Прежде чем перейти к рассмотрение ныне действующего законодательства об административном надзоре, следует рассмотреть ретроспективый аспект данного вопроса.
Применение административного надзора в советское время началось в 1966 году и регулировалось Указом Президиума Верховного Совета СССР[1]. В соответсвии с этим нормативным документом административный надзор устанавливался следующим лицам:
Признанным судом особо опасными рецидивистами
Лицам, которые:
судимы к лишению свободы за тяжкие преступления;
Б) судимы два и более раза к лишению свободы за любые умышленные преступления;
ранее освобождавшиеся из мест лишения свободы до полного отбытия назначенного судом срока наказания условно -досрочно или условно с обязательным привлечением к труду и вновь совершившие умышленное преступление в течение неотбытой части наказания;
При этом их поведение в период отбывания наказания в местах лишения свободы свидетельствует об упорном нежелании встать на путь исправления и приобщения к честной трудовой жизни
Те же лица, если они после отбытия наказания либо условно - досрочного освобождения от наказания систематически нарушали общественный порядок и правила социалистического общежития, несмотря на предупреждения органов внутренних дел о прекращении антиобщественного образа жизни.
Можно обратить внимание, что перечень лиц, которым устанавливается административный надзор несколько отличается от установленного по ныне действующему законодательству. Сейчас внимание больше заострено на лицах, совершивших преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, но в то же время в перечень не включены лица, которые совершили новое преступление после условно-досрочного освобождения.
Ограничения для поднадзорного лица и порядок их установления были схожи с закрепленными в действующес законодательстве.
В принципе справедливо говорить о том, что в российском законоательстве был реанимирован институт административного надзора, поскольку соверские нормы почти полностью по сути совпадают с ныне действующими.
Теперь перейдем к рассмотрению действующего законодательства об административном надзоре.
Статья 1 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» дает легальное определение административного надзора:
Административный надзор - это осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с Федеральным законом «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных Федеральным законом.
Определение правовой природы любого юридического явления, как правило, предполагает два процесса: первый связан с отнесением его к какой - либо большой группе юридических явлений, второй - с выделением его особенностей и определением его места среди других элементов этой большой группы.
Исходя из легального определения, приведенного выше, можно сказать, что административный надзор является определенной мерой государственного принуждения, применение которой связано с совершением преступления, за которое лицо отбывало уголовное наказание в виде лишения свободы. Наиболее близкими мерами, которые существенно ограничивают правовой статус лица, освобожденного от отбывания лишения свободы, являются условно-досрочное освобождение и ограничение свободы, назначенное в качестве дополнительного наказания.
Таким образом, административный надзор обладает следующими признаками:
Это определенная мера. То есть у административного надзора есть вполне конкретные качественные и количественные характеристики, которые определяют его содержание.
Это принудительная мера. То есть у освобождаемого лица нет
выбора, исполнять ее или нет. За несоблюдение установленных ограничений установлены конкретные меры ответственности в Кодексе об
административных правонарушениях и Уголовном кодексе РФ (ст. 19.24 КоАП и ст. 314.1 УК РФ).
Государственный характер данной меры подразумевает, что устанавливается административный надзор судом от имени государства.
Административный надзор устанавливается в связи с
совершенным преступлением.
Названные признаки позволяют отнести административный надзор к мерам государственного принуждения.
Однако административному надзору присущи свои особые признаки, выделяющие его из множества других видов государственного принуждения. В частности, его необходимо отличать от уголовного наказания (виды предусмотрены в ст. 44 УК РФ) и иных мер уголовно-правового характера (принудительных мер медицинского характера, конфискации, условного осуждения, отсрочки отбывания наказания, условно-досрочного освобождения, применяемых к несовершеннолетним принудительных мер воспитательного воздействия).
Понятие наказания дано в ст. 43 УК РФ. Наказание - это мера государственного принуждения, назначаемая по приговору, которая применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных УК РФ лишении или ограничении прав и свобод этого лица.
От наказания административный надзор отличает, прежде всего, то, что наказание по своей сути является карой за совершенное преступление, в то время как административный надзор представляет собой некарательнуюпредупредительную меру. Ограничения, устанавливаемые при административном надзоре, имеют целью, прежде всего, удержание бывшего осужденного (наиболее опасного) от совершения повторного преступления путем установления дополнительного контроля.
Еще одним отличием является тот факт, что административный надзор не влечет за собой такого серьезного правового последствия, присущего лишь уголовному наказания, как судимость.
