Среда, 27.11.2024, 00:35
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Актуальные вопросы создания многоуровневых информационных систем в УИС

Понятие    «информационная    система» трактуется российским

законодательством как «совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств» [1]. Потребность в информационном обеспечении в целях принятия управленческих решений, прогнозирования, планирования, контроля, в равной степени отвечающем требованиям по оперативности предоставления,         достоверности и возможности получения как

агрегированной, так и детальной информации об объектах учета в рамках решения основных задач, возложенных на ФСИН России и реализации полномочий, которыми наделен федеральный орган исполнительной власти, предопределяет необходимость широкого использования информационно­коммуникационных технологий (ИКТ). В частности, это сопряжено с необходимостью создания информационных систем по большинству направлений деятельности учреждений и органов УИС. Более того, Концепция             развития           уголовно-исполнительной           системы

Российской Федерации до 2020 года [2] отводит важную роль ведомственным информационным системам в деле повышения эффективности управления         уголовно-исполнительной системой.

Организация уголовно-исполнительной       системы, характеризующаяся

наличием    3-х уровней управления (федеральный орган власти,

территориальные органы, учреждения и предприятия УИС), в свою очередь, диктует необходимость создания многоуровневых информационных систем, компоненты которых (как минимум рабочие места пользователей) должны быть размещены на каждом из уровней управления в рамках территориально- распределенной организационной структуры УИС.

Процесс создания подобных многоуровневых информационных систем, в зависимости от масштаба внедрения, сложности автоматизируемых функций, иных факторов, порождает целый ряд вопросов, решение которых является залогом успешного создания и последующей эксплуатации информационных систем. Большая часть из этих вопросов характерна не только для УИС, так или иначе, с их решением сталкиваются как другие государственные органы, так и крупные коммерческие компании в процессе автоматизации своей деятельности, тем не менее, для каждой предметной области существует определенная специфика проявления и решения указанных проблемных вопросов.

Одним из ключевых факторов успеха проекта по созданию информационной системы является деятельная заинтересованность в результатах и необходимая поддержка процессов внедрения со стороны руководителей на всех уровнях управления УИС. Специалисты в сфере информационных технологий                      (руководители проектов,                                                         системные

аналитики, программисты и консультанты), способные решить большинство возникающих технических проблем, оказываются бессильны перед отсутствием мотивации или возможностей по полноценному участию в проекте не только у потенциальных пользователей информационной системы, но и у соответствующих руководителей. Процесс создания информационной системы иногда сравнивают с деятельностью по строительству объектов. И действительно, некоторое сходство существует - например, такие термины как «архитектура», «паттерны проектирования» и целый ряд других некогда были заимствованы из соответствующей области знаний. Так же как и в строительстве, объект в виде информационной системы проходит в процессе своего создания целый ряд схожих стадий и этапов, определенных Национальными стандартами [3] - от предпроектных исследований и разработки технического задания до приемочных испытаний, включая этапы эскизного и технического проектирования, ввод в действие, и т.д. Постоянное участие заказчиков, предметных специалистов из числа потенциальных пользователей программного обеспечения на каждом из этапов создания информационной системы, а не только на этапах формирования требований и проведения испытаний, без сомнения, оказывает положительное влияние, снижает многочисленные риски и непроизводительные расходы, связанные, например, с неверными предположениями разработчиков.

Современная мировая практика в сфере разработки программного обеспечения уже давно неразрывно связана с так называемыми «гибкими» (англ. - agile) методологиями разработки, одним из краеугольных положений которых является максимально возможное вовлечение заказчиков, ряда сотрудников заказывающих подразделений в процесс создания информационной системы. Дополнительная сложность создания многоуровневых информационных систем связана как с территориальной распределенностью объектов, на которых происходит внедрение информационной системы, так и с возможным различием требуемой на том или ином уровне управления функциональности, с особенностями обработки данных. Поэтому крайне важно в процессе формирования проектных рабочих групп учитывать необходимость привлечения к созданию информационной системы представителей (предметных специалистов) не только ФСИН России, но и территориальных органов и учреждений УИС. Помимо обязательных формальных шагов в виде подготовки организационно-распорядительных документов, необходимо проводить разъяснительную работу с сотрудниками территориальных органов и учреждений для того чтобы цели и задачи создаваемых информационных систем, преимущества, получаемые от автоматизации тех или иных операций, адекватно воспринимались на всех уровнях управления. В конечном счете, автоматизация ради автоматизации никому не нужна и задача той или иной информационной системы состоит в повышении эффективности как работы отдельных сотрудников и подразделений, так и УИС в целом.

В связи с тем, что в отличие от постоянной, каждодневной деятельности сотрудников, называемой также операционной деятельностью, создание информационных систем - это деятельность проектная, т. е. деятельность временная и уникальная, необходимо применение надежной методологии и лучших практик осуществления проектной деятельности. В качестве такой методологии зачастую используется PMBOK (англ. - Project Management Body of Knowledge) - свод знаний по управлению проектами, получивший наиболее широкое признание и распространение. Вместе с тем, существуют соответствующие Национальные стандарты - ГОСТ Р 54869-2011 «Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом» [4], ГОСТ Р 54870-2011 «Проектный менеджмент. Требования к управлению портфелем проектов» [5], а также приказ Минкомсвязи России от 24.04.2013 №96 «Об утверждении методических рекомендаций по организации системы проектного управления мероприятиями по информатизации в государственных органах»              [6]. Знакомство с

вышеуказанными документами будет полезным для руководителей разных уровней, сотрудников, входящих в состав рабочих групп по созданию тех или иных информационных ресурсов.

