Исполнитель предоставляет платные медицинские услуги, качество которых должно соответствовать условиям договора, а при отсутствии в договоре условий об их качестве - требованиям, предъявляемым к услугам соответствующего вида.
В случае если федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации предусмотрены обязательные требования к качеству медицинских услуг, качество предоставляемых платных медицинских услуг должно соответствовать этим требованиям.
Платные медицинские услуги предоставляются при наличии информированного добровольного согласия потребителя (законного представителя потребителя), данного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан.
Исполнитель предоставляет потребителю (законному представителю потребителя) по его требованию и в доступной для него форме информацию:
о состоянии его здоровья, включая сведения о результатах обследования, диагнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах и последствиях медицинского вмешательства, ожидаемых результатах лечения;
об используемых при предоставлении платных медицинских услуг лекарственных препаратах и медицинских изделиях, в том числе о сроках их годности (гарантийных сроках), показаниях (противопоказаниях) к применению.
Исполнитель обязан при оказании платных медицинских услуг соблюдать установленные законодательством Российской Федерации требования к оформлению и ведению медицинской документации и учетных и отчетных статистических форм, порядку и срокам их представления.
За неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору исполнитель несет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации[1] [2].
Вред, причиненный жизни или здоровью пациента в результате предоставления некачественной платной медицинской услуги, подлежит возмещению исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В качестве примера рассмотрения в судебном порядке спора о нарушении прав потребителя платной медицинской услуги можно привести Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 19 декабря 2013 г. по делу№ А27-11969/2013 об отмене Постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ за нарушение исполнителем - медицинской организацией прав потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемой услуге (отсутствие в договоре на оказание стоматологических услуг условий и сроков предоставления платных медицинских услуг).
Контроль за соблюдением настоящих Правил осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в рамках установленных полномочий.
В случае выявления нарушений указанная Федеральная служба имеет право привлекать к ответственности, например, по ч. 2 ст. 6.30 КоАП РФ за невыполнение обязанностей об информировании граждан о получении медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. .
Федеральным законом от 25 ноября 2013 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан в Российской Федерации» КоАП РФ дополнен ст. 6.30, которой установлена ответственность медицинских организаций за оказание платных медицинских услуг без информирования граждан о возможности их получения бесплатно.
В ходе проведенной прокуратурой Ставропольского края проверки установлено, что в нарушение Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 4 октября 2012 г. № 1006, медицинские организации при оказании платных медицинских услуг зачастую не информируют граждан о возможности получения медицинской помощи бесплатно[3].
Например, прокурором г. Невинномысска установлено, что при заключении договоров на оказание платных медицинских услуг в ГБУЗ СК «Городская стоматологическая поликлиника» пациентам не разъяснялись право и возможность получения медицинской помощи без взимания платы. Кроме того, в этом учреждении здравоохранения выявлены случаи оказания платной медицинской помощи без надлежащим образом заключенных договоров.
Факты неинформирования пациентов о возможности бесплатного лечения выявлены прокурорами 9 районов, в связи с чем в отношении главных врачей лечебных учреждений возбуждены дела об административных правонарушениях по ст. 6.30 КоАП, которые направлены для рассмотрения по существу в управление Росздравнадзора по Ставропольскому краю.
Кроме того, согласно действующему законодательству исполнитель обязан предоставить посредством размещения на информационных стендах (стойках) медицинской организации информацию, содержащую:
перечень платных медицинских услуг с указанием цен в рублях, сведения об условиях, порядке, форме предоставления медицинских услуг;
порядок и условия предоставления медицинской помощи в соответствии с программой и территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
сведения о медицинских работниках, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг, об уровне их профессионального образования, квалификации и т.д.
Информация, размещенная на информационных стендах (стойках), должна быть доступна неограниченному кругу лиц в течение всего рабочего времени медицинской организации, предоставляющей платные медицинские услуги. Информационные стенды (стойки) располагаются в доступном для посетителей месте и оформляются таким образом, чтобы можно было свободно ознакомиться с размещенной на них информацией.
