Среда, 27.11.2024, 00:38
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Факторы и критерии эффективности стимулирования позитивной активности осужденных в воспитательных колониях

В самом общем виде критерий - это отличительный признак, на основании которого производятся оценка, определение или классификация чего-либо; оценочное мерило[1]. Критерии активности понимаются в нескольких аспектах: как сущностная характеристика активности; система различных показателей; мера отбора соответствующих признаков и количественных показателей для определения и измерения активности[2] [3].

Критериями эффективности выступают количественные и качественные признаки, позволяющие оценить уровень проявления как отдельно взятого показателя, так и динамику позитивной активности осужденного в целом.

Факторы эффективности стимулирования в свою очередь являются теми условиями, которые оказывают непосредственное влияние на проявление активности в целом. Степень достижения результатов стимулирования позитивной активности, и эффективность построения самой системы мер стимулирования, зависят от того насколько правильно и своевременно будут учтены ее факторы.

Стимулирование как процесс побуждения личности к проявлению определенных уровней поведения опирается, прежде всего, на мотивационные комплексы отдельно взятой личности, которые предполагают опосредованное взаимодействие ее мотивов и стимулов.

Соответственно, факторы эффективности стимулирования оказывают на последнее внутреннее и внешнее воздействие. С одной стороны, учет факторов обеспечивает эффективность системы мер стимулирования, и ее самой в целом, а с другой стороны является гарантом правильного баланса внутри мотивационных комплексов и сфер проявления активности. Иначе говоря, факторы эффективности стимулирования можно рассматривать, во - первых, в качестве внешних условий построения системы мер стимулирования позитивной активности осужденных, которые должны обеспечить ее функциональную эффективность, а во-вторых, в качестве внутренних условий отдельно взятой сферы проявления позитивной активности.

Рассмотрим данное утверждение применительно к вопросу об эффективности стимулирования. Одним из основных аспектов, способствующих правильной организации стимулирования является учет фактора выгодности. Поскольку объект стимулирования должен иметь определенные преференции в качестве стимулов, то они должны быть значимы для него. Отсюда следует, что при стимулировании позитивной активности необходимо в первую очередь изучить потребности самого объекта стимулирования. Следовательно, если при организации

стимулирования позитивной активности не учитывать реальные потребности осужденных, то это повлияет на снижение стимулирующего значения системы в целом. Например, если для осужденного такая мера поощрения как «благодарность» не является значимой, то он в принципе не будет стремиться к проявлению позитивной активности для ее получения. Тогда как в другом случае, напротив, если осужденный в большей степени нуждается в дополнительном краткосрочном свидании, то использование именно данного стимула, будет существенного более эффективным.

Следующий фактор стимулирования позитивной активности

несовершеннолетних осужденных - изменчивость. При определении стимулов необходимо учитывать, что одной из особенностей несовершеннолетних осужденных является двойственная система потребностей, разделяемых на «насущные», и, «возведенные в ранг ценностей». Иными словами, при стимулировании позитивной активности несовершеннолетних необходимо учитывать, что на первом месте у них находятся вторичные потребности, однако если они не могут быть реализованы, то приоритет будет отдаваться первичным потребностям. Например, изучение ценностно-потребностной сферы несовершеннолетних осужденных, показало, что такая категория, как «семья», на первый взгляд, является наибольшей ценностью для них. Однако, при детальном психологическом анализе, путем применения теста «Метод неоконченных предложений» было выявлено, что в некоторых случаях, реальное отношение к семье у осужденных может быть негативным.

Существующая значимость стимулов со временем может быть обесценена и в связи с условиями жизнедеятельности объектов. Иными словами сами стимулы могут обесцениваться в глазах осужденных, вследствие изменения их потребностей. Поэтому при стимулировании позитивной активности нельзя допускать увеличения уровня динамики либо статики стимулов. Это означает, что все меры стимулирования должны подлежать постоянному пересмотру и сопоставлению с потребностями осужденных. Например, если в первый год отбывания наказания несовершеннолетний больше стремится к получению вторичных потребностейчерез реализацию такой меры поощрения, как предоставление дополнительного краткосрочного свидания, то через год его потребностная сфера может претерпеть изменения, и данная мера поощрения уже не будет иметь для него стимулирующего значения.

