Одним из важнейших направлений деятельности в системе здравоохранения Российской Федерации является медико-техническая политика, поскольку развитие отечественного здравоохранения в значительной мере определяется степенью технической оснащенности медицинских организаций.
Качество, эффективность, безопасность медицинских изделий являются одними из основополагающих факторов, определяющих успешное проведение в медицинских организациях профилактических, диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий. Учреждение здравоохранения может эффективно (как в функциональном, так и в экономическом смысле) выполнять свои задачи только при достаточном оснащении техникой и ее работоспособном состоянии, т.е. одним из основных критериев, определяющих качество медицинских услуг, является состояние материально-технической базы учреждений здравоохранения [1].
В современной системе управления здравоохранением материальнотехническое снабжение медицинских учреждений обеспечивает качество и эффективность реализации приоритетных направлений социальноэкономической политики государства - охрана здоровья населения, доступность и качество оказания медицинской помощи [2].
Важной составной частью данной политики является повышение эффективности медицинского обеспечения лиц, находящихся в местах лишения свободы.
Соблюдение прав осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений на охрану здоровья невозможно без приведения здравоохранения уголовноисполнительной системы (далее - УИС) к уровню национальной системы здравоохранения. Значительное отставание здравоохранения УИС от уровня общенационального здравоохранения России снижает эффективность медицинской помощи, нарушает преемственность в лечении, что в свою очередь утяжеляет течение болезней и в последующем ведет к увеличению затрат на лечение.
Приоритетными задачами повышения эффективности медицинского обеспечения лиц, находящихся в местах лишения свободы являются развитие материально-технического оснащения лечебно-профилактических
учреждений УИС, предусматривающего возможность оказания
специализированной медицинской помощи в объеме, определяемом государственными гарантиями бесплатной медицинской помощи гражданам Российской Федерации.
Одним из методов повышения уровня технического оснащения лечебно-профилактических учреждений, а также рационального
использования имеющегося лечебно-диагностического оборудования, является разработка и внедрение системы учета имеющегося парка медицинского оборудования с применением информационных технологий. Такой подход позволяет проводить комплексную оценку находящегося в эксплуатации оборудования, на основе которого будет строиться техническая политика в области оснащения учреждения медицинской аппаратурой [1].
Данная система позволяет автоматизировать деятельность медикосанитарных частей ФСИН России (далее - МСЧ ФСИН России) по учету сведений об оснащенности лечебных учреждений УИС и медицинских служб исправительных учреждений медицинской техникой и оборудованием, степени его износа и потребности.
Медико-санитарные части, созданные в рамках перехода медицинской службы УИС на новую организационную модель в соответствии с решением директора ФСИН России от 19.08.2013 г, осуществляют организацию обеспечения лечебно-профилактических учреждений и медицинских подразделений учреждений, исполняющих наказания.
Согласно данной модели, были созданы 64 медико-санитарных части ФСИН России, организующие и координирующие деятельность
медицинских служб в учреждениях УИС.
Деятельность МСЧ регулируется распоряжением ФСИН России от 11.02.2014 № 36-р «О вопросах деятельности медико-санитарных частей Федеральной службы исполнения наказаний» (далее - Распоряжение).
В соответствии с Распоряжением медико-санитарные части
ФСИН России подчиняются соответствующим территориальным органам ФСИН России. Организационно-методическое руководство деятельности МСЧ ФСИН России осуществляет управление организации медикосанитарного обеспечения ФСИН России (УОМСО ФСИН России).
При данной организационной модели медицинской службы УИС наиболее оптимальным является реализация системы учета с применением веб-технологий посредством разработки веб-приложения, использующего центральную базу данных и предоставляющего следующие преимущества при работе с системой и ее эксплуатации:
нет необходимости установки на компьютер пользователя
дополнительного программного обеспечения. Для полноценной работы достаточно лишь наличия веб-браузера;
минимальные требования к аппаратному обеспечению компьютера пользователя;
отсутствие надобности в каких-либо дополнительных настройках и обновлениях системы на компьютере пользователя;
возможности оперативного обновления системы, ее конфигурации и мониторинга производительности.
