Право на личную безопасность является одним из базовых элементов правового статуса сотрудника уголовно-исполнительной системы. Вместе с тем, как отмечалось выше, с 2011 года по настоящее время при сохраняющейся тенденции к уменьшению численности осужденных, ухудшается их криминогенная характеристика, образуются группировки отрицательной направленности, негативное влияние которых на др. осужденных становится все более открытым и дерзким. В этой связи проблема обеспечения личной безопасности сотрудников УИС (а так же членов их семей) звучит весьма актуально На наш взгляд, личную безопасность сотрудника УИС можно рассматривать как состояние, достигаемое совокупностью правовых, организационных, материально-технических, тактических и психологических мер, позволяющих сотруднику обеспечить неприкосновенность чести, достоинства, жизни и здоровья при эффективном выполнении своих профессиональных обязанностей, в том числе и криминальной ситуации чрезвычайного характера.
Факторы обеспечения личной безопасности сотрудника:
-уровень правовой подготовки;
-тактика поведения в чрезвычайной ситуации криминального и иного характера;
-физическая подготовка сотрудника;
-психологическая готовность к действиям в чрезвычайных ситуациях;
-эффективное владение предметами экипировки;
-профессиональное владение допустимыми видами оружии и специальных средств;
В 2015 году в 56 (2014 г. - 54) территориальных органах УИС зарегистрировано 188 (2014 г. - 187) случаев применения насилия, оскорблений, угроз, хулиганских действий осужденных в отношении работников ИУ, с причинением вреда здоровью 46 сотрудникам (2014 г. - 58), в том числе 2
(2014 г....... 2) случая в отношении женского персонала. По данным фактам
возбуждено 247 (2014 г. - 196) уголовных дел, в том числе 21 (2014 г. - 9) по ст.
318 УК РФ, 63 (2014 г. - 33) по ст. 319 УК РФ, 163 (2014 г. - 154) по ст. 321 УК РФ, из них: 11 (2014 г. - 12) преступлений по ч. 3 ст. 321 УК РФ (ГУФСИН, УФСИН России по республикам Калмыкия, Тыва, Чувашской Республике - Чувашии, Приморскому краю, Архангельской, Ивановской, Нижегородской. Пензенской, Самарской, Саратовской и Ульяновской областям).
Вместе с тем, по 44 случаям следственными органами было отказано в возбуждении уголовных дел за отсутствием в действиях осужденных состава преступления (умысла на их совершение) и признака публичности при оскорблении (ГУФСИН, УФСИН России по Удмуртской Республике, республикам Татарстан, Марий Эл, Коми, Пермскому, Краснодарскому, Красноярскому, Забайкальскому краям, Рязанской, Волгоградской, Челябинской, Новгородской, Ростовской, Свердловской областям), что свидетельствует о некачественной подготовке материалов для направления в следственные органы, низкого взаимодействия с ними, отсутствия видеофиксации противоправных действий осужденных.
Проведенный анализ показал, что 85 случаев (или 43,6%) нападения совершены в жилых зонах, 76 (39,9%) в запираемых помещениях (СУОН, 11ГИЗО, ПКТ, ЕПКТ), в производственных зонах - 6 (3,1%) и на других объектах - 21 (11,1%). Нападения были совершены в период времени: с 05,00 до 09.00 - 35 случаев; с 09.00 до 17.00 - 120 случаев; с 18.00 до 22.00 - 20 случаев; с 22.00 до 05.00 - 13 случаев.
Нападениям подверглись сотрудники: отделов безопасности ИУ и дежурной службы - 141 раз, воспитательных отделов - 14, оперативных отделов - 7 раз, других служб ИУ - 26 раз.
Орудиями нападения осужденные использовали: в 11 случаях колюще - режущие предметы, в 7 подручные предметы. При этом в 13 случаях было совершено групповое насилие в отношении сотрудников ИУ, а в 36 случаях нападение было совершено осужденными, состоящими на различных видах профилактического учета, в том числе 14 склонными к нападению на представителей администрации и отбывающими наказание по статьям 318, 321 УК РФ.
