Среда, 27.11.2024, 00:37
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Личность осужденного в воспитательных колониях как объект стимулирования

Сущность категории «личность» раскрывается через призму степени ее социализации и положения в обществе. В связи с этим она должна рассматриваться в соответствии с той стадией правовых и социальных отношений, в которой в настоящий момент она находится и выполняет определенные функции[1].

Однако если рассматривать личность как единую развивающуюся систему, то она предстает как сложный динамичный механизм, отдельные элементы которого могут изменяться или деформироваться, но сама структура системы будет статичной.

В связи с этим стимулирование позитивной активности требует изучения личности несовершеннолетних с точки зрения междисциплинарного системного подхода[2] с целью выявления типологической характеристики личности несовершеннолетнего осужденного для оптимизации направлений стимулирования.

В качестве критериев, используемых при исследовании личности несовершеннолетнего осужденного, нами использованы следующие:

1 .Социально-типологическая характеристика личности.

Социально-ролевая характеристика личности.

Нравственно-психологическая характеристика личности.

Изучение общероссийских статистических данных позволяет сделать

о значительном снижении общего количества осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях. Так, в 2003 году в воспитательных колониях отбывали наказание 16491 осужденных, в 2005г. - 14620, а в 2015г. - 1683[3]. Приведенные данные, несомненно,

свидетельствуют о стабильном сокращении числа несовершеннолетних лиц, которым назначается наказание в виде лишения свободы, это, впрочем, соответствует и одному из направлений современной уголовно­исполнительной политики государства и в частности положениям Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года.

Соотношение доли осужденных мужского пола и доли, осужденных женского пола, к общему числу осужденных отбывающих наказание в воспитательных колониях достаточно стабильно и существенно не изменяется. Так, доля несовершеннолетних осужденных мужского пола в воспитательных колониях составляет в среднем 94%.

Следует подчеркнуть, что на общем фоне тенденции снижения количества несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы,

происходит ухудшение их криминогенной характеристики, что

обусловливает высокую степень общественной опасности данной категории[4].

При этом на уровень «криминальной зараженности»[5]

несовершеннолетних осужденных также оказывают влияние и гендерные различия. Так, в большинстве случаев в воспитательных колониях, как правило, отбывают наказание несовершеннолетние, осужденные за совершение корыстных, насильственных и корыстно -насильственных преступлений. При этом, несовершеннолетние мужского пола чаще отбывают наказание за совершение корыстных преступлений, а несовершеннолетние женского пола - насильственных (см. Таблицу 1).

Таблица 1. Соотношение числа несовершеннолетних мужского и женского пола, отбывающих наказание в воспитательных колониях в зависимости от характеристики преступления

Вид

Муж.

Жен.

Насильственные

32,2%

62,7%

преступления

Корыстные

преступления

35%

25,5%

Корыстно-

32,8%

11,8%

насильственные

преступления

Итого

100%

100%


 

Из вышеприведенной таблицы видно, что доля несовершеннолетних женского пола, осужденных за совершение насильственных преступлений практически в два раза превышает аналогичную категорию осужденных мужского пола.

При распределении осужденных в зависимости от конкретных составов совершенных преступлений выявлено, что доля осужденных женского пола за совершение убийств (ст.105 УК РФ) также в два раза превышает аналогичную долю осужденных мужского пола (13,4% и 6% соответственно)[6]. С одной стороны, это объясняется общероссийской судебной практикой, когда несовершеннолетние осуждаются к реальному лишению свободы лишь в крайних случаях. С другой стороны, есть все основания считать, что на протяжении последних десятилетий ухудшается не только уголовно-правовая характеристика осужденных в воспитательных колониях (вследствие сокращения их численности и аккумулирования определенной, наиболее их «худшей» части в воспитательных колониях), но и характеристика общесоциальная. На фоне провозглашенной «стабилизации» социальной обстановки в стране, девальвация общечеловеческих ценностей (семья, жизнь, общество) среди несовершеннолетних женского пола происходит в несколько раз быстрее по сравнению с несовершеннолетними мужского пола и взрослыми.

По результатам изучения 150 материалов личных дел,

несовершеннолетних осужденных женского пола отбывавших наказание в Томской ВК-2[7], более половины из них совершили преступление в состоянии алкогольного опьянения, в ходе распития спиртных напитков со своими родителями, которые впоследствии и стали жертвами совершенных преступлений (убийство, причинение тяжкого вреда здоровью). Каждая вторая осужденная воспитывалась в неблагополучной семье, с низким уровнем материального благополучия.

Большую часть осужденных, отбывающих наказание в

воспитательных колониях, составляют несовершеннолетние 16-летнего возраста независимо от пола. Средний возраст несовершеннолетнего
осужденного - 16,6 лет. В целом данный показатель не изменяется более 30 лет[8]. В то же время при распределении осужденных по возрасту в каждой из групп (мужчины и женщины) выявлены значительные расхождения (Рисунок 2).

Доля осужденных мужского пола (%)

Доля осужденных женского пола (%)

Рисунок 1. Соотношение доли осужденных мужского и женского пола, отбывающих наказание в воспитательных колониях в зависимости от

возраста

Из Рисунка 1 видно, что осужденных мужского пола младшей возрастной группы (14-15 лет) практически в два раза больше чем девушек, и, напротив, старшая возрастная группа (18 - 19 лет) в большей степени представлена осужденными женского пола. Объяснением тому служит следующее - 43,9% из числа осужденных мужского пола 14-15 лет имеют одну или две судимости, в то время как доля аналогичной категории женского пола составляет 22,2%, при этом основная масса осужденных девушек совершили тяжкое или особо тяжкое преступление в 14 -15-летнем возрасте. Соответственно, и в том и в другом случае наказание в виде лишения свободы было назначено в связи с отсутствием оснований у суда в
применении более мягкого вида наказания, к тому же отметим, что осужденных мужского пола в несколько раз больше.