С другой стороны, стимулирование позитивной активности должно осуществляться с учетом фактора гарантийности,который означает, что стимулирование как процесс должно подкрепляться определенными гарантиями, обеспечивающими его реализацию.

С вышерассмотренным фактором связан другой не менее важный фактор - стоимостной оценки. Его учет при стимулировании позитивной активности обеспечивает достижение требуемого уровня показателей. Речь идет о том, что при выборе того или иного вида поступка осужденный оценивая необходимые затраты должен выбрать в первую очередь тот, который связывается с показателем активности.

Правильному выбору также способствует информационный фактор. Согласно которому, перед объектом стимулирования необходимо в доступной для его уровня понимания форме обозначить условия достижения стимулов. Иначе говоря, для того чтобы достигнуть определенного уровня позитивной активности несовершеннолетнего осужденного, последний должен понимать, что конкретно от него требуется.

При стимулировании позитивной активности следует также учитывать фактор награды. С одной стороны, за любое проявление показателя активности осужденный должен получить поощрение (хотя бы минимальное) дабы впоследствии он не разочаровался или не потерял интерес к стимулированию. С другой стороны, само вознаграждение должно быть своевременным, иначе вследствие длительности ожидания у осужденного также появится неприятие к стимулированию, поскольку его надежды не оправдались.

Фактор градации при стимулировании позитивной активности позволяет соотнести уровни ее показателей и определяемых стимулов. Это обеспечивает непрерывное повышение позитивной активности от низшей степени к более высшей. Следовательно, стимулируя позитивную активность необходимо учитывать, что для несовершеннолетних осужденных на первый план следует ставить более легкие задачи с тождественными им стимулами, и при повышении уровня поставленных задач, следует пропорционально увеличивать и значимость стимулов.

Сами по себе факторы стимулирования обеспечивают лишь внешнюю реализацию последнего, тогда как внутреннюю специфику стимулирования определяют критерии и соответственно сферы проявления позитивной активности. Следует отметить, что определение отдельного показателя активности также должно опираться на оценку объективной возможности субъекта в совершении того или иного поступка в определенной ситуации. Необходимо учитывать специфику условий проявления активности \ Соответственно, при оценке позитивной активности во внимание должны приниматься объективные и субъективные аспекты ее проявления. С одной стороны, в местах лишения свободы ограничиваются сами сферы активности личности, причем как во внешнем (количественном), так и внутреннем (качественном) содержании. С другой стороны, на проявление позитивной активности осужденных оказывает влияние субъективное отношение микросоциума, в котором находится несовершеннолетний. Соответственно, чем отрицательней направленность микросоциума, тем более важным является конкретный показатель позитивной активности, хотя сам по себе он может быть оценен гораздо ниже по сравнению с таким же, но существующим в положительно направленной группе осужденных.

И, наконец, ряд мер, стимулирующих позитивную активность, - это сами сферы ее проявления.

Тем самым, критерии позитивной активности должны рассматриваться черезвзаимосвязанную систему. Во-первых, это дуализм их содержания - количественная оценка и одновременно содержательный показатель конкретного поступка. Во-вторых, уровень возможности проявления конкретного поступка осужденных должен подвергаться «балансирующей» оценке, в зависимости от реально существующей обстановки и сферы проявления позитивной активности.

