Порядок оказания платных медицинских услуг в местах лишения свободы закреплен в п.п. 125-128 ПВР ИУ, приложению № 3 к ПВР СИЗО, а для лиц, отбывающих наказание в воспитательных колониях, - п.п. 210-215 Правил внутреннего распорядка воспитательных колоний УИС (далее - ПВР ВК)[1] [2].
Осужденные могут получать дополнительную лечебно - профилактическую помощь, оплачиваемую за счет собственных средств. Такие медицинские услуги предоставляются специалистами лечебнопрофилактических учреждений государственной или муниципальной систем здравоохранения в медицинской части ИУ, в условиях лечебно - профилактических учреждений или лечебных исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы.
Согласно ПВР СИЗО администрация учреждения обеспечивает подозреваемым и обвиняемым, при наличии соответствующих условий, следующие платные медико-санитарные услуги:
- отдельные виды лечения, протезирования зубов;
- подбор, изготовление очков, протезов, ортопедической обуви;
- консультации врачей-специалистов органов здравоохранения.
Дополнительные платные услуги подозреваемым и обвиняемым могут оказываться как администрацией СИЗО, так и привлеченными ею лицами.
Для оказания ДЛПП в учреждении УИС необходимо выполнение двух условий. Во-первых, в Уставе учреждения в Перечне видов деятельности, приносящей доход, должны быть указано - «оказание платных услуг осужденным (подозреваемым, обвиняемым).
Во-вторых, в соответствии с п. 8 Правил предоставления организациями платных медицинских услуг должен быть разработан Порядок определения цен (тарифов) на медицинские услуги, на основании приказа ФСИН России от 11.07.2013 № 401 «Об утверждении Порядка определения цен (тарифов) на медицинские услуги, предоставляемые медицинскими организациями, являющимися казенными государственными учреждениями, подведомственными Федеральной службе исполнения наказаний и ее территориальным органам».
Этим приказом определено, что учреждения определяют цены (тарифы) на медицинские услуги на основании размера расчетных и расчетно-нормативных затрат на оказание учреждением медицинских услуг по основным видам деятельности, а также размера расчетных и расчетнонормативных затрат на содержание имущества учреждения с учетом:
- анализа фактических затрат учреждения на оказание медицинских услуг по основным видам деятельности в предшествующие периоды;
- прогнозной информации о динамике изменения уровня цен (тарифов) в составе затрат на оказание учреждением медицинских услуг по основным видам деятельности, включая регулируемые государством цены (тарифы) на товары, работы, услуги субъектов естественных монополий;
- анализа существующего и прогнозируемого объема рыночных предложений на аналогичные услуги и уровня цен (тарифов) на них;
- анализа существующего и прогнозируемого объема спроса на аналогичные услуги.
Цены (тарифы) на медицинские услуги устанавливаются с учетом покрытия издержек учреждений на оказание данных услуг, при этом рекомендуется предусматривать рентабельность не более 20 %.
Учреждения за выполнение платных медицинских услуг в ночное время, а также в выходные и праздничные дни имеют право применять к утвержденным ценам (тарифам) на эти услуги повышающий коэффициент, но не более чем:
- за оказание платных медицинских услуг в ночное время - 30%;
- за оказание платных медицинских услуг в выходные и праздничные дни - 50%.
Повышающий коэффициент не применяется при оказании медицинской помощи в неотложной форме, в том числе женщинам в период беременности, родов, в послеродовом периоде, новорожденным и детям.
Перечень платных медицинских услуг, оказываемых учреждением, цены (тарифы) на медицинские услуги, а также изменения в перечень платных медицинских услуг и изменения цен (тарифов) на медицинские услуги утверждаются приказом учреждения. Копии приказов учреждения об утверждении перечня платных медицинских услуг и цен (тарифов) на медицинские услуги либо о внесении в него изменений направляются в Федеральную службу исполнения наказаний не позднее трех рабочих дней со дня их издания.
В исключительных случаях, когда невозможно предоставить необходимую медицинскую услугу в указанных условиях, она может быть выполнена в соответствующем учреждении здравоохранения. Для этого осужденный обращается с заявлением к начальнику исправительного учреждения, в котором указывает вид дополнительной лечебно - профилактической помощи. Заявление рассматривается в трехдневный срок, в течение которого определяются медицинские показания, подтверждающие необходимость получения осужденным указанных услуг, а также возможности для их предоставления.
