за пределы воспитательной колонии в сопровождении родителей, лиц, их заменяющих, или других близких родственников).

К потенциально стимулирующим мерам3 относятся меры, изменяющие правовое положение осужденных в рамках режима отбывания наказания, изменяющие режим отбывания наказания[32],предоставление осужденным

 

краткосрочных или длительных отпусков и предоставление права передвижения без сопровождения за пределами колонии.

Реализация мер, изменяющих правовое положение осужденных в рамках режима отбывания наказания, тесно соприкасается с прогрессивной системой исполнения наказания, и заключается (в рассматриваемом нами позитивном аспекте) в переводе осужденного с одного вида условий отбывания наказания на другой с одновременным улучшением его правового положения[33]. При этом градация условий (в ВК - строгие, обычные, облегченные и льготные) должна обеспечивать стимулирующее значение не только одного из элементов прогрессивной системы исполнения наказаний, но и постоянно повышать уровень позитивной активности несовершеннолетних.

Общее деление потребностей личности на базисные (насущные) и духовные предопределяет дифференциацию мер стимулирования в качестве ближайшей перспективы, средней перспективы и дальней перспективы. В качестве мер, имеющих «ближайший», перспективный характер, выступают единичные меры поощрения. Меры «средней» перспективы составляют элементы прогрессивной системы исполнения наказаний (в рассматриваемой нами части), а к «дальним», перспективным относится замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания (меры, ведущие к освобождению осужденных из мест лишения свободы).

Повторимся, что особенностью данных мер является их двойственность. С одной стороны, они как таковые не являются мерами поощрения, но в тоже время, с другой стороны, применяются только к положительно характеризующимся осужденным. Следовательно, данные требования (к порядку реализации) являются стимулами применительно к осужденным. С другой стороны, потенциально стимулирующие меры, могут быть, и не указаны в законе, и соответственно их реализация в данном случае будет носить латентный характер.

В переводе с латинского «latentis» означает скрытый, внешне не проявляющийся процесс[34]. Применительно к стимулированию позитивной активности, латентные меры - это меры, используемые при позитивном стимулировании социально активной полезной деятельности несовершеннолетних осужденных, не урегулированные законодательством. Иначе говоря, меры латентного стимулирования по своей сути являются поощрениями, однако не предусмотренными в законе в качестве таковых. При этом, имея «скрытный» характер меры латентного стимулирования могут быть как законными (не нарушающими общих рамок закона, вытекая из педагогической целесообразности их применения), так и незаконными.

Латентные меры также могут существовать в качестве отдельных мер или вытекать из реализации единичных мер поощрений, предусмотренных в статьях 113 и 134 УИК РФ, например, при определении времени выхода за пределы колонии в сопровождении родственников.

Таким образом, существующий дисбаланс между закрепленным в статье 8 УИК РФ принципом стимулирования правопослушного поведения и исправлением несовершеннолетних осужденных подтверждается наличием несоответствий между содержанием «правопослушности» и основаниями к поощрению осужденных, а также объемом средств обеспечения правопослушного поведения и мер стимулирования позитивной активности.

При таком положении вещей исправительные учреждения в большей степени смогут решить и решают только одну задачу - «тактическую». По сути, она и предусматривается действующим законодательством в части определения принципа стимулирования правопослушного поведения в ст. 8 УИК РФ. Тем не менее,в свете международных стандартов и положений, содержащихся в «Концепции развития уголовно -исполнительной системы РФдо 2020 года», исправительные учреждения должны выполнять более важную, «стратегическую» задачу - формирование у осужденного объективной подготовленности и субъективной готовности к жизни в современном динамичном обществе. Соответственно «правопослушность» осужденных сама по себе - лишь элементарная предпосылка возможной активности личности в плане дальнейшей ее жизнедеятельности в обществе.

Сущность позитивной активности и правопослушного поведения в контексте их содержания также различна. Под позитивной активностью осужденных понимается усиленная, сознательная, добровольная деятельность личности, обладающая повышенным уровнем, по сравнению с минимально необходимым объемом социальной полезности и направленная на достижение положительного результата.

«Сознательность» как признак позитивной активности личности предполагает психическое осознание значимости ее действий в окружающей действительности. При деятельностном выражении позитивной активности происходит психологическая проекция совершаемых действий с желаемым результатом, их сопоставление с общими нормами поведения, вычленение и осознание необходимости совершения повышенного объема действий, и как следствие, осознание ответственности за совершаемые действия.