Анализ положений действующего законодательствапозволяет выделить следующие сферы проявления позитивной активности несовершеннолетних осужденных: труд, учеба, участие в воспитательных мероприятиях. Следует [4] отметить, что вопрос о стимулировании позитивной активности в правовой сфере решается неоднозначно. С одной стороны, исходя из общего смысла, подвергается сомнению сам факт наличия активности при соблюдении законов. С другой стороны, нельзя не учитывать специфику исполнения наказания в виде лишения свободы, при которой одним из основных аспектов выступает соблюдение правил режима отбывания наказания. Вследствие этого, активность в правовой сфере является не оценочным критерием, а показателем положительной характеристики осужденного, который подлежит обязательному учету при общей оценке поведения осужденного во время отбывания наказания. Вследствие этого, наличие правопослушности является базисом для стимулирования позитивной активности.

Рассматривая возможные сферы проявления позитивной активности несовершеннолетних осужденных1, следует отметить, что ранее нами была отмечена одна из особенностей стимулирования позитивной активности осужденных в местах лишения свободы - сферы ее проявления в исправительных учреждениях сужены по сравнению с существующими в обществе.

Следует отметить, что привлечение несовершеннолетних осужденных к труду, сопряжено с одновременным получением ими профессионального образования. В связи с этим «Примерное Положение о центре трудовой адаптации осужденных или учебно-производственной (трудовой) мастерской учреждения, исполняющего уголовные наказания в виде лишения свободы»[5] [6] от 01.04.2008 года предусматривает создание в воспитательных колониях учебно-производственных мастерских для осужденных. В качестве их главной задачи выделяется организация необходимых условий для удовлетворения потребности осужденных в получении начального профессионального образования, профессии (специальности) соответствующего уровня квалификации, прохождения производственного обучения и производственной практики, а также приобретения трудовых навыков для выполнения определенной работы или группы работ.

Деятельность мастерской воспитательной колонии организуется в рамках единого учебно-воспитательного процесса, направленного на формирование у осужденных законопослушного поведения, добросовестного отношения к труду и учебе, на получение начального профессионального образования, профессиональной подготовки, повышение образовательного и культурного уровня.

Следует отметить, что в международных стандартах обращения с заключенными, в частности в «Правилах ООН, касающихся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы» 1990 года содержится следующее положение: в пределах, позволяющих сделать соответствующий выбор профессии, и с учетом требований администрации исправительного учреждения несовершеннолетним должна предоставляться возможность выбирать виды работ, которые они желают выполнять.

Тем не менее, согласно проведенному исследованию, в воспитательных колониях традиционно чаще всего преподаются следующие специальности - «Швея-мотористка» и «Штукатур-маляр» (для несовершеннолетних женского пола) и «Монтажник сантехнического оборудования» и также «Штукатур-маляр» (для несовершеннолетних мужского пола). Согласно результатам проведенного исследования, в настоящее время около 2/3 осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях ,не заинтересованы в получении существующих специальностей и обучаются им, поскольку других вариантов не имеется. Соответственно, учитывая специфику труда несовершеннолетних осужденных, сопряженного с одновременным получением профессионального образования, отсутствие интереса к приобретаемой специальности накладывает свой отпечаток и на проявление активности как, в общем, так и применительно к сфере трудовой деятельности. В данном случае будет примечателен следующий опыт стимулирования активности осужденных в воспитательных колониях. В период с 2001 по 2002г.г. на базе Воспитательной колонии №2 г.Томска осуществлялась реализация экспериментального проекта по организации работы Центра профессиональной ориентации и профессиональной подготовки осужденных. Основными задачами данного проекта являлись разработка эффективной системы стимулирования активности осужденных и облегчение их социальной адаптации после освобождения. Опрос осужденных показал, что практически 1/2 осужденных не были заинтересованы в получении существующих профессиональных специальностей. С целью стимулирования активности осужденных зачисление в Центр на получение востребованных и привилегированных специальностей «Парикмахер-визажист» и «Секретарь-референт» производилось на конкурсной основе, путем проведения в колонии индивидуального и коллективного соревнований среди осужденных. Работа по данному проекту длилась в течение года, по окончании всем обучающимся были выданы дипломы об окончании ПУ колонии государственного образца. Согласно проведенным исследованиям, за время реализации проекта количество нарушений режима отбывания наказания в колонии в целом снизилось на 30%. Это свидетельствует о положительном результате работы над проектом.