По прибытии в учреждение приглашаемого специалиста устанавливается наличие у него права на занятие медицинской деятельностью и договора на предоставление оказываемых услуг. Стоимость услуг, указываемая в договоре, не может превышать суммы, имеющейся на лицевом счете осужденного, с учетом удержаний, предусмотренных законодательством.
Сотрудники медицинской части учреждения осуществляют контроль за предоставлением осужденным дополнительных медицинских услуг и соответствующим оформлением медицинской документации, в которой в обязательном порядке отражаются полученные при медицинском осмотре (обследовании) данные, медицинское заключение (диагноз), а также предлагаемые специалистом рекомендации по дальнейшему лечению больного.
Оплата дополнительной лечебно-профилактической помощи осуществляется путем почтового (телеграфного) перевода денег с лицевого счета осужденного в адрес медицинского учреждения либо медицинского специалиста, ее оказавшего, в сумме, указанной в соответствующем договоре.
Как уже упоминалось выше, порядок предоставления ДЛПП в СИЗО имеет свои особенности, по-сравнению, с ИУ.
Во-первых, приведен перечень таких услуг:
- отдельные виды лечения, протезирования зубов;
- подбор, изготовление очков, протезов, ортопедической обуви;
- консультации врачей-специалистов органов здравоохранения.
Кроме уже озвученных проблем в данной сфере, считаем
необходимым обратить внимание на еще некоторые:
Ситуация, когда по какой-либо причине осужденный не может самостоятельно заключить договор с медицинским учреждением или специалистом.
У осужденного отсутствуют денежные средства на лицевом счету. Например, он недавно переведен в данное ИУ из ЛПУ (ЛИУ), где у
него не было возможности работать.
По нашему мнению, указанные законодательные недоработки в части реализации конституционного права осужденных к лишению свободы на охрану здоровья должны быть устранены путем закрепления дополнительной платной медицинской помощи в УИК РФ, причем не в 7 ст. 99 УИК РФ «Материально-бытовое обеспечение осужденных», а в ч. 6 ст. 12 Кодекса - как один из вариантов реализации права осужденного на охрану здоровья, и в ст. 101 Кодекса - как составная часть медико-санитарного обеспечения), а также ст. 26 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», а не только в ведомственном акте органа исполнительной власти. Кроме того, представляется пробелом отсутствие механизма реализации этого права в Порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенными под стражу, утвержденном Приказом Минздравсоцразвития России и Минюста России от 17.10.2005 № 640/190.
В ПВР ИУ вопросам предоставления лечебно-профилактической и санитарно - профилактической помощи осужденным (далее - Правила) посвящен § 19 с одноименным названием, в котором предусмотрен ряд условий и факторов (с нашей точки зрения, абсолютно необоснованных), при соблюдении которых возможно предоставление дополнительной медицинской помощи больному осужденному
Нахождение осужденного преимущественно в ЛПУ и ЛИУ (чтобы знать, может ли ему оказываться соответствующая медицинская помощь, его следует направить из исправительной колонии в эти учреждения). Данное ограничение вызывает, по меньшей мере, удивление, так как в УИС функционируют также колонии-поселения, исправительные колонии общего, строгого и особого режимов и тюрьмы, из которых, как следует из п. 124 Правил, отправлять осужденных лечиться в местные органы здравоохранения не разрешается. Подобные вопросы актуальны, например, и в отношении беременных женщин, отбывающих наказания в колониях- поселениях, которым необходимо не только давать соответствующие консультации, но и организовывать родовспоможение.
Ограничение исходит из предпосылки о наличии в соответствующем административно-территориальном образовании только лечебнопрофилактического учреждения государственной или муниципальной систем здравоохранения (пп. 124, 125 Правил). В то же время среди
территориальных учреждений здравоохранения функционируют и иные, кро - ме лечебно-профилактических, медицинские учреждения.
Еще одно ограничение установлено путем прямого указания оказывать дополнительную лечебно-профилактическую помощь лишь учреждениями государственной или муниципальной систем здравоохранения (п.п. 124, 125 Правил). По сути, это запрет на использование специалистов, занимающихся частной врачебной практикой.
