В момент создания ФКУ НИИИТ ФСИН России информация еще не считалась важнейшим ресурсом для социальной системы, но по мере проектирования и разработки баз данных и программных средств для работы с ними, с развитием информационных технологий, роль информации, содержащейся в базах данных, ведущихся ФКУ НИИИТ ФСИН России, стала возрастать и информация становится одним из ценнейших ресурсов в социальной системе. Отмечу, что в настоящее время деятельность практически всех сотрудников ФКУ НИИИТ ФСИН России в той или иной мере направлена на поддержание в актуальном состоянии информационного ресурса ФСИН России.
Организация управления такой большой и сложной социальной системой как уголовно-исполнительная система до не давнего времени определялась персональным управленческим воздействием первых лиц системы, при этом не учитывался системный процесс координации усилий управленцев и происходящий ежедневно анализ данных, циркулирующих внутри системы. В первую очередь это вызвано такими объективными причинами как масштаб и сложность социальной системы. Управленческие решения принимались лицами, принимающими решения, в большинстве случаев на основе опыта, который нарабатывается не один год, и интуиции, и лишь в не значительном количестве случаев на основе специально подготовленной информации и разработанных сценариев, содержащих варианты развития событий и оценку возможности их осуществления (так называемые математические модели информационных ситуаций).
Уже более 15 лет на базе ФКУ НИИИТ ФСИН России ведется разработка программных средств в интересах подразделений и служб ФСИН России, приобретаются необходимые информационные технологии (ИТ). Имеющаяся в настоящее время совокупность программных средств и информационных систем (ИС) уже сейчас обеспечивает достаточное количество данных (десятки и сотни миллионов статистических показателей), их историческую ретроспективу (как правило, в электронном формате накоплены данные за 10-15 и более лет), наличие аналитических подходов (специальные аналитические либо статистические системы), которые удовлетворяют запросы для принятия управленческих решений в масштабе страны.
При классическом подходе к управлению системой, когда специализированные управленческие функции включаются в процесс управления одна за другой, эффективность невелика (это очевидно даже при визировании документов, когда их последовательное исполнение приводит к тому, что поправка, внесенная на заключительном этапе, возобновляет всю цепочку согласования и существенно снижает время прохождения документа). Возросшая скорость принятий управленческих решений, оперативность реагирования на изменения во внешней среде требует постоянного взаимодействия между разными специализированными подразделениями и службами внутри социальной системы. Только обмениваясь информацией, имея доступ к различным источникам данных, они могут действовать быстро, скоординированно и эффективно. Имеющиеся информационные технологии уже сейчас предоставляют все возможности для координации таких управленческих действий.
Повседневное применение ИТ в управленческой деятельности позволяет существенно изменить способы управления и сами процессы, протекающие в социальной системе, и значительно улучшить основные контрольные показатели деятельности социальной системы. Ранее существовавшие правила принятия управленческих решений стремительно устаревают (Таблица 1).
Таблица 1. Существующие формы и методы работы в социальной системе и существующие (разрабатываемые) технологии, которые позволяют их изменить
Формы и методы работы
Изменение
Технология
Информация имеет единственный источник происхождения
Информация может появляться и быть необходимой для различных сотрудников системы 24 часа в сутки
Базы данных, ведущиеся ФКУ
НИИИТ ФСИН России, системы поиска информации в них, технологии поиска
необходимых данных
Принимать решение в сложной ситуации, оценивать большой объем поступающих данных могут только эксперты
Даже эксперту не под силу анализ большого и распределенного массива данных, однако специалист
знакомый с ИТ в состоянии справиться с этой работой
Экспертные системы
Необходимость выбора между
централизованным и децентрализованным
Можно одновременно получать преимущества от сочетания двух форм управления в социальной
Распределенная работа в группах,
телекоммуникации и
сети
способом управления
системе, минимизируя недостатки и максимизируя преимущества этих способов управления
Управленческие решения принимают только первые лица и
ответственные за данный участок работы управленцы, остальные сотрудники являются
лишь их исполнителями
Принятие решений в той или иной мере становится ежедневной работой каждого сотрудника, отвечающего за свое направление
деятельности
Средства поддержки принятия управленческих решений, доступ к хранилищам знаний, сведение знаний в определенную систему (см. статью
Долгова В.Я)
Для сбора, обработки, анализа, поиска, хранения и передачи информации требуется привязка к рабочему месту
Сотрудники могут передавать и получать информацию практически везде
Интернет/Интранет-
технологии,
существующие системы передачи информации
Утвержденные планы деятельности не
пересматриваются или пересматриваются только в случае обстоятельств «не преодолимой силы»
Планы могут пересматриваться и корректироваться по мере необходимости
Экспертные системы, системы гибкого планирования и управления рисками
По мнению автора, роль информационных технологий в уголовноисполнительной системе в настоящее время в первую очередь состоит в оказании информационной поддержки при принятии управленческих решений, в целях правильного и своевременного реагирования на изменения, происходящие как внутри социальной системы, так и во внешней среде. Важны конечно и контрольные функции осуществление которых уже не возможно без применения информационных технологий, что в первую очередь связано с масштабом системы.