При правопослушном поведении достаточным будет простое несовершение нарушений. В свою очередь, позитивная активность личности предполагает наличие чувства нравственной и социальной ответственности перед собой и обществом. По мнению А.В. Митькиной, «осознание ответственности является одним из самых важных и решающих факторов, предопределяющих социальное становление и развитие личности»[35].

Нравственная ответственность способствует формированию у человека способности избирательно относиться к внешнему воздействию, проводить критическую оценку собственных поступков и действий окружающих, основываясь на принципах морали[36].

Социальная же ответственность выражается в ее объективном и субъективном элементах. В качестве объективного элемента выступают требования должного поведения, адресованные обществом к индивиду, а субъективным - отношение индивида к данным требованиям.

Значение социальной ответственности состоит в том, что, во-первых, она есть отношение человека к своим обязанностям, общественным требованиям, нормам, ценностям; во-вторых, по своей сущности она является осознанием долга и осознанным поведением и, в-третьих, является необходимым средством управления поведением личности со стороны общества через сознание индивида и его активную работу[37].

Разумеется, нельзя полностью отвергать «правопослушность» как задачу стимулирования, поскольку это минимально необходимый уровень, при котором можно говорить о положительной характеристике осужденного и о задатках его социализации. Однако ограничение поведения этим уровнем не позволит освобожденному реинтегрироваться в общество, так как последнее предъявляет более высокие требования, чем простое «правопослушное» поведение в колонии. Особенно актуально это применительно к несовершеннолетним осужденным, личность которых в силу возрастной специфики подвержена изначальной социально­психологической деформации. Ведь данная категория осужденных в большей степени входит в группу «риска» вследствие несформировавшихся позитивных навыков социализации, отсутствия должного уровня

образования и профессиональной подготовки и т.д. Свидетельством этому служит относительно более высокий уровень криминологического (фактического) рецидива[38] среди освобожденных из воспитательных колоний. По данным Л.М. Прозументова[39] в 1990-е г.г. он составлял около 63%, а в настоящее время согласно результатам нашего исследования - почти 70%.

связи с этим, как таковая «правопослушность» несовершеннолетних не предполагает развития качеств личности, необходимых для их дальнейшей ресоциализации[40]. Хотя именно решение «стратегической»

задачи создает предпосылки последней.

тоже время нельзя не отметить некоторые спорные вопросы, связанные с современным научным пониманием ресоциализации осужденных при исполнении наказания в виде лишения свободы. На наш взгляд, критически следует отнестись к точке зрения, что в отношении несовершеннолетних следует отказаться от исправления в рамках отбывания наказания в виде лишения свободы и перейти к их социальной реабилитации[41]. Не разделяя данную позицию, отметим, что термин

«реабилитация» означает устранение последствий, восстановление прежней хорошей репутации и прежних прав[42], либо официальное признание невиновности гражданина в инкриминируемом ему преступлении, а также восстановление в нарушенных правах в результате незаконного или необоснованного уголовного преследования и осуждения[43].

Не менее спорна точка зрения о становлении ресоциализации во главе целей исполнения наказания в виде лишения свободы[44]. Данное утверждение не имеет под собой оснований, поскольку социализация осужденного в рамках закрытого учреждения невозможна в силу самой специфики мест лишения свободы. К тому же приставка «ре» предполагает возврат, повторное совершение или прохождение чего-либо. И если исходить из общего мнения, что личность осужденного, а тем более, несовершеннолетнего имеет нарушенную социализацию либо до конца не социализировалась в силу возраста и отрицательных установок, то о какой ресоциализации можно говорить в условиях изоляции от социума? Следует согласиться с точкой зрения В.А. Уткина о том, что в рамках исправительного учреждения возможно только создание предпосылок для ресоциализации, которая должна происходить непосредственно в обществе[45].

Необходимость стимулирования позитивной активности несовершеннолетних осужденных основывается также на существующей специфике их личностного развития. Ведь уровни социализации подростка и взрослого различны.

В отличие от подростка взрослый осужденный подвержен меньшей социальной деформации (в плане развития), и соответственно уровень его социализации выше, чем по сравнению с несовершеннолетним. Однако психофизиологическая активность больше присуща несовершеннолетним, поскольку их психологическая неустойчивость предопределяет динамику ценностей в зависимости от сложившихся обстоятельств. Взрослым в данном случае более свойственно наличие перманентно сложившихся установок ценностно-ориентационной сферы, вследствие чего этой категории более свойственен консерватизм и статичность. Соответственно, присущую несовершеннолетним отрицательную активность нередко легче

«перенаправить» в положительную, нежели изменить привычные установки взрослых.