По состоянию на 20.02.2016 на портал дежурной службы ФСИН России поступило 28 (АГШГ - 26) сообщений о случаях применения насилия, оскорблений сотрудников, что свидетельствует о росте агрессивного поведения осужденных и их неадекватной реакции на законные требования сотрудников администрации ИУ в ГУФСИН, УФСИН России по Пермскому краю - 6, Архангельской области - 3, по Удмуртской Республике, Ивановской и Челябинской областям - по 2, республикам Тыва, Коми, Татарстан, Краснодарскому, Красноярскому, Приморскому краям, Ростовской, Тамбовской, Смоленской, Тюменской, Тульской, Брянской, Нижегородской областям по - 1. Так, в ИК-14 УФСИН России по Архангельской области 13.01.2016 при проведении количественной проверки осужденных.
выполнявших работы по благоустройству учреждения, ДПНК подполковник внутренней службы Ржаницын А.В., выявил осужденного Щербакова Н.М., с признаками алкогольного опьянения и потребовал пройти в дежурную часть для медицинского освидетельствования, на что осужденный ударил его кулаком по голове. Аналогичное происшествие зарегистрировано 06.02.2016 в ИК-16 этого же территориального органа, во время проведения отбоя в ШИЗО, осужденный Кремнев В.А. неожиданно нанес два удара рукой в голову заместителю начальника колонии, курирующему вопросы безопасности и оперативной работы подполковнику внутренней службы Старцеву В.В., причинив ему телесные повреждения.
Основными мотивами допущенных происшествий явились: неадекватное
поведение осужденных на законные требования администрации ИУ, в том числе в результате употребления осужденными спиртных напитков; психические расстройства осужденных;
конфликты между осужденными и сотрудниками И У на почве личных неприязненных отношений, переходящие в оскорбления;
не исполнение осужденными требований уголовно-исполнительного законодательства, выраженное в хранении запрещенных предметов и
категорический отказ от их выдачи сотрудникам администрации ИУ; усиление криминального авторитета среди осужденных.
Отметим, что на сотрудников УИС в полной мере распространяются нормы главы 8 Уголовного кодекса РФ («необходимая оборона» и другие
обстоятельства, исключающие преступность деяния), Уголовно -
исполнительного кодекса, который наделяет сотрудников УИС правом применения мер безопасности: физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, Федерального закона от 28 декабря 2010г. «О безопасности», Федерального закона от 20 апреля 1995г. «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» и др. Непростая криминогенная обстановка в исправительных учреждениях на фоне сокращения штатной численности сотрудников ИУ, требуют совершенствования системы обеспечения их личной безопасности в правовой, организационной и материально технической сферах. На наш взгляд для этого необходимо юридическое оформление и закрепления категорий «личная безопасность сотрудника УИС и гарантий ее реализации», «гарантии безопасности вооруженного сотрудника УИС», как неотъемлемых элементов правового статуса сотрудника УИС. Давно пора внести серьезные изменения и дополнения в гл. V Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», добавив основания применения мер безопасности, расширить перечень специальных средств (например травматическое нелетальное огнестрельное оружие, электрошок, электризуемые ограждения, средства сковывания и другие средства ограничения подвижности и т.п.), приведя эти нормы хоть в какое то соответствие с нормами Федерального закона РФ «О полиции» и реалиями времени. В настоящее время у сотрудника УИС, работающего в местах наибольшей концентрации криминогенного элемента значительно меньше прав на личную безопасность и способов ее обеспечения, чем, к примеру, у полицейского. Этот перекос необходимо устранять. Неотвратимость наказания за преступления, предусмотренные ст.ст.318,319,321 совершенные спеконтингентом, эффективное использование технических средств охраны и надзора, в том числе индивидуальных видеорегистраторов, оборудование помещений где работает женский персонал отсекающими решетками и видеокамерами, профилактическая работа с осужденными (например - доведение информации о назначении судами наказания в отношении осужденных, совершивших преступления в период отбывания наказания по ст. 318, 319, 321 УК Российской Федерации), повышение качества правовой, боевой и физической подготовки персонала ИУ и др. организационные и материально технические меры в купе с мерами правовыми должны обеспечить и гарантировать личную безопасность сотрудников уголовно-исполнительной системы. В соответствии со ст. 32, 33 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» персонал, а также члены семей персонала находятся под защитой государства. В интересах обеспечения личной безопасности сотрудников уголовно-исполнительной системы и членов их семей не допускается обнародование в средствах массовой информации сведений о месте жительства сотрудников уголовноисполнительной системы. Федеральный орган уголовно-исполнительной системы обязан обеспечивать сотрудников уголовно-исполнительной системы
оружием и специальными средствами индивидуальной защиты для постоянного ношения. Отметим, что на сотрудников УИС в полной мере распространяются нормы главы 8 Уголовного кодекса РФ («необходимая оборона» и другие обстоятельства, исключающие преступность деяния), Уголовно -
