Среда, 27.11.2024, 02:37
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Отражение стимулирования позитивной активности несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы, в международных стандартах

В последнее время пенитенциарная политика государств мира в отношении наказания в виде лишения свободы все чаще подвергается критическому анализу. Представители теории аболиционизма[1] в

криминологии (Н. Кристи[2], В. Стерн[3], Д. Брейтуэйт[4]) считают, что борьба с преступностью приобрела характер индустрии, позволяющей бороться с двумя основными проблемами общества: неравным доступом к

оплачиваемой работе и неравномерным распределением богатства. Идеи о кризисе наказания основываются на данных мировой статистики, свидетельствующих о росте преступности и количества осужденных к лишению свободы. В этой связи особое значение приобретают международные стандарты обращения с заключенными. Под ними понимаются принятые на международном уровне документы, содержащие требования к обращению с заключенными и гарантирующие соблюдение прав и свобод человека в пенитенциарных учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Отличительными особенностями международных стандартов является их абстрактность, всеобщность, обязательность[5] и минимализм. Содержащиеся в международных стандартах принципы и правила имеют общий характер, который позволяет имплементировать их в различные правовые системы. По сути, международные стандарты обращения с заключенными представляют собой минимальный уровень требований, выполнение которых обеспечивает охрану прав и свобод человека.

Классификации международных стандартов обращения с заключенными уделяли внимание такие ученые, как А.Ф. Сизый[6], В.А. Уткин[7], П.Г. Пономарев[8]. Наиболее удачной, на наш взгляд, является классификация, предложенная В.А. Уткиным, выдвигающим следующие критерии: степень общности; степень обязательности; источник происхождения; широта (территориальный масштаб) действия; отношение к отдельным категориям правонарушителей или к определенным профессиональным группам из числа персонала учреждений и органов, исполняющих наказания[9].

Применительно к исследуемому вопросу - стимулированию позитивной активности несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы, - международные стандарты можно подразделить на три категории. В зависимости от характерной направленности, они бывают специальные - распространяющиеся на осужденных к лишению свободы независимо от их возраста (первая группа), и общие, действующие в отношении всех несовершеннолетних (вторая группа), либо только в отношении несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы (третья группа).

К первой группе можно отнести «Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме»\ от 09.12.1988г.; «Европейские пенитенциарные правила»[10] [11] от 10.01.2006г.; «Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций в отношении обращения с заключенными (Правила Манделы)»[12] от 22.05.2015г.

Вторую группу образуют «Конвенция о правах ребенка»[13] от 20.11.1989г.; «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей»[14] от 30.09.1990г.

Третью группу составляют «Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы»[15] от 14.12.1990г., и «Минимальные «Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила)»[16] от 29.11.1985г.

Основная цель всех вышеназванных международных стандартов - защита прав осужденных, обеспечение безопасности, нормальной жизнедеятельности, противодействие неблагоприятным последствиям всех видов заключения и способствование их вовлечению в жизнь общества.

Ранее нами были рассмотрены положения, касающиеся отграничения «позитивной активности» осужденных от их простого «правопослушного поведения». Однако именно стимулирование правопослушного поведения осужденных отражено в качестве принципа уголовно-исполнительного законодательства РФ.

В связи с этим возникает необходимость выяснить: существуют ли подобные разграничения в международных стандартах обращения с заключенными, и какое из вышеназванных явлений имеет приоритетное значение применительно к несовершеннолетним?