В то же время доля осужденных женского пола старшей возрастной группы (18 - 19 лет) превышает аналогичную мужского. Это объясняется уголовно-исполнительной характеристикой осужденных, а также практикой администрации воспитательных колоний. По результатам исследования, осужденные женского пола, в своем большинстве, характеризуются по сравнению с мужчинами более положительно, кроме того, администрация воспитательных колоний не стремится переводить воспитанниц в исправительные колонии, считая, что такой перевод нецелесообразен. Более того, согласно результатам нашего исследования 88% из числа осужденных женского пола вообще не желают переводиться в исправительную колонию.

Основная масса осужденных, отбывающих наказание в

 

Осужденные мужского пола от числа всех осужденных мужского пола в ВК(%)

Осужденные женского пола от числа всех осужденных женского пола в ВК (%)

 

67

 

72

 

Город

 

Сельская местность


воспитательных колониях, до осуждения проживала в городах - 67% от общего числа осужденных. Однако при распределении внутри исследуемых групп осужденных городских жителей мужского пола несколько меньше, чем в группе осужденных женского пола (Рисунок 2).

Рисунок 2. Соотношение доли осужденных мужского и женского пола

в зависимости от места жительства до осуждения

Из Рисунка 2 видно, что доля осужденных женского пола, проживающих до осуждения в городе превышает аналогичную долю осужденных мужского пола на 5% и настолько же меньше по сравнению с

 

мужчинами среди представителей сельской местности. Следует отметить, что большинство осужденных за корыстные и корыстно-насильственные преступления проживали в городах. Несовершеннолетние мужского пола, осужденные за совершение насильственных преступлений, проживали преимущественно в сельской местности, а несовершеннолетние женского пола - в городах (Таблицу 2).

Таблица 2 - Соотношение несовершеннолетних осужденных в

зависимости от места жительства и совершенного преступления

Вид совершенных преступлений

Г ородские жители

Сельские жители

Муж.

Жен.

Муж.

Жен.

Корыстные

60%

68,2%

40%

31,8

Корыстно­

насильственные

72,6%

81%

27,4%

19%

Насильственные

49,7%

50,7%

50,3%

49,3%

 

Соответственно, уровень общественной опасности данной категории выше, чем другой. В то же время доля несовершеннолетних мужского пола, осужденных за совершение корыстных преступлений, выше, чем осужденных женского пола. Данное обстоятельство также объясняется общероссийской судебной практикой и тем фактом, что среди несовершеннолетних мужского пола большее количество судимых (см. Таблицу 3).

Таблица 3 - Соотношение несовершеннолетних осужденных мужского и женского пола в зависимости от наличия судимости

Категория

Муж.

Жен.

Ранее судимые

60%

32%

Не судимые

40%

68%

Итого

100%

100%



 

При этом из числа ранее судимых 16% осужденных мужского пола и 9% женского пола ранее отбывали наказание в виде лишения свободы.

Большинство несовершеннолетних на момент совершения преступления учились в школе (58%) при этом доля учащихся несовершеннолетних женского пола незначительно превышает аналогичную долю осужденных мужского пола (64,9% и 57,3% соответственно). Однако среди осужденных мужского пола в два раза больше лиц без определенных занятий. Трудовой деятельностью были заняты лишь 7,4%. При этом в основном это был неквалифицированный труд (см. Рисунок 3)

■ Учащийся общеобразовательной школы

■ Учащийся спецшколы

■ Учащийся ПУ, техникума

■ Работал

■ Не работал и не учился

Большая часть несовершеннолетних осужденных воспитывались в неполной семье, либо родственниками (52,6%) (см. Рисунок 4). Добавим, что доля несовершеннолетних мужского пола воспитывающихся в неполных семьях превышает, аналогичную женского пола на 5%

■ Воспитывались в полной семье

■ Воспитывались одним родителем

■ Воспитывались родственниками

■ Воспитывались в детском доме/интернате

Рисунок 4. Распределение осужденных в зависимости от субъекта воспитания (%)

Почти 90% несовершеннолетних характеризуются семейной десоциализацией, явившейся одной из социально-психологических причин их преступного поведения. Более половины осужденных состояли на учете в ОППН и часто уходили из дома (в 58% случаев), и около 1/3 таких осужденные практически не находились дома и занимались бродяжничеством. При этом в большинстве случаев чаще из дома уходили несовершеннолетние женского пола (около 60%).

Около 40% осужденных совершили преступление в алкогольном опьянении, во время распития спиртных напитков вместе со своими родителями (либо одним из них).

Почти 15% респондентов отметили, что употребляли наркотики. Более 80% из числа осужденных отметили, что их родители либо родственники злоупотребляли спиртными напитками, у каждого второго осужденного кто - либо из родителей или родственников были ранее судимы и отбывали лишение свободы (см. Рисунок 5).

■ Отец

■ Мать

■ Брат или сестра

■ Другие родственники

Рисунок 5. Распределение осужденных в зависимости от наличия судимости у членов семьи (%)

При распределении осужденных мужского и женского пола в зависимости от наличия судимых родственников, выявлено, что доля осужденных женского пола, чьи матери были судимы, в 2,5 раза превышает аналогичную долю осужденных мужского пола. Также при сравнении числа осужденных мужского и женского пола в зависимости от факта отбывания наказания в виде лишения свободы их ближайшим окружением выявлено, что доля осужденных женского пола, чьи отцы находились в местах лишения свободы, в два раза превышает аналогичную долю осужденных мужского пола. Данные показатели еще раз подтверждают общеизвестноеутверждение о том, что преступность несовершеннолетних порождается ближайшим социальным окружением, в котором подростки находятся и закономерным следствием которого является совершенное преступление.

Уровень образования несовершеннолетних на момент осуждения в среднем составляет 6 классов,что в среднем ниже нормы для их возрастной группы. Соответственно это обусловливает наличие низкого
социокультурного и интеллектуального уровня. Следует отметить, что уровень образования несовершеннолетних осужденных значительно снизился по сравнению с существующим в 1990-х г.г. По данным Л.М. Прозументова, в 1990-х г.г. более половины несовершеннолетних осужденных (54,8%) имело образование в объеме 9 классов средней школы, среднее полное образование было у 7% несовершеннолетних[9].