исполнительного кодекса, который наделяет сотрудников УИС правом применения мер безопасности: физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, Федерального закона от 28 декабря 2010г. «О безопасности», Федерального закона от 20 апреля 1995г. «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» и др. Непростая криминогенная обстановка в исправительных учреждениях на фоне сокращения штатной численности сотрудников ИУ, требуют совершенствования системы обеспечения их личной безопасности в правовой, организационной и материально технической сферах. На наш взгляд для этого необходимо юридическое оформление и закрепления категорий «личная безопасность сотрудника УИС и гарантий ее реализации», «гарантии безопасности вооруженного сотрудника УИС», как неотъемлемых элементов правового статуса сотрудника УИС. Давно пора внести серьезные изменения и дополнения в гл. V Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», добавив основания применения мер безопасности, расширить перечень специальных средств (например травматическое нелетальное огнестрельное оружие, электрошок, электризуемые ограждения, средства сковывания и другие средства
Конституционно-правовое обеспечение безопасности граждан предполагает разработку системы социальных ценностей, учитывающей в первую очередь жизненно важные интересы личности, сущность и принципы ее жизнеобеспечения.
В Стратегии национальной безопасности России до 2020 г. признано приоритетом устойчивого развития повышение качества жизни граждан путем гарантирования личной безопасности, а также высоких стандартов жизнеобеспечения. Конституционная система безопасности провозглашает высшей ценностью государства личность, права и свободы человека и гражданина. Не менее актуальными задачами конституционно-правовой науки являются: исследование факторов, формирующих угрозы и опасности жизненно важным интересам человека и конституционного строя в целом; определение правовых критериев безопасности личности по сферам жизнедеятельности, а также создание в обществе условий для конституционно-правового обеспечения безопасности личности, включая развитие науки конституционного права. Конституционно-правовой подход к безопасным условиям жизни человека позволяет сформулировать основные требования к обеспечению безопасности личности, и прежде всего необходимость, адекватность мер защиты от угроз жизненно важных интересов личности, включая социальную гарантированность и безвозмездность обеспечения безопасности.
Приоритетность человека над всеми иными социальными ценностями, научность в определении мер по конституционно-правовому обеспечению
безопасности и при анализе угроз безопасности не исключают последовательный приоритет жизненно важных антикризисных интересов. Особо надо подчеркнуть важность учета демографических приоритетов при антикризисном развитии; гласности и законности обеспечения безопасности; предупредительный характер мер безопасности и социальную компенсацию ущерба, нанесенного человеку неправомерными действиями. Исследование конституционно -правовой
безопасности Российской Федерации как вида безопасности и проблемы правового регулирования жизнеобеспечения граждан позволяет акцентировать внимание на антикризисных ценностях, жизненно важных интересах личности, общества и государства.
Отражая национальные цели Российской Федерации и учитывая потребности конституционно-правового обеспечения национальной безопасности, антикризисных ориентаций в сфере экономики, данная концепция несколько изменяет представления россиян о безопасности личности, общества и государства. Ее становление проходит неоднозначно в условиях мирового экономического кризиса, по-своему преломляется в правосознании граждан. Известно, что политики и ученые постепенно отошли от узкой трактовки национальной безопасности только как безопасности государственной. В существовавших в России подходах к государственной безопасности до 1993 г. безопасность личности была фактически подчинена безопасности государства. Такое положение, отражающее "эгоизм" государства, характерно для тоталитарных режимов, нарушающих естественные права человека. И тем более не ставился вопрос о безопасности граждан в условиях глобализации рынка и экономического кризиса.
Россия, встав на демократический путь развития, ориентированный на правовые, конституционные ценности, пересмотрела и мировоззренческие подходы к безопасности личности, общества и государства, т.е. стала разворачивать правосознание к безопасности личности как основополагающей составляющей объектов национальной безопасности в контексте жизнеобеспечения граждан. Конституция Российской Федерации 1993 г. (ст. 2) провозгласила: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства". Отсюда возникает потребность в научной проработке конституционно-правовых проблем жизнеобеспечения на основе личной, общественной и государственной безопасности. Необходим научный анализ национальных ценностей и жизненно важных интересов не только государства, но и рыночных кризисных отношений личности, общества и государства[1]. Также возникла необходимость в прогнозировании реальных и потенциальных угроз этим интересам в изменившемся мире, во внутренней жизни страны.
