Вторник, 26.11.2024, 21:47
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 11
Гостей: 11
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Основные факторы, обуславливающие необходимость использования компьютерных форм обучения

В процессе выработки и принятия решения участвуют объективный и субъективный факторы, выступающие в диалектическом единстве [1]. Объективный фактор - это условия обстановки и законы деятельности человека, а субъективный фактор - это интуиция, практический опыт, творчество, эрудиция, инициатива субъекта. Субъективный фактор зависит от объективных условий, определяется ими и оказывает активное обратное влияние объективный фактор. Каждая ситуация принятия решения является уникальной, но опирающейся на общие закономерности и имеющийся опыт, познаваемые в процессе обучения. Особый вес приобретает субъективный фактор в условиях принятия решения в существенно неопределенной обстановке и высокой динамике ее изменения.

В психологии интуиция понимается как знание, возникающее без осознания путей и условий его получения, в силу чего субъект приобретает его как результат «непосредственного усмотрения» [2]. Интуиция трактуется как специфическая способность, как «целостное охватывание» условий и обстоятельств проблемной ситуации и как механизм творческой деятельности. Исследования психологов показывают, что интуиция вырабатывается вместе с накоплением субъектом опыта духовной и практической деятельности. Следовательно, чтобы субъект выработал творческую интуицию, необходимо многократно эту деятельность воспроизвести в различных условиях.

Логика и интуиция не исключают и не подменяют друг друга. В реальном процессе познания они, как правило, тесно переплетаются, поддерживая и дополняя друг друга. Доказательство сводит к минимуму риск противоречия и субъективности, которыми всегда чревато интуитивное озарение. Для развития интуиции необходимо:

-    накапливать знания, размышлять над полученной информацией, задавая вопросы: как, зачем, почему;

-    если не понятно что-то, всесторонне исследовать вопрос, находя нужные ответы;

-    в получаемой информации выделять главное, определять принципы и суть дела;

-    о любом вопросе стараться узнать самое авторитетное мнение;

-    проверять информацию, нельзя позволить сформироваться ложной интуиции.

Существенная неопределенность целей действий влечет формулирование субъектом дополнительных гипотез, не вытекающих из цели действий. Неопределенность знаний об обстановке, дефицит времени и неопределенность противодействия приводит к выбору своих действий в условиях, когда их исход будет зависеть от выбора другой стороны. Поэтому необходимо принять некие гипотезы о ее поведении и состоянии обстановки, которые будут зависеть как от информированности, так и от степени активности и решительности лица, принимающего решения. В этих условиях большое значение имеет проявление инициативы.

Под инициативой понимается самодеятельное участие субъекта в деятельности, в которой он самостоятельно берет на себя решение какой- либо задачи и выступает как ее активный проводник в жизнь [3]. Инициатива является составной частью дисциплины; это та сторона взаимодействия личности и коллектива, где активным началом выступает личность. Инициатива рассматривается и как руководящая роль в каких-либо действиях, умение самостоятельно предпринять что-либо в нужный момент. В условиях неопределенности обстановки самостоятельность и инициативность, а также напористость в реализации замыслов дает существенные преимущества и гарантирует успех. Проявление инициативы, это не функция и не обязанность - это качество, которое субъект будет проявлять, если осознает его ценность, и не будет, если считает его лишним. Следовательно, чтобы субъект выработал самостоятельность и проявлял полезную инициативу ему необходимо создать условия, способствующие проявлению инициативности. К ним можно отнести:

-    стандартизация алгоритма нововведений;

-    материальная и моральная заинтересованность инициатора;

-    разделение функций и командная работа;

-    наличие полномочий и доверия со стороны руководства;

-    осознание инициатором целей, к которым стремится коллектив.

В условиях научно-технической революции стремительно изменяется предмет деятельности, появляются принципиально новые средства деятельности. В этих условиях, необходимо чтобы субъект мог творчески подходить к решению поставленных задач. При этом творчество конкретного субъекта будет проявляться, как способность действовать нестандартно в стандартной ситуации, чтобы обеспечить максимально возможную реализацию имеющихся возможностей. А в нестандартной (критической) обстановке в умении найти из нее выход.

В этих условиях существующая форма потокового и группового обучения имеет следующие основные недостатки:

-    учебный материал излагается для всех одним методом и с одной скоростью, ориентированными на «усредненного» обучающегося и которые не для всех являются рациональными;

-    деятельность большинства обучающихся при этом не контролируется продолжительное время, и/или контроль носит ограниченный характер;

-     большинство ошибок, сомнений и возражений, недопонимания учебного материала, а также имеющихся у обучающихся соображений и предложений, знаний и опыта не выявляется;

-     учебный материал зачастую имеет высокий уровень абстракции, но из-за неимения времени обучающий не может донести его до обучающегося в опредмеченном виде.