Согласно представленной нами системе международных стандартов обращения с осужденными международно-правовые акты первой группы одинаково распространяются на все категории осужденных к лишению свободы, независимо от их возраста. Исходя из их смысла, можно говорить, что последние не содержат прямого упоминания о стимулировании правопослушного поведения либо позитивной активности осужденных. Тем не менее, их анализ говорит о первостепенном значении возвращения осужденных к нормальной жизни в обществе. В частности, Минимальные стандартные правила (п.4) признают, что «целями приговора к тюремному заключению или к аналогичному лишению свободыявляются главным образом защита общества от преступников и сокращение случаев рецидивизма. Эти цели могут быть достигнуты только в том случае, если срок заключения используется, насколько это возможно, для обеспечения реинтеграции таких лиц в общество после их освобождения, с тем чтобы они могли вести законопослушный и самостоятельный образ жизни». Таким образом, Правила указывают на необходимость ресоциализации осужденного. Это положение также усматривается и в требованиях обеспечения контактов заключенных с внешним миром,в требованиях по обращению с осужденными, их классификации и индивидуализации, обеспечению труда, образования и отдыха.

Однако следует отметить, чтоЕвропейские пенитенциарные правила 2006 года, в отличие от ранее действующей редакции (1987г.)[17] и Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, в части регулирования режима для осужденных заключенных (п.5) по своей сути больше направлены на стимулирование правопослушного поведения. Об этом можно судить, исходя из анализа пп. 1 п.102 Правил, где сказано, что «... режим для осужденных заключенных должен быть направлен на то, чтобы они вели ответственный образ жизни без совершения преступлений». Речи о социально активной позиции осужденного в период отбывания наказания здесь не ведется, а термин «ответственный образ жизни» предполагает наличие обязанности соблюдения правил жизнедеятельности в социуме.Далее, ч. 1 п.105 говорит о том, что работа (труд) должна быть нацелена на содействие достижению цели режима для осужденных заключенных, а обучение и профессиональная подготовка (ч.1 п. 106) - на «... повышение общеобразовательного уровня и улучшения перспективы жить ответственно, и не совершая преступлений». Из анализа этого положения неясно, где должно реализовываться такое поведение - во время отбывания наказания или же после освобождения? Если такое поведение должно характеризовать осужденного в обоих случаях, то оно не представляется нам социально активным, полезным для общества. Такая характеристика больше подходит правопослушному поведению. Наше предположение подтверждается ч.1 п.107 тех же Правил, которое гласит, что «заблаговременно до их освобождения осужденным заключенным должно оказываться содействие в виде процедур и специальных программ, обеспечивающих переход от жизни в пенитенциарном учреждении к законопослушной жизни в обществе». Но ведь законопослушное (правопослушное) поведение еще не означает активного позитивного поведения и уж тем более не говорит о том, что отбывший наказание осужденный, становясь законопослушным гражданином, будет принят обществом так же, как и точно такой же осужденный, но проявляющий активную социальную позицию. Налицо разница между «законопослушным» и активно-социальным поведением осужденных, речь о котором идет в Минимальных стандартных правила обращения с заключенными. В них термины «законопослушное» или «правопослушное» поведение вообще не упоминаются. В п. 95 усматривается положение о стимулировании позитивной активности осужденных и средства его стимулирования: «В каждом заведении следует иметь систему льгот и разрабатывать различные методы обращения с разными категориями заключенных, чтобы поощрять их к хорошему поведению, развивать в них чувство ответственности, прививать им интерес к их перевоспитанию и добиваться их сотрудничества».

Подтверждением вышесказанного служит также разграничение определений «ответственное поведение» и «чувство ответственности». Ответственность, будучи одним из аспектов деятельности личности в социуме, может выступать в двух формах-императивах: «будь послушным» и «будь надежным»[18]. «Ответственное поведение», на наш взгляд, это обязанность соблюдать правила и отвечать за их нарушение. «Чувство ответственности» предполагает не только высокую меру сознательности личности, но и способность выбирать варианты своего поведения, прогнозировать его результаты, давать им оценку, и, тем самым, проявлять социально-полезное активное поведение.