Изучение всех аспектов конституционно-правовой безопасности России будет способствовать выработке более широкого взгляда на обеспечение безопасных условий жизни человека, который охватывает также развитие норм законодательного регулирования деятельности органов государственной власти, институтов гражданского общества по улучшению жизнедеятельности граждан. Речь идет о совершенствовании конституционно-концептуальных подходов к национальной, региональной и глобальной безопасности, повышении качества жизни российских граждан путем гарантирования личной безопасности, а также высоких стандартов жизнеобеспечения населения. Именно такая безопасность, выражающаяся в потребности человека, общества и государства в устойчивом и прогрессивном жизнеобеспечении, имеет свою историю, законы и закономерности формирования. В частности, на конституционно-правовое развитие могут оказывать воздействие объективные и субъективные, внешние и внутренние факторы (экономические, политические, гражданские, военные и др.).
Безопасные условия жизни народа достигаются проведением единой государственной политики во всех сферах жизнедеятельности общества, а также системой мер правового, и прежде всего конституционного, экономического и организационного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности и государства. Для этого разрабатывается система правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности. Наряду с этим определяются основные направления деятельности органов государственной власти в данной области, формируются, реформируются органы правового обеспечения национальной безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью. В системе государственной власти, а также в соответствии с интересами закона и рыночной экономики образуются государственные органы и общественные организации, призванные активно участвовать в обеспечении национальной безопасности[2].
Федеральный закон "О безопасности" и Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. определяют способы выявления и прогнозирования внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности. В их состав включается: осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации; создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности; управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях.
Решение задач обеспечения национальной безопасности в чрезвычайных ситуациях достигается также за счет повышения эффективности реализации полномочий как органов государственной власти, так и органов местного самоуправления в области безопасности жизнедеятельности населения. В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным
конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия[3].
Жизненно важные интересы граждан в сфере антикризисных отношений определяют основные ценности человека, подлежащие конституционно-правовой защите, - жизнь, собственность, свобода, здоровье, семья, безопасность. Они же позволяют вычленить их источники - войны, преступность, эпидемии и иные болезни, экономическая, духовная и психическая агрессии, геноцид, негативные космические факторы, возможное воздействие внеземных цивилизаций и других непознаваемых пока сил.
Условия конституционно-правового обеспечения безопасности личности - это условия, предоставляющие средства для осуществления нормальной жизнедеятельности (экономические, экологические, государственные, правовые, духовные, социально-психологические, семейно-бытовые, научнообразовательные, культурные). Они включают также условия, обеспечивающие безопасность личности при возникновении опасных ситуаций (военные, юридические, медицинские, социальные, технико-технологические и др.).
Субъекты, обеспечивающие безопасность личности, должны быть адресными, то есть охватывать все ее жизненно важные интересы. Адресными являются, например, медицинские учреждения, правоохранительные органы, органы образования и т.д. Однако отдельные жизненно важные интересы в правовом отношении недостаточно защищены государством. Это относится к таким жизненно важным интересам, как рынок, сфера науки, конкурентоспособные технологии, образование, духовность, психика, репродуктивность и генетика человека.
Субъекты безопасности находятся между собой в определенных отношениях. Эти отношения должны носить правовой характер, т.е. порождать необходимые права и обязанности, не допуская злоупотребления правом. Для каждого вида безопасности граждан устанавливаются юридические факты, которые являются основанием для возникновения соответствующих правоотношений безопасности и ответственности за их нарушение.
К сожалению, злоупотребление правами человека и гражданина - весьма нередкое явление, так как последствия злоупотребления в современном законодательстве оговорены не совсем четко. Не всегда такие последствия носят чисто правовой характер. Несовершенство законодательства порой "провоцирует" субъекта на такие действия, в которых он не усматривает злоупотребления правом. Отсюда вытекает необходимость в законодательном закреплении самого понятия "злоупотребление правом", его последствий для конституционной безопасности человека и гражданина, особенно в сферах противодействия коррупции, соотношения фактических прав женщин и мужчин, трудовой занятости населения и др.
