В целях защиты жизни и здоровья сотрудников уголовно-исполнительной системы, близких указанных лиц, а также обеспечения сохранности их имущества уполномоченными на то государственными органами применяются меры безопасности.
К органам, обеспечивающим безопасность, относятся:
органы внутренних дел;
органы федеральной службы безопасности;
органы таможенной службы;
органы федеральной государственной охраны;
органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
органы и учреждения уголовно-исполнительной системы.
В целях обеспечения безопасности защищаемых лиц в данных органах создаются в установленном порядке специальные подразделения.
Органы, обеспечивающие безопасность, с учетом конкретных обстоятельств могут применять целый ряд мер безопасности. В целях реализации предусмотренных мер безопасности могут проводиться оперативно-розыскные мероприятия в порядке, установленном законодательством. Меры безопасности могут применяться как в отдельности друг от друга, так и в комплексе, состоящем из нескольких мер, естественно, с соблюдением условий и оснований проведения каждой конкретной меры. Законом определен исчерпывающий перечень мер безопасности. К ним, как уже отмечалось, относятся: личная охрана; охрана жилища и имущества; временное помещение защищаемых лиц в безопасное место; обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах; перевод указанных лиц на другую работу или службу; изменение места работы или учебы указанных лиц; переселение на другое место жительства; замену документов или изменение внешности и т.п.
Конкретный вид меры применяется в зависимости от степени угрозы защищаемому лицу.
Основанием для применения мер безопасности является наличие достаточных данных, свидетельствующих о реальности угрозы безопасности защищаемых лиц. Результат проверки угрозы оформляется в виде мотивированного рапорта (докладной записки) должностного лица, ответственного за проверку наличия угрозы, на имя уполномоченного органа, ответственного за рассмотрение заявлений (обращений, информации), с выводом о необходимости (отсутствии необходимости) применения мер безопасности.
Уполномоченный орган осуществляет подготовку и утверждение постановления о применении или об отказе в применении мер безопасности в течение не более трех суток с момента получения заявления (обращения, информации), а в случаях, не терпящих отлагательства, - незамедлительно.
В случае подтверждения сведений о наличии угрозы защищаемым лицам выносится постановление о применении мер безопасности, утверждаемое руководителем органа.
В постановлении указываются конкретные меры безопасности и сроки их осуществления.
О принятом решении сообщается защищаемому лицу или председателю суда (руководителю соответствующего правоохранительного или контролирующего органа), обратившемуся с просьбой о применении мер безопасности в отношении указанного лица.
При этом защищаемому лицу могут быть даны определенные предписания, соблюдение которых необходимо для его безопасности.
Защищаемые лица, в отношении которых вынесено постановление о применении мер безопасности, имеют право:
знать о применяющихся в их отношении мерах безопасности;
просить о применении или неприменении в их отношении конкретных мер безопасности;
требовать от уполномоченного органа, обеспечивающего безопасность, применения в их отношении или отмены каких-либо из осуществляемых мер;
обжаловать в вышестоящий по подчиненности орган, обеспечивающий безопасность, в прокуратуру либо в суд незаконные решения и действия должностных лиц, осуществляющих меры безопасности.
Должностные лица уполномоченного органа, осуществляющего меры безопасности, обязаны разъяснять защищаемым лицам, в отношении которых вынесено постановление о применении мер безопасности, предусмотренные законодательством обязанности:
выполнять условия применения в отношении их мер безопасности и законные требования органов, обеспечивающих государственную защиту;
незамедлительно информировать органы, обеспечивающие государственную защиту, о каждом случае угрозы или противоправных действий в их отношении;
бережно обращаться с имуществом, выданным им органом, обеспечивающим безопасность, в личное пользование для обеспечения безопасности;
не разглашать сведения о принимаемых в их отношении мерах безопасности без разрешения органа, обеспечивающего государственную защиту.
Применение мер безопасности не должно ущемлять жилищные, трудовые, пенсионные и иные права защищаемых и других лиц.
Одной из основных и наиболее часто применяемой мерой безопасности является личная охрана, охрана жилища и имущества сотрудников УИС и их близких.
Личная охрана. Личная охрана является одной из самых востребованных мер обеспечения безопасности и осуществляется на основе следующих принципов:
законности;
уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина;
централизованного руководства;
взаимодействия государственных органов обеспечения безопасности;
непрерывности;
сочетания гласных и негласных методов деятельности;
подконтрольности и поднадзорности.
В задачи личной охраны входит обеспечение безопасности лица, подлежащего государственной охране, пресечение нападений (покушений), а также предупреждение возможных провокаций со стороны третьих лиц. В обязанности личной охраны входит также установление личности неизвестных, часто появляющихся вблизи с местом нахождения защищаемого лица, выявление наружного наблюдения за ним.
Под предоставлением защищаемым лицам личной охраны понимается закрепление за ними личных охранников из числа личного состава государственных органов, осуществляющих функцию по обеспечению безопасности. Они непосредственно и непрерывно осуществляют личную охрану соответствующего лица. Личная охрана может осуществляться круглосуточно или в определенное время по месту жительства, в пути следования, по месту работы, отдыха защищаемых лиц, а также в иных местах их пребывания.
Личную (физическую) охрану защищаемых лиц осуществляют отряды полиции специального назначения, отряды специального назначения внутренних войск, отряды специального назначения ФСИН России, специальные подразделения органов федеральной безопасности, федеральной охраны, органов по контролю за оборотом наркотиков. К этой деятельности в случае необходимости могут быть привлечены сотрудники подразделений иных соответствующих органов, военнослужащие иных подразделений и воинских частей.
Сотрудники органов, осуществляющих функцию по обеспечению безопасности, должны иметь хорошую психическую подготовку, знать систему рукопашного боя, уметь обращаться с холодным и огнестрельным оружием.
Личная охрана может быть мягкой или жесткой. При осуществлении мягкой охраны сотрудники не должны выделяться из окружения защищаемого лица, но в то же время быть в любое время готовыми к пресечению нападения неожиданно для нападающего. Жесткая охрана осуществляется демонстративно. Сотрудники, осуществляющие ее, должны всячески подчеркивать свое присутствие и готовность к отражению возможных эксцессов. При комбинированном способе кроме "показательных" охранников используются замаскированные. Следует также рекомендовать выделение хотя бы одного сотрудника для стороннего наблюдения.
