Принято различать декларативные знания, то есть знания о фактах, явлениях и закономерностях и процедурные знания, представляющие собой умение решать задачи. Компьютерные системы обучения декларативным знаниям достигли высокого уровня благодаря современным технологиям гипертекста и мультимедиа. Эти технологии существенно повышают эффективность форм обучения, ставшие традиционными. Использование мультимедиа-технологий в условиях традиционной системы учебной деятельности имеет свои положительные стороны: разгрузка умственной деятельности от рутины;
работа с графической информацией помогает мобилизовать ресурсы образного мышления при изучении с абстрактным материалом;
ускорение процесса материализации замысла в виде рисунка, карты, диаграммы или схемы;
возможность вернуться к промежуточным этапам сложной деятельности;
возможность постепенно осваивать опасные виды деятельности; возможность одновременного рассмотрения объекта с нескольких точек зрения, сравнения нескольких вариантов и другие.
Благодаря одновременному воздействию графической, звуковой, фото, видео и другой информации мультимедиа обладают большим эмоциональным зарядом и активно воздействуют на обучающихся. Работая с мультимедиа, обучающиеся могут подстраивать процесс обучения под свои индивидуальные способности и предпочтения, изучая те аспекты материала, которые их интересуют и повторяют материал столько раз, сколько им нужно, что способствует более глубокому восприятию. Использование мультимедиа позволяет сделать процесс обучения более гибким по отношению к социальным, языковым, культурным и другим различиям обучающихся, их индивидуальным особенностям и темпам обучения, их интересам. Применение мультимедиа позитивно сказывается на:
когнитивных аспектах обучения, таких как восприятие и осознание информации;
повышении у обучаемых интереса и мотивации к обучению; развитии у обучаемых навыков совместной работы и коллективного познания;
более глубоком понимании изучаемых дисциплин;
интеграции информации доставляемой обучающимся по нескольким каналам восприятия в процессе обучения;
развитии навыков усвоения обучающимися абстрактной информации за счет визуализации динамических процессов.
мультимедиа в учебный процесс в рамках традиционных методов в этом случае выступает как средство интенсификации учебного процесса, индивидуализации обучения обучающихся. В качестве
положительных аспектов использования мультимедиа в рамках традиционных методов можно выделить:
развитие новых направлений обучения и введение новых учебных дисциплин связанных с информатикой;
внесение изменений в системы обучения большинства традиционных дисциплин, не связанных с информатикой;
повышение эффективности обучения за счет его индивидуализации, использования дополнительных мотиваций обучающихся;
организация новых форм взаимодействия обучаемого и обучающего в процессе обучения;
изменение содержания и характера деятельности обучаемого и обучающего.
Можно выделить следующие возможности мультимедиа,
способствующие развитию познавательного интереса:
формирование психологических механизмов восприятия и запоминания больших объемов разнородного материала;
обеспечение нескольких каналов подачи различной информации дополняющей друг друга;
представление в наглядной форме различного рода процессов, явлений, событий, зависимостей, числовых соотношений и т.п.;
индивидуализация обучения в условиях коллективной деятельности, в рамках единого учебно-воспитательного процесса.
При индивидуализации обучения, каждый ученик вовлекается в активную, ориентированную только на него работу. Мультимедиа дают возможность подбирать оптимальный темп обучения, контролировать и корректировать ход усвоения материала, причем результат работы виден непосредственно на занятии, а не через несколько дней. Обучаемый получает возможность реализовать собственные методы и приемы обучения.
При систематическом использовании мультимедиа в традиционных методах обучения в сочетании с педагогическими инновациями значительно повышается эффективность обучения. Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и современным, осуществлять индивидуализацию обучения, объективно и своевременно проводить контроль и подведение итогов.
К числу отрицательных аспектов использования мультимедиа в рамках традиционных методов обучения можно отнести:
сокращение общения обучающихся между собой и с обучающим;
трудность перехода от знаковой или образной формы представления знания к практическим действиям и наоборот;
одновременное предъявление информации представленной в разном виде может отвлекать обучающихся от одних видов информации, чтобы уследить за другими, пропуская важные аспекты учебной информации;
снижение интереса у обучающихся к самостоятельному проведению реальных экспериментов и действий;
обучающиеся не получают достаточной практики диалогического общения, формирования и формулирования мысли на профессиональном языке.
Перечисленные проблемы и противоречия говорят о том, что применение мультимедиа в традиционных методах обучения по принципу "чем больше, тем лучше" не приводит к реальному повышению эффективности системы обучения.