Таким образом, существующие ограничения в рассматриваемой сфере проявления позитивной активности несовершеннолетних осужденных оказывают влияние на их субъективный интерес, являющийся, в свою очередь, предпосылкой развития мотивации. Следует отметить, что определение качественных критериев эффективности стимулирования несовершеннолетних осужденных строится, в первую очередь, на изучении их мотивационной сферы, а во-вторых, через призму «отношения к определенному явлению». Что еще раз подчеркивает взаимозависимость общих факторов эффективности системы мер стимулирования и мотивационных комплексов несовершеннолетних осужденных.

Соответственно, при определении критериев позитивной активности как ее качественных показателей в сфере трудовой деятельности следует учитывать не только поведение осужденных, но и их отношение к труду. Градация уровней позитивной активности на высокий, средний и низкий уровни позволяет выделить следующие качественные критерии (показатели) эффективности стимулирования позитивной активности

несовершеннолетних осужденных в трудовой сфере (с учетом уровней активности):

Наличие интереса к выполняемой работе:

.Имеется;

Имеется в стадии развития;

1.3.Отсутствует.

Участие в общественно полезном труде:

.Активно участвует;

Участвует;

Редко участвует.

3.Отношение к получению профессиональной специальности:

Стремится к получению специальности

Проявляет интерес к получаемой специальности

Не проявляет интереса

Умение проявлять самостоятельность в производственной деятельности:

Высокое;

Среднее;

Слабое.

Участие в обязательном труде:

.Добросовестно трудится;

Трудится с неохотой;

Пытается уклониться.

Регулярность выполнения заданий:

Постоянная;

Периодическая;

Отсутствует.

Качество изготовляемой продукции:

Высокое;

Среднее;

Не соответствует предъявляемымтребованиям.

8.Отношение к оборудованию и инструменту:

Бережное;

Периодически выполняет требования;

Отсутствует.

9.Отношение к соблюдению правил техники безопасности на производстве:

Соблюдает;

Периодически соблюдает;

Не соблюдает.

10.Проявление стремления к повышению квалификации или к овладению смежными профессиями:

Стремится;

Стремление носит периодический характер;

Отсутствует.

В качестве следующей сферы проявления позитивной активности несовершеннолетних осужденных выступает образовательная деятельность.

Особенности получения несовершеннолетними осужденными образования предусматриваются статьей 141 УИК РФ: в целях исправления осужденных к лишению свободы и подготовки их к самостоятельной жизни организуется единый учебно-воспитательный процесс, направленный на формирование у осужденных законопослушного поведения, добросовестного отношения к труду и учебе, получение начального профессионального образования, профессиональной подготовки, повышение образовательного и культурного уровня. Общее образование, начальное профессиональное образование и профессиональная подготовка осужденных осуществляются на базе вечерней образовательной школы, профессионально-технического училища и учебно-производственной (трудовой) мастерской воспитательной колонии. Кроме того, осужденным разрешается заочно обучаться в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования.

В целом данные положения соответствуют минимальным требованиям «Правил ООН, касающихся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы» 1990 года: каждый несовершеннолетний в возрасте обязательного школьного обучения имеет право на получение образования, соответствующего его потребностям и способностям и имеющего целью подготовить его к возвращению в общество. Несовершеннолетним, вышедшим из возраста обязательного школьного обучения и желающим продолжать свое образование, следует предоставлять такую возможность и поощрять их к этому, при этом следует делать все возможное для обеспечения им доступа к соответствующим программам обучения.

Изучение отношения несовершеннолетних осужденных к получению образования говорит о положительной их направленности - 86%

опрошенных считают получение образования важным в их жизни. И практически 2/3 считают, что хорошая учеба является основанием для поощрения.

Следует отметить, что при проведении оценки активности осужденных в образовательной сфере необходимо учитывать специфику их общего психолого-педагогического развития. Зачастую показатели их успеваемости ниже обычных. Это обстоятельство связано с интеллектуальным уровнем несовершеннолетних и отставанием в психическом развитии.