В ходе осуществления личной охраны довольно часто осуществляется оперативно-розыскная деятельность.
Осуществление оперативно-розыскной деятельности применительно к рассматриваемой задаче носит превентивный характер. Здесь в определенной мере реализуется и задача предупреждения преступлений. Для проведения оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ), которые ограничивают конституционные права и свободы граждан, установлена четкая законодательная процедура. Под условиями проведения ОРМ понимаются установленные в оперативно-розыскной деятельности правила, которыми следует руководствоваться, требования, из которых следует исходить при проведении ОРМ, и они рассматриваются в качестве обстоятельств, обстановки, в которых происходит или от которых зависит порядок проведения ОРМ.
Согласно Федеральному закону от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности"[1] оперативно-розыскная деятельность (ОРД) является одной из форм правоохранительной деятельности, наравне с такими видами, как следственная, судебная и т.д. ОРД проводится как гласно, так и негласно. Она имеет исключительно государственный характер и направлена на добывание информации, выявление скрытых (скрываемых) преступлений, признаков и фактов преступной деятельности, их субъектов, розыск скрывшихся лиц. Такое направление деятельности строго определено и санкционировано государством.
В целях реализации предусмотренных мер безопасности могут проводиться оперативно-розыскные мероприятия в порядке, установленном Законом. Законодатель четко установил круг уполномоченных органов, которые могут выступать от имени государства при проведении ОРД. В настоящее время оперативные подразделения, в обязанности которых входят ОРМ, существуют в органах внутренних дел РФ, Федеральной службе безопасности РФ, федеральных органах государственной охраны РФ, Федеральной таможенной службе РФ,
Службе внешней разведки РФ, Федеральной службе исполнения наказания РФ, Федеральной службе РФ по контролю за оборотом наркотиков, органе внешней разведки Минобороны РФ.
Существуют препятствия для проведения ОРМ в отношении отдельных категорий лиц, и эти исключения оговорены положениями ряда законодательных актов и норм, предоставляющих соответствующий иммунитет.
Применение ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан, допускается не по всем категориям дел, а только по тем, где обязательно производство предварительного следствия.
Под признаками следует понимать отличительные свойства, указывающие на общественную опасность (причинение или угрозу причинения вреда интересам личности, общества или государства) и противоправность деяния, по которым можно определить конкретный вид преступления, судить об отдельных его стадиях, наличии соучастия.
В том случае, когда становится известно о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому предварительное следствие обязательно, применяются общие правила проведения ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан. Такие ситуации возникают при поступлении информации о подготавливаемом либо замышляемом преступлении, требующей неотложного реагирования, когда неприменение либо несвоевременное применение ОРМ позволит подозреваемым совершить тяжкое преступление с необратимыми последствиями. В этих случаях допускается проведение ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан, на основании постановления одного из руководителей органа, осуществляющего ОРД. Законодатель рассматривает случаи, не терпящие отлагательства, в качестве условия допустимого проведения рассматриваемых ОРМ без судебного решения только в совокупности с угрозой совершения тяжкого преступления. Из этого следует, что правомерным является проведение ОРМ при рассматриваемых условиях только применительно к стадиям неоконченного преступления (приготовления, покушения), при выявлении, предупреждении или пресечении преступлений, выявлении и задержании лиц, их подготавливающих или совершающих, но когда общественно опасные последствия еще не наступили.
При проведении ОРМ при указанных обстоятельствах Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" предписывает обязательное уведомление суда (судьи) в течение 24 часов с момента начала проведения мероприятия и последующее получение судебного решения о проведении такого ОРМ либо прекращение его проведения (в течение 48 часов).
К нетерпящим отлагательства могут быть отнесены ситуации, требующие безотлагательного реагирования, когда отсутствует объективная возможность получить соответствующее судебное решение к началу организации и практического проведения ОРМ. Такие ситуации возникают в случаях необходимости срочного проведения ОРМ непосредственно после получения соответствующей информации, во время, когда суд не работает (после окончания рабочего дня, в выходные и праздничные дни и т.п.).
Отказ судьи в выдаче разрешения на проведение уже начатого ОРМ следует расценивать не только как запрет на его дальнейшее продолжение, но и как признание неправомерности его начала. В этом случае вынесение постановления руководителем органа, осуществляющего ОРД, на проведение мероприятия должно признаваться необоснованным и влечь за собой предусмотренные законодательством меры ответственности в зависимости от наступивших последствий.
В отношении уже совершенных преступлений проведение ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан, без предварительного судебного решения представляется недопустимым. Недопустим рассматриваемый порядок проведения ОРМ и применительно к преступлениям, отнесенным к категории небольшой или средней тяжести, т.е. преступлений, санкция статьи которых не превышает пяти лет лишения свободы (ст. 15 УК РФ).
Проведение ОРМ, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается и без судебного решения, а лишь на основании мотивированного постановления одного из руководителей оперативно-розыскной службы, но только в случаях, когда существуют данные о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ, является допустимым не во всех случаях, а только в случаях, которые не терпят отлагательства.
В качестве обязательных условий законности действий субъектов ОРМ при рассматриваемых обстоятельствах законодатель, как уже было указано, устанавливает уведомление суда (судьи) в течение 24 часов, а также получение судебного решения на проведение ОРМ либо его прекращение в течение 48 часов с момента его начала. В этой связи представляется правомерным проведение ОРМ по постановлению соответствующего руководителя с постановкой в известность суда (судьи) о проведении мероприятия при последующем его прекращении по истечении двух суток либо более длительное проведение ОРМ, если получено соответствующее решение суда. Если судом (судьей) отказано в дальнейшем проведении мероприятия, его проведение должно быть прекращено не позднее 48 часов после начала. Возобновление ОРМ в таком случае представляется допустимым только по решению вышестоящего суда при обращении за его решением в порядке, определенном ст. 9 Федерального закона "Об оперативнорозыскной деятельности".
Получение судебного решения не требуется в ситуации, когда должностное лицо органа, осуществляющего ОРД, при проведении ОРМ получает информацию, требующую немедленного реагирования, и использует при этом права, предоставленные законом. Это, в частности, право на беспрепятственное вхождение в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения, на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности в случае, если имеются достаточные данные полагать, что там совершается или совершено преступление, а также в случае преследования лиц, подозреваемых в совершении указанных преступлений, если промедление может поставить под угрозу жизнь и здоровье граждан.