В свое время А. Маслоу указывал на определенное правило,создающее баланс между базисными и духовными потребностями личности при их удовлетворении[46] [47]. В частности, при стимулировании личность можно побудить к деятельности, акцентируя внимание на потребности высшего порядка, лишь в тех случаях, когда удовлетворены потребности низшего порядка. И, наоборот, в случае если не удовлетворены потребности низшего порядка, личность не обратит внимания на высшие.

Особенностью несовершеннолетних осужденных является одновременное наличие у них двух видов разнопорядковых потребностей, вследствие чего их потребностная сфера более динамична по сравнению со взрослыми. Последние более определены в своих потребностях, которые складываются в зависимости от объективных обстоятельств. Для взрослых, имеющих семью, наивысшей и перманентной потребностью будет общение с близкими, участие в воспитании детей и т.д. У осужденных на длительные сроки лишения свободы или утративших семейные и родственные связи на

первое место выдвигаются потребности низшего порядка - пища, одежда и

2


Поскольку у несовершеннолетних осужденных в силу возраста социальные связи имеют менее устоявшийся характер, а средний срок их лишения свободы не так длителен по сравнению со взрослыми, то их потребностная сфера также отлична, что предопределяет иной подход к стимулированию позитивной активности.

Несовершеннолетние осужденные имеют и разную векторную оценку отрицательной социальной активности - это зависит от того, что под ней подразумевается. Если это - активность в смысле «богатого» криминального опыта, то в местах лишения свободы в основной массе практически все
осужденные отрицательно активны, поскольку в целях гуманизации уголовной политики государства лишение свободы применяется в качестве крайней меры. Отсюда существующее положение дел:ведь фактически к реальному лишению свободы осуждаются несовершеннолетние, имеющие по два и три «условных срока».

Если же под отрицательной социальной активностью понимать определенную социальную роль, проявившуюся в конкретном противоправном поступке и имеющую дальнейшее развитие в период отбывания наказания, то среди несовершеннолетних осужденных можно выделить две категории - активных и неактивных. В этой связи нами было проведено исследованиеповедения несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях и совершивших преступление в соучастии. Основным вопросом стало выявлениезависимости активного и неактивного поведения осужденного в колонии от его роли при совершении преступления в группе.Наше исследование показало, что несовершеннолетние, являющиеся исполнителями преступления, то есть не проявлявшие особой активной роли и характеризующиеся при психологическом обследовании как «ведомые», в дальнейшем после 4-6 месяцев пребывания в колонии лишь в 26% случаев проявляют активное положительное поведение (принимают активное участие в воспитательных мероприятиях, имеют поощрения и т.д.). 14% осужденных из общего количества впоследствии, примкнув к отрицательно настроенным группам, допускают нарушения установленного порядка отбывания наказания.Остальные осужденные не проявили положительно или отрицательно активного поведения.

В дальнейшем в процессе отбывания наказания среди исследованной категории несовершеннолетних, сохранилось соотношение, которое мы привели выше.

Несовершеннолетние, играющие активную роль при совершении преступления, либо признанные его организаторами впоследствии, в колонии характеризуются стремлением занять неформальные лидерские позиции. При этом 42% из них, в дальнейшем проявили активное положительное поведение, имели поощрения, состояли в активе колонии. Остальные характеризовались отрицательным поведением, совершали нарушения установленного порядка отбывания наказания.

Таким образом, активность несовершеннолетних при совершении преступления впоследствии проецируется на их дальнейшее поведение в период отбывания наказания. Несовершеннолетние, изначально проявлявшие отрицательную активность, впоследствии при попадании в положительно направленную микрогруппу, чаще (по сравнению с неактивными) меняют общий вектор активности с «минуса» на «плюс». «Ведомые» или неактивные осужденные, попадая в отрицательную микрогруппу, принимают ее направление. Но большинство осужденных в воспитательных колониях характеризуется пассивностью.