Учитывая вышесказанное, критериями позитивной активности несовершеннолетних осужденных в образовательной сфере выступают:

Степень развития общего познавательного интереса:

Высокая;

Средняя;

Низкая.

Положительная динамика уровня успеваемости:

Высокая;

Средняя;

Низкая.

Участие в школьных и внеклассных мероприятиях:

Постоянно участвует;

Периодически участвует;

Не участвует.

Проявление интереса к отдельным предметам обучения:

Активно интересуется тремя и более предметами;

В среднем интересуется двумя предметами;

Проявляет интерес к одному предмету.

Отношение к учителям и дисциплине на уроках:

Положительное, ведет себя примерно;

В среднем положительное, но иногда допускает нарушения дисциплины;

Притворно положительное, нарушает дисциплину.

Отношение к самообразованию:

Активно занимается самообразованием;

В среднем имеется интерес к самообразованию;

Редко проявляет интерес к самообразованию.

Проявление активности и интереса к жизни класса и школы:

Активно участвует в жизни класса;

Занимает опосредованную позицию;

Редко проявляет интерес.

Участие в творческих конкурсах по предметам образовательной программы:

Постоянно участвует;

Участвует не во всех мероприятиях;

Редко принимает участие.

Уровень средней успеваемости за четверть:

Высокий, более 4 баллов;

Средний, от 3,5 до 4 баллов;

Низкий, до 3,5 баллов.

Выполнение школьных заданий, в том числе, подготовка рефератов и докладов:

Выполняет все задания, относится ответственно;

В целом выполняет задания, но не всегда проявляет интерес;

Иногда выполняет задания.

Одной из важнейших сфер проявления позитивной активности несовершеннолетних осужденных также является и общественная деятельность. Реализация стимулирования активности несовершеннолетних в данной сфере в настоящее время происходит при их участии в воспитательных мероприятиях. Они осуществляются в соответствии с основными формами воспитательной работы, указанными в статье 110 УИК. При изучении отношения несовершеннолетних осужденных к участию в воспитательных мероприятиях выявлено, что это наиболее желаемые сферы проявления позитивной активности. В зависимости от гендерных различий осужденными выделяются спортивные мероприятия - 70% (осужденные мужского пола) и культурно-зрелищные - 83% (осужденные женского пола). Это так же можно связать и с тем, что получение образования и трудовая деятельность все же определенным образом связаны в сознании осужденных с неким «принуждением», а воспитательные мероприятия дают возможность, по мнению несовершеннолетних (2/3 от числа опрошенных) возможность для самовыражения.

Таким образом, в качестве критериев позитивной активности в сфере общественной деятельности можно выделить следующие:

Интерес к участию в воспитательных мероприятиях:

Активно участвует;

Участвует, но не проявляет интереса;

Участвует, исходя из собственной выгоды.

Выполнение общественных поручений:

Выполняет;

Периодически выполняет;

Иногда выполняет.

Участие в подготовке воспитательных мероприятий:

Всегда участвует;

Периодически принимает участие;

Редко участвует либо участвует, но не проявляет интереса. 4.Отношение к поручениям:

Относится положительно;

В целом относится положительно, но периодически подвергает критике;

Относится положительно, исходя из собственной выгоды. 5.Степень ответственности при выполнении обязанностей, связанных с

поручениями:

Относится ответственно;

Относится ответственно, но допускает поблажки;

Относится ответственно, исходя из возникшей ситуации. 6.Оказание положительного влияния на других осужденных:

Оказывает положительное влияние личным примером;

Стремится оказывать положительное влияние;

Редко проявляет интерес к оказанию влияния на других.

Степень активности участия в воспитательных мероприятиях:

Активно участвует;

Периодически принимает активное участие;

Иногда принимает участие.