Обо всех таких случаях гласного проникновения в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения необходимо лишь дальнейшее уведомление прокурора в течение 24 часов и при условии вхождения туда против воли проживающих в них граждан.
Законодатель выделил специальную норму условий проведения
прослушивания телефонных и иных переговоров без судебного решения, что обусловливается угрозой жизни, здоровью, собственности граждан. Под ней следует понимать не только непосредственную реальную опасность посягательства на жизнь, здоровье или собственность заявителя или другого лица, но и саму реальную возможность причинения указанного вреда. В частности, о такой опасности может свидетельствовать сам факт похищения человека, вымогательства, оказание психического воздействия на участников процесса и др.
Подобное ОРМ проводится по заявлению граждан или с их согласия в письменной форме. В заявлении или письменном согласии гражданина должно быть указано, на какой срок он разрешает поставить свой телефон на прослушивание и согласны ли на это проживающие с ним члены семьи. В случае необходимости может прослушиваться не только домашний, но и служебный телефон лица, которому угрожает опасность. При прослушивании телефонных переговоров по заявлению граждан звукозаписывающая аппаратура может включаться только при вызове абонента для фиксации поступающих в его адрес угроз. Прослушивание телефонных переговоров по заявлению граждан с подключением непосредственно к их телефонному аппарату может проводиться любым сотрудником оперативного подразделения с привлечением при необходимости технических специалистов. По результатам такого прослушивания составляется рапорт или справка с приложением аудиокассет либо других магнитных носителей информации с записью прослушанных переговоров. Такое прослушивание осуществляется на основании постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД, с обязательным уведомлением соответствующего суда (судьи) в течение 48 часов.
Закон не указывает форму обязательного уведомления суда (судьи) как в случае неотложного проведения ОРМ, так и применительно к случаям прослушивания по заявлению или с согласия лица. Это дает возможность толковать уведомление суда как письменное или устное. Однако, учитывая, что взаимоотношения суда и оперативно-розыскного органа носят официальный характер, мероприятие касается ограничения конституционных прав граждан, а получение судебного решения о проведении ОРМ в дальнейшем может не носить обязательного характера, уведомление суда (судьи) должно быть только письменным. Это особенно важно, если иметь в виду возможность подтвердить в дальнейшем законность действий как участников ОРМ, так и их руководителей, в том числе при передаче фонограмм и бумажных носителей информации следователю для приобщения к уголовному делу.
При обеспечении мер безопасности защищаемых лиц, членов их семей разрешается проводить обследование жилых помещений, контроль почтовых отправлений, прослушивание телефонных переговоров и снятие информации с технических каналов связи без судебного решения при наличии согласия защищаемого должностного лица или гражданина в письменной форме. Данная норма не предусматривает и уведомления судьи о проводимых мероприятиях, поскольку защищаемые лица дают согласие на ограничение неприкосновенности своей частной жизни.
Охрана жилища и иущества. Под него подпадают индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями, жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилищный фонд и используемое для постоянного или временного проживания, а равно иное помещение или строение, не входящее в жилищный фонд, но используемое для временного проживания. Согласно ГК РФ к имуществу защищаемых лиц можно отнести объекты гражданских прав. К ним относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права.
Охрану жилища и имущества осуществляют подразделения вневедомственной охраны, патрульно-постовой службы полиции, специальные подразделения органов федеральной безопасности, ФСИН России, федеральной охраны по контролю за оборотом наркотиков, а также сотрудники подразделений иных соответствующих органов, военнослужащие иных подразделений и воинских частей, которые могут быть привлечены в случае необходимости в этом.
При осуществлении внешней охраны жилища и имущества составляется план-схема жилища, подходов к нему. Руководителем соответствующего органа, обеспечивающим непосредственную охрану, определяются необходимое количество задействованных сил и средств, расстановка постов и маршруты движения.
При обращении органов, обеспечивающих безопасность, подразделения вневедомственной охраны принимают меры к первоочередному оснащению жилища защищаемых лиц средствами охранной и тревожной сигнализации с подключением к пультам централизованного наблюдения. Эффективность охраны квартир зависит от многих факторов, которые необходимо учитывать при ее организации. Основными факторами являются:
вид охраны (физическая, автономная, централизованная);
затраты на техническую укрепленность и оборудование квартир ТС ОПС, их эксплуатацию;
техническая укрепленность строительных конструкций квартиры;
технические характеристики ТС ОПС.
Физическая охрана предусматривает наличие поста охраны в подъезде, доме с постоянным присутствием человека (полицейского, охранника, консьержа). Помещение поста охраны обычно организуют в подъезде дома, что позволяет легко контролировать проход жильцов и их посетителей, оперативно реагировать на экстремальные ситуации согласно должностной инструкции. При организации такого вида охраны объекта особое внимание следует обращать на вопросы взаимодействия с органами полиции.
Реально физическая охрана может входить в другой вид охраны в качестве дополнения и для усиления охраны. При наличии в подъезде дома охранника в его обязанности, помимо контроля соблюдения чистоты и порядка, вменяют наблюдение за всеми посетителями, независимо от того, находятся квартиры под охраной или нет.
Автономная охрана - это охрана отдельной квартиры, группы квартир с выводом тревожных извещений на местные оповещатели, установленные непосредственно в квартире (в окне, прихожей), общем тамбуре либо в соседней квартире. При этом следует помнить, что к работе звуковых оповещателей могут быть претензии со стороны проживающих соседей.
Автономная охрана служит средством повышения надежности охраны квартиры, однако принципиально не меняет способа охраны. При большом количестве автономно охраняемых квартир в подъезде, доме рекомендуется организовать сбор тревожных извещений на прибор приемно -контрольный (ППК) средней (большой) емкости, установленный в пункте автономной охраны (ПАО), с выводом обобщенного сигнала тревоги в пункт централизованной охраны (ПЦО) или в ближайшее подразделение полиции. При организации такого вида охраны необходимо решить вопрос взаимодействия с органом полиции. Организация ПАО в подъезде дома обязательно предусматривает наличие физической охраны.