Дополнительную медицинскую помощь осужденный может получать только за счет собственных средств (п. 128 Правил). Денежные средства он может заработать лишь при эффективной деятельности пенитенциарного предприятия, что в настоящее время встречается нечасто, а в лечебно-профилактических и лечебных исправительных учреждениях подобные предприятия обычно не функционируют. В этом случае непонятно, почему не разрешается оплата дополнительной медицинской помощи, например, родственниками осужденного.
Обратиться с заявлением к начальнику учреждения может лишь сам осужденный (п. 125 Правил), а не его родственники. Однако законодателем не учтена ситуация, когда осужденный, например, ввиду травмированной руки или своего психического либо иного болезненного состояния не может самостоятельно реализовать данное право.
Исходя из п. 128 Правил, осужденный должен заключить договор с соответствующим медицинским учреждением или специалистом, оказавшим дополнительную лечебно-профилактическую помощь. В этом случае непонятно, когда осужденный может этот договор заключить - во время получения дополнительной медицинской помощи (трудно представить, что специалист поедет в исправительное учреждение для оказания помощи осужденному без заключенного договора или иных гарантий оплаты его труда) или до ее оказания (однако порядок организации предварительных выездных консультаций осужденных к лишению свободы врачами государственной или муниципальной систем здравоохранения, в том числе для заключения соответствующего договора, вообще не определен в уголовно-исполнительном законодательстве). Вызывает также сомнение, может ли заранее осужденный точно знать, сколько будет стоить его обследование и курс лечения, проведенный врачом из территориальных органов здравоохранения.
Таким образом, в § 19 Правил фактически ограничивается (вплоть до невозможного) реализация конституционного права осужденных на получение медицинской помощи, что не соответствует пр. 22 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными.
Кроме того, в лечебно-профилактических учреждениях УИС возможности обращения тяжелобольных осужденных за помощью также ограничены по следующим причинам:
- невозможность по состоянию здоровья самостоятельно письменно обратиться в медицинские учреждения, органы прокуратуры или органы, осуществляющие контроль за деятельностью учреждений УИС;
- отсутствие в ЛПУ предприятий, не позволяющих осужденным самостоятельно заработать денежные средства, а ввиду непродолжительного времени пребывания в пенитенциарной больнице на лицевые счета осужденных до их убытия в исправительную колонию часто не успевают переводиться деньги из предыдущего места содержания. В этом случае больные осужденные не всегда могут отправить письменные обращения (в соответствии со ст. 91 УИК РФ переписка осужденных осуществляется за счет собственных средств);
- непредоставление длительных свиданий осужденным, находящимся
лечении (п. 132 Правил), а в ходе краткосрочных свиданий,
контролируемых администрацией, нередко не хватает времени рассказать родственникам, которые могли бы обратиться в медицинские учреждения, прокуратуру и иные правоохранительные органы, о возникших проблемах, в том числе в части получения медицинской помощи.
Перевод больных осужденных в ЛПУ из других учреждений УИС осуществляется не по приговору суда. В результате этого осужденный к лишению свободы в ЛПУ нередко подвергается ограничениям, не предусмотренным в соответствующей исправительной колонии, в которой он должен отбывать наказание по приговору суда. Наиболее показательно подобная ситуация возникает при этапировании лица из колонии-поселения в ЛПУ, где во время лечения ему не предоставляются длительные свидания и затруднена реализация иных прав и законных интересов этого осужденного.
Кроме того, необходимость расширения возможности получения платных медицинских услуг обусловливается тем, что они часто представляют собой единственно возможный вариант получения более качественной высокотехнологической медицинской помощи или применения нестандартных методик диагностики и лечения (акупунктуры, фитотерапии, гомеопатии и др.).
[1] См. Скиба А.П. Проблемы реализации права осужденных к лишению свободы на получение дополнительной медицинской помощи // Perspektywiczne opracowania s^ nauk^ i technikami - 2011: materialy VII Mi^dzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji. Vol. 22. - Prawo: Przemysl. Nauka i studia, 2011.
[2] См. Правила внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовноисполнительной системы [Электронный ресурс] : утв. приказом Минюста России от 06.10.2006 № 311 (ред. от 23.08.2012) ) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. Версия Проф, сетевая. Электрон. дан. М., 2016. Доступ из локальной сети б-ки Томского ИПКР ФСИН России.
|