Состояние развития информационных технологий в настоящий момент времени можно охарактеризовать следующими аспектами:
• наличие большого количества программных комплексов, созданных в разные годы (для эффективного управления социальной системой, по мнению автора, необходимо их объединение), промышленно и опытно функционирующих баз данных (причем этап опытной эксплуатации может длиться несколько лет) и хранилищ знаний большого объема (которые в настоящее время активно создаются и пополняются), содержащих информацию по всем направлениям оперативной и производственно-
хозяйственной деятельности социальной системы. На их поддержание в работоспособном состоянии затрачиваются значительные материальные и человеческие ресурсы;
наличие информационных технологий, в принципе уже сейчас обеспечивающих интерактивный доступ любого сотрудника социальной системы к имеющейся информации. Технической основой для этого являются открытые (прежде всего Internet) и внутрисистемные средства поиска информации (прежде всего системы, созданные для работы в Единой системе межведомственного электронного взаимодействия (далее - СМЭВ);
расширение функциональных возможностей, реализуемых
разработанными программными средствами. Это уже не только хранение информации и формирование регламентных отчетов, но и развитый поиск и анализ информации, при этом информация извлекается из распределенных баз данных разнообразной структуры;
создание локальных и попытки создания интегрированных ИС по различным направлениям оперативной и производственно-хозяйственной деятельности социальной системы;
попытки включения в создаваемые информационные системы специализированных интерфейсов пользователя, направленных на взаимодействие с создаваемыми экспертными системами, системами поддержки принятия управленческих решений.
Применительно к существующей структуре управления это вызывает следующие последствия:
осуществление распределенной обработки данных из нескольких источников данных. При этом, на рабочем месте сотрудника достаточно информационных ресурсов для сбора, обработки и анализа необходимой ему информации;
проведение работы по развитию систем передачи данных, когда рабочие места объединены не только на высшем уровне управления (Центральный аппарат ФСИН России), но и на уровне территориального органа ФСИН России и даже большинства отдельно взятых учреждений;
развитие интеграции "ФСИН России - внешняя среда" (организация работы по системе межведомственного электронного документооборота).
Уже сейчас нет необходимости использовать информационные технологии только как средство сбора и первоначальной обработки данных. С помощью уже разработанных и создаваемых технологий из данных следует извлекать информацию необходимую для работы сотрудника социальной системы (проводить так называемый разведочный анализ). При этом следует, в первую очередь, продумать вопрос об удобных интерфейсах, а также о взаимосвязи совместно используемых данных (а в перспективе и знаний) между подразделениями системы (так называемые базы знаний).
Ежедневное использование информационных технологий в настоящее время является, по-видимому, единственной возможностью нивелировать организационную сложность системы. Ранее это достигалось обработкой
ведомственной статистической отчетности в очень больших объемах. Сейчас для непрерывно усложняющихся горизонтальных и вертикальных моделей взаимосвязей социальной системы (структуры которых, в свою очередь, постоянно меняются) были предприняты попытки их описания и формализации, что в перспективе приведет к их совершенствованию с помощью новых создаваемых информационно-коммуникационных
технологий (См. работу Лященко А.Н.).
Сейчас в ФКУ НИИИТ ФСИН России в интересах подразделений и служб ФСИН России обрабатывается более 100 форм статистической отчетности, на базе которых в последующем осуществляется управление оперативной и производственно-хозяйственной деятельностью.
Задача же информационных служб ФСИН России состоит в том, чтобы разработать такую информационную технологию (технологии), с помощью которой можно было бы постоянно отражать текущие события. Причем каждому из сотрудников-управленцев, принимающих решения в условиях, как вертикального управления, так и децентрализации предоставлялся бы необходимый для него объем информации. На первом этапе это можно было бы осуществлять хотя бы на основе уже имеющихся форм ведомственной статистической отчетности, хотя задача, конечно же, гораздо шире. Такая задача, по мнению автора, должна решаться путем объединения уже существующих баз данных и информационных систем.