Принцип организации централизованной охраны заключается в том, что аппаратуру сигнализации, устанавливаемую в квартирах сотрудника (граждан), на период охраны подключают через канал связи к пульту централизованного наблюдения (ПЦН), находящегося в подразделении вневедомственной охраны. При этом оперативное реагирование на сигналы тревоги осуществляют специальные полицейские подразделения - группы задержания.
Наиболее широкое распространение в практике вневедомственной охраны получили ПЦН, которые используют линии городских телефонных сетей (ГТС) в качестве канала связи. Это дает возможность с минимальными затратами использовать дорогостоящие линейные сооружения ГТС для передачи тревожных извещений и служебных сообщений, а также позволяет сгруппировать охраняемые объекты так, чтобы время оперативного реагирования на тревожное извещение составляло не более 3 мин. Организационно и технически централизованная охрана, в отличие от автономной, не затрагивает интересы других квартиросъемщиков.
Затраты на оборудование, величина возможного ущерба от краж, платежеспособность клиента - эти факторы находятся в прямой зависимости друг от друга. Затраты на оборудование, его эксплуатацию и охрану определяют исходя из величины возможного ущерба, но в любом случае необходимо найти удовлетворяющее всех оптимальное решение. Это особенно касается квартир повышенного риска. (Квартиры повышенного риска - это квартиры первого, второго и последнего этажей здания; квартиры, имеющие совмещенные балконы, лоджии; квартиры с окнами (независимо от этажности), выходящими к пожарным лестницам, крышам разновысоких строений, козырькам, карнизам, по которым можно проникнуть в квартиру.)
При охране квартиры можно выделить следующие рубежи:
первый - обеспечивает охрану общего квартирного тамбура. Блокируются входная дверь тамбура и стенной проем. Данный рубеж рекомендуется при организации автономной охраны квартир, выходящих в общий тамбур. При централизованной охране этот рубеж отсутствует, достаточно выполнить только основные требования по технической укрепленности;
второй - защита внешнего периметра квартиры (двери, окна и межквартирные некапитальные стены);
третий - обеспечивает охрану объема отдельных комнат и защиту от проникновения через стены, пол, потолок;
четвертый - обеспечивает охрану отдельных предметов, сейфов, тайников.
Дополнительно могут быть организованы шлейфы тревожной и пожарной сигнализаций, которые должны иметь выход на ПАО и/или в ближайшее подразделение полиции (ПЦО). Шлейфы тревожной и пожарной сигнализаций должны быть включены по схеме "без права отключения".
В случаях отсутствия технической возможности организации централизованной охраны жилье защищаемых лиц оборудуется средствами автономной сигнализации.
Охрана жилища и имущества защищаемых лиц осуществляется подразделениями вневедомственной охраны на основе договора с органом, обеспечивающим безопасность.
Большое значение в личной охране, охране имущества и жилища имеет пропускной режим. Пропускной режим - порядок прохода лиц, проезда транспортных средств, проноса и провоза вещей на охраняемые объекты. Пропускной режим представляет собой дополнительные охранные меры, вводимые на охраняемом объекте (территории охраняемого объекта), сущность которых состоит в установлении дополнительных пропускных пунктов, осуществляющих пропуск (иногда с одновременной идентификацией личности) на территорию или в здание государственного органа. В качестве отдельных видов пропускного режима можно различать порядок (режим) допуска на территорию; порядок входа (выхода) в (из) здание охраняемого объекта. На данных пропускных пунктах могут устанавливаться металлоискатели, производиться проверка документов, получение (по телефону) подтверждения лица, к которому пришел посетитель, о времени его приема, регистрация вошедших и покинувших территорию (здание) в специальном журнале, выдача специальных пропусков (которые подлежат отметке и последующей сдаче на пропускном пункте) и т.п.
Отдельные виды пропускного режима могут применяться и в отношении сотрудников (работников) охраняемого объекта: выдача идентификационных карт, электронных ключей; установка турникетов, активирующих, запирающих (отпирающих) устройство только по электронным ключам, одновременно с идентификацией личности владельца ключа. Данный пропускной режим позволяет, например, автоматически ограничить возможность свободного прохождения технического персонала в административные здания, в то время как их электронный ключ позволяет беспрепятственно пользоваться техническими и подсобными помещениями.
Определенный пропускной режим может быть установлен и в отношении автотранспорта, например наличие специального отдельного въезда для разных категорий автомобилей (автомобили служащих, гостей, технической службы), дополнительная проверка и регистрация автотранспорта с выдачей специальных пропусков и т.п.
Законом предусмотрено, что в случае необходимости номера телефонов защищаемых лиц и государственные регистрационные знаки используемых ими транспортных средств могут быть заменены.
На основе Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ "О связи"10 защищаемые лица пользуются правами пользователей услугами связи. Они предусматривают смену телефонных номеров по заявлению потребителя.
Гарантией соблюдения тайны связи защищаемого лица является также положение Конституции РФ, в соответствии с которым ограничение права на тайну связи допускается только на основании судебного решения.
Прослушивание телефонных переговоров также может осуществляться только на основании судебного решения при наличии информации о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, по которому обязательно производство предварительного следствия, с предельным сроком в шесть месяцев со дня принятия судебного решения. Прослушивание телефонных переговоров допускается на сетях электросвязи как общего пользования, так и ведомственных, внутрипроизводственных и выделенных.
На обеспечение тайны связи направлена и норма, устанавливающая круг лиц, имеющих право получать сведения о передаваемых по сетям электросвязи и сетям почтовой связи сообщениях, о почтовых отправлениях и почтовых переводах денежных средств, а также сами эти сообщения, почтовые отправления и переводимые денежные средства. К ним отнесены отправители и получатели или их уполномоченные представители. Исключения из общего правила также могут быть установлены только федеральными законами.
Для защиты своей жизни и здоровья, а также жизни и здоровья близких судьи, прокуроры, следователи, сотрудники органов внутренних дел, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, военнослужащие внутренних войск Министерства внутренних дел РФ, сотрудники органов федеральной службы безопасности, сотрудники органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и иных ведомств, имеющих право на ношение и хранение оружия, могут получать оружие на постоянное ношение. Другие защищаемые лица в этих целях, с учетом степени угрозы, могут получить оружие, в том числе служебное или боевое. Определение данных видов [2] оружия дает Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ "Об оружии"[3]. К служебному оружию относится оружие, предназначенное для использования должностными лицами государственных органов и работниками юридических лиц, которым законодательством Российской Федерации разрешено ношение, хранение и применение указанного оружия, в целях самообороны или для исполнения возложенных на них федеральным законом обязанностей. К служебному оружию относится огнестрельное гладкоствольное и нарезное короткоствольное оружие отечественного производства с дульной энергией не более 300 Дж, а также огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие.