Отдельного внимания заслуживает вопрос подготовки системных и прикладных администраторов, конечных пользователей к внедрению и использованию прикладного программного обеспечения по направлениям деятельности УИС. Обязательным условием успешного обучения сотрудников работе с новым прикладным программным обеспечением является наличие у потенциальных пользователей базовых знаний и навыков работы с компьютером, постоянная их актуализация. В рамках масштабного внедрения новой информационной системы в территориальных органах и учреждениях УИС провести очное обучение всех пользователей за приемлемое время, зачастую, крайне затруднительно. Поэтому наиболее рациональным вариантом в этих случаях является комбинированный подход, совмещающий очное обучение системных и прикладных администраторов, ключевых пользователей с дистанционным обучением широкого круга заинтересованных лиц с использованием возможностей ведомственной сети передачи данных и специального программного обеспечения для проведения вебинаров    (веб-конференций, дистанционных         семинаров).    Процесс

повышения квалификации сотрудников УИС, в части использования возможностей                                  современных          информационно-коммуникационных

технологий, должен носить системный характер, формируя надежную основу для создания новых информационных систем и инновационных разработок.

В этой связи, применение широкого спектра технологий дистанционного обучения, использование в ведомственном масштабе опыта таких проектов массового онлайн-образования как Coursera или «Универсариум», представляется достаточно перспективным.

Немаловажным аспектом, который необходимо учитывать в процессе внедрения информационной системы является инфраструктурная готовность объектов внедрения. Речь здесь не только об оснащенности объектов вычислительной техникой и каналами связи, что само по себе немаловажно, но и о готовности системных сервисов, таких как системы виртуализации, системы аутентификации и авторизации пользователей, системы резервного копирования и восстановления данных, системы сетевого и серверного мониторинга,    системы интеграции и централизованного ведения

нормативно-справочной информации и т. д. Ценность вышеуказанных систем, как правило, не очевидна для заказчика, ориентированного, в первую очередь, на прикладные функции программного обеспечения в составе информационных систем, однако их важность трудно переоценить, равно как и трудоемкость их создания «с нуля» для каждой новой информационной системы. В этой связи, применение централизованных или унифицированных на основе открытых стандартов и протоколов системно-технических решений позволило бы обеспечить многократное использование системных сервисов, упростило бы процессы создания новых информационных систем. Немаловажное значение в деле формирования инфраструктурных решений с учетом курса на разумное                                         импортозамещение,        взятого

Российской Федерацией, имеет применение так называемого свободного программного обеспечения. Развиваемые мировым сообществом проекты по созданию программного обеспечения с открытым исходным кодом, несомненно, могут и должны найти применение, как минимум, в качестве инфраструктурных компонентов создаваемых в УИС информационных систем. Использование свободного программного обеспечения, естественно при условии удовлетворения предъявляемых к нему требований, позволит снизить совокупную стоимость           ИКТ-решений и зависимость от

проприетарных (коммерческих, как правило, закрытых) продуктов иностранного производства. Мировой успех проектов по созданию свободного программного обеспечения, таких как операционная система Linux, веб-сервер Apache, системы управления базами данных PostgreSQL и MySQL и многие, многие другие, позволяют утверждать, что применение программного обеспечения с открытым исходным кодом в УИС, по примеру того, как это происходит в Федеральной службе судебных приставов, будет только расширяться.

Несомненно, что в одной статье невозможно охватить все аспекты создания информационных систем в УИС. Отдельного рассмотрения требуют вопросы нормативно-правового обеспечения создания информационных систем, обрабатывающих информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами Российской Федерации, вопросов, связанных с обеспечением доступа к общедоступной информации о деятельности государственных органов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в форме открытых данных, организации межведомственного взаимодействия в электронном виде на различных уровнях управления УИС, интеграции информационных систем и многие другие. Тем не менее, в завершение хотелось бы подчеркнуть, что слаженная работа разных подразделений УИС, объединенных одной целью, подкрепленная соответствующей методологической основой и ресурсным обеспечением играет ключевую роль в непростом деле создания многоуровневых информационных систем УИС.

Литература:

1.  Федеральный закон РФ от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собрание законодательства РФ, 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3448. С изм. и доп. в ред. от 21.07.2014.

2.       Распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 N 1772-р «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года». // Собрание законодательства РФ, 25.10.2010, N 43, ст. 5544. С изм. и доп. в ред. От 31.05.2012.

3.  ГОСТ 34.601-90. Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы стадии создания (утв. Постановлением Госстандарта СССР от 29.12.1990 N 3469) // М.: ИПК Издательство стандартов, 1997.

4.   ГОСТ Р 54869-2011. Национальный стандарт Российской Федерации.

Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 22.12.2011 N 1582-ст)                                         //

М.: Стандартинформ, 2012.

5.  ГОСТ Р 54870-2011. Национальный стандарт Российской Федерации. Проектный менеджмент. Требования к управлению портфелем проектов (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 22.12.2011 N 1583-ст) // М.: Стандартинформ, 2012.

Приказ Минкомсвязи России от 24.04.2013 N 96 "Об утверждении методических рекомендаций по организации системы проектного управления мероприятиями по информатизации в государственных органах" // Документ опубликован не был. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 20.01.2015).

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (07.08.2017)
Просмотров: 179 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%