Работа в этом направлении уже начата, но пока объединение информационных систем, созданных ранее, кажется очень затруднительным, что в первую очередь связано с насыщенным планом научно-технической деятельности ФКУ НИИИТ ФСИН России. Еще одна из причин - недостаточный опыт работ в этом направлении. В большинстве случаев вместо системы созданной 10-15 лет назад, со временем создается новая информационная система, имеющая уже большую степень интеграции с другими информационными системами.
Тем не менее, глубокая интеграция информационных систем со временем должна произойти. Постановка такой цели в качестве одной из приоритетных задач развития информационного обеспечения в системе, по моему мнению, необходима высшему руководству системы в первую очередь для оперативного управления внешними и внутренними изменениями.
Материальные и финансовые затраты на информационные технологии сегодня достаточно велики. В работе с информационным ресурсом задействованы уже тысячи сотрудников учреждений ФСИН России. В тоже время активное внедрение ИТ в практическую деятельность учреждений и органов ФСИН России влечет за собой и многочисленные положительные последствия (существенно увеличилась достоверность циркулирующей информации, оперативность ее представления).
Информационные технологии открывают определенные перспективы, но с другой ставят систему в зависимость, связанную с происходящими
быстрыми технологическими изменениями (за 10-15 лет многие программные средства были переработаны очень сильно либо созданы вновь) и "привязке" к какой-либо одной технологии (используемые во ФСИН России информационные технологии в большинстве являются собственностью ФСИН России и в последние 2 года в ФКУ НИИИТ ФСИН России была проделана большая работа по закреплению их в собственность).
В связи с этим решения о капиталовложениях в ИТ, по мнению автора, не должны приниматься, пока не будут оценены риски применения тех или иных компьютерных и телекоммуникационных средств и не будет получено технико-экономическое обоснование, включающее в себя выводы, по какому пути пойдет развитие следующего поколения технологии (особенно это касается больших и сложных систем, которые создаются в интересах большинства подразделений социальной системы, например, программный комплекс «Автоматизированная картотека учета спецконтингента» и другие).
Новые информационные технологии и создаваемые на их основе информационные системы являются средством для проводимых и планируемых организационных изменений, которые "вынуждают"
подразделения и службы системы перепроектировать свою область деятельности, коммуникации, ресурсы, т.е. провести полный пересмотр протекающих в них процессов для достижения новых стоящих перед социальной системой целей.
Коснемся вопроса внедрения программных комплексов, разрабатываемых ФКУ НИИИТ ФСИН России. Внедрение информационных технологий может приводить к организационным изменениям различной степени - от минимальных (затрагивающих лишь одно подразделение и нескольких сотрудников) до далеко идущих (затрагивающих целые направления деятельности социальной системы и тысячи сотрудников).
Вследствие применения информационных технологий в социальной системе может быть достигнут целый ряд положительных результатов:
ИТ преобразуют ранее неструктурированные процессы в частично структурированные и структурированные, которые становятся пригодными к последующей автоматизации подготовки принятия решения;
ИТ уменьшают нагрузку на сотрудника при выполнении стандартных (регламентных) функций и операций и освобождают его время для творческого труда;
ИТ оперативно обеспечивают специалиста-аналитика необходимой информацией и средствами анализа данных;
ИТ обеспечивают детальное отслеживание выполнения текущих процессов и контроль исполнения управленческих воздействий.
К сожалению, необходимо отметить, что внедрение программных комплексов, разрабатываемых ФКУ НИИИТ ФСИН России, и созданных результатов научной деятельности идет не слишком активно. Может быть это связано с позицией заказчика, которому зачастую выгодно держать
программное средство на этапе опытной эксплуатации, когда возможно внесение изменений в систему в рамках сопровождения.
Наиболее распространенная форма организационных изменений с помощью ИТ - это автоматизация процессов. Первые приложения, разработанные с помощью ИТ, так или иначе затронули документооборот (ФГИС «Статистика-УИС», «Система электронного документооборота», программный комплекс «Автоматизированная картотека учета спецконтингента»), так как это наиболее формализованная часть процессов системы. Риск от внедрения этих технологий по сути дела был минимальным, а вот выигрыш ожидается значительным.