Служебное оружие должно исключать ведение огня очередями, нарезное служебное оружие должно иметь отличия от боевого ручного стрелкового оружия по типам и размерам патрона, а от гражданского - по следообразованию на пуле и гильзе. Емкость магазина (барабана) служебного оружия должна быть не более 10 патронов. Пули патронов к огнестрельному гладкоствольному и нарезному короткоствольному оружию не могут иметь сердечников из твердых материалов. Патроны к служебному оружию должны соответствовать требованиям государственных стандартов Российской Федерации.
К боевому ручному стрелковому оружию относится оружие, предназначенное для решения боевых и оперативно-служебных задач. Образцы боевого ручного стрелкового оружия и патронов к нему, конструктивные параметры которых относительно уже принятых на вооружение аналогов не увеличивают их поражающую силу, принимаются на вооружение руководителями государственных военизированных организаций в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 г. № 831 "О порядке выдачи оружия лицам, подлежащим государственной защите" [4] установлены следующие органы, которые могут выдавать оружие и боеприпасы к нему защищаемым лицам: специальные подразделения органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов, федеральных органов государственной охраны, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также командование соответствующих военных учреждений.
Оружие может выдаваться защищаемым лицам при наличии угрозы их жизни и здоровью и при условии, что применения иных мер безопасности недостаточно.
При этом боевое оружие может быть выдано защищаемым лицам лишь в исключительных случаях, когда обеспечивающими их безопасность органами будет признано, что выдача такого оружия крайне необходима для обеспечения защиты жизни и здоровья указанных лиц. Данный порядок устанавливается Постановлением Правительства РФ от 17.07.1996 г. № 831.
Оружие выдается защищаемым лицам во временное пользование только на период действия в отношении их реальной угрозы.
Органы, обеспечивающие безопасность, могут выдавать защищаемым лицам специальные средства индивидуальной защиты и оповещения об опасности в порядке, установленном для соответствующего органа.
Поводом для выдачи защищаемому лицу оружия является:
заявление указанного лица;
обращение председателя суда, руководителя соответствующего правоохранительного или контролирующего органа либо руководителя федерального органа государственной охраны о принятии соответствующих мер безопасности;
получение органом, обеспечивающим безопасность указанного лица, оперативной и иной информации о наличии в отношении его угрозы безопасности.
Для принятия решения о применении мер безопасности необходимо согласие защищаемого лица. Выдача оружия защищаемому лицу производится органом, обеспечивающим безопасность, на основании мотивированного постановления, вынесенного должностным лицом соответствующего органа, при условии отсутствия у защищаемого лица ограничений, установленных Федеральным законом "Об оружии". При этом в постановлении указывается срок, на который выдано оружие. Срок может быть продлен, если не отпала реальная угроза жизни и здоровью защищаемого лица.
Перечни должностных лиц, имеющих право выносить постановления о выдаче оружия, определяются органами, обеспечивающими безопасность.
Вынесение постановлений о применении мер государственной защиты в виде выдачи оружия осуществляется в соответствии с нормативными актами органов, обеспечивающих безопасность.
Оформление и выдача защищаемым лицам разрешений на хранение и ношение оружия осуществляются органами внутренних дел.
Решение о выдаче оружия при наличии необходимых оснований должно быть принято в срок не более 3 суток с момента поступления заявления, обращения или информации о наличии угрозы безопасности в отношении защищаемого лица, о чем сообщается этому лицу и председателю суда (руководителю соответствующего правоохранительного или контролирующего органа, руководителю федерального органа государственной охраны), обратившемуся с просьбой о применении мер безопасности в отношении указанного лица. При этом защищаемому лицу могут быть даны определенные предписания, соблюдение которых необходимо для его безопасности.
Защищаемые лица, которым выдается оружие, должны изучить его устройство и пройти инструктаж о правилах хранения, ношения и применения оружия, а также должны быть предупреждены об ответственности за их нарушение. В случае необходимости для этих лиц проводятся тренировочные стрельбы.
На каждое защищаемое лицо, имеющее в пользовании оружие, заводится личное дело, которое находится в подразделении лицензионно -разрешительной работы органа внутренних дел.
Личные дела на защищаемых лиц хранятся в порядке, установленном для документов секретного делопроизводства.
Защищаемые лица, которым выдается оружие, должны изучить его устройство, знать правила хранения и применения оружия и должны быть предупреждены об ответственности за их нарушение, пройти инструктаж о правилах хранения, ношения и применения оружия. В случае необходимости для этих лиц проводятся тренировочные стрельбы.
Проведение указанных мер по обучению обращения с оружием и тренировочных стрельб возлагается на органы, обеспечивающие безопасность. Контроль за соблюдением защищаемым лицом правил хранения и ношения выданного оружия в органах внутренних дел осуществляет представитель органа, обеспечивающего его безопасность.
Защищаемое лицо, получившее в качестве меры безопасности оружие, обязано обеспечить его сохранность, соблюдать установленные федеральным законодательством об оружии правила его хранения и ношения.
В случае если не отпала реальная угроза жизни и здоровью защищаемого лица после окончания срока действия разрешения на хранение и ношение оружия, по представлению органа, обеспечивающего безопасность, срок действия разрешения может быть продлен на период действия в отношении их реальной угрозы. Выписка из постановления для оформления продления разрешения на хранение и ношение оружия направляется в подразделение лицензионноразрешительной работы органа внутренних дел.
Выдаваемое защищаемому лицу оружие и боеприпасы к нему подлежат возврату в тыловое подразделение органа внутренних дел, обеспечивающего безопасность при устранении реальной угрозы безопасности, либо в случае возникновения иных оснований для отмены мер безопасности. Расход боеприпасов оформляется в установленном порядке.
В случае порчи или утраты оружия, боеприпасов, специальных средств защищаемым лицом руководитель органа, обеспечивающего безопасность, организует проведение служебной проверки, по результатам которой выносит заключение.