Одним из направлений устранения этих недостатков является индивидуализация обучения военных специалистов при сохраняющейся системе их массовой подготовки.

В индивидуализация обучения различают индивидуализированное обучение (обучение по частично скорректированным с учетом уровня подготовки, потребностей и способностей обучаемого учебным планам) и индивидуальное обучение (приобретение знаний осуществляется в процессе функционирования учебной пары «обучающий - обучающийся»). Индивидуализированное обучение позволяет приблизить учебный процесс к конкретным специфическим условиям будущей практической деятельности обучаемых. При этом специфика будущей деятельности диктует требования к организации учебного процесса. Индивидуальное обучение создает условия для личностного роста обучаемых, развития их творческой деятельности, способностей действовать в сложной нестандартной обстановке. В данном случае на первый план выходят требования к методам и формам обучения, дидактическому и техническому обеспечению.

Сложность внедрения индивидуального обучения обусловлена тем, что обучаемыми являются зрелые сформировавшиеся личности, имеющие знания, полученные в ВУЗе, на различных курсах и значительный опыт их использования на практике. Соответственно, у них сложились определенные стереотипы мышления, принятия решения и действий при выполнении поставленных задач в различных ситуациях.

В этих условиях наиболее целесообразны проблемный метод обучения и использование игровых форм. Проблемный метод обучения позволяет уяснять сущности не путем усвоения готовых знаний, а путем самостоятельного познания и исследования под руководством преподавателя. Это способствует формированию умения самостоятельно мыслить, делать правильные выводы. Добытые знания быстрее становятся убеждениями, мировоззрением субъекта. Ценностно-значимые игровые ситуации, направленные на глубокое и всестороннее осознание и выработку соответствующих умений и навыков, позволит сформировать необходимые профессиональные качества обучающихся.

Одной из форм индивидуального обучения, обеспечивающей личностный рост обучающихся, развитие их творческих способностей являются прикладные исследования, проводимые в ходе изучения дисциплин. Участие обучающихся в научных кружках, научно­исследовательских работах, разработке учебных пособий и другой научной работе позволяет снизить или даже исключить негативное влияние указанных выше недостатков.

В настоящее время закрепилась монологическая форма проведения занятий, при которой осуществляется передача информации в виде «готовых» знаний о предмете дисциплины. Даже при проведении практических занятий эта форма занимает существенное место. При этом обучаемые не накапливают опыта диалогического общения, умения обосновывать высказываемые положения, ведения научного спора. Особенно проигрывают обучаемые не понявшие часть или весь учебный материал, имеющие сомнения и т.п. Они остаются пассивными на протяжении большей части занятия, не принимают участие в дискуссии, что не способствует их профессиональному развитию.

В этих условиях, приоритетными являются интерактивные формы занятий, в которых на первый план выходит фундаментальная форма общения - диалог. Диалог позволяет обучающемуся вступить в дискуссию с преподавателем и другими обучающимися, подтверждать или опровергать имеющиеся точки зрения. Интерактивные формы занятий позволяют проявлять обучающимся полезную инициативу, ставить важные для всех вопросы, что способствует их профессиональному и личностному росту.

Таким образом, с одной стороны, повышаются требования к уровню и главное к качеству обучения, а с другой стороны традиционные методы обучения не всегда соответствуют поставленным задачам. В этих условиях в учебный процесс, в оперативную и тактическую подготовку необходимо активно внедрять компьютерные формы подготовки, позволяющие вырабатывать у обучающегося интуицию, творчество, инициативу.

Разумеется, использование компьютерных форм подготовки имеет и свои недостатки вызванные отсутствием реальной работы на технике, невозможностью ощущать факторы реальной деятельности и т.п. Поэтому их необходимо дополнять отработкой учебных задач в реальных условиях. При этом часть задач целесообразно отрабатывать как в реальных условиях, так и в имитируемой среде. Это обеспечит надежный перенос знаний, умений и навыков, полученных в имитируемой среде на реальные условия деятельности. Комбинирование компьютерных форм подготовки с другими формами обучения может дать максимальный эффект.

Литература:

1.    Рябчук В.Д., Ковалев В.И. Психология решения командира. М., Воениздат, 1976. С. 447.

2.    Военно-психологический словарь-справочник / под общ. ред. Ю.П. Зинченко. М.: ИД Куприянова / Общество психологов силовых структур, 2010.

Словарь по этике. Под. ред. А.А. Гусейнова и И.С. Кона. М. Политиздат. 1989. С. 447.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (09.08.2017)
Просмотров: 163 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%