Теоретически идею использования электризуемых заграждений для военных целей еще в 1894 году выдвинул в своей книге «Не быль, но и не выдумка» замечательный русский электротехник В. Н. Чиколев.
Впервые в боевой практике электризуемые заграждения были применены русскими войсками во время русско-японской войны. По предложению минного офицера эскадренного броненосца «Пересвет» лейтенанта Н. В. Кроткова при обороне крепости Порт-Артур устраивались так называемые электрические изгороди.
Это электризуемое заграждение включало в себя:
- линейную часть в виде медной неизолированной проволоки, закрепленной на деревянных столбах различной высоты через фарфоровые изоляторы;
- источник энергии, которым являлась центральная электростанция, расположенная в тылу и имевшая генератор;
- трансформатор для питания каждого из четырех участков линейной части. Этот трансформатор устанавливался недалеко от электростанции и передавал напряжение на другие трансформаторы, расположенные вблизи линейной части. Они повышали это напряжение до 3000В и питали свои участки. Такая установка позволяла не использовать высоковольтные кабели для питания линейной части.
Например, при четвертом штурме ночью 26 ноября 1904 года японцы потеряли убитыми 780 солдат, из них 150 сгорели на электрической изгороди.
Различного рода электризованные препятствия стали применяться и в последующих войнах. Русская армия встретилась с ними в первой мировой войне на австрийском фронте, во время белофинской кампании и в Великой
Отечественной войне. При этом поражения электрическим током не редко были массовыми и гибли не только бойцы, прикасавшиеся к проволочным заграждениям, но и те, кто пытался спасать пострадавших.
Примеры использования электризованных препятствий приведены на рисунках 2.1 - 2.3.
Рисунок 2.1 Проволочные электризуемые заграждения на границе Голландии и Бельгии во время Первой Мировой войны в районе Sluis in Zeeland, Нидерланды. Немецкий солдат
позирует, как жертва. 1915 год.
Рисунок 2.3 Скрытые электризованные препятствия
Тем обстоятельством, что поражение электрическим током может произойти от электризации земли при падении на нее оборвавшегося провода высокого напряжения (от так называемого шагового напряжения), воспользовались воюющие армии (впервые французы в 1918 году) для активной электризации земли в оборонительных целях (рисунки 2.4 и 2.5). На рисунке 2.4 изображен момент, когда одна нога находится под потенциалом U1, а другая - U2. Разница потенциалов между U1 и U2, называемая шаговым напряжением, и вызовет поражение током, идущим от одной ноги к другой. Под ногами человека на рисунке 2.4 изображен примерный график потенциального поля на поверхности земли по обе стороны троса.
Рисунок 2.4 Электризация земли
А - источник электроэнергии; Б - его заземляющий полюс; В - проводник, идущий
к тросу; Г - голый трос, растянутый на земле.
Кроме того были разработаны особые типы заграждений - сеть «Вулкан», низко расположенный «Спотыкач». Делались попытки электризации полос земли и выбросов электризуемых тросов с помощью гранатометов и минометов (рисунок 2.5).
Рисунок 2.5 Электризация земли через трос, выбрасываемый минометом
Впоследствии стала применяться и электризация водных преград (рисунок 2.6).
Рисунок 2.6 Электризация водных преград
Условия и обстановка переднего края военных действий создавали большую возможность поражения и более выраженную психологическую реакцию организма, чем условия пользования электрическим током в мирное время. Этому содействовала темнота, теснота, сырость окопов, спешность и возбуждение, часто невозможность принять соответствующие меры безопасности, загрязнение одежды и обуви, а нередко (например, при преодолении водной преграды, при десантной операции или просто во время дождя) промокание их, наконец, утомление, предшествующие ранения и т.п.
Отмечено, что электрический ток напряжением около 1200 - 2000 В применялся как средство боевого поражения.
Из рекомендаций того времени: «Так как опасность поражения электрическим током бывает больше при учащенном сердцебиении, саперы, направляющиеся для обезвреживания электризованных препятствий, не должны перед этой операцией употреблять алкогольные напитки. Меры спасания должны быть заранее подготовлены. При необеспеченности необходимыми средствами спасения санитарные части должны снабжаться сухо содержащимися (при непогоде - под одеждой) свертками просмоленной веревки с острым крючком, предназначенными для оттаскивания пострадавших. Для этой же цели могут служить багры, телефонные шесты и прочее».
Разработка и внедрение электризуемых заграждений для обеспечения безопасности и охраны некоторых особо важных объектов вооружённых силах СССР произошло в начале 60-ых годов прошлого века. Так в 1963 году для обеспечения надёжной охраны и безопасности стартовых позиций и топливных хранилищ в Ракетных войсках стратегического назначения (РВСН), разработан проект стационарного электризуемого заграждения, установка которого началась в 1964 году. В системе ограждений из колючей проволоки и малозаметных препятствий в качестве последнего рубежа охраны использовалась электризуемое заграждение «Сетка П-100» (рисунок 2.7), которая представляла собой малозаметную проволочную сетку с размером ячейки 100 на 100 миллиметров, по которой в дежурном режиме пропущен электрический ток напряжением двести двадцать, а в боевом - более полутора тысяч вольт.
Рисунок 2.7 Сетка П-100. Музей РВСН. Первомайск
Причём для того чтобы погибнуть, человеку или животному не обязательно было касаться самой сетки. В боевом режиме, убивало даже шаговое напряжение за полтора - два метра до сетки.
Кроме этого в зоне разворачиваются дистанционно управляемые противопехотные минные поля - охранно-оборонная система «Кактус». В дежурном режиме она работала в качестве дополнительной системы сигнализации, но могла оперативно доукомплектовываться боевыми минами. Тогда же в 1964 для эксплуатации ТСО созданы специальные подразделения - роты электрозаграждения и минирования (РЭЗМ), в их штат были включены специалисты по эксплуатации и регламенту технических средств охраны (ТСО). Основная задача роты - охрана и оборона стартовых позиций, хранилищ ракет и складов спецтоплива.
В 70-80-ых годах в практической деятельности конвойных подразделений Внутренних войск МВД СССР для надежности изоляции и снижения побеговой активности осужденных в системе инженернотехнических средств охраны (ИТСО) на периметре охраняемых объектов исправительно-трудовых учреждений успешно использовалось электризуемое заграждение «Кактус», которое представляло забор из колючей проволоки. Данные ограждения не имели свойств убивать нарушителей и принцип их работы был основан на причинении осужденному, пытающемуся незаконно нарушить установленные рубежи охраны, неопасного в целом для его здоровья кратковременного шокирующего электрического воздействия в момент контакта с указанным техническим устройством.
|