Возмещение ущерба от порчи или утраты оружия и специальных средств, выданных защищаемому лицу, производится в установленном законодательством порядке.
Должностные лица органа, обеспечивающего безопасность, виновные в бездействии по принятию необходимых мер по осуществлению контроля за порядком хранения, ношения и использования оружия защищаемыми лицами, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Осуществление мероприятий по обучению защищаемых лиц обращению с оружием и проведение тренировочных стрельб возлагаются на органы, обеспечивающие безопасность.
При возврате оружия и боеприпасов в случае устранения угрозы безопасности защищаемого лица либо в случае возникновения других оснований для отмены мер безопасности уполномоченным на это должностным лицом выносится соответствующее мотивированное постановление, которое объявляется защищаемому лицу.
Указанное постановление может быть обжаловано защищаемым лицом, а также председателем суда (руководителем соответствующего правоохранительного или контролирующего органа, руководителем федерального органа государственной охраны), обратившимся с просьбой о применении мер безопасности в отношении указанного лица, в вышестоящий орган, обеспечивающий безопасность, в прокуратуру либо в суд. Жалоба подлежит рассмотрению незамедлительно. Защищаемые лица, получившие в качестве меры безопасности оружие, обязаны обеспечить его сохранность, соблюдать установленные Законом Российской Федерации "Об оружии" правила его хранения и ношения.
Для эффективного выполнения оперативно-служебных задач и обеспечения личной безопасности сотрудников уголовно-исполнительной системы в соответствии со ст. 28, 30, 31 и 33 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" утверждена Инструкция о порядке постоянного ношения и хранения боевого огнестрельного оружия, боеприпасов и специальных средств сотрудниками УИС.
Данная Инструкция определяет порядок выдачи, постоянного ношения и хранения боевого огнестрельного оружия, боеприпасов и специальных средств сотрудниками уголовно-исполнительной системы в соответствии с действующим законодательством, а также их сдачи и изъятия.
Правовую основу использования боевого огнестрельного оружия, боеприпасов и специальных средств для их постоянного ношения и хранения сотрудниками УИС составляют Закон Российской Федерации от 21.07.1993 г. № 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", Федеральный закон от 15.07.1995 г. № 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", Федеральный закон от 13.12.1996 г. № 150-ФЗ "Об оружии", Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 г. № 4202-1, другие нормативные правовые акты Российской Федерации, а также ведомственные нормативные правовые акты.
Применение боевого огнестрельного оружия и специальных средств с учетом обеспечения личной безопасности сотрудников и окружающих граждан осуществляется в соответствии со статьями 28, 30 и 31 Закона Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", статьями 43, 45 - 47 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" и статьей 24 Федерального закона "Об оружии".
Постоянное ношение и хранение боевого огнестрельного оружия, боеприпасов и специальных средств сотрудниками допускается с разрешения директора Федеральной службы исполнения наказаний, начальников территориальных органов, научно-исследовательских и образовательных учреждений ФСИН России, а также учреждений, организаций и подразделений, непосредственно подчиненных ФСИН России.
К боевому огнестрельному оружию, выдаваемому сотрудникам для постоянного ношения и хранения, относятся 5,45-мм пистолет самозарядный малогабаритный (ПСМ) и 9-мм пистолеты (револьверы), состоящие на вооружении Федеральной службы исполнения наказаний.
Иные виды боевого огнестрельного оружия, состоящие на вооружении, могут выдаваться сотрудникам только на время выполнения ими конкретных оперативно-служебных задач.
К специальным средствам, выдаваемым сотрудникам для постоянного ношения и хранения, относится состоящий на вооружении Федеральной службы исполнения наказаний слезоточивый газ в аэрозольной упаковке ("Черемуха -10", "Сирень-10", "Резеда-10" и их модификации).
Одновременно с выдачей боевого огнестрельного оружия и специальных средств сотрудникам выдается соответствующее снаряжение для их открытого и скрытого ношения, а также принадлежности по уходу за материальной частью. Ношение боевого огнестрельного оружия без использования соответствующего снаряжения (кобуры, ремня, пистолетного, револьверного шнура) запрещается.
Боевое огнестрельное оружие, боеприпасы и специальные средства выдаются для постоянного ношения и хранения сотрудникам после прохождения соответствующей специальной подготовки.
Выдача сотрудникам боевого огнестрельного оружия, боеприпасов и специальных средств производится после:
проверки условий хранения;
выполнения курса стрельб, предусмотренного программой обучения;
сдачи зачетов по знанию материальной части оружия, настоящей Инструкции и требований соответствующих нормативных правовых актов по применению оружия и специальных средств.
Сотрудникам, получившим боевое огнестрельное оружие и боеприпасы для выполнения служебных задач, оружие и боеприпасы для личной безопасности и безопасности членов их семей не выдаются.
Проверка знания требований соответствующих нормативных правовых актов, Инструкции и материальной части оружия, а также прием зачетов производятся комиссией, назначаемой соответственно директором Федеральной службы исполнения наказаний, начальниками территориальных органов, научноисследовательских и образовательных учреждений ФСИН России, а также учреждений, организаций и подразделений, непосредственно подчиненных ФСИН России.
Председателем комиссии, как правило, назначается один из заместителей начальника территориального органа (учреждения) ФСИН России. В состав комиссии включаются руководители структурных подразделений, непосредственные начальники, должностные лица, ответственные за боевую и служебную подготовку, сотрудники кадровых аппаратов, оперативных подразделений (подразделений собственной безопасности) и сотрудники службы вооружения.
Запрещается выдача боевого огнестрельного оружия, боеприпасов и специальных средств для постоянного ношения и хранения сотрудникам, не сдавшим зачеты, а также не имеющим условий для их хранения по месту службы и жительства. Отказ в выдаче сотруднику боевого огнестрельного оружия, боеприпасов и специальных средств оформляется соответствующей резолюцией на его рапорте с указанием мотивов отказа.
Постоянное ношение и хранение огнестрельного оружия, боеприпасов и специальных средств разрешается сотрудникам соответствующими руководителями, на основании рапортов этих сотрудников и оформляется приказами. На рапорте сотрудник обязан получить у непосредственного начальника отметку о сдаче зачета по материальной части оружия, мерам безопасности, владению приемами и правилами стрельбы.
