В связи с активным проведением информатизации уголовноисполнительной системы (далее - УИС) на всех уровнях её управления, в том числе, внедрением новых программных средств (далее - ПС) и изменениями в нормативно-правовых вопросах их применения,
совершенствованием технической базы информационных технологий (далее - ИТ), развитием сетевой инфраструктуры и систем защиты информации, всё более остро встает вопрос качественной подготовки сотрудников УИС, использующих ПС.
Номенклатура ПС, применяемых в УИС, охватывает большинство направлений оперативно-служебной и производственно-хозяйственной деятельности УИС на всех уровнях её управления. Кроме того, прикладные ПС используют десятки тысяч сотрудников УИС. В период с 2000 по 2013 год наибольшее распространение получили ПС программного комплекса «Автоматизированный картотечный учет спецконтингента» (далее - ПК АКУС) для всех типов учреждений и органов УИС, как одна из наиболее востребованных разработок Федеральное казанное учреждение Научноисследовательского института информационных технологий ФСИН России (ФКУ НИИИТ ФСИН России, г. Тверь). В последние годы на первый план выходят корпоративные решения. Одной из наиболее приоритетных сторонних разработок, во внедрении и сопровождении которой участвует ФКУ НИИИТ ФСИН России (далее - Институт), является федеральная государственная информационная система «Электронный документооборот уголовно-исполнительной системы» (ФГИС «Электронный документооборот УИС»).
Для Института вышеизложенное имеет особый смысл, поскольку в соответствии с Уставом и сложившейся ролью в деятельности УИС, Институт участвует во всех стадиях разработки ИТ: от генерации идей до внедрения разработок в промышленную эксплуатацию, с последующим сопровождением как авторских, так и заимствованных ПС. К настоящему времени в Федеральной службе по интеллектуальной собственности (Роспатент) институтом зарегистрировано 16 ПС.
В условиях динамично изменяемой нормативной базы применения ПС, появления новых функциональных решений, изменения подходов к разработке и использованию ПС и так далее - на каждом этапе жизни программного продукта разработчики сталкиваются с необходимостью решения множества вопросов. Рамки данной статьи не позволяют изложить требования к уровню подготовки специалистов на всех этапах информатизации, а также о реализованных решениях, задействованных технологиях и методах консолидации профессиональных возможностей специалистов. Акцентируем внимание на наиболее значимых вопросах этапа внедрения ПС.
Когда процесс доходит до тиражирования ПС, до предварительной подготовки и промышленной эксплуатации: установки ПС на рабочих местах сотрудников с учетом рационального размещения технических средств, требований сопроводительной документации, необходимости полного освоения функциональных и прикладных возможностей ПС, возникают вопросы, связанные, в том числе, с уровнем подготовки как ИТ- специалистов, так и самих пользователей программных средств.
Отметим, что кадровая ситуация в УИС непростая. Согласно статистическим данным, приведенным в информационно-аналитическом сборнике «Кадровое обеспечение уголовно-исполнительной системы», четверть списочной численности сотрудников УИС имеют лишь среднее общее образование, что позволяет говорить о недостаточном уровне подготовки сотрудников УИС с точки зрения использования вычислительной техники, применения программного обеспечения, используемого в УИС, выполнения необходимых требований. Кроме того, внедрение
масштабируемых решений, охватывающих все уровни управления УИС, такой как ФГИС «Электронный документооборот УИС», выдвигает повышенные требования к квалификации сотрудников, что предполагает появление качественно новых подходов к подготовке и ИТ-специалистов, и пользователей ПС.
При недостаточном уровне подготовки сотрудников УИС может сложиться ситуация, когда вычислительная техника используется не в полном объеме, ПС применяются малоэффективно, без учета полного применения задач, заложенных разработчиками, в том числе сотрудниками Института, знающими специфику применения ПС в УИС.
В 2004 году Институт проанализировал причины недостаточной внедряемости ИТ в УИС, где одной из основных назван уровень компьютерной грамотности.
За минувшие годы Институт осуществлял внедрение ПС посредством подготовки пользователей. В результате чего сложились определенные методические решения и достигнуты практические и количественные результаты.