Процедурные знания возникают на основе декларативных путем реализации разнообразных практических действий. С передачей этого вида знаний во многих недостаточно определенных областях знаний связаны значительные трудности, так как для этого необходима среда, в которой можно было бы научить решению разнородных практических задач, основываясь на процедурных знаниях обучающего. Мультимедиа как средство пассивной поддержки системы обучения не обладает принципиальной новизной в этом плане. Для этого необходимо создания мультимедиа-технологий, предназначенных для оказания помощи
обучающемуся в слабо структурируемых предметных областях.
При этом использование новых мультимедиа-технологий может породить новые формы организации учебной деятельности. Такой новой формой организации учебной деятельности является интерактивность, благодаря которой обучающиеся могут в процессе анализа мультимедиа рассматривать объекты с разных сторон, останавливать и вновь запускать мультимедиа с любого места, проделывать другие операции, добиваясь наибольшей наглядности. Эти технологии мультимедиа позволяют обучающемуся учиться с большим интересом, находить новые источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности. Применение мультимедиа в обучении создает возможность использования их для аудиторных (лекционных и лабораторных) и самостоятельных занятий. При этом происходит качественное усиление результата образования вследствие одновременного воздействия нескольких технологий. Ориентация на познавательные мотивы обучаемого (в отличие от традиционной системы обучения, направленной на стимуляцию мотивации достижения) способствует формированию устойчивой активности обучаемых и повышает эффективность процесса обучения.
Применение средств мультимедиа в обучении позволяет:
развивать личностные качества обучаемых (способность к
самообразованию, самовоспитанию, самообучению, саморазвитию, развитию творческих способностей, умение применять полученные знания на практике, познавательный интерес, отношение к труду);
развивать коммуникативные и социальные способности обучаемых; существенно расширять возможности индивидуализации и дифференциации обучения;
определять обучаемого в качестве активного субъекта познания, учесть его субъективный опыт и индивидуальные особенности;
осуществлять самостоятельную учебную деятельность, в ходе которой обучаемый получает навыки самообучения и саморазвития;
прививать обучаемому навыки работы с современными технологиями, что способствует его адаптации к быстро изменяющимся условиям для успешной реализации своих профессиональных задач.
Осознание дидактических преимуществ современных мультимедиа перед традиционными средствами обучения (при соответствующей организационно-методической обеспеченности учебного процесса) позволяет сделать вывод об их безусловной ценности. Но, несмотря на это, мультимедиа могут стать не только мощным средством становления и развития обучающегося (как личности), но и, наоборот, способствовать формированию шаблонного мышления, формального и безынициативного отношения к деятельности и т.п. Существует множество достаточно негативных аспектов применения мультимедийных средств обучения. В их числе рассеивание внимания, возможное отсутствие обратной связи с обучающим и ряд других аспектов. Некоторые обучаемые не способны пользоваться той свободой, которую предоставляют мультимедиа, основанные на гипертексте. Нелинейная структура мультимедийной информации подвергает обучающихся определенному "соблазну" следовать по предлагаемым ссылкам, что при неумелом использовании может отвлечь их от основного порядка изложения материала. Большие объемы разнородной дополнительной информации, представляемые мультимедийными приложениями, также могут отвлекать внимание в процессе обучения.
В этих условиях, возможности мультимедийных обучающих приложений не могут заменить очного преподавания, а только расширяют его возможности. Так, мультимедия не поддерживает возможности динамического выбора различных стратегий обучения, не предоставляет объяснений по поводу верного или ошибочного ответа, не в состоянии определить индивидуальные потребности или трудности обучающегося подобно педагогу. Во многих случаях важно проведение реальных опытов (расчетов, экспериментов) самим обучаемым. Не всегда достаточные обучаемые и педагоги имеют достаточные навыки использования компьютерной технологии. Многие обучаемые, особенно в зрелом возрасте, могли ранее не использовать средства мультимедиа.
Чтобы в полной мере реализовать потенциал мультимедийных технологий, обучаемым требуется поддержка компетентных преподавателей. Преподаватели должны руководить индивидуальным и общим процессом обучения и указывать обучающимся эффективные стратегии обучения. Применение современных мультимедийных средств обогащает обучение лишь в том случае, когда преподаватель не только поставляет информацию, но и руководит обучаемыми, оперативно учитывая их проблемы и потребности возникающие в процессе обучения, максимально развивая их способности.
Поэтому использование средств мультимедиа необходимо тесно увязывать с отработкой учебного материала с преподавателем или под его руководством. Причем часть учебных задач целесообразно отрабатывать как с использованием средств мультимедиа, так и с преподавателем. Это обеспечит надежный перенос знаний, умений и навыков, полученных в мультимедийной среде на реальные условия деятельности.
Таким образом, комбинирование мультимедийных технологий с традиционными методами обучения, использование мультимедия в интерактивном обучении может дать максимальный педагогический эффект.
|