После получения разрешения на выдачу боевого огнестрельного оружия, боеприпасов и специальных средств прямым начальником проводится инструктаж сотрудника о порядке и правилах применения, мерах по обеспечению сохранности оружия, боеприпасов и специальных средств, а также личной безопасности сотрудника в условиях постоянного ношения и хранения. Запись о проведенном инструктаже оформляется на обороте рапорта сотрудника и скрепляется подписями должностного лица, проводившего инструктаж, и сотрудника.
Рапорт с разрешением о выдаче боевого огнестрельного оружия, боеприпасов и специальных средств, а также выписка из приказа направляются в службу вооружения[5] как основание для их выдачи. Выдача сотрудникам боевого огнестрельного оружия, боеприпасов и специальных средств производится в установленном порядке в учреждениях (подразделениях) по месту службы.
Сотрудники управлений ФСИН России по федеральным округам огнестрельным оружием, боеприпасами и специальными средствами для постоянного ношения и хранения обеспечиваются с разрешения начальников управлений службами вооружения территориальных органов ФСИН России, к которым они прикреплены на снабжение, на основании приказов начальников этих органов.
В отношении указанных сотрудников сохраняются условия и порядок оформления разрешения на выдачу оружия, боеприпасов и специальных средств, предусмотренные в Инструкции.
Боевое огнестрельное оружие, боеприпасы и специальные средства сотрудникам, прикомандированным к соответствующим органам государственной власти или государственного управления с оставлением в кадрах ФСИН России, выдаются в случае, если они необходимы для выполнения возложенных на них обязанностей по занимаемым должностям и обеспечения личной безопасности с учетом требований Инструкции при наличии ходатайства руководителя соответствующего органа, к которому прикомандированы сотрудники. Ходатайство направляется в территориальный орган, научноисследовательское и образовательное учреждение ФСИН России по месту их основной службы.
По требованию начальников территориальных органов (учреждений) ФСИН России, выдавших боевое огнестрельное оружие, боеприпасы и специальные средства, сотрудники обязаны предъявлять их для проверки, а также не реже двух раз в год участвовать в контрольных стрельбах по выполнению упражнений курса стрельб, предусмотренных программой обучения для сотрудников, в территориальных органах (учреждениях) ФСИН России по месту основной службы.
Сотрудник, получивший боевое огнестрельное оружие, боеприпасы и специальные средства для постоянного ношения и хранения, обязан обеспечить сохранность оружия, боеприпасов и специальных средств, постоянно поддерживать их в технически исправном состоянии.
При нахождении сотрудника на службе выданное ему боевое огнестрельное оружие, боеприпасы и специальные средства должны находиться при нем.
Сотрудник, имеющий при себе огнестрельное оружие, входя на территорию учреждения уголовно-исполнительной системы, должен сдать его на временное хранение часовому (младшему инспектору) по пропуску людей на контрольно - пропускном пункте. Для временного хранения оружия на контрольно -пропускном пункте устанавливается железный запирающийся шкаф с номерованными гнездами и жетонами, которые выдаются владельцу взамен сданного им оружия.
Ношение оружия и боеприпасов на территории учреждений УИС, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством, запрещается.
Боевое огнестрельное оружие, боеприпасы и специальные средства, выданные сотрудникам для постоянного ношения и хранения, могут храниться в нерабочее время в местах постоянного проживания владельца в прочном металлическом ящике с внутренним замком, прикрепленном к стене и полу. К огнестрельному оружию, боеприпасам и специальным средствам не должны иметь доступ посторонние лица и дети.
Боевое огнестрельное оружие при ношении должно быть закреплено пистолетным (револьверным) шнуром.
Ношение боевого огнестрельного оружия, боеприпасов и специальных средств сотрудником, одетым в гражданскую одежду, должно быть скрытым от окружающих и исключающим возможность их хищения.
Демонстрация сотрудником боевого огнестрельного оружия, боеприпасов, специальных средств окружающим (кроме случаев, предусмотренных действующим законодательством) и передача их другим лицам запрещаются.
При необходимости выезда сотрудника в командировку с боевым огнестрельным оружием, боеприпасами и специальными средствами об этом делается отметка в командировочном удостоверении с указанием вида огнестрельного оружия, его серии и номера, количества патронов и наличия специальных средств. Запись скрепляется печатью территориального органа (учреждения) ФСИН России.
При отсутствии возможности обеспечить надежную сохранность боевого огнестрельного оружия и боеприпасов по месту временного проживания командированные сотрудники сдают их в дежурную часть ближайшего территориального органа (учреждения) ФСИН России или органа внутренних дел в установленном порядке.
Проверка наличия у сотрудников боевого огнестрельного оружия, боеприпасов и специальных средств производится:
непосредственными начальниками - ежедневно во время нахождения сотрудников на службе;
начальниками учреждений УИС и их заместителями - не реже одного раза в месяц, а также на строевых смотрах;
начальниками научно-исследовательских и образовательных учреждений ФСИН России, их заместителями - не реже двух раз в год, а также на строевых смотрах;
начальниками территориальных органов ФСИН России и их заместителями
не реже одного раза в год, а также на строевых смотрах;
службами вооружения территориальных органов, научно - исследовательских и образовательных учреждений ФСИН России - не реже двух раз в год;
сотрудниками территориальных органов ФСИН России по планам-заданиям
при выезде в подчиненные учреждения с представлением актов проверок в соответствующие службы вооружения.
При перемещении по службе в другой территориальный орган (учреждение) ФСИН России или увольнении сотрудники обязаны сдать боевое огнестрельное оружие, боеприпасы и специальные средства, а также снаряжение лицу, ответственному за вооружение в учреждении УИС, или в соответствующую службу вооружения.
При направлении сотрудника на стационарное лечение, в отпуск, на учебу, выезде за пределы Российской Федерации, а также при отсутствии надобности в боевом огнестрельном оружии, боеприпасах и специальных средствах, выданных для постоянного ношения и хранения, они подлежат сдаче на временное хранение в дежурную часть территориального органа (учреждения) ФСИН России или лицу, ответственному за вооружение в учреждении УИС, либо в соответствующую службу вооружения.
Сотрудники, получившие огнестрельное оружие и боеприпасы для обеспечения личной безопасности, на время пребывания в отпуске могут иметь оружие при себе при условии обеспечения его хранения в установленном порядке, о чем указывается в рапорте на предоставление отпуска.
