Порядок выполнения научно-исследовательских работ определен ГОСТ 15.101-1998 «Порядок выполнения научно-исследовательских работ» (далее - Стандарт).
Стандарт устанавливает общие требования к организации и выполнению научно-исследовательских работ (НИР); порядок выполнения и приемки НИР; этапы выполнения НИР, правила их выполнения и приемки; порядок разработки, согласования и утверждения документов в процессе организации и выполнения НИР; порядок реализации результатов НИР.
Под научно-исследовательской работой (НИР) Стандарт понимает комплекс теоретических и (или) экспериментальных исследований, проводимых с целью получения обоснованных исходных данных, изыскания принципов и путей создания (модернизации) продукции.
Таким образом, к научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам, проводимым в УИС, могут распространяться требования Стандарта.
Наряду с этим в уголовно-исполнительной системе действует приказ ФСИН России от 17.11.2005 № 868 «Об организации научно
исследовательской и опытно-конструкторской деятельности в Федеральной службе исполнения наказаний» раскрывающий порядок осуществления научной деятельности в УИС.
Согласно п. 4.1 приказа ФСИН России от 17.11.2005 № 868 исходными документами на проведение научно-исследовательских и опытноконструкторских работ, включенных в годовые планы, являются техническое задание, программа исследования (или план-проспект рукописи), которые определяют цель, содержание и порядок проведения НИОКР.
Проведение НИОКР, не направленных на разработку технической продукции, осуществляется на основе программы исследований.
В соответствии со Стандартом основанием для выполнения НИР служит техническое задание (ТЗ) на выполнение НИР и (или) контракт (договор) с заказчиком - в случае наличия заказчика.
В то же время Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ (ред. от 22.12.2014) "О науке и государственной научно-технической политике" гласит «Основной правовой формой отношений между научной организацией, заказчиком и иными потребителями научной и (или) научнотехнической продукции, в том числе федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, являются договоры (контракты) на создание, передачу и использование научной и (или) научно-технической продукции, оказание научных, научно-технических, инженерно-консультационных и иных услуг, а также другие договоры, в том числе договоры о совместной научной и (или) научно-технической деятельности и распределении прибыли».
Таким образом, в приказе ФСИН России от 17.11.2005 № 868 в этом вопросе наблюдается некоторое отступление от требований закона. Это обстоятельство, по всей видимости, обусловлено тем, что научноисследовательские институты ФСИН России созданы в форме казенных учреждений, а казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
При регистрации результатов исследовательской деятельности, при выполнении работ гражданского назначения, которая осуществляется в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 12.04.2013 № 327 требуется указать «Источник финансирования, объем
финансирования, тыс. рублей, коды бюджетной классификации - указываются планируемые объемы финансирования НИОКР в тысячах рублей из разных источников финансирования (например, при цене работы в 10 000 000 рублей указывается 10 000) и коды бюджетной классификации»; (п. 6.13. приказа Минобрнауки России от 21.10.2013 № 1168 "Об утверждении форм направления сведений о научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работах гражданского
назначения в целях их учета в единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения и требований к заполнению указанных форм, а также порядка подтверждения главными распорядителями бюджетных средств, осуществляющими финансовое обеспечение научноисследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения и выполняющими функции заказчика таких работ, соответствия сведений об указанных работах, внесенных в единую государственную информационную систему учета научно
исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, условиям государственных контрактов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения". И если с источником финансирования в казенных учреждениях проблем не возникает, то объем финансирования либо не может быть указан совсем, либо может быть указан очень приблизительно.
Кроме того, при заполнении Форм направления сведений о научноисследовательских, опытно-конструкторских и технологических работах гражданского назначения в целях их учета в единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытноконструкторских и технологических работ гражданского назначения и требования к заполнению указанных форм (приложения № 1 - 6 к приказу Минобрнауки России от 21.10.2013 № 1168), возникают сложности и с другими позициями и справочниками. Например, п. 6.16. приказа Минобрнауки России от 21.10.2013 № 1168 гласит: «Основание проведения НИОКР - указывается соответствующее значение из справочника;
8. Основание проведения НИОКР:
1.1. Решение Правительства Российской Федерации (постановление или распоряжение).