Содействие администрации по вовлечению других осужденных в участие в воспитательных мероприятиях:

Оказывает активное содействие;

Периодически оказывает содействие;

Иногда оказывает содействие.

Вышеприведенные качественные критерии позитивной активности являются основными показателями. Однако для объективной оценки поведения осужденного необходимо также учитывать его отношение к режиму отбывания наказания и социально-психологическую характеристику. В связи с этим, справедливым будет выделение следующих критериев, которые должны учитываться при последующей количественной оценке позитивной активности несовершеннолетних осужденных:

Соблюдение правил внутреннего распорядка колонии:

Соблюдает правила;

Иногда допускает несущественные нарушения правил;

Допускает нарушения правил.

Наличие мер поощрения:

Поощрялся три и более раз;

Поощрялся два раза;

Не поощрялся.

Наличие мер взыскания:

Меры взыскания не применялись;

Меры взыскания применялись, но погашены или сняты;

Имеет действующее взыскание.

Нахождение на условиях содержания:

Льготные;

Облегченные;

Обычные;

Нахождение на профилактическом учете:

Не состоит на профилактическом учете;

Снят с профилактического учета;

Состоит на профилактическом учете.

Отношение к совершенному преступлению:

Раскаивается, полностью осознал свою вину;

Не полностью осознал вину, ищет причины содеянного;

Не раскаялся в совершенном.

Возмещение вреда, причиненного преступлением:

Выплачивает иск;

Стремится возместить вред;

Не стремится возместить вред.

8.Оказание отрицательного влияния на других осужденных:

Не оказывает;

Имеется предрасположенность к оказанию отрицательного влияния в подходящей сложившейся ситуации;

Оказывает отрицательное влияние либо притесняет других осужденных.

Стремление к занятию положительных лидерских позиций среди других осужденных:

Стремится стать лидером;

Подвержен стремлению стать лидером;

Не желает стать лидером.

Отношение к назначенному судом наказанию:

Считает полностью справедливым;

Считает справедливым, но суровым;

Считает не справедливым.

Вышеприведенные качественные критерии позитивной активности свидетельствуют об уровне поведения осужденного в период отбывания наказания.

Таким образом эффективность стимулирования позитивной активности обеспечивается взаимодействием определенных факторов и критериев. В качестве факторов, выступают условия или требования, соблюдение которых позволяет сорганизовать действенность правовой системы мер стимулирования позитивной активности несовершеннолетних осужденных, а также сам механизм стимулирования.Критериями эффективности стимулирования позитивной активности выступают ее качественные показатели.

 

[1] См.: Новейший словарь иностранных слов и выражений. - М.: АСТ, 2007. - С. 447.

[2] См.: Тирский В.В. Понятие социальной активности осужденных к лишению свободы // Правовые вопросы борьбы с преступностью: сб. статей. - Томск: Изд-во Томск. ун-та, 1982.-С.59.

[3] См.: Аширов Д.А. Управление персоналом: учеб. пособие. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.-С. 247.

[4] См.: Проблемы теории и практики повышения трудовой и общественной активности осужденных / А.Л. Ременсон, Н.И. Ланкин, А.К. Музеник и др. - Томск.: Изд-во Том. Ун-та, 1987.-С.18.

[5] Учитывая специфику правового положения осужденных, находящихся на строгих условиях отбывания наказания следует отметить, что в отношении этой категории несовершеннолетних, сферы проявления позитивной активности еще более ограничены. В связи, с чем данный вопрос будет рассмотрен нами отдельно.

[6] См.: Приказ Минюста РФ от 01.04.2008 N 80 «Об утверждении примерного Положения о Центре трудовой адаптации осужденных или учебно-производственной (трудовой) мастерской учреждения, исполняющего уголовные наказания в виде лишения свободы, и примерного Положения о лечебно- прозводственной (трудовой) мастерской учреждения, исполняющего уголовные наказания в виде лишения свободы» // Рос. газ.- N 82.- 2008. - 16 апр.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (07.08.2017)
Просмотров: 257 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%