С 2005 года около 15 тысяч сотрудников УИС были охвачены различными формами обучения. Отделом стажировки и дистанционного
обучения Института проводится обучение сотрудников УИС, позволяющее получить более глубокие и обширные знания в сфере применения ПС. Тематика подготовки сотрудников соответствует Планам деятельности Института на очередной год и заявкам территориальных органов УИС. До слушателей доводится информация о назначении и эффективной установке программного обеспечения, о размещении оборудования, а на учебно-практических сборах отрабатываются типовые примеры
использования ПС. Данная форма подготовки в Институте проводится в виде стажировки и является основной.
К другой форме подготовки сотрудников относятся видеоинструкции по использованию ПС, оформленные как видео учебники, направляемые в учреждения УИС для изучения при проведении занятий по служебной подготовке. Подобные учебники разработаны для ПК АКУС. В 2015 году на основании заявки УИТИОСВ ФСИН России разработан видео учебник по использованию ФГИС «Электронный документооборот УИС».
Существует третья формой подготовки - дистанционная, при которой Институт в целях максимального охвата слушателей, экономии денежных средств на командировочных расходах и интенсификации внедрения ПС, проводит вебинары для сотрудников УИС без отрыва их от основного места службы. Такая подготовка отличается содержанием занятий и
направленностью, во многом определяемая необходимостью решения оперативных вопросов подготовки пользователей. Особый смысл дистанционная подготовка приобретает в условиях модернизации ПС, когда появляется необходимость в безотлагательном доведении до слушателей новых функциональных и методических решений. Следует отметить, что именно дистанционная форма подготовки позволяет привлечь в рамках одного мероприятия представителей различных служб и организаций в качестве докладчиков. При этом число вопросов на вебинарах может достигать нескольких сотен, а решение поднятого вопроса становится известным всем слушателям. Так, в 2014 году и начале 2015 года к дистанционной форме обучения в рамках проекта ФГИС «Электронный документооборот УИС» было привлечено более 6 тысяч пользователей. При проведении вебинаров в качестве докладчиков выступали: методисты фирмы-поставщика, заинтересованные службы центрального аппарата ФСИН России, сотрудники отдела стажировки и дистанционного обучения и отдела внедрения центра развития информационных технологий ФКУ НИИИТ ФСИН России.
Отметим техническое решение «База Знаний ФКУ НИИИТ ФСИН России», которое в конце 2014 года оказало серьезную поддержку в решении задачи по внедрению электронного документооборота в территориальных органах УИС. C его помощью удалось аккумулировать и систематизировать усилия ведущих системных инженеров ФКУ НИИИТ ФСИН России и поставщика ФГИС «Электронный документооборот УИС» в части монтажа и настройки оборудования, предназначенного для автоматизации электронного документооборота, а впоследствии - в реальном масштабе времени доносить эти решения до ИТ-специалистов УИС. Без использования подобных решений осуществление проекта такого масштаба представляется маловероятным.
Таким образом, приобретенный опыт, методические, программные и технические решения Института могут быть применены и в учебных заведениях УИС.
В настоящее время в УИС сложилась сетевая инфраструктура, сформирован набор прикладных ПС, решены многие методические вопросы и отработаны подходы к подготовке пользователей, что позволяет создать учебник по информатизации УИС, содержащий материалы как для ИТ- специалистов, так и разделы по конкретным прикладным ПС.
В соответствии с п.1 Распоряжения ФСИН России от 09.02.2009 №28-р утвержден перечень учебных центров территориальных органов УИС, наделенных правом подготовки сотрудников УИС к работе с ПС. Институт обеспечил базовые учебные центры территориальных органов УИС комплектами технической документации и ПС, согласно предложениям, представленным Управлением кадров ФСИН России; в течение 2009-2010 годов провел обучение преподавателей. Таким образом, был инициирован процесс передачи учебных методик в учебные центры территориальных органов УИС.
