Суббота, 30.11.2024, 07:33
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Содержание, задачи административного надзора и его место в системе государственного принуждения

Статья 2 Закона об административном надзоре выделяет задачи и цели установления данной принудительной меры: предупреждение преступлений и других правонарушений, оказания индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

Таким образом, можно выделить одну генеральную цель административного надзора - защита государственных и общественных интересов, и 2 задачи, решая которые государственные органы будут этой цели достигать: 1) предупреждение преступлений и других правонарушений; 2) оказания индивидуального профилактического воздействия.

На осужденного при наличии условий, предусмотренных статьей 3 указанного закона, могут быть установлены следующие ограничения:

1. Запрещение пребывания в определенных местах;

ФЗ «Об административном надзоре» никак не ограничивает суд при выборе, какие конкретно места запретить посещать освобожденному из мест лишения свободы. Тем не менее суд должен в приговоре максимально точно определить группу мест, которые осужденный не может посещать, чтобы у сотрудника органа внутренних дел была реальная возможность проконтролировать данные ограничения. Так, на первый взгляд может показаться логичным установление лицу, злоупотребляющему спиртными

 

напитками (например, если он был признан злостным нарушителем порядка и условий отбывания наказания за это), такого ограничения как «не посещать места продажи спиртных напитков», однако, если учитывать, что спиртные напитки продаются почти в каждом продуктовом магазине, такое ограничение фактически установит запрет посещать любой продуктовый магазин. Поэтому, во-первых, суд должен внимательно подходить к установлению такого ограничения, и, во-вторых, сотрудник исправительного учреждения должен, подавая заявление в суд это учитывать.

2. Запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;

Данное ограничение также, как и предыдущее, предполагает конкретизацию этого ограничения в приговоре. Четко закрепленного законодательного определения «массовые мероприятия» нет. Вероятно, наиболее близким по смыслу можно признать определение, данное в ст. 2 Федерального Закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 4.06.2004 № 54-ФЗ20[1], в которой говорится о публичных мероприятий. В этом же нормативном акте определены основные формы проведения публичных мероприятий - собрание, митинг и т.д. В то же время в юридической литературе публичные мероприятия не сводятся лишь к тем формам, которые предусмотрены законом. Не преследуя цели дать подробный обзор научных точек зрения относительно видов массовых мероприятий, отметим, что, например, в одной из статей автор, указывает, что сложность классификации публичных мероприятий состоит в том, что обстоятельств, влияющих на их содержание и характеристику, очень много. Он предлагает разделить их, в частности, на: общественно-политические, культурно­

зрелищные, спортивно-массовые, религиозные (похоронные)[2]. Очевидно, что подобная классификация не умещается в рамки, заданные вышеупомянутым ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

В одном из своих постановлений Верховный суд указал, что массовыми являются, например, общественно-политические (собрания, митинги, уличные шествия, демонстрации и др.), культурно-зрелищные (фестивали,

профессиональные праздники, народные гуляния и др.) и спортивные (олимпиады, спартакиады, универсиады, соревнования по различным видам спорта и др.) мероприятия[3].

Запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;

Согласно ст. 2 Закона РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах РФ»от 25.06.1993 № 5242 - 1[4] местом жительства гражданина является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом - интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Местом жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, в соответствии с указанным законом может быть признано одно из поселений, находящихся в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий данного гражданина. Местом пребывания могут быть гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, - в которых он проживает временно. Гражданский кодекс РФ в ст. 20 в сокращенном виде дает такое же определение места жительства[5]. Исходя из этих определений, местом жительства осужденного является место его фактического проживания, а не место постоянной регистрации.

При этом суд может установить любое время суток, а не только ночное.

Запрещение выезда за установленные судом пределы территории;

Федеральный закон «Об административном надзоре» не конкретизирует, за пределы какой территории можно запретить выезжать осужденному.

То есть здесь возможны варианты: территория Российской Федерации, территория федерального округа, территория субъекта федерации, территория муниципального образования. Наиболее вероятны последние два варианта. Рассмотрим их подробнее.

Субъекты российской федерации установлены Конституцией РФ (статьи 65-66)

Что касается муниципальных образований, то Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[6] в ст. 2 и ч. 1 ст. 10 устанавливает, что муниципальным образованием являются городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.

Сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Городское поселение - город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления

Муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации

Городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации

Внутригородская территория (внутригородское муниципальное образование) города федерального значения - часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Следовательно, суд в постановлении должен указать конкретное

муниципальное образование, которое осужденному запрещается покидать. Границы муниципальных образований устанавливаются законами субъекта Российской Федерации. Поэтому для того чтобы определить конкретную территорию, пределы которой поднадзорному запрещено покидать, следует обратиться к указанным нормативным актам либо отправить запрос в органы местного самоуправления, в котором просить указать территорию соответствующего муниципального образования со ссылкой на законодательство субъекта Федерации.

Таким образом, если суд устанавливает ограничение «не покидать территорию городского округа», поднадзорный не может выезжать на территорию муниципального района. Ограничение в виде «не покидать территорию муниципального района » означает запрет въезжать в городской округ. Что касается перемещения поднадзорного по различным муниципальным образованиям (городским и сельским поселениям), входящим в состав муниципального района, то эта возможность зависит от того, каким образом в постановлении суда будет установлено ограничение. Возможно два варианта. Первый. Осужденному запрещается покидать территорию конкретного сельского или городского поселения. В таком случае это означает, что осужденный не сможет передвигаться в пределах муниципального района за исключением территории того городского или сельского поселения, которое указано в постановлении суда. Второй вариант представляет собой установление ограничения на выезд за пределы муниципального района. В такой ситуации осужденный сможет перемещаться в пределах всего муниципального района, в том числе выезжать в другие сельские или городские поселения, за исключением городских округов. Выбор способа установления ограничения зависит от конкретных обстоятельств. Например, поднадзорный проживает на территории сельского поселения, а работу нашел на территории городского поселения. В таком случае, безусловно, предпочтительнее устанавливать ограничение в соответствии со вторым вариантом.

- обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.

Обязательным для установления является лишь последнее ограничение. При этом следует учитывать, что Верховный Суд РФ рекомендовал лицам, подающим заявление об административном надзоре указывать конкретные ограничения, которые, по мнению заявителя, следует установить осужденному. Следует отметить, что, поскольку административный надзор не является карательной мерой, поэтому ограничения должны устанавливаться прежде всего с учетом личности осужденного. Перечень ограничений является исчерпывающим.

Подводя итог вышеизложенному в данной главе, сравним административный надзор с другими мерами государственного принуждения, применяемыми к лицам, совершившим преступление.

При сравнении данных ограничений с ограничениями, установленными в ст. 53, раскрывающей содержание уголовного наказания в виде ограничения свободы, нетрудно заметить, что они практически полностью совпадают. И когда ограничение свободы назначается в качестве дополнительного наказания к лишению свободы, ситуация выглядит достаточно абсурдно. В соответствии с ч. 4 ст. 5 Федерального закона«Об административном надзоре» в случае назначения лицу ограничения свободы в качестве дополнительного вида наказания, а также при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы срок административного надзора исчисляется со дня отбытия наказания в виде ограничения свободы. Получается, что отбыв одну меру, лицо, освобожденное из мест лишения свободы, начнет отбывать другую меру, контроль осуществляет другой государственный орган, но фактически ограничения останутся те же самые.

 

[1] О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях[Электронный ресурс]: федер. закон от 04.06.2004 № 54-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями)// КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф, сетевая. - Электрон. дан. - М., 2015. - Доступ из локальной сети б-ки Томского ИПКР ФСИН России.

[2] Звягин М.М. Классификация публичных мероприятий и организация охраны общественного порядка при их проведении // Современное право, 2007. - № 9, с. 74-78.

[3]О практике назначения Судами Российской Федерации уголовного наказания [Электронный ресурс]: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.01.2007 N 2 (ред. от 03.12.2013// КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф, сетевая. - Электрон. дан. - М., 2015. - Доступ из локальной сети б- ки Томского ИПКР ФСИН России.

[4] О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах РФ[Электронный ресурс]: федер. закон от 25.06.1993 № 5242-1 (с последующими изменениями и дополнениями)// КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф, сетевая. - Электрон. дан. - М., 2012. - Доступ из локальной сети б-ки Томского ИПКР ФСИН России.

^Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) [Электронный ресурс]: федер закон от 21.10.1994 № 51-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф, сетевая. - Электрон. дан. - М., 2015. - Доступ из локальной сети б-ки Томского ИПКР ФСИН России.

[6] Об общих принципах организации местного самоуправления [Электронный ресурс]: федер. закон от 16.09.2003 № 131-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями)// КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф, сетевая. - Электрон. дан. - М., 2015. - Доступ из локальной сети б-ки Томского ИПКР ФСИН России.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (07.08.2017)
Просмотров: 179 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%