В систему государственной защиты сотрудников уголовно-исполнительной системы, согласно законодательству, входят меры обеспечения их безопасности и социальной поддержки.
Под безопасностью, прежде всего, следует понимать состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от различных угроз. Угроза безопасности - совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, обществу и государству. Совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности развития личности, является жизненно важными интересами. Права и свободы личности, ее материальные и духовные ценности относятся к объекту безопасности.
Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ "О безопасности"[1] определяет основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической
безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности,
предусмотренных законодательством Российской Федерации, полномочия и функции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области безопасности, а также статус Совета Безопасности Российской Федерации
Основными принципами обеспечения безопасности являются:
соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина;
законность;
системность и комплексность применения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, другими государственными органами, органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности;
приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности;
взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности.
Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от источников опасности, определяет содержание мер по обеспечению безопасности. В качестве мер безопасности сотрудников уголовно-исполнительной системы можно назвать:
- личную охрану указанных лиц;
- охрану жилища и имущества указанных лиц;
- временное помещение защищаемых лиц в безопасное место;
- обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах;
- перевод указанных лиц на другую работу или службу;
- изменение места работы или учебы указанных лиц;
- переселение на другое место жительства;
- замену документов или изменение внешности и т.п.
Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности.
Сущность и содержание безопасности в системе государственной защиты сотрудников уголовно-исполнительной системы определяет Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных
М 6
лиц правоохранительных и контролирующих органов .
Государственная защита вышеуказанных лиц опирается на широкую правовую основу. В нее входят Конституция Российской Федерации, Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы"[2] [3], Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"[4], Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов", другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, регулирующие вопросы государственной защиты.
Государственная защита лиц осуществляется при условии точного исполнения требований Конституции Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, составляющих правовую основу этой деятельности. Нарушение Закона при осуществлении государственной защиты недопустимо и влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Кроме мер обеспечения безопасности, направленных на воспрепятствование причинению вреда, федеральными законами гарантируется социальная поддержка защищаемых лиц и членов их семей, а именно меры социальной поддержки сотрудников уголовно-исполнительной системы. Они возникают, когда защищаемому лицу был нанесен имущественный ущерб или иной вред, причинены телесные повреждения или вред здоровью (в том числе и в случае наступления в результате этих действий инвалидности) или наступила его гибель (смерть). Вред, причиненный здоровью защищаемого лица или члена его семьи в связи с осуществлением деятельности, возмещается в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случае гибели (смерти) защищаемого лица или члена его семьи в связи с осуществлением служебной деятельности соответствующий федеральный орган исполнительной власти предоставляет семье погибшего единовременную выплату. Меры социальной поддержки заключаются в выплате лицу или членам его семьи и нетрудоспособным иждивенцам единовременных пособий (и) или установлении им постоянной пенсии, а также компенсации имущественного ущерба.
Помимо этого семья погибшего пользуется иными социальными гарантиями при решении вопросов социально-бытового обеспечения в порядке, устанавливаемом федеральными законами.
В случае полной или частичной утраты защищаемым лицом профессиональной пригодности государство обязано трудоустроить указанного сотрудника или создать условия для его профессиональной переподготовки, включая компенсацию связанных с этим расходов.
Имущественный ущерб, нанесенный в связи с осуществлением служебной деятельности, возмещается государством в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Для того чтобы воспрепятствовать законной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы, либо принудить их к изменению ее характера, либо из мести за указанную деятельность правонарушители могут осуществить воздействие на их близких родственников. При посягательстве на жизнь, здоровье и имущество близких, а в исключительных случаях также иных лиц применяются меры государственной защиты.
Отправление правосудия, борьба с преступлениями и другими правонарушениями сопряжены с посягательствами на безопасность лиц, исполняющих данные функции. В целях создания надлежащих условий для их деятельности Федеральным законом "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" определен круг лиц, на которых распространяется государственная защита жизни, здоровья и имущества. Установленная система защитных мер распространяется на судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, сотрудников уголовно-исполнительной системы, сотрудников федеральных органов государственной охраны, а также на их близких и имущество.
Статус участников государственной защиты определен соответствующими нормативно-правовыми актами, и они, после принятия в установленном порядке решения о применении мер государственной защиты, именуются "защищаемые лица".
К сотрудникам уголовно-исполнительной системы, согласно Закону РФ от 21.07.1993 г. № 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", относятся лица, имеющие специальные звания уголовно-исполнительной системы, учреждений, исполняющих наказания, объединений учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, предприятий учреждений, исполняющих наказания, федерального органа уголовно-исполнительной системы и его территориальных органов, а также следственных изоляторов, предприятий, научно-исследовательских, проектных, лечебных, учебных и иных учреждений, входящих в уголовно-исполнительную систему.
Сотрудники уголовно-исполнительной системы, состоящие в штатах учреждений, исполняющих наказания, объединений учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, предприятий, учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов, входящих в уголовно-исполнительную систему, являются персоналом учреждений, исполняющих наказания.
[1] Собрание законодательства РФ. 2011. № 1. Ст. 2.
[2] Собрание законодательства РФ. 1995. № 17. Ст. 1455.
[3] Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 33. Ст. 1316.
[4] Собрание законодательства РФ. 1995. № 29. Ст.2759.
|