Социально-ролевая характеристика несовершеннолетних осужденных применительно к теме нашего исследования связывается с необходимостью изучения двух ее аспектов - роли несовершеннолетнего при совершении преступления и занятия им определенной социальной позиции во время отбывания наказания. Данные аспекты в дальнейшем обуславливают выбор направлений стимулирования позитивной активности несовершеннолетних осужденных. В то же время нельзя не обойти вниманием общие вопросы криминологической характеристики личности, связанные с социально­ролевой характеристикой несовершеннолетних до осуждения.

Анализ результатов проведенного нами исследования указывает на ухудшение социально-ролевой характеристики несовершеннолетних до осуждения по сравнению с данными 2006 года[10]. Так, большинство из них (около 80%) характеризовалось по месту учебы отрицательно, не проявляло интереса к получению образования. По месту жительства количество положительно характеризующихся несовершеннолетних составило 15%. Около 95% не посещало кружков или иных досуговых либо спортивных секций.

Неблагополучная обстановка в семьях 80% несовершеннолетних обусловила соответствующее отношение к родителям - большая часть из осужденных находилась в перманентной конфликтной ситуации с ними.

Нежеланием трудиться характеризуются около 80% несовершеннолетних. В то же время остальная часть из них работала до осуждения и характеризовалась в большей степени положительно.

Большинство несовершеннолетних имеют богатый криминальный опыт, 74% осужденных до осуждения состояло на учете за нарушения общественного порядка, употребление алкогольных напитков, наркотических средств.

Отметим, что в целом социально-ролевая характеристика несовершеннолетних до осуждения свидетельствует о высоком уровне их отрицательной активности, который проявился и в занятии ими открытой негативной социальной позиции в обществе.

Между тем в ходе нашего исследования выявлено, что у отрицательно активных несовершеннолетних осужденных нередко легче изменить активную установку на положительную, нежели у «ведомых» и неактивных осужденных. Так, мониторинг поведения несовершеннолетних осужденных, совершивших преступление в группе, показал следующее. Несовершеннолетние, явившиеся исполнителями преступления, не проявляющие особой активной роли и характеризующиеся при психологическом обследовании как «ведомые», в дальнейшем после 4-6 месяцев пребывания в колонии в 26% случаев проявляют активное положительное поведение (принимали активное участие в воспитательных мероприятиях, имеют поощрения и т.д.). Однако 14% осужденных из общего количества, впоследствии примкнув к отрицательно настроенным группам, допустили нарушения установленного порядка отбывания наказания.

Несовершеннолетние, играющие активную роль при совершении преступления, либо признанные его организаторами, впоследствии в колонии характеризовались стремлением занять неформальные лидерские позиции. При этом 42% из них в дальнейшем проявили активное положительное поведение, имели поощрения, состояли в активе колонии. Остальные 58% характеризовались отрицательным поведением, совершали нарушения установленного порядка отбывания наказания.

Следовательно, существует определенная зависимость между ролью несовершеннолетнего при совершении преступления и дальнейшим его поведением в колонии. Если несовершеннолетний проявляет активную роль при совершении преступления, то и в дальнейшем он пытается «поставить» себя в колонии лидером. При этом в зависимости от направленности микрогруппы он примет либо отрицательную, либо положительную направленность. Около 2/3 осужденных, проявивших активную роль при совершении преступления, состоят в активе. Тем самым при стимулировании данной категории осужденных необходимо определить направление их активности в нужном аспекте, а также выявить их интересы, способности и потребности. Стимулирование позитивной активности таких осужденных должно строиться на обеспечении условий, создающих возможности для позитивного самовыражения.

Осужденные, не проявившие активной роли при совершении преступления, принимают общую направленность микрогруппы, в которой находятся. При стимулировании их позитивной активности необходимо проводить постоянный мониторинг их поведения, отслеживать связи с другими осужденными, а также устанавливать цели, пропорциональные стимулам в порядке их постепенного повышения. Для них нельзя сразу устанавливать высокие цели, так как в силу пассивности достижение высокого уровня для них невозможно. В случае неудачи такие осужденные в дальнейшем могут вообще «уйти в себя».

Социально-ролевую характеристику несовершеннолетних осужденных в период отбывания наказания можно свести к четырем основным группам. В первую группу входят несовершеннолетние с задатками неформальных лидеров. В колонии они стараются подчинить себе других, создать возле себя микрогруппу последователей и занять в ней лидирующее положение. Вторую группу составляют осужденные, приближенные к неформальным лидерам. К третьейотносятся осужденные, характеризующиеся психологическим отчуждением, острым переживанием изоляции. В колонии они ведут себя правопослушно, практически не допускают нарушений установленного порядка отбывания наказания. Уровень позитивной активности у них достаточно низок. И, наконец, четвертую группу составляют несовершеннолетние, отличающиеся более высоким проявлением позитивной активности. Они с интересом участвуют в делах колонии, имеют более или менее определенную положительную жизненную перспективу.

Проявление позитивной активности несовершеннолетними осужденными также зависит и от нравственно -психологической характеристики их личности. При лишении свободы происходит принудительное помещение несовершеннолетнего в специфическую систему социального общения. Точками его отсчета выступают начало и окончание срока социальной изоляции. Несовершеннолетний осужденный живет в трех измерениях - в прошлом, связанным с совершением преступления (до момента ареста), настоящем (нахождение в воспитательной колонии) и будущем (окончание срока). В период «настоящего» жизнедеятельность несовершеннолетнего складывается из различных социально значимых ситуаций. Среди них можно выделить: фрустрацию (потеря

прежнихжизненных планов и необходимость становления новых, сводимых к пребыванию в воспитательной колонии) и психическую травму, вызванную самим фактом социальной изоляции, и т.д.[11].

Наиболее типичными психологическими состояниями несовершеннолетних по прибытии в колонию являются отчаяние, безнадежность, тревожность. Однако степень их проявления в зависимости от пола различна. Чувство безысходности в адаптационный период в большей степени испытывают несовершеннолетние женского пола (51%). У юношей данный показатель несколько ниже и составляет 36%. Прежде всего это связано с социально-психическими различиями - у девушек более сформированы чувства привязанности, ранимости, стыда, однако они быстрее адаптируются к новым условиям, легче находят общий язык со взрослыми, чаще по сравнению с той же категорией юношей проявляют инициативу.