Изъятие боевого огнестрельного оружия, боеприпасов и специальных средств у сотрудника производится по указанию лица, разрешившего их выдачу, прямым начальником в случаях:
неправомерного их применения;
невыполнения требований Инструкции;
отстранения от должности;
увольнения;
смерти.
Изъятое боевое огнестрельное оружие сдается на хранение в дежурную часть территориального органа (учреждения) ФСИН России или лицу, ответственному за вооружение в учреждении УИС по месту службы сотрудника, о чем делается отметка в книге выдачи и приема вооружения и боеприпасов, либо в соответствующую службу вооружения.
В случае совершения сотрудником, имеющим боевое огнестрельное оружие, в период служебной командировки дисциплинарного или иного проступка, а также болезни оружие изымается старшим группы или начальником территориального органа ФСИН России как в пути следования, так и по месту его прибытия.
Изъятие боевого огнестрельного оружия оформляется актом с последующим уведомлением руководителя, разрешившего выдачу оружия.
В случае применения, порчи, небрежного хранения и утраты боевого огнестрельного оружия, боеприпасов и специальных средств начальник, давший разрешение на их получение, назначает проведение служебной проверки. По результатам проверки устанавливается виновность или невиновность сотрудника и в зависимости от этого принимается решение о привлечении виновного к ответственности в порядке, определяемом действующим законодательством.
Списание боеприпасов, израсходованных на оперативные цели, и их пополнение производятся в установленном порядке по письменному распоряжению начальника, давшего разрешение на их получение.
Применение оружия защищаемыми лицами осуществляется в соответствии со статьями 28, 30 и 31 Закона Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", статьями 43, 45 - 47 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" и статьей 24 Федерального закона "Об оружии".
Его могут применять для защиты жизни, здоровья и собственности в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости. Применению оружия должно предшествовать четко выраженное предупреждение об этом лица, против которого применяется оружие, за исключением случаев, когда промедление в применении оружия создает непосредственную опасность для жизни людей или может повлечь за собой иные тяжкие последствия. При этом применение оружия в состоянии необходимой обороны не должно причинить вред третьим лицам.
Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, за исключением случаев совершения указанными лицами вооруженного либо группового нападения. О каждом случае применения оружия, повлекшем причинение вреда здоровью человека, владелец оружия обязан незамедлительно, но не позднее суток, сообщить в орган внутренних дел по месту применения оружия.
Лицам, владеющим на законном основании оружием, запрещается иметь его при себе (за исключением тех местностей, где ношение холодного оружия является принадлежностью национального костюма) во время участия в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях, пикетировании или иных массовых акциях.
За нарушение установленных правил хранения, ношения и применения оружия защищаемое лицо несет ответственность в соответствии с действующим законодательством, а выданное оружие подлежит изъятию.
К средствам индивидуальной защиты, которые выдаются защищаемым лицам, можно отнести различного рода защитные средства. В этот перечень можно включить:
скрытно носимые бронежилеты;
газовые пистолеты и револьверы, в том числе с патронами травматического и (или) газового действия;
механические распылители;
аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми или раздражающими веществами, разрешенными к применению Минздравсоцразвития России;
электрошоковые устройства и искровые разрядники отечественного производства, имеющие выходные параметры, соответствующие требованиям технических регламентов и нормам Минздравсоцразвития России;
пневматическое оружие;
резиновые палки
и другие спецсредства.
Допускается приобретение других образцов служебных пистолетов и револьверов, конструктивные параметры которых относительно указанных в настоящем перечне аналогов не увеличивают их поражающую силу.
В средства оповещения об опасности защищаемых лиц можно включить как простейшие свистки, так и радиомаяки, радиостанции, сотовые и радиотелефоны, квартирные средства охранной сигнализации, "тревожные кнопки" и т.д. Так, например, полицейская вневедомственная охрана на основании Приказа МВД РФ от 05.06.2007 г. № 493 "О внесении изменений в Инструкцию по организации технической эксплуатации технических средств охраны на объектах, охраняемых подразделениями милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденную Приказом МВД России от 16.11.2006 г. № 937", предлагает средства тревожной сигнализации типа "Радиокнопка", "Кукла", "Миникредит-Л", "Клипса", "Браслет-Л", ИО 101-3 (ПФ-1), ИО 102-1/1А, ИО102-2 (КНФ-1), извещатель охранный ручной электроконтактный "ТРК-1С", извещатель охранный ручной точечный электроконтактный ИО101-5/1 "Черепаха-1", радиопередающее устройство "Радиокукла", стационарное радиоприемное устройство РПУ "Астра-Р", стационарное радиопередающее устройство РПД "Астра-Р" и другие.
Временное помещение защищаемого лица в безопасное место применяется в случаях, если иными мерами и в данном конкретном месте обеспечить безопасность защищаемого лица не представляется возможным, и осуществляется с согласия защищаемого лица, достигшего совершеннолетия, а в отношении несовершеннолетних - с согласия родителей или лиц, их заменяющих.
Помещение в безопасное место осуществляется на срок, обеспечивающий реальную безопасность защищаемого лица.
К числу безопасных мест относятся следующие:
специально подобранные жилые помещения (квартиры, дома индивидуальной застройки, дачи и т.п.);
служебные помещения органов, обеспечивающих меры безопасности, приспособленные для временного проживания;
жилые помещения, расположенные на территории частей внутренних войск, воинских частей Министерства обороны, Федеральной службы безопасности, Федеральной пограничной службы, использование которых разрешено командирами указанных частей;
детские воспитательные учреждения для несовершеннолетних детей защищаемого лица; учреждения органов социального обеспечения для совершеннолетних нетрудоспособных членов семьи защищаемого лица;
иные места, обеспечивающие надежную безопасность защищаемых лиц.
Место, которое используется в целях безопасности защищаемых лиц, должно отвечать установленным санитарно-гигиеническим нормам и иметь необходимое для проживания имущество.
По решению органа, обеспечивающего безопасность защищаемого лица, безопасное место может быть оборудовано средствами охранной сигнализации и средствами оперативно-технического контроля.
Регистрация защищаемых лиц, которые переселяются на другое временное место жительства (место пребывания), в органах регистрационного учета, подведомственных МВД России, не оформляется.
|