Центр информационного обеспечения (далее - ЦИО) осуществляет обеспечение руководства и центрального аппарата ФСИН России статистической информацией о результатах оперативно-служебной, финансово-экономической, производственно-хозяйственной деятельности, а также деятельности оперативных подразделений. Для этого на основе внедрения современных информационных технологий в УИС создан и поддерживается в актуальном состоянии информационный ресурс, включающий:
более 120 форм ведомственного статистического наблюдения, в том числе 8, содержащих сведения, отнесенные к государственной тайне, либо к категории информации ограниченного распространения;
около 20 баз данных учетов о результатах деятельности ФСИН России, в том числе 6 банков данных оперативно-розыскного направления.
Более подробная информация по формам ведомственного статистического наблюдения и базам данных приведена в справочных материалах данного сборника.
Сбор и обработка ведомственной статистической информации, а также функционирование центральной базы данных ФСИН России осуществляется с использованием федеральной государственной информационной системы «Автоматизированная информационная система электронной обработки статистической информации «Статистика УИС» (далее ФГИС «Статистика УИС»), которая внесена в реестр государственных информационных систем под № ФС-77130297. Система разработана ФКУ НИИИТ ФСИН России и внедрена на всех уровнях прохождения информации (Учреждения - Территориальный орган - Подразделения, подведомственные ФСИН России - ФКУ НИИИТ ФСИН России - Центральный аппарат ФСИН России).
С помощью ФГИС «Статистика УИС» обрабатывается 113 форм ведомственного статистического наблюдения, в том числе 8 - содержат сведения, составляющие государственную тайну. Количество статистических показателей форм ведомственной отчетности в ФГИС «Статистика УИС» составляет более 30 тыс., в том числе содержащие сведения, составляющие государственную тайну - около 6 тыс.
Для обеспечения функционирования ФГИС «Статистика УИС» в части организации работ по сбору и обработке ведомственной статистической информации ЦИО разрабатывает шаблоны форм статистической отчетности, только за 2015 год подготовлены новые, внесены изменения и доработаны шаблоны более чем по 20 формам ведомственного статистического наблюдения и соответствующие им выходные аналитические шаблоны.
Совместно со структурными подразделениями ФСИН России по формам статистической отчетности в 2015 году разработаны проекты 6 нормативно-правовых актов ФСИН России.
Базы данных (18), а также незначительная часть форм ведомственной статистической отчетности (10), обрабатываются с помощью локальных программных средств, представляющих автоматизированные рабочие места.
В актуальном состоянии поддерживается более 20 информационных баз данных о результатах деятельности ФСИН России, в том числе:
Учет преступлений среди личного состава УИС;
Учёт преступлений среди осужденных;
Пономерной и алфавитный учет среднего, старшего и высшего начальствующего состава территориальных органов и образовательных учреждений ФСИН России;
Европейский Суд по правам человека;
Общероссийский классификатор предприятий и организаций (ОКПО) в составе Статистического регистра Федеральной службы государственной статистики по подразделениям уголовно-исполнительной системы; (ФКУ НИИИТ ФСИН России выполняет функции головной организации по ведению классификатора подразделений УИС и присвоению им кода ОКПО, только за 2015 год выдано более 1000 информационных писем с кодами);
Электронный паспорт исправительного учреждения (ЭПИУ);
А также банков данных оперативно-розыскного назначения ФСИН России, содержащих сведения, составляющие государственную тайну:
«Оперативно-справочные учеты ФСИН России»;
«Учреждения, состоящие на особом контроле»;
«Справки-меморандумы по прекращенным ДПОП»;
«Тюрьма» (лица, отбывающие наказание на тюремном режиме);
«Побег» (лица, совершившие побег и находящиеся в розыске).
В рамках уголовно-исполнительной системы центр взаимодействует со всеми территориальными органами ФСИН России и учреждениями, непосредственно подчиненными ФСИН России, для контроля их деятельности в части своевременности, полноты и достоверности представления статистической информации.
Информационно-аналитическое обеспечение по основным
направлениям деятельности ФСИН России осуществляется в интересах 19 управлений ФСИН России, 5 учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, а также в рамках межведомственного взаимодействия с Национальным антитеррористическим комитетом, Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Росстатом.