При стимулировании позитивной активности несовершеннолетних осужденных необходимо также учитывать, что их волевая и эмоциональная сферы в большинстве слаборазвиты, вследствие чего для них характерна пассивность, ведомость, отсутствие собственной точки зрения и т.д. По результатам нашего исследования, таких осужденных в воспитательных колониях примерно 60%. Как правило, и при совершении преступления они не проявили активной роли. В колонии данная категория подвержена влиянию других осужденных. Типичным психическим состоянием таких осужденных является незащищенность, тоска. Поэтому при стимулировании позитивной активности данной группы, вначале необходимо заинтересовать их, «предложить» такие стимулы, которые выведут их из состояния «неактивности». При этом в первое время, как ранее было отмечено, нельзя устанавливать слишком высокие цели, поскольку «неактивность» превратить в «активность» гораздо сложнее, нежели переориентировать «активность».

Другая категория осужденных, напротив, отличается более развитыми волевой и эмоциональной сферами, вследствие чего проявляет агрессивное поведение, отрицательную активность, ущемляет и притесняет других осужденных. Для такой категории характерно типическое состояние в виде скуки. При этом они могут вести себя по-разному. Некоторые из них начинают участвовать в различных воспитательных мероприятиях, сначала только в рамках собственных интересов, в последующем охватывая все большие сферы и, тем самым, проявляя позитивную активность. Другие же, напротив, изначально проявляют негативное поведение, стараются занять неформальное лидерство среди других осужденных. Однако если осужденные отвергнут их в качестве лидеров, то при существующих
положительных условиях данные лица могут изменить направленность поведения.

Соответственно, для данной категории осужденных в рамках стимулирования позитивной активности необходимо изначально определить положительные и отрицательные моменты их жизнедеятельности в колонии в зависимости от определенного вида поведения и наличия значимых стимулов. Однако вследствие того, что данная категория более активна по сравнению с предыдущей, то при определении целей нельзя занижать их уровень по сравнению со стимулами, поскольку при затрате минимума усилий такие осужденные впоследствии расслабляются и их активность притормаживается.

Следует отметить, что строгая регламентация условий

жизнедеятельности в местах лишения свободы лишает несовершеннолетних самостоятельности и приводит к обострению акцентуаций характера - крайних вариантов его нормы, при которых усиление отдельных черт личности происходит параллельно с ослаблением других1.

Интересно, что, несмотря на общую отрицательную характеристику личности несовершеннолетних осужденных, наше исследование показало некоторый рост психологического развития их позитивной активности и положительной направленности применительно к социуму в зависимости от срока пребывания в колонии. Осужденным было предложено определить свое поведение в различных социальных практических ситуациях, связанных с жизнью на свободе (например, покупка товара ненадлежащего качества или оказание помощи детскому дому в строительстве площадки и т.д.). Рост пропорционально отбытому сроку наблюдался в таких категориях, как общественная и правовая активность (см. Рисунок 6).

См.: Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л.: Медицина, 1983.-С.14.

 

несовершеннолетние осужденные мужского пола

несовершеннолетние осужденные женского пола

Из приведенного графика видно, что в большей степени восприятие социальных практических ситуаций и проекция позитивной активности на будущее свойственны несовершеннолетним женского пола. Несовершеннолетние мужского пола менее способны справляться с возникшими социальными ситуациями и склонны к постепенному развитию активности.

Следует отметить, что одной из особенностей несовершеннолетнего возраста является недоразвитие или деформация существующих мировоззренческих взглядов, а также наличие противоречий в субъективном восприятии провозглашаемых общественных ценностей и объективно существующего положения вещей. С одной стороны, общественные декламации о социальной защищенности несовершеннолетних, общие тенденции развития гуманизма и нового подхода к образовательной деятельности на практике выражаются в кризисе социального обеспечения несовершеннолетних, отсутствии положительной досуговой занятости, производственном и экономическом кризисе, а также отсутствии дифференцированного подхода к общему образовательному уровню несовершеннолетних.

С другой стороны, в настоящий момент происходит формирование нового социокультурного типа личности, адаптированного к рынку и ориентированного не столько на общечеловеческие ценности, сколько на
здравый смысл и материальное благополучие,что соответственно предполагает качественное изменение мировоззрения несовершеннолетних вообще[12].

В этой связи следует подчеркнуть, что необходимость стимулирования позитивной активности несовершеннолетних осужденных обусловлена не только критическими изменениями социального пространства и личности, но и стремлением к формированию активного сознательного члена общества[13] [14]. Сама по себе позитивная активность не отвергает адаптации к современным условиям рынка, но в то же время базируется на общих ценностных представлениях социума, а также нравственной и социальной ответственности личности.

На искажение мировоззренческих взглядов несовершеннолетних также указывают Н.А. Андреев и Ю.В. Тараканов. Среди них выделяются противоречия между представлениями о социальной справедливости и равенстве и интенсивно развивающейся социальной, имущественной дифференциацией населения, в том числе самих подростков, а также между потребностями несовершеннолетних в повышении своего благосостояния и

3

современными возможностями их удовлетворения.

Следует отметить, что деформация мировоззрения несовершеннолетних зависит не только от вышеуказанного внешнего фактора, но также и от внутреннего фактора, социальной микросистемы, в которой он находится. К ней относятся неблагополучная обстановка в семье, частые конфликтные ситуации, отверженность и т.д.

В связи с этим необходимо учитывать нравственную неустойчивость несовершеннолетних, их стремление к «легкой, красивой жизни», низкий культурный уровень, зараженность криминальной субкультурой, признание культа грубой физической силы, раннее приобщение к алкоголю, наркотическим средствам[15].

Деформация мировоззренческих взглядов несовершеннолетних осужденных оказывает влияние на состояние ценностно-ориентационной сферы. Одной из особенностей данной категории является отсутствие перспективных жизненных планов.