Учитывая наличие трех уровней иерархии организационной модели при реализации единой системы для всех ее пользователей, система должна обеспечивать возможность ввода данных на любом уровне иерархии в единую базу данных. Поэтому в целях обеспечения целостности и достоверности обрабатываемой в рамках системы информации, требуется организация разграничения прав доступа пользователей к базе данных системы на основе следующих ролей пользователей:
пользователи учреждений - просмотр и редактирование сведений по конкретному учреждению;
пользователи МСЧ - просмотр и редактирование сведений по учреждениям территориальных органов УИС, обслуживаемых конкретной МСЧ;
администраторы МСЧ - просмотр и редактирование сведений по учреждениям территориальных органов УИС, обслуживаемых конкретной МСЧ, а также ведение учетных записей пользователей обслуживаемых учреждений;
администраторы системы федерального уровня - полный доступ (в том числе с правом редактирования) ко всем сведениям, хранящимся в базе данных АС РМИ, ведение учетных записей администраторов МСЧ, ведение нормативно-справочной информации;
пользователи УОМСО ФСИН России - просмотр информации по всем территориальным органам УИС без права редактирования.
Для выполнения задач по учету и мониторингу система должна обеспечивать реализацию следующих функций:
ввод, редактирование и просмотр сведений об учреждении и медицинском имуществе учреждения;
поиск и фильтрация информации на основе указанных критериев отбора;
формирование, выгрузка и печать отчетов;
ведение нормативно-справочной информации;
управление пользователями системы и их правами доступа к функциональным возможностям системы.
Разработка и внедрение описанной системы учета позволяет реализовать задачу по формированию реестра медицинского имущества для анализа УОМСО ФСИН России информации об оснащенности учреждений медицинской техникой и оборудованием, степени его износа и потребности и принятия управленческих решений.
Реализация данной задачи была осуществлена Научно
исследовательским институтом информационных технологий ФСИН России (ФКУ НИИИТ ФСИН России, г. Тверь) - ведущим ведомственным научноисследовательским учреждением в области развития информационных технологий.
ФКУ НИИИТ ФСИН России разработал автоматизированную систему, получившую название «Реестр медицинского имущества учреждений УИС» (далее - АС РМИ), которая была введена в опытную эксплуатацию согласно распоряжению ФСИН России 205-р от 31.10.2014.
Данная система представляет собой веб-приложение, созданное с применением технологии Microsoft ASP.NET 3.5, центральную базу данных под управлением СУБД Microsoft SQL Server 2008, а также подсистему формирования отчетов Microsoft SQL Server Reporting Services. Доступ пользователей в систему осуществляется через ведомственные цифровые каналы связи посредством веб-браузера по адресу http://med.ipt.fsin.uis. Создание АС РМИ обеспечило:
формирование единого реестра медицинского имущества, состоящего на балансе лечебно-профилактических учреждений и медицинских подразделений учреждений, исполняющих наказания;
использование реестра медицинского имущества в системе ведомственной локальной вычислительной сети в многопользовательском режиме в режиме реального времени пользователями УОМСО ФСИН России, МСЧ и соответствующих учреждений;
организацию качественного мониторинга медицинского имущества;
повышение качества работы по принятию управленческих решений;
получение в режиме реального времени необходимой информации, отражающей материально-техническую составляющую лечебнопрофилактических учреждений и медицинских подразделений учреждений, исполняющих наказания;
разграничение доступа сотрудников различных уровней иерархии к сводной информации в реестре медицинского имущества учреждений посредством подсистем аутентификации и авторизации.
Подводя итоги, следует отметить, что сегодня одним из наиболее актуальных вопросов является необходимость совершенствования информационно-технического обеспечения деятельности учреждений ФСИН России. Автоматизация учета материально-технического обеспечения медицинских подразделений УИС позволяет внести свой вклад в решение общей задачи повышения эффективности единого трехуровневого информационного пространства ФСИН России (центральный аппарат ФСИН России - территориальный орган - учреждение).
Литература:
1. Электронный реестр учета и эксплуатации медицинского оборудования / Карякин А.А., Карякина О.Е., Мартынова Н.А., Некрасова А.В. // Технические науки. - 2015. - №6. - С. 400-404.
2. Щербакова, А. А. Организация материально-технического
обеспечения учреждения здравоохранения / А.А. Щербакова // Проблемы развития территории. - 2011. - Вып.4(56). - С. - 103-109
|