В «Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» в качестве одного из важнейших направлений реформирования УИС выделяется совершенствование уголовно-исполнительной политики в целях реализации международных стандартов обращения с осужденными и повышение эффективности исправительного воздействия на них.
В связи с этим, особую значимость приобретает и само стимулирование позитивной активности несовершеннолетних осужденных, являющееся одной из составных частей процесса их исправления. Рассмотренные выше проблемы стимулирования позитивной активности оказывают негативное влияние не только на эффективность стимулирования, но и препятствуют созданию оптимальных предпосылок к ресоциализации несовершеннолетних.
Определение перспектив организационно-правового стимулирования в первую очередь непосредственно связано с решением существующих противоречий внутри системы стимулирования позитивной активности. В частности, это касается устранения разсогласованности между ее отдельными уровнями - «закон», «практика», «осужденный».
Анализ зарубежного пенитенциарного опыта приводит к выводу о целесообразности установления трехуровневого регулирования реализации системы стимулирования позитивной активности. Одним из перспективных направлений усовершенствования правовой системы мер стимулирования является ее закрепление на уровне федеральных законов, подзаконных нормативно правовых и нормативных актов. На уровне федерального законодательства должны определяться основные цели, средства и формы стимулирования позитивной активности. Тем самым будет создан определенный правовой фундамент, позволяющий законодательно утвердить основные направления уголовно-исполнительной политики в отношении несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы.
В тоже время на уровне подзаконных нормативно правовых актов в целях индивидуализации и дифференциации процесса стимулирования возможна разработка методических рекомендаций или типовых положений о порядке стимулирования позитивной активности несовершеннолетних осужденных. Данное разграничение компетенции обеспечит более своевременное реагирование на происходящие изменения в социокультурном развитии общества, а также позволит создать оптимальный баланс между статикой «закона» и динамикой ценностно - потребностной сферы несовершеннолетних осужденных.
Одним из важных значений урегулирования вопросов стимулирования позитивной активности на уровне подзаконных нормативных правовых актов является возможность учета личностнопсихологической и социальной характеристик несовершеннолетних, изменения уровня их социализации в рамках изоляции от общества и дифференциации средств обеспечения позитивной активности. В связи с этим разработка методических рекомендаций или типовых положений о порядке стимулирования позитивной активности несовершеннолетних осужденных должна происходить в нескольких направлениях в зависимости от специфики личностного развития несовершеннолетнего. В качестве оснований дифференциации возможно использование общих критериев: уголовно-правового и криминологического, социального и психолого-педагогического.
На уровне нормативных актов возможна разработка индивидуальных программ в отношении каждого осужденного. При составлении такой программы должны учитываться не только общие характеристики, но и социально-психологические особенности конкретного осужденного. Составление индивидуальных программ должно быть сопряжено с изучением психологических особенностей несовершеннолетнего, его роли в совершенном преступлении, нахождения в определенной микрогруппе осужденных и статуса в иерархии неформальных норм.
Необходимость трехуровневого урегулирования реализации системы стимулирования позитивной активности также обуславливается существующим положением дел в уголовно-исполнительной системе, что отражено в «Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года». В связи с этиминдивидуализация стимулирования позитивной активности несовершеннолетних является одним из перспективных направлений усовершенствования самого процесса исправления.
В тоже время в качестве самостоятельной перспективы выступает расширение самой системы мер стимулирования. В первую очередь оно должно происходить за счет законодательного закрепления некоторых латентных мер стимулирования. Это позволит существенно ограничить рамки последнего и пропорционально увеличит сам перечень мер стимулирования. Однако в данном случае нельзя забывать о возможном негативном последствии детальной регламентации стимулов - само по себе стимулирование является педагогическим процессом, основанным на творческом взаимодействии его объекта и субъекта. Соответственно, право, как таковое может создавать лишь организационно-правовую «оболочку» для реализации системы стимулирования, а ее излишнее урегулирование устранит инициативность подхода. К тому же статичность закона (и это подтверждается историческими примерами) не всегда успевает за динамичностью развития общества.
С другой стороны, расширение системы мер стимулирования позитивной активности возможно и через внедрение новых единичных мер поощрения. Думается, что данный процесс должен сопровождаться детальным мониторингом потребностей несовершеннолетних осужденных. Это позволит в дальнейшем обеспечить взаимозаменяемость мер в соответствии с меняющейся потребностной сферой личности несовершеннолетних.
Среди таких мер могут быть следующие:
1 .Разрешение на участие в спортивных соревнованиях, проводимых за пределами колонии.
Разрешение на проведение праздника «День именинника» за пределами колонии в сопровождении сотрудников и родителей, лиц, их заменяющих или других близких родственников.
Разрешение на дополнительный просмотр теле - и видеофильмов.
Разрешение на участие в концертных и театрализованных мероприятиях, проводимых за пределами колонии.
Разрешение на бесплатную фотографию или видеописьмо с отправлением родителям, лицам, их заменяющим, родственникам либо лицам, осуществляющим воспитание несовершеннолетнего до осуждения.
Разрешение на бесплатный телефонный звонок родителям, лицам, их заменяющим, родственникам либо лицам, осуществляющим воспитание несовершеннолетнего до осуждения.