Более глубокая форма организационного изменения, уже затрагивающая структуру управления, - оптимизация рабочих процедур или улучшение процессов, протекающих в социальной системе. Для понимания и улучшения сложных и распределенных процедур и процессов, идущих в отдельных подразделениях, необходимо изучать их взаимосвязь с другими процессами, изменять порядок их выполнения. Суть проводимых изменений - рациональное выстраивание процедур управления, составление
взаимоувязанных расписаний работ, экономия времени сотрудника. Оптимизация также не привносит большого дополнительного риска, так как она может начинаться с локальных процедур и процессов и только после получения существенного эффекта распространяться на всю социальную систему (подсистему).
Новые создаваемые и планируемые к созданию ИТ в конечном счете призваны изменить природу всей социальной системы, трансформируя ее цели и стратегические задачи. Такие организационные изменения обладают наибольшим риском, но они имеют и наивысшую отдачу.
В развитии информационных систем УИС в настоящее время, по нашему мнению, основная тенденция заключается во все большей интеграции ИТ/ИС для максимальной эффективности управления системой.
Однако следует учитывать, что качество процесса принятия решений находится в прямой зависимости от полноты учета параметров, значимых для последствий от принятых управленческих решений, а не определяется только уровнем развития информационных технологий (хотя их роль на современном этапе значительно возрастает).
Не смотря на развитие информационных технологий, орган принятия решений вынужден работать в условиях неопределенности. Количество информации все еще является недостаточным, чем это нужно для качественного принятия решений. В связи с этим рассмотрим информационные ситуации, которые возникают в процессе принятий управленческого решения.
Под «задачей» будем понимать логическое высказывание вида: «Дано V, требуется W» или же в форме краткой записи < V, W >. Заданные условия включают в себя множество состояний V объекта, в котором он находится в настоящий момент времени и множество состояний W объекта, в которое его необходимо перевести (желаемое состояние объекта). Это желаемое состояние необязательно является единственным и может представлять из себя последовательность состояний во времени. Решение задачи - это набор (множество) операторов, применяя которые в определенном порядке (алгоритме) мы переходим от текущего состояния к желаемому[1].
При постановке задачи, главное внимание уделяется анализу и выделению множества состояний V объекта, в котором он находится в настоящий момент времени и множества состояний W объекта, в которое его необходимо перевести. Причем, как правило, набор элементов, входящих в эти множества одинаков на протяжении достаточно долгого промежутка времени (10-15 лет) и отличается лишь его значениями в соответствующие моменты времени.
Поскольку процедура решения задачи существенно зависит от формулировки и структуры самой задачи, то нам необходимо вернуться к канонической формулировке и детализировать ее применительно к социально-экономической системе - уголовно-исполнительной системе.
Детализацию представим в следующем виде:
« Дано Y, Z, D, S, U требуется W»,
где:
Y - множество «управляемых» начальных условий или же входов;
Z - множество «неуправляемых» начальных условий или же входов;
S - множество исходов (или же конечных результатов), т.е результатов взаимодействия управляемых и неуправляемых факторов;
D - множество операторов отражающих Y*Z на S. Содержательно это множество характеризует сам акт взаимодействия управляемых и не управляемых факторов;
W - цель выбора подмножества из S;
U - множество критериев оценки [1].
Таким образом, формальная схема принятия решения сведется к формированию следующих множеств Y, Z, S, D.
Далее задаются W - цель выбора подмножества из S и U - множество критериев оценки, которые совместно формируют оценочный функционал и выделяется информационная ситуация, которая характеризует поведение множеств Y и Z.
В общем случае в зависимости от формирования множеств Y, Z можно выделить 5 информационных ситуаций.
Первая информационная ситуация I1 возникает, когда мы имеем заданные априорные вероятности для множеств Y и Z. Эта информационная ситуация наиболее характерна для хорошо описанных технических систем, для которых либо уже заданы уравнения состояния, либо существует обширная априорная статистическая информация, накопленная в результате длительных наблюдений за состоянием системы.
Можно выделить два варианта первой информационной ситуации, 1ц - когда множество Y имеет заданные априорные вероятности, а множество Z имеет заданное распределение вероятностей, но его параметры неизвестны. Такая ситуация характерна, для систем, в которых существует обширная априорная статистическая информация, накопленная в результате длительных наблюдений за состоянием системы, однако в эту систему были внесены определенные изменения (управленческие воздействия).
Еще один вариант первой информационной ситуации Ii2, когда множество Y характеризуется заданным распределением вероятностей с неизвестными параметрами, а Z имеет заданные априорные вероятности. Такая ситуация характерна для стабильного управления со стороны внешней вышестоящей системы, тогда как внутри управляемой системы происходят контролируемые изменения.