Несмотря на разработанность юрисдикционных форм правозащитной деятельности, до сих пор в России нет единого комплекса основополагающих законов, регулирующих государственную политику, связанную с защитой права граждан на равный доступ к государственной службе, а также права на безопасность граждан, обращающихся с жалобами на незаконные действия должностных лиц. Между тем нужен не акт кодификационного характера, а именно основы правовой безопасности и защиты таких граждан, которые вобрали бы воедино нормы о правах, льготах, иных средствах защиты данных граждан.
Целям искоренения правового нигилизма в этих вопросах отвечала бы разработка законодательных актов субъектов Российской Федерации, закрепляющих понятия регионально-правовой безопасности, региональноправовой защищенности граждан, управления регионально -правовой защитой. Необходимо активизировать в регионах деятельность органов государственной власти, участвующих в стратегическом управлении, в частности в реализации документов стратегического планирования (концепций, доктрин, национальных проектов). В общую систему такого управления и планирования входит реализация права на защиту, презумпция невиновности, приоритетность общепризнанных принципов и норм международного права, обеспечение гарантий неприкосновенности гражданина, охрана чести и достоинства личности, способы защиты ее нарушенных прав и интересов, право на жалобу. Приоритетность защиты прав граждан при решении любого спора (дела о правонарушении) вытекает из положений ст. 2 и 18 Конституции Российской Федерации.
В условиях российских реформ особое значение приобрело стимулирование (поощрение) деятельности по формированию правовой культуры и пропаганде знаний о конституционно-правовых основах жизнеобеспечения граждан. Термин "поощрение" в данном случае один из наименее употребляемых в российских документах по правам человека, хотя он определяет усилия, направленные на установление цивилизованного отношения к жизнеобеспечению личности, соблюдению прав человека на национальном уровне, развитию правовой культуры, в рамках которых знания о правах гражданина подкрепляются решимостью воплотить эти знания в практику жизнеобеспечения граждан. Поощрение данного права граждан является одним из конкретных механизмов осуществления прав человека. Эта деятельность является необходимым условием воплощения национальных и международных принципов и норм в сфере защиты прав человека, так как знание механизма защиты права граждан на жизнеобеспечение есть надежнейшее средство защиты от опасности попирания прав и свобод человека.
Весьма распространенной формой правозащитной деятельности является проведение семинаров, круглых столов, конференций, на которых совместно с представителями различных государственных, муниципальных органов и общественных организаций обсуждаются наиболее острые проблемы нарушения прав человека. В условиях, когда ломаются устаревшие взгляды на отношения между личностью и государством, исключительно важным аспектом жизнеобеспечения граждан является понимание гражданином своих прав и механизмов их реализации. Многие субъекты гражданского общества взяли на себя функции содействия этим процессам путем распространения знаний о правах человека и воспитания правовой культуры. Такими неправительственными организациями, например, являются Международный союз юристов, Институт прав человека и демократии.
Правозащитные структуры прибегают к законным формам привлечения внимания властей к проблемам нарушений прав человека, в том числе и конституционно-правовых основ жизнеобеспечения граждан, таким, как митинги, пикеты, марши протеста, шествия, собрания, сбор подписей и другие. В большинстве случаев таким способом выражается протест против беззакония или нарушения органами государства прав человека. В ходе этих акций представителям исполнительной и законодательной власти соответствующих уровней вручаются выработанные конкретные требования и предложения относительно действий органов государства в той или иной сфере, где обнаружены нарушения конституционно-правовых основ жизнеобеспечения и норм безопасности граждан в субъектах Российской Федерации.
Под организацией конституционно-правовой защиты и обеспечения безопасности прав граждан понимаются органы, учреждаемые конституциями, уставами субъектов Федерации или их законами для осуществления конкретных функций в области прав и свобод граждан. Создавая, например, комиссии по правам человека, Российская Федерация, ее субъекты полагаются и на местные культурные и правовые традиции, а также на существующий конституционный строй своего государства, изучая опыт других стран.