Позднее по заявкам Институт проводил стажировку преподавателей учебных центров территориальных органов и ВУЗов УИС. Передавая учебные технологии и учебно-методические решения, мы обязаны четко понимать, что таким образом Институт объединяет усилия в части подготовки квалифицированных специалистов для УИС, тем самым заложив краеугольный камень в системе образования в УИС.
В настоящее время преподаватели ВУЗов УИС работают с курсантами в рамках учебных планов, содержащих темы и вопросы использования ПС в деятельности УИС. Такая подготовка имеет общий и теоретический характер, не связанный с реальными условиями применения ПС слушателем по направлению его деятельности.
В свою очередь Институт находится на стыке связки «разработчики - пользователи ПС» с определенными практическими вопросами и проводит именно подготовку пользователей ПС, которая носит конкретный прикладной характер, ориентированный на использование и внедрение ПС. Тогда как для учебных заведений вопросы использования ПС являются составной частью учебных программ, ориентированной на подготовку по типовым специальностям.
В рамках обучения специалистов не менее важным остается и вопрос методического обеспечения учебных мероприятий. В силу необходимости решения вопросов «здесь и сейчас» в Институте стажировка проводится без общепринятой схемы обеспечения учебного процесса. Учебные программы, учебные базы данных, учебные технологии разрабатываются в сжатые сроки, обусловленные сроками внедрения новых программных разработок, и более того постоянно изменяются вместе с ПС. При этом в учебных заведениях все более инерционно: методические материалы для обучения подготавливаются и утверждаются заранее.
Однако для Института обучение не цель, а лишь средство для обеспечения внедренческого и эксплуатационного этапов информатизации. Мы не только обучаем, но и сопровождаем ПС, консультируя пользователей по достаточно сложным вопросам. Следует отметить, что порой при решении консультационно-методических вопросов приходится задействовать весь кадровый потенциал Института. Эти три аспекта и отличают подготовку кадров УИС в Институте и в учебных заведениях УИС, отражают направления и степень взаимодействия при подготовке пользователей ПС.
На данный момент информатизация в УИС достигла уровня, требующего использование всех возможных ресурсов, в том числе - и потенциала учебных заведений УИС. УИС находится на начальном этапе объединения усилий с целью подготовки пользователей ПС. Таким образом, прослеживаются два направления участия учебных заведений в процессе информатизации:
• включение в учебные планы занятий по изучению ПС УИС и своевременная корректировка учебных материалов;
• предоставление учебных мощностей при реализации масштабных проектов, аналогичных ФГИС «Электронный документооборот УИС».
Говоря о программных средствах, уже применяемых в учебном процессе, аналогично ПК АКУС, в качестве учебных пособий могут быть задействованы ПС и общего плана, такие как: «Статистика УИС», ФГИС «Электронный документооборот УИС», - и более узкие,
соответствующие учебным специальностям. Конечно, наиболее удобным способом подготовки кадров, пребывающих на первоначальную подготовку, на обучение очной программе, на повышение квалификации являлось бы изучение в учебных заведениях УИС методам организации работ в УИС, с применением средств автоматизации. После чего сотрудники на местах, или проходя полноценную стажировку в Институте, изучат более тонкие вопросы применения и администрирования ПС.
В связи с развитием и модернизацией программных средств Институт проводит обновление видео учебников, технической документации, учебных баз данных и размещает их на сайте института (ipt.fsin.uis). Однако никто не отказывается от необходимости циклической подготовки самих преподавателей учебных заведений УИС в стенах института. Возможны и другие формы обмена опытом. Так, сотрудники Института приняли участие в научно-практическом семинаре «Проблемы автоматизации отдельных видов деятельности сотрудников исправительных учреждений ФСИН России», проведенном Вологодским институтом права и экономики ФСИН России в 2014 году.
Взаимодействие с ВИПЭ ФСИН России, охватывающее и проектные работы, и учебные мероприятия, и обмен методическим опытом, становится своего рода прообразом практики взаимодействия с другими учебными заведениями.
Таким образом, в настоящее время в УИС объективно начинает складываться ситуация, в которой потребность в подготовке пользователей и специалистов по информационным технологиям решается многими способами, с привлечением различных структур, и роль учебных заведений УИС в этом процессе будет только нарастать.
|