В итоге закономерен вывод, что стимулирование позитивной активности несовершеннолетних предполагает два направления. Для осужденных, изначально проявивших отрицательную активность,

необходимо создать условия для ее переориентирования в положительную. Соответственно, само стимулирование в данном случае должно иметь постоянно направленный характер в направлении обеспечения

соответствующих для проявления позитивной активности условий. В отношении неактивных осужденных стимулирование должно предполагать постоянное повышение уровней, поставленных перед осужденным целей и стимулов. Ведь в данном случае в первую очередь следует способствовать развитию активности как таковой. Но необходимо учитывать, что для данной категории осужденных также необходимо постоянное сопровождение положительно настроенной микрогруппы. В противном случае при попадании в отрицательно настроенную микрогруппу такой осужденный изменит свою направленность в соответствии с большинством.

Не следует забывать и об обозначенной выше аксиоме о разнице между «идеальным» осужденным и «идеальным» гражданином: условия лишения свободы существенно ограничивают социальную активность личности. Специфика изоляции связана с различиями в объеме возможностей позитивно активного поведения. С одной стороны, ограничены сферы проявления позитивной активности - трудовая, общественная, образовательная. Например,в исправительных учреждениях организуется два вида трудовой деятельности осужденных - оплачиваемая (в порядке статей 103-105 УИК РФ) и не оплачиваемая (в порядке статьи 106 УИК РФ). При этом отказ от работы или ее прекращение без уважительных причин признается статьей 116 УИК РФ злостным нарушением установленного порядка отбывания наказания и влечет за собой применение мер взыскания.

Соответственно, подвергается сомнению сама целесообразность стимулирования активности осужденных в трудовой сфере, вследствие обеспеченности реализации труда под угрозой применения наказания[48]. С другой стороны, трудовая деятельность осужденных в некоторых случаях не связана с оплачиваемым или не оплачиваемым трудом (используемым для благоустройства исправительных учреждений и прилегающих к ним территорий). В частности, это может быть труд, сопряженный с изготовлением декораций или методических материалов для воспитательных, культурно-зрелищных или спортивных мероприятий, проводимых в колонии, где осужденный может активно себя проявить. Однако данный вид трудовой деятельности никак не урегулирован нормами уголовно-исполнительного законодательства. По общему правилу он относится к так называемому «бесплатному труду», который в порядке статьи 106 УИК РФ ограничен двумя часами в неделю. Такое равное ограничение является, по обоснованному мнению В.А. Уткина,недифференцированным и необоснованным и требует внесения соответствующих изменений в законодательство[49].

Аналогичные ситуации могут возникнуть и при получении образования - несовершеннолетний может и не проявлять интереса ко всем предметам школьной программы, а увлекаться только одним из них. Либо заниматься самообразованием, активно посещать библиотеку, читать литературу, но не проявлять себя в учебе. Тем не менее, данные аспекты в законодательстве не отражаются. В целом, данное положение вещей имеет разумное объяснение. По справедливому замечанию Л.М. Прозументова, право, как таковое не способно урегулировать воспитательный процесс в полном объеме, поскольку последний имеет более широкое содержание[50].

С другой стороны, несовершеннолетний осужденный находится в системе противоборства двойственных социальных измерений. В этом смысле несовершение нарушения в некоторой степени также является «заслугой». Ведь несовершеннолетний в колонии испытывает перманентное давление, как со стороны администрации, так и со стороны других, в том числе отрицательно настроенных осужденных. Данная ситуация усугубляется пропорционально повышению степени отрицательной направленности микрогруппы, в которой пребывает несовершеннолетний.

В связи с этим, известно, что в местах лишения свободы существует закрытое социокультурное пространство, определяемое устойчивым и стабильным характером, и проявляющееся в двух плоскостях измерения - «общественно - законном» и «тюремно - законном». Соответственно, эти два противоположных направления, как правило, противоположно оценивают и позитивную активность осужденных.

В тоже времяв местах лишения свободы само расширение сфер проявления позитивной активности является стимулами к последней. В большей степени это относится к «латентному» стимулированию, которое может заключаться в предоставлении осужденному возможности получать интересующую его профессию, либо участвовать в проводимых воспитательных мероприятиях и т.д.

Вместе с тем латентное стимулирование подлежит неоднозначной оценке. С одной стороны, оно обеспечивает возможность поощрения осужденных в случаях, когда другие меры стимулирования не могут применяться в силу правовых либо организационных рамок (например, родители не могут приехать на краткосрочное или длительное свидание; отсутствуют деньги на лицевом счете, либо у осужденного имеется не снятое или не погашенное взыскание и т.д.). С другой стороны, расширение латентных мер стимулирования фактически ведет к снижению значимости «законных» мер, что соответственно может повлечь их «девальвацию» в глазах несовершеннолетних осужденных. Поэтому необходим оптимальный баланс между этими видами стимулирования.