Кроме того, разграничивать уголовное наказание и административный надзор можно по чисто формальному признаку. Виды уголовных наказаний предусмотрены в УК РФ, в то время как применение административного надзора регулируется отдельным федеральным законом.
Провести отличие административного надзора от некоторых иных мер уголовно-правового характера, применяемых к лицам, совершившим преступление, гораздо сложнее. Это касается особенно условно-досрочного освобождения. По большому счету они отличаются лишь по формальному признаку. Так, условно-досрочное освобождение тоже применяется к лицам, освобождаемым из мест лишения свободы, и предполагает установление определенных обязанностей, которые они должны соблюдать после освобождения в течение оставшейся не отбытой части наказания. Эти обязанности носят некарательный характер, и направлены на предупреждение совершения новых преступлений. И контроль за условно-досрочно
освобожденными и лицами, которым установлен административный надзор, осуществляют одни и те же государственные органы.
Таким образом,административный надзор и иные меры уголовноправового характера по своей сути мало чем отличаются, и их разграничение можно провести лишь формально, указав, что иные меры уголовно -правового характера предусмотрены в уголовном законе, а административный надзор - нет.
Подводя итог, можно определить административный надзор как меру государственного принуждения, применяемую к лицам, освобожденным из мест лишения свободы, в случаях установленных федеральным законом, которая заключается в предусмотренных федеральным законом ограничении прав и свобод, и применяется в целях предупреждения преступлений и других правонарушений и оказания профилактического воздействия на бывших осужденных.
Что касается правовой природы административного надзора, то здесь следует согласиться с точкой зрения тех аторов, которые не относят его в уголовно-правовым мерам, а признают его мерой администативной. Например, Громов В.Г. и Галкина А.Н. в своей статье отмечают, что «административный надзор нельзя относить ни к наказаниям, ни к иным мерам уголовно-правового характера. Административный надзор следует считать иной мерой административно-правового характера, потому что в перечнях уголовных и административных наказаний (ст. 44 УК РФ, ст. 3.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях) такого вида наказания нет и применяется такой надзор только по решению суда.. ,»[2].
Относительно правовой природы административного надзора также существует четкая позиция Конституционного суда, отраженная в ряде постановлений, изданных в связи с жалобами лиц, которым был установлен административный надзор.
В одной из жалоб заявитель посчитал, что положения Федерального закона «Об административном надзоре» нарушают его конституционные права. По мнению заявителя, оспариваемая им норма допускает возможность повторного наказания за совершение одного и того же преступления, а также позволяет устанавливать административный надзор в отношении даже тех лиц, которые были осуждены и освобождены до вступления Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" в законную силу, ухудшая тем самым положение этих лиц.
В своем Постановлении Конституционный суд по этой жалобе указал: «Административный надзор как осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с Федеральным законом "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных этим Федеральным законом (пункт 1 статьи 1), относится к мерам предупреждения преступлений и других правонарушений, оказания на лицо индивидуального профилактического воздействия (статья 2), а не к мерам ответственности за совершенное правонарушение. При этом применение административного надзора, в отличие от уголовной ответственности, связывается не со временем совершения преступления, а с освобождением лица из мест лишения свободы и с наличием непогашенной либо неснятой судимости, которая влечет за собой правовые последствия в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами (статья 86 УК Российской Федерации)(выделено мной - А.Т.). Установление судом административных ограничений не может рассматриваться как возложение ответственности за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением, или ее отягчение. Соответственно, и положениям Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" при их применении в отношении лиц, имеющих судимость, не
придается обратная сила... »[3]
В этом постановлении прямо указано, что административный надзор - это мера, хотя и применяется в связи с совершенным преступлением, не является уголовно-правовой.
[1] Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1966 г. N 5364-VI «Об административном надзоре органов внутренних дел за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф, сетевая. - Электрон. дан. -М., 2015. - Доступ из локальной сети б-ки ФКУ ДПО Томский ИПКР ФСИН России
[2] В.Г. Громов, А.Н. Галкина Правовая природа административного надзора // Современое право. - 2015, № 6 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф, сетевая. - Электрон. дан. -М., 2015. - Доступ из локальной сети б-ки ФКУ ДПО Томский ИПКР ФСИН России.
10
[3] Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Фондема Василия Джозефа на нарушение его конституционных прав частью 2 статьи 3 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы": Определение Конституционного Суда от 22 апреля 2014 г. N 885-О // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф, сетевая. - Электрон. дан. -М., 2015. - Доступ из локальной сети б-ки ФКУ ДПО Томский ИПКР ФСИН России.
12
|