1.2. Государственное задание.
1.3. Государственный или муниципальный контракт.
1.4. Договор со сторонней организацией.
1.5. Грант.
1.6. Инициативная.
При этом в справочнике приведен исчерпывающий перечень позиций. Как же поступить в этом случае?
Становится очевидным, что корректное и полное заполнение Форм направления сведений о научно-исследовательских, опытноконструкторских и технологических работах гражданского назначения в целях их учета в единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения по целому ряду НИОКР выполняемых в ФСИН России оказывается затруднительным.
Здесь же возникает вопрос о направлении Форм направления сведений о научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работах гражданского назначения в целях их учета в единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытноконструкторских и технологических работ гражданского назначения, содержащих сведения ограниченного распространения. В принципе приказ Минобрнауки России от 21.10.2013 № 1168 прямым образом не запрещает этого, но в тоже время здесь видимо следует поступать в соответствии с п.4. ст.19 Федерального закона от 09.02.2009 №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» - в случае, если часть запрашиваемой информации относится к информации ограниченного доступа, а остальная информация является общедоступной, государственный орган или орган местного самоуправления обязан предоставить запрашиваемую информацию, за исключением информации ограниченного доступа.
Таким образом, указанная Форма также будет заполнена частично.
П. 5.8.8. Стандарта гласит «Права владения, распоряжения и
использования объектов промышленной и интеллектуальной собственности, созданных в НИР, определяются действующим законодательством и контрактом».
Согласно п. 3. 27 приказа Минэкономразвития России от 26.04.2013 № 234 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности государственной функции по осуществлению контроля и надзора в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также контроля и надзора в установленной сфере деятельности в отношении государственных заказчиков и организаций-исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение научно-исследовательских, опытно
конструкторских и технологических работ" в ходе проверки подлежат рассмотрению следующие документы и материалы:
11) договоры об отчуждении исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности;
12) лицензионные договоры о предоставлении прав использования результатов интеллектуальной деятельности;
13) документы, касающиеся использования (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности;
14) документы бухгалтерского учета прав на результаты интеллектуальной деятельности;
15) формы статистического наблюдения, касающиеся результатов интеллектуальной деятельности;
16) отчеты об оценке стоимости исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности;
17) договоры о международном научно-техническом сотрудничестве;
18) иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения проверки документы, относящиеся к предмету проверки.
Таким образом до процесса внедрения результаты научно-технической деятельности должны быть не только соответствующим образом учтены, но и поставлены на бухгалтерский учет (проблема оценки стоимости создания РИД), кроме того должна быть осуществлена правовая охрана результатов исследовательской деятельности, а также они должны быть переданы в соответствующие подразделения. Нормативные акты по данным вопросам в уголовно-исполнительной системе отсутствуют.
Видимо в связи с этим работа подобного рода в ФСИН России не проводится.
Согласно статьям 124 и 214 Гражданского кодекса РФ органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, от имени Российской Федерации и субъектов РФ осуществляют права собственника, то есть имущественные и неимущественные права.
На основании Указа Президента РФ от 13.10.2004 № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» ФСИН России определены полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы, предприятиям учреждений УИС, а также иным предприятиям и учреждениям, специально созданным для обеспечения деятельности УИС, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
ФСИН России также обеспечивает эксплуатацию, техническое обслуживание и охрану имущества уголовно-исполнительной системы, а также необходимые меры по его сохранению и рациональному использованию.
В тоже время, согласно п. 3 ст. 1228 Гражданского кодекса РФ, исключительные права на программное средство принадлежат ее разработчику. Кроме того, согласно части 4 ст. 1261 Гражданского кодекса РФ компьютерным программам представляется такая же охрана, как и произведениям литературы. Это значит, что автор программы обладает рядом исключительных имущественных и личных неимущественных прав на нее.