Результаты проведенного нами исследования показали, что ценностные ориентации несовершеннолетних осужденных двойственны и зависят от степени адекватности восприятия несовершеннолетним ценностей. Некоторые ученые, необоснованно упуская это положение из виду, делают ошибочные предложения об улучшении воспитательного воздействия на несовершеннолетних осужденных. Так, приводя результаты исследований, согласно которым при разрыве социальных и семейных связей около 70% несовершеннолетних осужденных при их опросе указали на положительное отношение к родителям, данные ученые предлагают рассматривать этот факт,как благоприятную предпосылку для привлечения этих родителей к воспитательно-профилактической работе в колонии[16].

Не разделяя вышеприведенную точку зрения, отметим следующее.

С одной стороны, нахождение в местах лишения свободы способствует некоторой идеализации несовершеннолетними семьи и свободы как ценностных ориентаций. По нашим данным, у 2/3 несовершеннолетних наблюдается почтительное отношение к семье, которая возводится в категорию блага, которого лишен несовершеннолетний. Однако, с другой стороны, при разделении своего отношения к семье, отцу, матери у несовершеннолетних наблюдается резко критическое отношение к кому-либо из них и связанные с этим сильные эмоциональные переживания. Большинство данных осужденных (300 несовершеннолетних из 333, указавших на высшую ценность семьи) воспитывалось в неполной семье, к тому же неблагополучной, где родители злоупотребляли спиртными напитками, наркотическими веществами, не занимались воспитанием детей. В связи с этим у этой категории наблюдается большой процент отрицательного отношения к родителям1. Положительное восприятие ими семьи как высшего блага является не чем иным в этом случае, как проекцией собственного будущего, мечтами и фантазией (см. Таблицу 4):

Таблица 4 - Соотношение восприятия «семьи» как высшей ценности и отдельного отношения к ее членам несовершеннолетними осужденными, воспитывающимися в неблагополучных семьях

Категория

Указали

на

высшую

ценность

в целом

Относятся

положительно при отдельной оценке (при

опросе «Методом

неоконченных

предложений»)

Относятся отрицательно при отдельной оценке (при опросе «Методом неоконченных предложений»)

Родитель умер

либо отсутствует

Относятся

крайне

негативно

Семья

60%

59%

30%

11%

-

Мать

90%

75%

10%

5%

10%

Отец

83%

36%

18%

20%

26%

1 Наши выводы подтверждаются результатами исследований Л.М. Прозументова, см.: Прозументов Л.М. Несовершеннолетние: преступность, особенности уголовной ответственности. - Томск: Изд-во Том. ун-та,

 

Из приведенной таблицы видно, что общее количество ответов, связанных с возведением семьи и родителей в категорию высшего блага, существенно разнится с их последующей оценкой. При этом отношение к отцу у обследуемой категории гораздо отрицательней, чем к матери. Это связано также и с тем, что мать в принципе всегда оценивается несовершеннолетними более положительно, чем отец. К тому же в большинстве случаев несовершеннолетние проживают с матерью.

Оценка осужденными такой ценности, как «свобода» также неоднозначна. С одной стороны, наблюдается ее всеобщая идеализация как самого желаемого блага (80% респондентов). С другой стороны, выявлены две категории осужденных, у которых отношение к свободе и связанные с ее лишением переживания различны.

Так, 1/4 из осужденных, указавших «свободу» в качестве наивысшего блага, уже отбывали лишение свободы. Поскольку у них уже есть опыт пребывания в колонии, факт изоляции переживается ими меньше,чем остальными. В колонии таким несовершеннолетним даже нравится, они чувствуют некоторую степень заботы, тоскливое состояние у них проявляется реже, и идеализация ими «свободы» сводится к неконкретизированному понятию - «рай» (70% ответов опрошенных).Данная категория в наименьшей степени испытывает чувство тревожности по прибытии в колонию, и, наоборот - в большинстве случаев - перед освобождением. Это объясняется отсутствием реальных жизненных перспектив, положительных изменений в семье и их окружении.

Соответственно, при стимулировании позитивной активности таких осужденных необходимо учитывать, что для них меры стимулирования, ведущие к освобождению от наказания, важны в меньшей степени, поскольку более актуально внутреннее содержание отбывания наказания. В их отношении эффективными будут стимулы, содержащиеся в единичных мерах поощрения.

Другая категория несовершеннолетних осужденных (около трети от общего числа указавших на «свободу» в качестве идеала) также характеризуется идеализацией «свободы», но при этом как таковой «свободы» не желает. Они росли в крайне неблагополучных семьях, где их унижали, применяли насилие. Или же их семья находилась в таком финансово затруднительном положении, что несовершеннолетние не имели возможности нормально питаться и одеваться, что впоследствии явилось одним из условий совершения преступления. Для данной категории пребывание в колонии фактически является благом. Практически все они отмечают, что в колонии им нравится, они там себя хорошо чувствуют и т.д. В связи с этим, «свобода» для такой категории выступает неким отдаленным идеалом, который присутствует как должное, «так как все, кто находится в местах лишения свободы, стремятся выйти». В тоже время реальная оценка осужденными существующей действительности, возможность удовлетворения своих потребностей обуславливает их нежелание освобождаться из колонии по окончании срока,поскольку, как и в первом случае, у них отсутствуют положительные перспективы на дальнейшие изменения в их жизни. Отметим, что в последнее время наблюдается тенденция увеличения количества таких осужденных. Результаты исследований, проводимых нами в 2005, 2009 и 2014г.г. показали, что в среднем уровень роста данной категории осужденных составил около 15%. В связи с этим закономерным является следующий прогноз - без решения сложившейся ситуации уровень роста криминологического рецидива таких несовершеннолетних будет увеличиваться.

Применительно к стимулированию позитивной активности данной категории осужденных меры, ведущие к освобождению от наказания, также понижены в стимулирующем значении, но уже по другой причине. Соответственно, в данном случае, необходимо направить стимулирование таким образом, чтобы действие единичных мер поощрений соприкасалось с повышением интереса к стимулам, имеющим перспективно долгосрочный характер. Иначе может возникнуть парадоксальная ситуация, когда такие осужденные будут подсознательно стремиться как можно дольше оставаться в колонии. Одним из главных направлений при стимулировании таких осужденных должно стать расширение сфер проявления позитивной активности - общественной, образовательной, трудовой. Организация получения интересующей несовершеннолетнего специальности, предоставление ему возможности прохождения производственной практики с целью дальнейшего трудоустройства должны стать гарантами повышения его уверенности в имеющихся жизненных перспективах.