По формам ведомственной отчетности с помощью ФГИС «Статистика УИС» сотрудниками ЦИО для центрального аппарата ФСИН России ежегодно подготавливаются около 450 выходных аналитических отчетов и более 30 информационно-аналитических тематических сборников по направлениям деятельности ФСИН России, таких как:
Сводный отчет о деятельности УИС;
Основные показатели деятельности УИС;
Статистический аспект «Деятельность органов и учреждений УИС»;
Оперативная сводка о деятельности учреждений УИС;
Карманный справочник «Итоги деятельности ФСИН России»;
Кадровое обеспечение УИС в 2015 году;
Расчет потребности в кадрах УИС на текущий и перспективный периоды в разрезе категорий и групп специалистов по направлениям деятельности УИС;
Сведения о численности и составе государственных гражданских служащих и работников учреждений и органов ФСИН России, а также об укомплектованности подразделений УИС.
Более подробная информация по тематическим сборникам приведена в справочных материалах данного сборника.
На сегодняшний день проблемными вопросами ЦИО остаются рост количества показателей, форм ведомственной статистической отчетности ФСИН России, частоты периодичности и неравномерность ее представления в течение года. В связи с этим, перспективные направления деятельности ЦИО видятся в оптимизации системы сбора и обработки статистической отчетности путем:
Комплексной модернизации системы сбора и обработки статистической отчетности ФГИС «Статистика УИС»:
создание интегрированного с ФГИС «Статистика УИС» web-портала и обеспечение технической возможности на уровне подотчетных подразделений осуществлять работу в режиме on-line для внесения сведений непосредственно в центральную базу ФСИН России.
Развития системы сбора и обработки статистической отчетности ФГИС «Статистика УИС»:
разработка по каждому направлению деятельности ФСИН России унифицированных статистических форм квартальной, полугодовой и годовой периодичности с минимальным, но достаточным количеством показателей;
пересмотр сроков представления информации с учетом степени ее важности для принятия управленческих решений с целью устранения пиковых нагрузок при обработке статистической отчетности;
исключение отдельных видов работ, таких как подготовка печатных отчетов, ручной и межформенный контроль информации.
Одним из основных видов деятельности, способствующим решению данных вопросов, является научная деятельность ЦИО. В соответствии с положениями приказа ФСИН России от 17.11.2005 №868 «Об организации
и опытно-конструкторской деятельности в Федеральной службе исполнения наказаний» основной целью научноисследовательской и опытно-конструкторской деятельности в ФСИН России является, в том числе, и решение информационных проблем, направленных на повышение эффективности деятельности органов и учреждений ФСИН России. ЦИО, организация научной деятельности которого представлена на схеме (рис. 1), является участником научно
исследовательской и опытно-конструкторской деятельности в ФСИН России.
В рамках ежегодных планов научно-технической деятельности ФКУ НИИИТ ФСИН России на 2015 год выполнены, а на 2016 год выполняются работы, краткие сведения о которых приведены в справочных материалах сборника. Подробнее некоторые темы рассмотрены в статьях участников авторских коллективов, которые также размещены в данном сборнике:
Галкина Г.Ф., Иванова Н.Б., Ряжских О.С. «Использование
информационно-аналитического сборника «Кадровое обеспечение уголовноисполнительной системы в 2014 году» в работе кадровых подразделений уголовно-исполнительной системы» (по результатам выполнения
НИОКР-27-2015);
Карева И. А. «Актуальные вопросы сбора и обработки ведомственной статистической отчетности» (по результатам выполнения НИР-28-2015);
Наумов Д.М. «Исследование проблем взаимодействия оперативных
подразделений УИС с иными правоохранительными органами» (по результатам выполнения НИОКР-24-2015, НИОКР-25-2015,
НИОКР-26-2015);
Комарова Л.И., Громова Е.В. «База данных ОКПО УИС и ее значение для уголовно-исполнительной системы» (по данным темы НИР-14-2016).
Тема НИОКР-27-2015, касающаяся вопросов оптимизации
ведомственной статистической отчетности, нашла свое дальнейшее развитие в составе тем плана научно-технической деятельности ФКУ НИИИТ ФСИН России на 2016 год («НИР-19-2016 Анализ планирования периодичности и сроков представления, порядка сбора и обработки ведомственной статистической отчетности ФСИН России. Подготовка предложений по их совершенствованию»).