Комиссии по правам человека существуют во многих странах, составляя часть их демократических институтов. Называются они по -разному: Национальный центр по наблюдению за осуществлением прав человека (Алжир), Комиссия по правам личности (Канада), Национальная комиссия по правам человека (Мексика), Комиссия по правам человека (Новая Зеландия), Верховный комитет по правам человека и основным свободам (Тунис), Постоянная комиссия Содружества по правам человека (Великобритания) [4] . В России из соответствующих международным стандартам национальных учреждений в сфере защиты прав человека сегодня активно действует Комиссия по правам человека при Президенте Российской Федерации как совещательный и консультативный орган, рассматривающий обращения граждан о существенных нарушениях прав и свобод человека, расследующий случаи их массового нарушения.
На наш взгляд, принимаемые такими комиссиями решения позитивно скажутся на активизации деятельности по безопасности и защите конституционных прав граждан на реальное жизнеобеспечение. Представляется, что создание аналогичных комиссий по правам человека при главах региональных и муниципальных администраций также будет способствовать расширению этой формы правовой защиты в рассматриваемой сфере.
Институт государственной защиты прав человека (ст. 45 Конституции), в свою очередь, требует гарантий на получение квалифицированной правовой помощи гражданам. Реализация права каждого защищать свои интересы и свободы всеми способами, не запрещенными законом, требует знания этих запретов. Определить орган, полномочный разрешить жалобу или заявление, помочь гражданину составить соответствующий документ, - обязанность не только юристов, но и должностных лиц, всех государственных служащих. Обеспечение свободы слова, выражение мнения, составление документов, связанных с участием в качестве представителей жалобщиков, истцов, ответчиков, третьих лиц, оказание правовой защиты привлекаемому к ответственности - все это требует квалифицированной юридической помощи.
Вместе с тем ч. 2 ст. 29 Конституции Российской Федерации устанавливает главные правовые барьеры против злоупотребления свободой слова, выражения мнения. Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда в этом процессе социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
Правовая защита свободы мысли и слова в процессе реализации прав граждан означает не только возможность беспрепятственно выражать свои мысли и убеждения, но и недопустимость принуждения к их выражению или отказу от них. Этот запрет, предусмотренный ч. 3 ст. 29 Конституции Российской Федерации, обязаны соблюдать все региональные и муниципальные органы, политические партии и другие общественные объединения, их должностные лица, все члены общества. Тем самым охраняется внутренний мир человека, гарантируется свободное развитие личности, в том числе право менять свои убеждения, но не по принуждению, а по собственному выбору в процессе познания реальности и свободных дискуссий.
Структура международного механизма жизнеобеспечения граждан, действия прав и обязанностей граждан в правовой сфере весьма слабо разработана в литературе. По нашему мнению, этот механизм является составной частью универсального механизма действия гарантий прав человека, отражающего трансформацию международных стандартов по правам человека в национальные юридические системы правовой защиты граждан и организаций.
Сближение законодательств стран СНГ в сфере правовой защиты процесса жизнеобеспечения граждан, как теперь очевидно, должно основываться на демократических принципах. Среди них: соответствие этого законодательства международным стандартам правовой защиты, общепризнанным нормам международного права; обеспечение верховенства закона во всех сферах жизни и деятельности граждан. Здесь же находятся в числе неотложных вопросы координирования проектов внутригосударственных актов в области конституционно-правовой защиты этого права с целью недопущения существенных противоречий или расхождений в законодательствах стран СНГ.
Однако создание механизмов защиты конституционного строя, жизнеобеспечения и безопасности граждан оценивается неоднозначно.
Федеральные структуры управления видят в этом праве, особенно в конституционной концепции, основу укрепления государственного аппарата. Поэтому необходим конструктивный подход к разработке и конституционного, и административно-правового механизмов, что в конечном итоге определяет реальные перспективы организации власти в целом и создает демократическую систему управления, которая отвечала бы современным требованиям и могла бы способствовать обеспечению выхода из экономического кризиса.
[1] Зорькин В.Д. Конституция и права человека в XXI веке. К 15-летию Конституции Российской Федерации и 60-летию Всеобщей декларации прав человека. М., 2008. С. 15.
[2] Лутовинов В. К проблеме формирования стратегии национальной безопасности России // Власть. 2008. № 10. С. 13 - 20.
[3] Громов М.А. О соотношении безопасности личности, общества, государства и демократических конституционных принципов в условиях чрезвычайных правовых режимов // "Черные дыры" в российском законодательстве. 2007. № 5. С. 52 - 55.
[4] Матвеева Т.Д. Неправительственные организации в механизмах защиты прав человека. М., 1997. С. 122 - 136
|