Неоднозначно решается и вопрос об оценке ценностных ориентаций несовершеннолетних. Так, некоторые авторы подчеркивают, что ценностные ориентации несовершеннолетних осужденных смещены в сторону психологического комфорта в группе, получения сиюминутных удовольствий[17]. В целом можно согласиться с данной точкой зрения, однако при этом необходимо учитывать, что сам возраст осужденных и его особенности предполагают такое смещение.

Другие ученые[18], аппелируя к сравнению результатов исследований, проводимых В.Ф. Пирожковым и А.С. Михлиным в 70-х годах, и собственными, полученными в 90-х, указывают на смещение ценностей несовершеннолетних от «свободы, интересной работы и получения образования» в сторону преобладания «развлечений, материального благополучия и удовольствий». Не в полной мере поддерживая данное утверждение, следует отметить, что, во-первых, В.Ф. Пирожков и А.С. Михлин[19] проводили исследование ценностных ориентаций осужденных, отбывающих наказание в исправительно-трудовых колониях, а во-вторых, ценностные ориентации несовершеннолетних в некоторой степени сопряжены с их потребностной сферой, которая также имеет свои особенности и подвержена динамичному изменению.

Согласно результатам проведенного нами исследования несовершеннолетние осужденные (76% от числа респондентов) отдают приоритет вторичным потребностям, среди которыхпреобладают «общение с семьей» (41%), «общение с друзьями» (15%), «свобода» (20%). В то же время следует учитывать, что особенностью несовершеннолетних является динамика их потребностной сферы в зависимости от сложившихся обстоятельств. При личном интервью 200 осужденных, указавших на приоритет вторичных потребностей, выявлено, что при невозможности их реализации несовершеннолетние на первый план ставят первичные потребности. Соответствующая изменчивость проявляется также и в ранее рассмотренной нами ситуации с ценностно-ориентационной сферой. То есть фактически несовершеннолетний осужденный одновременно находится в двух плоскостях потребностей разного порядка, и в зависимости от того, какая потребность в настоящий момент может быть реализована, происходит их перемещение.

Для подтверждения данного вывода нами было проведено исследование соотношения существующих потребностей

несовершеннолетних осужденных и значимых для них мер стимулирования.

В соответствии с результатами исследования несовершеннолетние осужденные испытывают наибольшую потребность в такой мере стимулирования, как денежная премия - 22,6% респондентов отметили ее в качестве наиболее значимой. Высокий рейтинг данной меры объясняется существующими базисными потребностями осужденных, которые они не могут удовлетворить, поскольку не трудоустроены, не имеют денег (или их недостаточно) на лицевых счетах и т.д.

На втором месте находятся такие меры, как награждение подарком и условно-досрочное освобождение[20] (по 20% в отношении каждой меры). Данное обстоятельство свидетельствует о том, что, несмотря на внесенные изменения в порядок представления к условно-досрочному освобождению, эта мера все равно имеет стимулирующее значение для несовершеннолетних, поскольку через нее происходит реализация таких вторичных потребностей, как «общение с семьей», «свобода», «общение с друзьями».

Посещение культурно-зрелищных мероприятий в сопровождении сотрудников колонии за ее пределами отметили 15% респондентов. Такая высокая оценка связана с тем, что предоставление права выхода за пределы в сопровождении родителей не всегда может быть реализовано в связи с материальными затруднениями либо отдаленным местом жительства или же с невозможностью приехать (в качестве желательной отметили 5% респондентов).

Предоставление краткосрочных и длительных выездов называется в числе значимых мер стимулирования лишь 7,4% осужденными. Несмотря на то, что через данные меры происходит реализация многих вторичных потребностей, низкий процент значимости мер объясняется их практической нереализованностью в воспитательных колониях, поэтому, осужденные, не веря в реальную возможность применения данных мер, редко указывают их в качестве значимых.

Полученные нами результаты подтверждают вывод о динамической изменчивости потребностной сферы осужденных в зависимости от существующих обстоятельств (см. Рисунок 7).

 

□ Значимые меры стимулирования

1

 

3

 

5

 

7

 

6

 

4

 

2

 


Потребности

Где:

1 .Денежная премия

2.Представление к условно-досрочному освобождению.

^ Награждение подарком.

4.Предоставление права посещения ку.пьт>1)но-1решпцных или спортивных' мероприятий, приводимых за пределами колонны в сопровождении сотрудников.

5 .Перевод с одних условий отбывания наказания на другие.

6.Пре до ставленые краткосрочных или длительных выездов.

“".Предоставление права выхода за пределы колон1П1 в (ощ)оволчдешп1 родителей, .шпд их заменяющих, а также других близких роде тв еыыков.

Рисунок 7 - Диаграмма соотношения потребностей несовершеннолетних
осужденных и значимых мер стимулирования позитивной активности

Примечание - Диаграмма составлена с учетом возможной реализации конкретных потребностей несовершеннолетних осужденных через соответствующие меры стимулирования. При этом в случаях, когда одна мера стимулирования способствует реализации нескольких потребностей, их процентное выражение суммировано.

На основании полученных результатов потребности несовершеннолетних осужденных можно разделить на два вида - насущные и желаемые. При стимулировании позитивной активности следует учитывать, что если желаемые потребности не могут быть реализованы, то соответствующие меры стимулирования переходят в разряд перспективных, а значит, необходимо провести замену стимулов с учетом их существующей в конкретный момент значимости.

Результаты исследования показали существующие закономерные различия в содержании первичных потребностей среди несовершеннолетних осужденных в зависимости от пола. Так, 67% несовершеннолетних осужденных женского пола указывают в качестве наивысшей потребности

 

наличие хорошей и красивой одежды, а аналогичная категория осужденных мужского пола - вкусную и разнообразную пищу (44%) и хорошие материально-бытовые условия жизни (37% из числа опрошенных). Однако при определении значимости конкретных мер стимулирования особой гендерной разницы в выборе не выявлено. Это объясняется тем, что меры стимулирования обезличены,и, данное обстоятельство значительно снижает их эффективность.