7 .Предоставление дополнительного длительного свидания за
пределами колонии.
Разрешение на проведение бесплатной видеоконференции с родителями, лицами, их заменяющими, и другими родственниками посредством сети Интернет.
Разрешение осужденным, находящимся на обычных и облегченных условиях отбывания наказания, на ношение одежды гражданского образца.
Разрешение на краткосрочный культурно-просветительный выезд до трех суток в сопровождении сотрудниковвоспитательной колонии.
11 .Разрешение на проведение выходных дней за пределами воспитательной колонии.
12.Досрочный перевод из обычных условий отбывания наказания в облегченные.
Анализ существующих мер стимулирования показывает, что в настоящее время в большей степени превалируют единичные меры поощрения. С одной стороны, данное обстоятельство представляется логически верным, поскольку вышеприведенная формула А. Маслоу о соотношении базисных и духовных потребностей и общем правиле их удовлетворения доказывает необходимость существования таких мер. В тоже время градация потребностей несовершеннолетних осужденных на насущные, перспективные и дальние перспективные обуславливает требование об их учете в структуре системы мер стимулирования.
Изучение пенитенциарного опыта зарубежных стран показывает наличие преобладающего объема мер, ведущих к освобождению. При этом данные меры могут носить и условный характер, однако быть непосредственно связанными с перманентной потребностью несовершеннолетних в свободе и общении с семьей.
Соответственно, целесообразным представляется реформация такой меры, как отпуск, который не должен обуславливаться лишь исключительными обстоятельствами или осуществлением трудовой деятельности. Это могут быть еженедельные однодневные отпуска для встречи с родителями или родственниками, а также ежемесячные и ежегодные. Не менее важными с точки зрения, как стимулирующего воздействия, так и создания предпосылок к ресоциализации являются отпуска, связанные с необходимостью поиска работы. В данном случае, перспективным будет и предоставление отпусков несовершеннолетним осужденным для прохождения производственной практики по месту жительства с последующим трудоустройством после освобождения. Такое положение вещей обеспечит соблюдение требований международных стандартов обращения с заключенными, где указывается на необходимость минимализации различий между жизнью в обществе и в местах лишения свободы.
Не менее эффективной на наш взгляд должна стать такая мера стимулирования как сокращение срока наказания. Некоторый аналог данной меры уже имелся в истории отечественного пенитенциарного законодательства - взаимозачет трудодней в срок наказания. Разумеется, специфика несовершеннолетнего возраста не позволяет обусловить данную меру требованием о производительности труда (и это нецелесообразно в сложившихся условиях), однако в качестве поощрения за активное позитивное поведение, добросовестное отношение к труду и учебе, участие в воспитательных мероприятиях такая мера будет иметь высокий уровень стимулирующего воздействия.
Следует отметить, что порядок реализации не только вышепредложенной меры стимулирования, но также и условно-досрочного освобождения, замены наказания более мягким видом наказания также нуждается в реформировании. Считаем необходимым, обратиться к предложенному в одном из проектов[1] Уголовно-исполнительного кодекса варианту о создании в каждом исправительном учреждении Совета по досрочному освобождению. При этом наряду с администрацией исправительного учреждения, в Совет также должны входить представители общественности, осужденных и сами осужденные. Предоставление осужденным возможности участвовать в решении вопросов о заслуге поощрения основывается на общих педагогических принципах, разработанных А.С. Макаренко. В данном случае, такое участие не связывается с субъективным правом осужденного на поощрение, а напротив, стимулирует его к проявлению позитивной активности, развитию социальной и нравственной ответственности, а также позволяет расширить возможности их проявления.
В связи с этим, одним из перспективных направлений в реформировании системы стимулирования, несомненно, является не только увеличение количества мер поощрения, но и расширение самих сфер проявления позитивной активности - трудовой, общественной, образовательной.
Расширение возможностей проявления позитивной активности в трудовой сфере связано с пересмотром положений, регулирующих порядок реализации потенциально стимулирующих мер. В частности, это касается предоставления права передвижения без сопровождения. Увеличение круга возможных работ, исходя из заинтересованности в них несовершеннолетних, предоставление права прохождения
производственной практики за пределами воспитательной колонии должно сопровождаться исключением требования о производственной необходимости передвижения без сопровождения. Это позволит повысить не только стимулирующее значение самих мер, но и увеличит уровень заинтересованности осужденных в осуществлении трудовой деятельности, а также создаст необходимые предпосылки их ресоциализации.
Другим аспектом, также связанным с трудовой деятельностью, является расширение круга профессиональных специальностей, получаемых в воспитательных колониях. Мониторинг наиболее востребованных специальностей на рынке труда показывает существующую потребность в таких специалистах как инженеры- технологи, инженеры-конструкторы, специалисты в области информационных технологий, станочники, рабочие строительных профессий, работники сферы обслуживания, трактористы, машинисты спецтехники и т.д.
В соответствии со специальностями, содержащимися врекомендациях по использованию «Общероссийского классификатора специальностей по образованию в системе среднего профессионального образования»[2] среди нововведенных могут быть:
Дизайн.