Таким образом, особенности «явного» и «латентного» стимулирования позитивной активности несовершеннолетних осужденных вытекают из специфики их личностного и психологического развития, а также объективности существующего положения вещей - пребывания в условиях изоляции от общества. В свою очередь, меры стимулирования в существующих рамках лишения свободы являются возможными способами для удовлетворения потребностей несовершеннолетних. Например, потребность в общении с семьей получает свою реализацию через такие меры, как предоставление краткосрочного или длительного свидания; предоставление права выхода за пределы колонии в сопровождении родителей, лиц, их заменяющих, или других близких родственников; предоставление краткосрочных или длительных отпусков и т.д.

Наличие различных категорий несовершеннолетних осужденных (активных и неактивных) предполагает возможную динамику их потребностей и направлений стимулирования. В связи с этим, сами стимулы должны подлежать оценке в свете их необходимости и достаточности, а их построение в системе должно иметь определенную градацию в зависимости от поставленных целей - чем выше цель, тем «богаче» по содержанию должен быть стимул.

Стимулирование «неактивных» осужденных дифференцируется с учетом плавного перехода от менее высоких целей к более высоким, что обеспечивает постоянное повышение позитивной активности. Но в этом случае не следует забывать, что достижение цели высокого уровня невозможно без прохождения более низких уровней, тогда как последние могут существовать автономно от высоких и быть достаточными для осужденных. Например, при деградации личности, когда на первом месте перманентно находятся первичные потребности (в принципе это достаточно актуально и для определенной части несовершеннолетних осужденных, которые до осуждения проживали в неблагополучных семьях, и, уже находясь в колонии, впервые узнали, что значит гигиена и хорошее питание). Парадокс, но для такой категории пребывание в воспитательной колонии фактически является в некоторой степени «благом», и соответственно, по нашим исследованиям, такие вторичные потребности как «свобода», «семья» оцениваются ими не с позиции «ощущения нехватки в чем-либо», а с позиции «мечты».

В этой связи,стимулирование должно основываться не только на требуемых условиях постоянного повышения уровней целей, но и с учетом социальных и психологических аспектов личности несовершеннолетнего осужденного. В противном случае сама система будет девальвирована, а стимулирование позитивной активности утратит целесообразность и эффективность.

Соответственно сущность стимулирования позитивной активности несовершеннолетних осужденных заключается в создании предпосылок их успешной реинтеграции в общество после освобождения путем побуждения к проявлению социально активного положительного поведения во время отбывания наказания с учетом дифференциации индивидуальных личностно - психологических особенностей.

Таким образом существующий дисбаланс между динамикой социокультурных и экономических изменений в обществе и статичностью действующего законодательства обусловливает необходимость нового взгляда на содержание исправления как цели наказания применительно к несовершеннолетним в контексте стимулирования их позитивной активности. Поскольку современное общество предъявляет требования к качествам личности на порядок выше тех, что указываются в уголовно - исполнительном законе в качестве содержательной части исправления, то правопослушное поведение выступает лишь как минимально необходимый уровень, свидетельствующий о задатках социализации личности.

Наличие противоречий между формулировкой принципа стимулирования правопослушного поведения осужденных в Общей части УИК РФ и его выражением в Особенной части УИК обусловливают превалирование «тактических» задач исправительных (воспитательных) учреждений над «стратегическими». В связи с этим считаем целесообразнымговорить о принципе стимулирования позитивно активного и правопослушного поведения осужденных, поскольку требование только о «правопослушности» нивелирует содержание исправления применительно к осужденным несовершеннолетним.

Позитивная активность несовершеннолетних осужденных предполагает усиленную, сознательную, добровольную деятельность личности, обладающую повышенным, по сравнению с минимально необходимым, объемом социальной полезности и направленную на достижение положительного результата. Однако в силу субъективных и объективных факторов возможности проявления позитивной активности различны. Определенный отпечаток на это также накладывает тот факт, что в действующем законодательстве не содержится критериев, согласно которым можно было провести дифференциацию уровней позитивной активности.

Стимулирование позитивной активности несовершеннолетних

осужденных строится на учете особенностей их психического и социального развития и имеет два основных направления в зависимости от характеристики активности или пассивности личности. В отношении отрицательно активного осужденного перед стимулированием ставится задача обеспечения соответствующих условий для позитивного развития личности. Применительно к неактивным осужденным, стимулирование заключается в постоянном пропорциональном повышении уровня поставленных целей и соответствующих стимулов.