Примечательно, что при сравнении потребностей осужденных, в зависимости от общей возрастной характеристики, взрослые[21] в большей степени ставятна первый план первичные потребности (вкусная и разнообразная пища; хорошая и красивая одежда; хорошие материально - бытовые условия жизни; секс; спиртные напитки),что составляет60% от общего числа респондентов.

Данные различия объясняются также психологическими особенностями, характерными для того или иного возраста. Взрослые осужденные более «материальны» в своих мыслях, прагматичны и оценивают существующую обстановку в реальной действительности.

Несовершеннолетние, характеризующиеся неразвитой социализацией, мечтательностью и идеализированной оценкой, в большей степени склонны к варьированию своих желаний. В связи с этим стимулирование позитивной активности данной категории более затруднительно по сравнению со взрослыми. Справедливым будет вывод и о том, что при построении самой системы мер стимулирования законодатель не учитывает возрастные особенности несовершеннолетних.

При сопоставлении динамики потребностей несовершеннолетних в зависимости от срока пребывания в колонии особых расхождений не выявлено. В основном средний показатель держится практически на одном уровне: 48% предпочитает «общение с семьей». В то же время данная динамика ярко выражена среди осужденных, отбывающих наказание в исправительных колониях: те, кто находятся в колонии до одного года, на первый план в среднем ставят первичные потребности (40% - хорошие материально-бытовые условия жизни), осужденные, находившиеся в колонии от одного года до трех лет, практически одинаково высоко оценивают первичные и вторичные потребности (42% и 44% на каждую категорию потребностей), у осужденных, находящихся в исправительной колонии свыше трех лет, наблюдается резкий скачок вниз по обеим категориям потребностей: например, «участие в воспитании детей» - время нахождения до 1-го года - 40%, а при нахождении свыше трех лет - 14,2%; «хорошие материально-бытовые условия жизни» указываются в числе первых 40% осужденными, находящимися в колонии до одного года, и 15% - при нахождении в колонии свыше трех лет.

Следовательно, еще одной из особенностей потребностной сферы несовершеннолетних осужденных является ее одновременная внутренняя динамика и внешняя статика. Однако данная статика объясняется тем, что средний срок лишения свободы несовершеннолетних осужденных составляет Згода, а взрослых - около 5 лет. Соответственно, потребностная сфера несовершеннолетних осужденных менее подвержена деформации в зависимости от срока пребывания в колонии, чем у взрослых.

Одной из составляющих характеристики общей направленности личности является наличие определенных интересов. В пенитенциарной психологии интерес понимается как «...мотив, который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности»[22].

Соответственно, наличие интереса у несовершеннолетнего обуславливает его активность, и в этом случае при стимулировании необходимо выявить, в каких сферах осужденный заинтересован, и привлечь его к деятельности в данной сфере.

При исследовании интересов несовершеннолетних осужденных в проводимых в колониях воспитательных мероприятиях также выявлено, что уровень заинтересованности зависит от гендерных различий (см. Рисунок 8):

□ несовершеннолетние мужского пола

□ несовершеннолетние женского пола

Где:

1. Спортивные мероприятия

2. Театральные постановки, концерты.

3. Школьные мероприятия

4. Внутренние трудовые соревнования

5. Интерес отсутствует.

Рисунок 8 - Диаграмма показателей интереса несовершеннолетних

осужденных, а также его соотношения в зависимости от пола

Из отраженного на «Рисунке 8» соотношения интересов

несовершеннолетних мужского и женского пола видно, что для каждой категории свойственно свое направление. Девушки более тяготеют к культурно-зрелищным мероприятиям, а парни - к спортивным. Разумеется, данный вывод общеизвестен и закономерен, но при проведении воспитательных мероприятий, которые на практике нередко проводятся в общей массе, при отсутствии интереса осужденный может и не проявить себя. В связи с этим при стимулировании позитивной активности осужденных, прежде всего, следует изучить сферу их интересов.

Анализ диаграммы также позволяет сделать вывод о достаточно высоком уровне несовершеннолетних осужденных, не проявляющих интереса к существующим видам воспитательных мероприятий (19% осужденных мужского пола и 10% осужденных женского пола). Из этого
следует, что необходимо расширить возможные сферы проявления позитивной активности, так как наличие интереса у несовершеннолетних осужденных зависит от имеющихся возможностей выбора ими соответствующих сфер.

Таким образом, исследованная общая направленность личности несовершеннолетних осужденных свидетельствует о деформации их мировоззрения и смещения ценностно-ориентационной сферы. В то же время при стимулировании их позитивной активности следует учитывать динамику их потребностей, а также возможные интересы, обуславливающие проявление позитивной активности.

Однако нельзя забывать, что сами по себе сферы проявления позитивной активности несовершеннолетних гораздо уже по сравнению со взрослыми. Это объясняется отсутствием определенного жизненного опыта, который составляют образование, навыки, привычки и умения. Ранее нами подчеркивались особенности сфер проявления позитивной активности несовершеннолетних осужденных по сравнению со взрослыми. Данные сферы ограничены не только рамками лишения свободы, но и общим уровнем социализации несовершеннолетних (отсутствие образования, профессиональной специальности, навыков трудовой деятельности и т.д.).

Таким образом, общая характеристика личности несовершеннолетнего осужденного как объекта стимулирования сводится к следующему. Средний возраст - 16,6 лет. Большинство имеет богатый криминальный опыт, один из ближайших родственников имеет судимость. Чаще всего воспитывались в неполной или неблагополучной семье. Уровень образования и интеллектуального развития отстает от соответствующего их возрасту. Ценностные ориентации идеализированы, имеются акцентуации характера. Долгосрочные жизненные перспективы отсутствуют, вследствие чего часто возникает состояние тревожности. Подвержены влиянию микросреды, зачастую соотносят свое поведение с мнением большинства. В большей степени склонны менять «полярность» ее направленности с положительной на отрицательную и наоборот, в зависимости от направленности микрогруппы, в которой они находятся.