Таким образом, стимулирование правопослушного поведения (в контексте его определения Европейскими пенитенциарными правилами) в большей степени служит обеспечению режима внутри исправительных учреждений. Более того, применительно к совершеннолетним осужденным Европейские пенитенциарные правила и, в некоторой степени, и Минимальные стандартные правила обращения с заключенными в целом все же ориентированы на стимулирование правопослушного поведения.

Рассмотрим данное утверждение, анализируя вторую и третью группы вышеназванных нами международно-правовых актов.

Конвенция о правах ребенка от 20.11.1959г. (п. 2) гласит: «Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства», а п. 15 Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей от 30.09.1990г. говорит о том, что «... всем детям должна быть обеспечена возможность определить себя как личность и реализовать свои возможности в безопасных и благоприятных условиях».

Принцип 7 Конвенции о правах ребенка указывает, что ребенку должно даваться образование «. которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества».

В обоих случаях: и в Конвенции, и в Декларации предполагается необходимость занятия несовершеннолетним активной социально-полезной позиции в обществе. Более того, принцип 7 Конвенции указывает на характеристику поведения, сходную с характеристикой позитивной активности, рассмотренной нами ранее.

Это подтверждается положениями п. 26.1 Пекинских правил, указывающих на цель воспитательной работы с несовершеннолетними, содержащимися в исправительных учреждениях, как «. обеспечение опеки, защиты, образования и профессиональной подготовки с целью оказания им помощи для выполнения социально-полезной и плодотворной роли в обществе».

Цели, сходные с Пекинскими правилами, преследуют и Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы от 14.12.1990г. Так, правило 12 указывает на необходимость гарантий «... осуществления в интересах эффективных мероприятий и программ, которые послужили бы тому, чтобы поддерживать их здоровье и самоуважение, воспитывать у них чувство ответственности и поощрять формирование таких взглядов и навыков, которые помогли бы им развивать свои возможности в качестве членов общества».

Это же касается и образования, профессиональной подготовки, трудовой деятельности, отдыха, религии, расширения круга общения, программ возвращения в общество и обязанностей персонала (ч.ч. E, F, G, N п.4; п.5). Правила связывают получение образования, профессии,

осуществления трудовой деятельности с обязательными гарантиями возможности их продолжения в дальнейшем, после освобождения. Основной задачей данных сфер воспитательной работы является объективная

подготовка несовершеннолетнего к жизни в обществе.

Несколько иное значение трудовой деятельности придается

Европейскими пенитенциарными правилами. Согласно подп. 3 п.26

«...характер предоставляемой работы должен поддерживать или развивать навыки, которые позволят заключенному зарабатывать себе на жизнь после освобождения».

В отношении дисциплинарного режима (п.4. ч.Ь) Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, также указывают, что: «Все дисциплинарные меры и процедуры должны

обеспечивать интересы безопасности и сохранения порядка и соответствовать задачам сохранения неотъемлемого достоинства

несовершеннолетних и основной цели содержания в исправительном учреждении, а именно привитию чувства справедливости, самоуважения и уважения основных прав каждого человека». В данной норме нет прямого указания на стимулирование позитивной активности несовершеннолетних. Однако ее анализ позволяет сделать вывод, что перечисленные признаки качеств личности, несомненно, направлены на ее переориентацию на активное положительное поведение.

Европейские пенитенциарные правила (пп.1 п.25) называют среди требований к режиму наличие сбалансированной программы мероприятий. При этом конкретизация и перечень видов таких мероприятий отсутствует.

Удивительно, но по сравнению с предыдущей редакцией 1987г. Европейские пенитенциарные правила 2006г. приобрели более «абстрактный характер». Если ранее действовавшая редакция предусматривала четко определенную цель - исправительное воздействие на осужденных, то в настоящее время все правила и принципы фактически сводятся к наиболее общим требованиям организации исполнения наказания в виде лишения свободы. Думается, что в этом смысле современные Правила значительно «проигрывают» своим предшественникам. На наш взгляд, это произошло в связи с расширением Совета Европы, что способствовало возникновению резкой дифференциации между его членами. Это, разумеется, повлекло пересмотр Правил в более абстрактном варианте.