Реклама.
Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы.
Художественное оформление изделий текстильной и легкой промышленности.
Экономика и бухгалтерский учет.
Организация обслуживания в сфере сервиса.
Гостиничный сервис.
Организация обслуживания в общественном питании.
Сервис по химической обработке изделий.
Парикмахерское искусство.
Косметика и визажное искусство.
Техника и искусство фотографии.
Электрификация и автоматизация сельского хозяйства.
Организация фермерского хозяйства.
Теплоснабжение и теплотехническое оборудование.
Электрические станции, сети и системы.
Монтаж и эксплуатация линий электропередачи.
Электротехнические устройства.
Сварочное производство.
Автомобиле- и тракторостроение.
Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.
Радиосвязь, радиовещание и телевидение.
Вычислительные машины, комплексы, системы и сети.
Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем.
Техническое обслуживание средств вычислительной техники и компьютерных сетей.
Садово-парковое и ландшафтное строительство.
Технология лесозаготовок.
Технология переработки древесины.
Технология продукции общественного питания.
Технология кожи и меха.
Моделирование и конструирование изделий из кожи.
Производство меховых и овчинно-шубных изделий.
Изготовление металлических конструкций.
Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств и вентиляции.
В тоже время одним из перспективных направлений организации стимулирования позитивной активности является предоставление осужденным наряду с профессиональным обучением, возможности прохождения курсов профессиональной подготовки по интересующим несовершеннолетних специальностям. Существующий в настоящее время экономический кризис, рост уровня безработных граждан обуславливает необходимость в профессиональной подготовке несовершеннолетних, по специальностям, работа по которым имеет наибольшую степень возможной реализации. В первую очередь это рабочие специальности, связанные с определенным видом деятельности.
Ранее нами было отмечено, что сферы проявления позитивной активности несовершеннолетних осужденных в отличие от взрослых сужены также по причине отсутствия возможных профессиональных навыков. В связи с этим, возможно проведение так называемых курсов по определенным видам профессиональной деятельности, которые бы пригодились несовершеннолетним после освобождения. Например, курсы по кузовному ремонту легковых автомобилей (их могли бы проводить положительно характеризующиеся осужденные из исправительных колоний).
В качестве возможных видов профессиональной подготовки могут быть следующие курсы:
«Специалист по закладке печей».
«Плотник».
«Художник-оформитель»
«Специалист по прикладному рукоделию».
«Специалист по укладке ковровых покрытий».
«Визажист».
«Специалист по каминному делу».
«Специалист по ремонту помещений».
«Маникюрша».
«Специалист по обивке мебели».
«Специалист по установке евроокон».
«Специалист по техобслуживанию и ремонту электроприборов».
«Курсы водителей».
«Специалист по фото - и видеосъемке».
В сфере общественной деятельности одним из перспективных направлений является формирование новых подходов к участию общественности при организации исправительного воздействия на осужденных.В частности, это может быть воссоздание общественного шефства рабочих коллективов, например, пожарной службы или МЧС. Не менее интересным для несовершеннолетних, будет проведение выездных летних краткосрочных лагерей, сопряженных с прохождением стажировки в данных службах, а также тематических туристических походов. Или же сами осужденные могут брать шефство над социальными учреждениями - дома ребенка, детские приюты и т.д.
Проведение воспитательных мероприятий также может быть связано с организацией различных тренингов - психолого-социальных и правовых. К участию в них могут привлекаться не только сотрудники воспитательной колонии, но и студенты ВУЗов, сотрудники общественных организаций, родственники осужденных.
В сфере образовательной деятельности перспективным направлением является разрешение осужденным пользоваться сетью Интернет в рамках получения образования. Это может быть доступ к библиотекам, образовательным ресурсам, дистанционному обучению.
Резюмируя вышеизложенное, следует отметить, что определение перспектив организационно-правового стимулирования
несовершеннолетних осужденных базируется на необходимости повышения его эффективности.
Несомненно, что предложенные варианты реформирования закона и практики вызовут массу критических замечаний, однако лишь взаимное сотрудничество позволит определить действенные направления в сфере решения актуальнейших вопросов уголовно-исполнительной политики государства.
Перспективы стимулирования позитивной активности несовершеннолетних осужденных заключаются в усовершенствовании его правового и организационного аспектов. В связи с этим выделяются три основных направления реформирования системы стимулирования. В первую очередь - разграничение правотворческой компетенции на уровне федеральных законов и подзаконных нормативно правовых актов.
Второе направление - расширение системы мер стимулирования позитивной активности путем «легализации» латентного стимулирования, а также внедрения новых мер поощрения.
В качестве третьего должно выступать расширение самих сфер проявления позитивной активности в области трудовой, общественной и образовательной деятельности несовершеннолетних осужденных.
[1] Проект Уголовно-исполнительного кодекса, разработанный авторским коллективом под руководством В.А. Уткина.
[2] См.: Приказ Минобразования РФ от 25.11.2003 N 4377 «О применении Общероссийского классификатора специальностей по образованию в системе среднего профессионального образования» // Бюллетень Минобразования РФ, № 2, 2004
|