Таким образом в зависимости от роли в совершенном преступлении среди несовершеннолетних осужденныхможно выделить две категории- активных и неактивных. В большинстве случаев данные роли влияют на поведение осужденных в колонии. Присущую личности несовершеннолетнего осужденного отрицательную активность нередко легче перенаправить в положительную, чем неактивного осужденного стимулировать к активности. В воспитательных колониях большинство осужденных пассивны. Наличие отрицательно активных и пассивных осужденных предопределяет два основных направления стимулирования позитивной активности - создание условий и заинтересованности отрицательно активных осужденных в проявлении позитивной активности, а также постепенное пропорциональное повышение целей и стимулов для осужденных, отличающихся пассивным поведением.

На современном этапе наблюдается рост количества

несовершеннолетних осужденных, для которых пребывание в колонии фактически является неким благом. В дальнейшем это приведет не только к увеличению уровня криминологического рецидива среди данной категории, но и поставит вопрос о целях наказания вообще.

Закрепленная в уголовно-исполнительном законодательстве система мер стимулирования позитивной активности несовершеннолетних

осужденных не отвечает их потребностям и не учитывает возрастные особенности данной категории осужденных.

 

[1]См.: Основы психологии исполнения уголовных наказаний: учеб. пособие / Под ред. кандидата психологических наук Е.Н. Казаковой. - Вологда: ВИПК Минюста России, 2001.-С.80-81.

[2] Более подробно см.: Антонян Ю.М. Изучение личности преступника: учеб. пособие. - М.: ВНИИ МВД СССР, 1982.-80с.

[3] Федеральная служба исполнения наказаний [Электронный ресурс] / ФСИН России. -2016. —URL: http://www.fsin.su (дата обращения: 01.11.2016).

[4] См. также: Прозументов Л.М., Ольховик Н.В. Рецидивная преступность несовершеннолетних осужденных и ее предупреждение. -Томск: Изд-во Том. ун-та, 2011.-154с.

[5]Основными показателями «криминальной зараженности» являются имеющийся у несовершеннолетнего криминальный и асоциальный опыт, количество совершенных преступлений и интервал между ними, характер преступлений (тяжесть, цинизм, жестокость по отношению к жертве) и отношение к преступлению в целом.

[6] Приведенные результаты исследования подтверждаются данными специальной переписи осужденных. См.: Осужденные и содержащиеся под стражей в России. По материалам специальной переписи осужденных и лиц, содержащихся под стражей, 12-18 ноября 2009г./под общ. ред. заслуженного юриста РФ Ю.И. Калинина; под науч. ред. д.ю.н., профессора, заслуженного деятеля науки РФ В.И. Селиверстова.- М.:ИД «Юриспруденция», 2012.

[7] Изучение проводилось путем постоянного мониторинга в период 2005 по 2016 г.г.

[8] См.: Фетисов В.З., Шамис А.В., Ласточкин В.А. Характеристика осужденных, отбывающих наказание в ВТК.-М.: ВНИИ МВД СССР, 1982.- С.6-7; Михлин А.С. Общая характеристика осужденных (по материалам специальной переписи 1989г.) - М.: ВНИИ МВД, 1991.-С. 26.

[9]См.: Прозументов Л.М. Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних:

(Региональный аспект).-Томск: Изд-во Том. ун-та, 2004.-С.51-52.

[10] См.: Прозументов Л.М. Несовершеннолетние: преступность, особенности уголовной ответственности. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2006.-С.34-39.

[11] См.: Пирожков В.Ф. Криминальная психология.- М.: «Ось-89», 2001.-С.362-364.

[12] См.: Русинова С.В. Трансформация ценностных ориентаций несовершеннолетних осужденных в условиях воспитательной колонии: автореф. дис. ... к.п.н./ С.В. Русинова. -Нальчик, 2005.-С.13.

[13] О необходимости изменения существующего подхода в свете происходящих общественных реформаций также указывается и в общей педагогике - см.: Прозументова Г.Н. Педагогика совместной деятельности: проблема индивидуализации в массовой школе / Школа и открытое образование: концепции и практики индивидуализации: сборник научных трудов по материалам IV Всероссийской тьюторской конференции (11-13 февраля 1999г.).-Томск.-С.34-40.

[14] См.: Андреев Н.А., Тараканов Ю.В. Асоциальное поведение несовершеннолетних: Монография / под ред. А.В. Горожанина. - Самара: Изд-во Самарского юридического института Минюста России, 2001.-С. 25-26.

[15] См. подробнее: Организационно-правовые, учебно-воспитательные, социально-психологические основы деятельности воспитательных колоний: учеб.- метод. пособие: в 2 ч./под ред. Ю.И. Калинина.-Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2008.-Ч.2.-С.19.

[16] См.: Егорова Е.В., Исиченко А.П., Фумм А.М. Особенности профилактики преступлений и иных правонарушений в воспитательных колониях: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. В.И. Селиверстова. - М.: УСПВРО ФСИН России, НИИ ФСИН России, 2009.-С 35-36.

2006.-С.29-31.

[17] См.: Организационно-правовые, учебно-воспитательные, социально-психологические основы деятельности воспитательных колоний.-Ч.2.-С.20-21.

[18] См.: Ушатиков А.И., Казак Б.Б. Пенитенциарная психология: учеб. / 2-е изд., перераб. и доп. - Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2003.-С. 123.

[19] См.: Михлин А.С., Пирожков В.Ф. Ценностные ориентации осужденных к лишению свободы. - Рязань, 1976.-53с.

[20] Следует отметить, что, к сожалению, законодатель в 2003г. исключил возможность администрации инициировать УДО, войдя тем самым в противоречие с действительными потребностями несовершеннолетних осужденных. На сегодняшний день «де факто» данная мера стимулирования является одной из самых значимых для осужденных, но вследствие исключения инициативы администрации исправительного учреждения она, по сути, девальвирована, также, как и возбуждение ходатайства о помиловании и изменение условий отбывания наказания.

[21] Исследование проводилось в 2010 - 2014 г. путем анкетирования 500 осужденных, отбывающих наказание в исправительных колониях общего и строго режима в Томской и Кемеровской областях.

[22] См.: Димитров А.В., Сафронов В.П. Основы пенитенциарной психологии: учеб. пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2003.-С.65.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (07.08.2017)
Просмотров: 288 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%