Автор программы пользуется полным объемом авторских прав (исключительных имущественных и личных неимущественных прав) на «осуществленные им подбор или расположение материалов, представляющие результат творческого труда (составительство). Составитель пользуется авторским правом при условии соблюдения им прав авторов каждого из произведений, включенных в составное произведение».
Договоры об отчуждении исключительного права на зарегистрированные программу для ЭВМ или базу данных и переход исключительного права на такую программу или базу данных к другим лицам без договора подлежат государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Сведения об изменении обладателя исключительного права вносятся в Реестр программ для ЭВМ или в Реестр баз данных на основании зарегистрированного договора или иного правоустанавливающего документа и публикуются в официальном бюллетене федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности.
Помимо этого, на основании постановления Правительства РФ от 26 февраля 2002 г. N 131 установлен порядок государственного учета результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и
технологических работ военного, специального и двойного назначения путем ведения единого реестра результатов научно-исследовательских, опытноконструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения.
Объектами учета являются результаты интеллектуальной деятельности, а также единые технологии военного, специального и двойного назначения (далее - результаты интеллектуальной деятельности), созданные организациями независимо от их организационно-правовой формы (далее - исполнители) в ходе выполнения научно-исследовательских, опытноконструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения (далее - работы) для федеральных органов исполнительной власти и организаций, являющихся государственными заказчиками (далее - государственные заказчики), в целях обеспечения государственных нужд или в ходе выполнения заказа Фонда перспективных исследований, а также результаты интеллектуальной деятельности, права на которые приобретены (на возмездной или безвозмездной основе) государственными заказчиками и Фондом перспективных исследований.
Государственный учет результатов интеллектуальной деятельности включает в себя описание объекта учета с указанием индивидуальных особенностей, позволяющих его идентифицировать и отличить от других объектов учета, внесение данных об объекте учета в единый реестр, а также обновление данных об объекте учета в части сведений об изменении состояния его правовой охраны, информации об использовании объекта учета, включая передачу прав на объект учета иным лицам.
Государственный учет результатов интеллектуальной деятельности проводят государственные заказчики и Фонд перспективных исследований на основании сведений об объектах учета, подготовленных по формам, устанавливаемым Федеральной службой по интеллектуальной собственности, представляемых государственным заказчикам и Фонду перспективных исследований исполнителями работ в электронном виде и на бумажном носителе.
Внесение данных об объекте учета в единый реестр осуществляется государственными заказчиками и Фондом перспективных исследований в течение 30 дней после завершения научно-исследовательских, опытноконструкторских и технологических работ (этапов работ).
Если в результате исполнения договора на выполнение научноисследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ будут созданы патентоспособные РИД, в соответствии с пунктом 3 ст. 772 ГК РФ права исполнителя и заказчика на результаты работ, которым предоставляется правовая охрана как результатам интеллектуальной деятельности, определяются в соответствии с правилами части IV ГК РФ. В соответствии ст. 1371 ГК РФ право на получение патента и
исключительное право на изобретение, полезную модель или промышленный образец, созданные по договору на выполнение НИОКР, принадлежат исполнителю. Заказчик же вправе будет использовать созданные изобретение, полезную модель или промышленный образец в целях, для достижения которых был заключен договор на выполнение НИОКР, на условиях простой (неисключительной) лицензии в течение всего срока действия патента без выплаты за это использование дополнительного вознаграждения.
Пренебрежение при заключении договора на выполнение научноисследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ вопросами прав на создаваемые результаты интеллектуальной деятельности может повлечь самые негативные последствия.
Таким образом, все вопросы, освещенные в статье, должны найти свое отражение в нормативном акте, посвященном порядку осуществления научной и (или) научно-технической деятельности в уголовно
исполнительной системе.
|