В философии под системой понимается нечто целое, составленное из частей, элементов, связанных между собой отношениями <1>. По мнению исследователя системности В.Г. Афанасьева, "целостная система в качественном аспекте способна обладать такими свойствами, которые отсутствуют в обычной совокупности элементов системы. Именно появление нового качества у совокупности взаимодействующих элементов рассматривается как критерий целостности системы" <2>. Таким образом, можно определить, что целостная система есть новое качественное состояние ранее существовавших разрозненных элементов. Более того, В.Г. Афанасьев в другой своей работе указывал на то, что "система активно воздействует на свои компоненты, преобразует их соответственно собственной природе. В результате исходные компоненты претерпевают заметные изменения - теряют некоторые свойства, которыми обладали до вхождения в систему, приобретают новые характеристики. При образовании системы нередко появляются новые компоненты, отсутствовавшие ранее" <3>.
--------------------------------
<1> См.: Философская энциклопедия: В 5 т. / Гл. ред. Ф.В. Константинов. М., 1970. Т. 5. С. 18 - 19.
<2> См.: Афанасьев В.Г. Системность и общество. М., 1980. С. 24 - 25.
<3> Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. М., 1981. С. 19.
В.Н. Садовский при изучении системности обращал внимание на то, что "свойства системы оказываются не просто суммой свойств составляющих ее отдельных элементов, а определяются спецификой связи и отношений между элементами, т.е. конституируются как интегративные свойства системы как целого. Наличие связей и отношений между элементами системы и порождаемые ими интегративные целостные свойства системы обеспечивают относительно самостоятельное, обособленное существование, функционирование (а в некоторых случаях и развитие) системы" <1>.
--------------------------------
<1> Садовский В.Н. Основания общей теории систем. М., 1974. С. 83 - 84.
Между тем не все элементы имеют одинаковое значение для системы. Так, одни элементы являются системообразующими, а другие - дополняющими систему. Более того, элементы системы могут различаться и качественно, а именно формировать основу системы (теоретические элементы) и являться непосредственно ее структурными элементами (в управленческих отношениях это органы, учреждения, должностные лица) <1>.
--------------------------------
<1> Подробнее см.: Лагутин И.Б. Системность бюджетного контроля и бюджетного аудита в Российской Федерации: финансово-правовое регулирование: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2104. С. 214.
Для эффективного функционирования системы денежных отношений любого государства важнейшее значение имеет влияние внешних факторов. Об этом в своей работе писал В.Г. Афанасьев, указывавший на то, что система - это такое образование, в котором "внутренние связи частей между собой являются преобладающими по отношению к движению этих частей и к внешнему воздействию на них" <1>. То есть применительно к исследуемой проблеме все элементы системы денежных отношений подвержены влиянию процессов (политических, экономических и др.), происходящих как в российском обществе, так и на международном уровне, которые напрямую не зависят от самой этой системы, но без учета которых невозможно составить правильное о ней представление.
--------------------------------
<1> Афанасьев В.Г. Системность и общество. С. 26.
Таким образом, можно заключить, что денежное право также необходимо рассматривать как систему разнородных элементов, объединенных по принципу сходства регулируемых общественных отношений.
Важно разграничивать такие понятия, как денежная система и система денежного права. Денежная система - это тип, модель организации денежного обращения, включающая в себя официальную денежную единицу, виды денежных знаков, порядок эмиссии денежных знаков и их обеспечения, методы регулирования денежного обращения и некоторые другие элементы. Система денежного права - это сгруппированные определенным образом нормы, регулирующие общественные отношения, входящие в предмет денежного права.
Заметим, что в науке финансового права неоднократно высказывались мнения относительно системы права денежного обращения как подотрасли финансового права. Так, по мнению А.А. Ситника, "система права денежного обращения представляет собой научно обоснованную группировку финансово-правовых норм, регулирующих порядок движения денежных средств. Основываясь на анализе норм, входящих в предмет правового регулирования права денежного обращения, мы пришли к выводу о необходимости выделения Общей и Особенной частей права денежного обращения. Такое деление объясняется наличием объективно существующей группы норм, общей для иных отношений, регулируемых правом денежного обращения.