Прокурор Октябрьского района г. Ставрополя установил, что в ГБУЗ СК «Городской клинический центр общей врачебной практики (семейной медицины)» гражданам не предоставлялась посредством размещения на информационных стендах информация о перечне платных медицинских услуг с указанием цен в рублях, об условиях, порядке, форме предоставления медицинских услуг, о медицинских работниках, уровне их профессионального образования и квалификации, другая информация[4].
Факты отсутствия информационных стендов о правах пациентов, размещения их в отдаленных, неосвещаемых местах установлены прокурорами 8 районов. В связи с этим в отношении виновных лиц возбуждены дела об административном правонарушении по ст. 14.8 КоАП (за нарушение права потребителей на получение необходимой информации об услуге, об исполнителе), которые рассмотрены и удовлетворены.
Всего органами прокуратуры Ставропольского края возбуждено 9 дел об административных правонарушениях по ст. 6.30 КоАП, 8 административных дел по ст. 14.8 КоАП, в адрес главных врачей лечебнопрофилактических учреждений внесено 31 представление об устранении нарушений закона.
В ходе анализа причин нарушения закона установлено, что действующая в крае система оплаты труда руководителей, администрации и работников государственных медицинских организаций фактически поощряет навязывание гражданам платных медицинских услуг, поскольку до 70% от объема платных услуг направляется на выплату заработной платы работникам, их оказывающим, из них до 10% на оплату труда администрации учреждений, до 5% - руководителям учреждений. Как итог, значительную часть заработной платы таких работников составляет выплата стимулирующего характера - надбавка за организацию и развитие платных медицинских услуг.
Например, в одном из государственных учреждений здравоохранения средняя заработная плата работников учреждения составляла 19350 руб.; заработная плата руководителя учреждения (главного врача) с учетом средств от оказания платных медицинских услуг - 101556 руб. (при максимально возможном размере 77400 руб.). При этом такие факты неединичны, а размер заработной платы главных врачей составлял сотни тысяч рублей[5].
В связи с этим министру здравоохранения Ставропольского края внесено представление об устранении нарушений закона, которое рассмотрено и удовлетворено, руководителям лечебных учреждений, допустивших нарушения закона, произведен перерасчет заработной платы.
Вместе с тем, имеются и примеры противоположного свойства. Так,
Московский городской суд в апелляционном определении от 06.09.2013 по делу №11-28996/13 указал, что медицинская помощь, которая была оказана платно гражданину могла быть в соответствии с действующем законодательством оказана пациенту бесплатно, при этом, указанное лицо было предупреждено при заключении договора о праве получения медицинской помощи бесплатно, но не воспользовалось им, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что понесенные истцом расходы по оплате медицинской помощи не подлежат возмещению. При этом действующим законодательством не предусмотрено возмещение из средств обязательного медицинского страхования личных расходов граждан на медицинские услуги, предоставленные на платной основе. В связи с отказом в удовлетворении иска о взыскании расходов на лечение, суд правомерно указал, что не имеется законных оснований для удовлетворения требований
32
истца о взыскании компенсации морального вреда .
[1] Подробнее см.: Викулова Н. Предоставление медицинскими организациями платных медицинских услуг: анализ судебной практики // Административное право. 2015. N 1. С. 15 - 20.
[2] Постановление Архангельского областного суда от 26.12.2014 по делу № 4а-449 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс : справ. правовая система. Версия Проф, сетевая. Электрон. дан. М., 2016. Доступ из локальной сети б-ки Томского ИПКР ФСИН России.
[3] Токтаньязов А.Б. Надзор за исполнением законодательства о предоставлении платных медицинских услуг // Законность. 2015. № 4. С. 21 - 22.
[4] Токтаньязов А.Б. Указ. соч.
[5] Токтаньязов А.Б. Указ.соч.
|