Вторая информационная ситуация I2 возникает, когда мы имеем заданные распределения вероятностей с неизвестными параметрами для множеств Y и Z. Эта информационная ситуация наиболее характерна для систем находящихся в развитии, когда качественно система уже сформирована, в ней установлены законы и правила, но ее количественное развитие еще не завершено. Как правило, для таких систем уравнения состояния заданы с точностью до параметров, а априорная статистическая информация, накопленная в результате длительных наблюдений за состоянием системы, является функцией времени.
Третья информационная ситуация I3 - когда мы имеем заданные системы линейных отношений порядка на компонентах априорного распределения состояний для множеств Y и Z. Эта информационная ситуация характерна для слабоизученных «рыхлых» социальных систем находящихся в развитии, когда либо система, либо ее аппарат управления находятся в стадии формирования.
Четвертая информационная ситуация I4 характеризуется неизвестным распределением вероятностей для множеств Y и Z. Эта информационная ситуация наиболее характерна для систем находящихся в развитии, сбор информации о ней не позволяет установить какие либо закономерности в ее поведении.
Пятая информационная ситуация I5 характеризуется нечетким множеством состояний для множеств Y и Z. Эта информационная ситуация наиболее характерна для систем которые находятся в стадии формирования и еще не нашли должного описания в терминах «сущность - связь».
Ранее автором была предпринята попытка классификации ряда социальных систем [2]. Основные результаты классификации приведены в таблице ниже.
Таблица 2 (классификации социальных систем)
Способы классификации систем
Уголовноисполнительная система или Министерство внутренних дел
Преступность
природа объекта
социальноэкономический и военно-политический объект
социальноэкономический объект
масштабность объекта
суперглобальный объект
суперглобальный
объект
сложность объекта управления
сложный и
сверхсложный объект
сверхсложный объект
степень
детерминированности
смешанный (по степени детерминированности) объект
стохастический объект
характер развития во времени
апериодический объект
апериодический
объект
степень изменений
нестабильный объект
нестабильный объект
время существования
постоянный объект
постоянный объект
степень информационной обеспеченности
объект с неполным обеспечением количественной информацией
объект с наличием качественной ретроспективной информации
степень взаимодействия с окружающей средой
закрытая или полузакрытая система
закрытая система
способ реагирования на действия окружающей среды
на стыке неадаптивных и
адаптивных систем
активная система
признак построения
искусственная система
естественная система
ограничения,
накладываемые на
подготовку и принятие управленческого решения
целеориентированная
система
ценностно
ориентированная
система
вид организации системы
эмпирическая система
концептуальная
система
состав
гетерогенная система
гетерогенная система
структура управления
многоуровневая
одноуровневая
иерархическая
система, не имеющая
многоцелевая система
цели
характер поведения
статическая система
динамическая система
предсказуемость
слабопредсказуемая
стохастическая
поведения
малодетерменированная
система
система
структура
переменная структура
безструктурная
система
Рассмотренные системы находятся в постоянном взаимодействии друг с другом. Необходимо находить наиболее слабые стороны адхократии, как способа управления преступностью, и выстраивать противодействие ей со стороны МВД и УИС на основания существующих в них систем управления. При этом одним из факторов принятия управленческого решения будет являться та или иная информационная ситуация принятия управленческого решения, характерная для каждой из рассматриваемых систем. Для ФСИН России характерным является длительное и стабильное наблюдение за состоянием системы, изучение происходящих в системе изменений.
На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что наиболее разработанными для ФСИН России являются модели и методы принятия управленческих решений в первой и второй информационных ситуациях, которые и наиболее часто встречаются в практике [3].
Третья, четвертая и пятая информационные ситуации менее распространены, но также встречаются в практической деятельности. Более того они характерны именно для такой формы управления как адхократия. Модели и методы принятия управленческих решений для них не разработаны и при принятии управленческих решений руководитель полагается на свою интуицию (интуитивный способ принятия решения).
Литература:
Лебедев А.В. Информационная поддержка процесса принятия решения во ФСИН России // Вестник Владимирского юридического института ФСИН России. - 2011. - № 3 (20). - С. 38-45.
Лебедев А.В. О классификации социальных систем и их сравнении // Человек: преступление и наказание, - 2014, № 2 (85) - с. 22-28.
Лебедев А.В., Бабкин А.А., Шахов О.А Об использовании математической модели при информационной поддержке принятия решения во ФСИН России // Вестн. Вологод. ин-та права и экономики ФСИН России. - 2011. - № 2 (14). - С. 73-80.
[1] Возможна такая ситуация когда операторов (оператора) переводящих множество из одного состояния в другое в настоящее время не существует.
|