Следует также рассмотреть вопрос об ответственности за уклонение от административного надзора. Существуют два вида такой ответственности - административная и уголовная.
Административная ответственность предусмотрена ст 19.24 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП). Ответственность предусмотрена за совершение следующих деяний:
1. Несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
Ограничения, устанавливаемые для поднадзорного лица, перечислены в ст. 4 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», их мы рассмотрели в главе второй данного пособия.
2. Невыполнение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, обязанностей, предусмотренных федеральным законом, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
Обязанности поднадзорного лица прерчислены в ст. 11 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы». К ним относятся:
1) прибыть в определенный администрацией исправительного учреждения срок к избранному им месту жительства или пребывания после освобождения из мест лишения свободы;
2) явиться для постановки на учет в орган внутренних дел в течение трех рабочих дней со дня прибытия к избранному им месту жительства или пребывания после освобождения из мест лишения свободы, а также после перемены места жительства или пребывания;
3) явиться для постановки на учет в орган внутренних дел по месту временного пребывания в течение трех дней в случае получения по исключительным личным обстоятельствам, предусмотренным частью 3 статьи 12 настоящего Федерального закона, разрешения органа внутренних дел на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, и (или) на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории;
4) уведомить орган внутренних дел по месту временного пребывания о выезде к месту жительства или пребывания, если поднадзорное лицо находилось по месту временного пребывания по исключительным личным обстоятельствам, предусмотренным частью 3 статьи 12 настоящего Федерального закона;
5) уведомить орган внутренних дел по месту жительства или пребывания в течение трех рабочих дней о перемене места жительства или пребывания, а также о возвращении к месту жительства или пребывания, если поднадзорное лицо отсутствовало по исключительным личным обстоятельствам, предусмотренным частью 3 статьи 12 настоящего Федерального закона;
6) уведомить орган внутренних дел в течение трех рабочих дней о трудоустройстве, перемене места работы или об увольнении с работы;
7) допускать сотрудников органов внутренних дел в жилое или иное помещение, являющееся местом жительства либо пребывания, в определенное время суток, в течение которого этому лицу запрещено пребывание вне указанного помещения.
Поднадзорное лицо обязано также являться по вызову в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания в определенный этим органом срок, давать объяснения в устной и (или) письменной форме по вопросам, связанным с соблюдением им установленных судом
административных ограничений и выполнением обязанностей.
3. Повторное в течение одного года совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.24 КоАП, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
Административное наказание за данные правонарушения - штраф, обязательные работы и административный арест.
Уголовная ответственность предусмотрена в ст. 314.1 УК РФ за следующие деяния:
1. Неприбытие без уважительных причин лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, к избранному им месту жительства или пребывания в определенный администрацией исправительного учреждения срок, а равно самовольное оставление поднадзорным лицом места жительства или пребывания, совершенные в целях уклонения от административного надзора.
2. Часть 2 ст. 314.1 УК РФ сформулирована довольно сложно. Во - первых, в ней предусмотрена административная преюдиция, то есть лицо подлежит ответственности только за неоднократное несоблюдение установленных судом ограничений, при этом неоднократность предполагает, что до этого поднадзорное лицо дважды в течение года подвергалось административной ответственности по ст. 19.24 КоАП. Второе обязательное условие привлечения к уголовной ответственноси по ч. 2 ст. 314.1 УК РФ - это совершение поднадзорным лицом еще одного административного правонарушения причем в определенной сфере - против порядка управления (за исключением административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), либо административного правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность, либо административного правонарушения, посягающего на здоровье, санитарно- эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность.
Перечень возможных наказаний за преступление, предусмотренное ст. 314.1 УК РФ достоточно широк - штраф, обязательные, исправительные и принудительные работы. Наиболее строгое наказание - 1 год лишения свободы.
Необходимо обратить внимание, что осуждение поднадзорного лица к лишению свободы и направление его к месту отбывания наказания является основанием прекращения административного надзора. В этой связи может сложиться мнение, что осужденный за особо тяжкое преступление может избежать длительного административного надзора в связи с тем, что его привлекут к уголовной ответственности. Рассмотрим следующую ситуацию.
Осужденному за преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетних по п. «а» ч. 3 ст. 131 УК РФ при освобождении был установлен административный надзор. Срок надзора определяется по п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» - это срок установленный для погашения судимости. Преступление, предусмотренное п. «а» ч. 3 ст. 131 УК
РФ относится к категории особо тяжких, поэтому в соответсвии с ч. 1 ст. 86 УК РФ срок погашения судимости составляет 10 лет. Таким образом срок административного надзора в данном случае - 10 лет. Предположим, что осужденный не стал соблюдать установленные ограничения и обязанности, в связи с чем его привлекли к уголовной ответственности и назначили уголовное наказание в виде одного года лишения свободы. При этом в соответсвии с п .3 ч. 1 ст. 9 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор в отношении данного лица будет прекращен. В этой связи возникает вопрос: может сотрудник исправительного учреждения обратиться за установлением административного надзора повторно. Анализ действующего законодательства позволяет ответить на этот вопрос положительно. Применительно к нашему примеру необходимо учитывать срок судимости за преступление, предусмотренное ч. 3 ст. 131 УК РФ - 10 лет. Это означает, что при освобождении осужденного после отбытия одного года лишения свободы, назначенного за уклонение от административного надзора, судимость за преступление против половой неприкосновенности
несовершеннолетних у него остается. Поэтому сотрудники исправительного учреждения должны обращаться в суд за установление административного надзора в отношении этого лица. Срок будет равен оставшемуся сроку погашения судимости.
Если же административный надзор был установлен лицам, указанным в
ч. 1 ст. 3 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», то им повторно административный надзор может быть установлен только в случае, если они признавались злостными нарушителями порядка и условий отбывания наказания либо после освобождения совершили административные правонарушения, указанные в п. 2 ч. 3 ст. 3 названного закона.
|