Построение системы мер стимулирования позитивной активности основывается на учете особенностей их потребностной сферы, а также общих требований с позиции системного подхода. Анализ действующего законодательства позволяет выделить в системе мер стимулирования несколько видов мер, имеющих внутреннюю микросистему. Данное обстоятельство обусловливает вывод о более широком объемном содержании представленной правовой системы мер стимулирования, по сравнению с определяемой в законодательстве в статьях 113 и 134 УИК РФ.

 

[1] См.: Беляев Н.А. Цели наказания и средства их достижения в исправительно-трудовых учреждениях.-Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1963.-С. 46.

[2] См.: Советское исправительно-трудовое право/Беляев Н.А., Бойцов А.И., Водяников Д.П. и др./ под ред. Н.А. Беляева, В.С. Прохорова. -Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1989.-С. 63-64.

[3] Филимонов В.Д. Критерии исправления осужденных // Советская юстиция.-1974.-№23.-С.9.

[4] См.: Дементьев С.И. Лишение свободы. Уголовно-правовые и исправительно-трудовые аспекты. - Ростов.: Изд-во Ростовского ун-та, 1981.-С.43.

[5] См.: Ной И.С. Вопросы теории наказания в советском уголовном праве.- Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1962.- С.44.; Шаргородский М.Д. Наказание, его цели и эффективность.- Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1973.- С.68.

[6] См.: Беляев Н.А. Уголовно-правовая политика и пути ее реализации. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1986.-С. 46.

[7] См.: Дементьев С.И. Лишение свободы. Уголовно-правовые и исправительно-трудовые аспекты. - Ростов: Изд-во Ростовского ун-та, 1981.-С.28.; Бриллиантов А.В. Исправление осужденного и задачи органов, исполняющих наказание // Проблемы дифференциации исполнения наказаний: сборник научных трудов. - М.: ВНИИ МВД СССР, 1991.-С.8-9.

[8] См.: Наташев А.Е. Много шума и... ничего // Юридический вестник.-1992.-№11 (13).-С. 13; Хохряков Г.Ф. Тюрьма: возможности исправления и перевоспитания. - М. -1991.-234с.

[9] См.: Зубкова В.И. Уголовное наказание и его социальная роль: теория и практика.-М., 2002. - С.82

[10] См.: Конегер П.Е. Исправление осужденных в уголовном и уголовно-исполнительном праве//Вестник Саратовской государственной юридической академии, 2012, № 5 (88), с.123.

[11] См.: Ременсон А.Л. Теоретические вопросы исполнения лишения свободы и перевоспитания заключенных: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.08 / А.Л. Ременсон. - Томск, 1965.-С.18-21.

[12] Сизый А.Ф., Васильев А.И. Оценка степени исправления и перевоспитания осужденных. - Рязань: РВШ МВД СССР, 1986.- С.11.

[13] См.: Уткин В.А. О содержании цели исправления // Актуальные проблемы правоведения в современный период. - Томск: Изд-во Томского ун-та,1991.-С.189.

[14] См.: Уткин В.А. «Исправление», «ресоциализация», «социальная реабилитация» // Правовые проблемы укрепления российской государственности : Сб. статей.-Томск: Изд-во Том. ун-та, 2011. - С. 58-60

[15] См.: Александровский Ю.А. Положение о воспитательно-исправительных заведениях для

несовершеннолетних. Законодательные мотивы и постатейные разъяснения. - С.-Петербург: «Новое законодательство», 1909; См.: Гольденвейзер А.С. Современная система наказаний и ее будущность по трудам Парижского пенитенциарного конгресса. Приложения к протоколам Киевского Юридического Общества за 1895г.- Киев; Кистяковский А.Ф. Молодые преступники и учреждения для их исправления (с обозрением русских учреждений).-Киев.: Университетская типография Завадского.1878; Богдановский А. Молодые преступники. Вопросы уголовного права и уголовной политики. - Одесса: Типография П. Францова.,1870.

[16] См.: Миньковский Г.М. Некоторые вопросы правовой регламентации деятельности исправительно­трудовых учреждений для несовершеннолетних // Проблемы развития исправительно-трудового законодательства. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1961.-С.182.

[17] См.: Астемиров З.А. Уголовная ответственность и наказание несовершеннолетних. - М.: НИиРИО, 1970.- С.83.