Таким образом в международных стандартах существуют два различных подхода к целям исполнения наказания в виде лишения свободы. Применительно к совершеннолетним осужденным международные стандарты сводят задачи исправительных учреждений к обеспечению правопослушного поведения осужденных во время, и после отбытия наказания.

В отношении несовершеннолетних четко прослеживается указание на необходимость стимулирования их позитивной активности с целью дальнейшей ресоциализации и реинтеграции в общество.

 

[1] Подробнее об этом см.: Сморгунова А.Л. Критическое направление в современной англо-американской криминологии: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08 / А.Л. Сморгунова. - С-Пб., 2004. - 25с.

[2] Кристи Н. Борьба с преступностью как индустрия. Вперед, к Гулагу западного образца / пер. с англ. А. Петрова, В. Пророковой / 2-е изд. - М.: РОО «Центр содействия реформе уголовного правосудия», 2001.­216с.

[3] Стерн В. Грех против будущего / Фрагменты / пер. с англ. - M.:PRI, 2001.-130с.

[4] Брейтуэйт Д. Преступление, стыд и воссоединение /пер. с англ. Н.Д. Хариковой; под общ. ред. М.Г. Флямера; комм. д-ра юрид. наук, профессора Я.И. Гилинского. - М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2002.-311с.

[5] В отношении ратифицированных актов.

[6]См.: Сизый А.Ф. Международно-правовые стандарты обращения с заключенными и проблемы их реализации. - Рязань: РИПЭ МВД РФ, 1996. - С. 9-19.

[7]См.: Уткин В.А. Международные стандарты обращения с заключенными и проблемы их реализации. - Томск, 1998. - С. 5-6.

[8]См.: Пономарев П.Г. Международно-правовые стандарты обращения с заключенными и национальные варианты их реализации. - Рязань, 1994. - С. 3-7.

[9]См.: Уткин В.А. Указ. соч. С. 5-6.

[10] См.: Международные стандарты в уголовно-исполнительной сфере: Хрестоматия и аннотации

юридических, психолого-педагогических и профессионально-этических документов / Предисл. О.В. Филимонова.-2-е изд., испр. и доп.-Рязань: Академия права и управления ФСИН России, 2006.-С.63-76.

[11] См.: Международные стандарты в уголовно-исполнительной сфере: Хрестоматия и аннотации

юридических, психолого-педагогических и профессионально-этических документов, 2006.-С.338-378.

[12] См.: Правила Манделы. Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций в отношении обращения с заключенными / сост. А. П. Букалов. — Харьков: ООО «Издательство права человека», 2015. — 40 с.

[13] См.: Документы ООН, касающиеся заключенных (сборник).-М.: «Права человека», 2000.- С. 81-110.

[14] См.: Дипломатический вестник.- 1992. -N 6. - С. 10 - 13.

[15] Международные стандарты в уголовно-исполнительной сфере: Хрестоматия и аннотации юридических, психолого-педагогических и профессионально-этических документов, 2006.-С.153 - 182.

[16] См.: Там же.- С. 220-234.

[17] Пункт 3 прежней редакции указывал, что цель исправительного воздействия - формирование у осужденных чувства ответственности и навыков, которые будут содействовать их реинтеграции в общество, помогут им следовать требованиям законности и удовлетворять свои жизненные потребности собственными силами после освобождения, а цели режима, обеспечения дисциплины и применяемых наказаний - достижение целей исправительного воздействия (п.п.33, 65-66), тем самым подчеркивая важность ресоциализации осужденных путем стимулирования их позитивной активности.

[18] Подробнее об этом см.: Родионова Е.В. Социальная природа ответственности // Социальное и пенсионное право.- 2006.- №3.-С.16-21

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (06.08.2017)
Просмотров: 215 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%