На наш взгляд, в Общую часть права денежного обращения входят нормы, определяющие:
1) такие основные понятия, как: "деньги", "валюта", "денежная система", "денежно-кредитная" и "валютная политика" и др.;
2) принципы построения денежной системы;
3) правовые формы и методы регулирования отношений, связанных с обращением национальной и иностранной валюты;
4) правила определения валютных курсов;
5) правовой статус субъектов права денежного обращения, в частности полномочия Центрального банка РФ по эмиссии денежных средств, правовой статус органов и агентов валютного контроля, а также правовой статус иных субъектов;
6) виды и формы финансового контроля за оборотом денежных средств;
7) ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о порядке обращения денежных средств.
Особенная часть права денежного обращения состоит из двух институтов: института денежного обращения в собственном смысле этого слова и института валютного регулирования.
В свою очередь, первый из названных институтов делится на два подынститута: налично-денежного обращения и безналичного денежного обращения. Выделение названных правовых образований в качестве подынститутов, а не институтов обусловлено тем, что подотрасль права денежного обращения фактически возникает путем объединения финансово-правовых институтов денежного обращения и валютного регулирования. Поскольку нормы, регулирующие порядок налично-денежного и безналичного денежного обращения, входят в состав института "денежное обращение", мы не видим смысла в том, чтобы выделять их в качестве самостоятельных институтов права денежного обращения.
Подынститут налично-денежного обращения включает в себя нормы, регулирующие общественные отношения, складывающиеся в ходе эмиссии наличных денежных знаков (банкнот и монет), их обращения и изъятия из обращения.
Подынститут безналичного денежного обращения образуют финансово-правовые нормы, регулирующие порядок выпуска в обращение безналичных денежных средств, а также правила осуществления безналичных расчетов и их формы.
Институт валютного регулирования включает в себя нормы, определяющие валютный режим, порядок осуществления валютных операций и валютный контроль" <1>.
--------------------------------
<1> Ситник А.А. Указ. соч. С. 69 - 71.
В.П. Василец, говоря о системе права денежного обращения, указывает на то, что она включает несколько правовых институтов:
- институт наличного денежного обращения;
- институт безналичного денежного обращения;
- институт обращения иностранной валюты <1>.
--------------------------------
<1> См.: Василец В.П. Денежное обращение в России как объект правового регулирования: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. С. 107 - 108.
По мнению Л.Л. Арзумановой, "в рамках науки финансового права рассмотрение вопросов права денежного обращения следует отнести к Общей части, обусловливая это тем, что деньги являются объектом финансового права, а финансы рассматриваются как экономические отношения, возникающие в процессе аккумулирования, распределения (перераспределения) и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов в целях реализации общесоциальных задач и функций государства и муниципальных образований.
Рассматривая подотрасль права денежного обращения в структуре учебной дисциплины, можно говорить о месте подотрасли в Особенной части. Так, предметом изучения финансового права являются отношения, складывающиеся в процессе собирания, распределения и использования денежных средств, аккумулируемых в соответствующих фондах. В процессе использования такого инструмента, как деньги, возникают финансовые правоотношения, т.е. деньги являются механизмом реализации норм права денежного обращения" <1>.
--------------------------------
<1> См.: Арзуманова Л.Л. Указ. соч. С. 12 - 13.
По мнению авторов данной работы, систему денежного права образуют:
- Общая часть, в которой определяются основы теории денежного права;
- Особенная часть, включающая базовые институты денежного права:
институт правового регулирования национального денежного обращения, состоящий из двух подынститутов: наличное и безналичное обращение национальной валюты в Российской Федерации;
институт национальной платежной системы в Российской Федерации;
валютное право как институт денежного права;
институт контроля в системе денежного обращения;
- Специальная часть, в которую входят факультативные (дополнительные) институты денежного права, такие, как:
институт альтернативного денежного обращения, не имеющий в Российской Федерации специального правового регулирования, кроме запретительного;
институт ответственности, предусматривающий отношения, возникающие только при нарушении действующего законодательства, и регулируемый в большей части нормами нефинансового права. На факультативность этих отношений указывает также тот факт, что возникают такие отношения только в случае нарушения законодательства, регулирующего денежные отношения.
Следует отметить, что вопросы, входящие в Общую часть денежного права, были подробно рассмотрены (в том числе авторами настоящей работы) в уже упоминавшейся коллективной монографии "Денежное право (финансово-правовое регулирование обращения национальной и иностранной валюты на территории Российской Федерации)". В связи с этим в дальнейшем мы сосредоточим внимание на изучении институтов Особенной и Специальной частей денежного права.
|