[18] Следует отметить, что, несмотря на положения ст. 139 УИК РФ в большинстве случаев в воспитательных колониях отбывают наказание несовершеннолетние осужденные, что предопределяет характер нашего исследования.

[19] См.: Оксамытный В.В. Правомерное поведение личности. - Киев: Наукова Думка, 1985.-С.24.

[20] См.: Общая теория государства и права. Академический курс: в 3 т.- Изд. 2-е, перераб. и доп. / ответ. ред. проф. М.Н. Марченко. Том 3.- М.: ИКД «Зерцало-М», 2002.-С.396-404.

[21] Здесь и далее мы рассматриваем стимулирование в его позитивном аспекте.

[22] См.: Уваров О.Н. Об оценке личности осужденного при переводе его в более мягкие условия отбывания наказания и при решении вопроса о предоставлении ему права передвижения без конвоя (сопровождения) // Вестник Томского государственного университета. - 2011, № 345, с.126-129.

[23] В теории права основания поощрения связываются с категорией «заслуга». В самом общем виде под ней понимается поступок или поведение, связанное с добровольным перевыполнением обязанностей по сравнению с обычным правомерным поведением. Более подробно см.: Мирошник С.В. Теория правового стимулирования: автореф. дис. ... докт. юрид. наук: 12.00.01 / С.В. Мирошник. - Ростов-на-Дону, 2003.-С.11- 12; Малько А.В. Льготная и поощрительная политика. - СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2004.- С.197.

[24] См.: Байдаков Г.П. Система основных принципов процесса исправления и перевоспитания осужденных: учебное пособие. - М.: ВНИИ МВД СССР, 1991.-С.49-53.

[25] Более подробно см.: Прозументов Л.М. Принцип опоры на положительное и его воплощение в исправительно-трудовом праве и деятельности ИТУ: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08 / Л.М. Прозументов. - Томск, 1984.-20с.

[26] См.: Гуменюк Т.А. Стимулирование правомерного поведения личности в условиях развитого социализма: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.03 / Т.А. Гуменюк.-М., 1983.-С.5-7.

[27] См.: Севрюгин А.С. Критерии и показатели исправления и перевоспитания осужденных. - Рязань: РВШ МВД СССР, 1989. - С.15; Хохряков Г.Ф. Парадоксы тюрьмы. (Проблемы, дискуссии, предложения). - М.: Юрид. лит., 1991. -С.209; Голик Ю.В. Позитивные стимулы в уголовном праве (понятие, содержание, перспективы): автореф. дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.08 / Ю.В. Голик. - М., 1994. - С.5.; Голик Ю.В. Уголовно-правовое стимулирование позитивного поведения: Вопросы теории.- Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1992. -С.32-33.

[28]См.: Михлин А.С. Поощрительные институты и их место в уголовно-исполнительном праве // Реформа уголовно-исполнительной системы и ее правовое обеспечение: сб. науч. тр. - М.: НИИ МВД РФ, 1993. - С.11; Сизый А.Ф. Поощрительные нормы уголовно-исполнительного права (проблемы теории и практики).- Рязань: РВШ МВД РФ, 1994. - 213с.; Сизый А.Ф. Концепция стимулирования правомерного поведения осужденных: поощрительные нормы уголовно-исполнительного законодательства (проблемы теории и практики). - Рязань: РВШ МВД РФ, 1993.-С.9-12.

[29] См.: Уткин В.А. Курс лекций по уголовно-исполнительному праву. Особенная часть. -Томск.: Томский госуниверситет, 1995.-С.144-145.

[30]Следуетотметить, что изменения, внесенные в ст. 113 УИК РФ в 2010 году, существенно ограничили стимулирующий потенциал мер поощрения в части исключения из их перечня мер, изменяющих правовое положение осужденных в рамках режима отбывания наказания и изменяющих режим отбывания наказания.

[31] С.Л. Бабаян отмечая двойственный характер данных мер, относит их к поощрительным институтам уголовно-исполнительного права, см.: Бабаян С.Л. Поощрительные институты и их реализация при исполнении наказания в виде лишения свободы. - М.: НИИИ ФСИН России, 2009.-116с.

осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях, так как в соответствии с УИК РФ данные колонии предусматриваются только с одним видом режима.

[33] См.: Пропостин А.А. Прогрессивная система исполнения лишения свободы в свете Концепции уголовно - исполнительной системы // Вестник Томского государственного университета. Право. - 2012, № 2 (4), с. 45­55.

[34] См.: Краткий словарь иностранных слов.-9-е изд., испр.- М.: Рус. Яз., 1987.- С. 273.

[35] Митькина А.В. Формирование нравственной ответственности несовершеннолетних осужденных. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2004.-С. 11.

[36] Более подробно см.: Елеонский В.А. Уголовное наказание и воспитание позитивной ответственности личности. - Рязань, 1979.- С.71.

[37] См.: Митькина А.В. Указ. соч. 2004.-С.13

[38] О понятии криминологического (фактического) рецидива см.: Тараленко К.Н. Рецидивная преступность несовершеннолетних, осужденных условно, и ее предупреждение: автореф. дис...канд. юрид. наук: 12.00.08 / К.Н. Тараленко. - Томск, 2004.- 22с.

[39]См.: Прозументов Л.М. Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних:

(Региональный аспект). - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2004.-С.31.

[40]Более подробно о ресоциализации см.: Волкова Т.Н. Проблемы отбывания наказания и ресоциализации женщин, осужденных к лишению свободы: дис. ...канд. юрид. наук: 12.00.08 / Т.Н. Волкова. - М., 1995. - С. 103; Трубников В.М. Социальная адаптация освобожденных от наказания: дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.08 / В.М. Трубников. -Харьков, 1991. - С. 54; Жулева Ю.В. Ресоциализация осужденных несовершеннолетних женского пола, отбывающих наказание в воспитательных колониях: правовые и криминологические аспекты: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08 / Ю.В. Жулева. - Рязань, 2000.-С.23.

[41] См.: Гумирова Г.Ф. Правовые и психологические аспекты оптимизации исправления осужденных к лишению свободы несовершеннолетнего возраста: автореф. дис. . канд. юрид. наук: 12.00.08 / Г.Ф. Гумирова. - Самара, 2009.-С.10.

[42] См.: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 2003. - С. 670.

[43] См.: Глыбина А.Н., Якимович Ю.К. Реабилитация и возмещение вреда в порядке реабилитации в уголовном процессе России. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2006. -С.46.

[44] См.: Павленко О.В. Постпенитенциарное поведение лиц, отбывших наказание за корыстные посягательства: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08 / О.В. Павленко. - Омск, 2003. - С.7; Кашуба Ю.А. Уголовно-исполнительная политика в отношении несовершеннолетних: автореф. дис. ... докт. юрид. наук: 12.00.08 / Ю.А. Кашуба - Рязань, 2002.-С. 13.

[45] См.: Уткин В.А. «Исправление», «ресоциализация», «социальная реабилитация» // Правовые проблемы укрепления российской государственности : Сб. статей.-Томск: Изд-во Том. ун-та, 2011. - С. 58-60.

[46] Более подробно см.: Маслоу А. Мотивация и личность/ пер. с англ. Татлыбыевой А.М./ вступительная статья Акулиной Н.Н.-СПб.: Евразия, 1999.- 478с.

[47] По данным опроса 500 осужденных, отбывающих наказание в исправительных колониях общего и строгого режимов Томской и Кемеровской областей.

[48] Не менее значимым в данном случае является вопрос о характере и виде труда, к которому привлекаются осужденные в воспитательных колониях. В большинстве случаев несовершеннолетние в нем не заинтересованы, что закономерно вызывает у них негативную реакцию к труду в целом. Исследования, проводимые в ходе реализации проекта «Центр профессиональной ориентации и профессиональной подготовки несовершеннолетних осужденных ВК-2 г.Томска» показали, что проявление позитивной активности несовершеннолетними осужденными напрямую зависит от степени их заинтересованности в осуществляемой ими трудовой деятельности. Следует отметить, что в настоящее время в воспитательных колониях при организации производственной деятельности практически не учитываются не только интересы самих несовершеннолетних, но и современные реалии общества, где сфера трудовой деятельности более модернизирована, и связывается с конкурентно способными на рынке труда специальностями.

[49] Более подробно см.: Уткин В.А. Бесплатный труд осужденных в местах лишения свободы // Вестник ТГПУ. -2006. Вып. 11 (62). - Серия: Гуманитарные науки (Юриспруденция). - С.76-78.

[50] См. более подробно: Прозументов Л.М. О соотношении исправительно-трудового права и педагогики // Актуальные вопросы государства и права в период совершенствования социалистического общества. - Томск: Изд-во ТГУ, 1987. -С.184.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (06.08.2017)
Просмотров: 196 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%