От Заказчиков получены три акта внедрения научной продукции: от УК ФСИН России - по теме НИОКР-27-2015 и НИР-17-2016 (аналитические материалы используются для принятия управленческих решений по кадровым вопросам), от УПОАО ФСИН России - НИР-28-2015 (аналитические материалы используются управлением в практической деятельности).
В целях регистрации результатов интеллектуальной деятельности ФКУ НИИИТ ФСИН России, полученных в предыдущие годы, ЦИО осуществлена регистрация базы данных «Анализ и обобщение характеристик
по предоставлению статистической отчетности территориальными органами и подразделениями УИС» и 18.01.2016 получено свидетельство о государственной регистрации базы данных. Научная деятельности в ЦИО в целом носит системный и последовательный характер, вовлеченность сотрудников ЦИО в научно-исследовательскую деятельность
в 2016 году в соответствии с утвержденным составом авторских коллективов составляет около 70%, вовлеченность сотрудников иных структурных подразделений ФКУ НИИИТ ФСИН России в тематику ЦИО составляет около 25%, вместе с тем имеется ряд предложений по повышению эффективности научной деятельности.
На современном этапе развития к статистической отчетности предъявляется ряд необходимых требований, таких как оптимизация состава разрабатываемой официальной статистической информации для принятия эффективных управленческих решений на уровне руководства, минимизация информационной нагрузки на респондентов, интеграция статистических информационных ресурсов федеральных органов исполнительной власти и возможность их межведомственного взаимодействия, модернизация системы сбора, обработки, хранения и распространения статистической информации на основе применения современных информационно-телекоммуникационных технологий. Повышение эффективности информационного обеспечения деятельности ФСИН России предполагает организацию работы по совершенствованию статистической отчетности ФСИН России. Сбор форм ведомственной статистической отчетности от подразделений УИС, их обработку, анализ, обобщение, накопление, а также ведение перечня форм ведомственной статистической отчетности осуществляет ЦИО. Современные требования, предъявляемые к статистической отчетности, а также существующие на сегодняшний день нерешенные вопросы в области ведомственной статистической отчетности должны быть определенным ориентиром для проведения системной и последовательной политики в сфере научно-технической деятельности ЦИО.
Фундаментальным вопросом, определяющим впоследствии
информационно-аналитическое обеспечение деятельности ФСИН России, является разработка и введение в действие ведомственных статистических форм. В соответствии с приказом ФСИН России от 26.01.2012 №45 "О совершенствовании организации и повышении эффективности информационного обеспечения деятельности Федеральной службы исполнения наказаний" форма ведомственной статистической отчетности является официальным документом и утверждается приказом ФСИН России.
Введению в действие новых ведомственных статистических форм, изданию правовых актов ФСИН России о введении в действие новых или внесении изменений в действующие формы ведомственной статистической должна предшествовать всесторонняя работа, которая сначала затрагивает вопросы необходимости и целесообразности введения новой формы статистической отчетности или внесения изменений в действующий порядок, обоснование сроков представления и периодичности сбора, а потом, вопросы самой разработки формы. Правильно построенная работа по разработке форм ведомственного статистического наблюдения, должна исключать дублирование показателей с другими формами статистической отчетности, дает четкую и однозначную трактовку показателей, методику их расчета, описывает взаимосвязь и зависимость показателей, связь статистической формы с другими формами, и главное, с первичными учетными документами. Однако ни в одном действующем приказе ФСИН России о вводе в действие новых статистических форм нет ссылок на первичные учетные документы, что делает процесс заполнения формы статистической отчетности затруднительным и трактуемым различными исполнителями в соответствии с уровнем их компетенции и опыта, что сказывается на качестве информационного ресурса.
Фактически разработка форм статистической отчетности осуществляется в рамках обычной деятельности управлений ФСИН России специалистами разной квалификации, что не может не отражаться на качестве разрабатываемых форм ведомственного статистического наблюдения, кроме того, существует практика введения в действие форм ведомственного статистического наблюдения указаниями ФСИН России без подготовки соответствующего нормативного документа.
Для повышения эффективности информационного обеспечения насущной необходимостью является проведение оптимизации ведомственных статистических форм, т.е. рациональное ограничение структуры, состава и количества их показателей, исходя из принципа минимальной достаточности критериев для объективной оценки результатов деятельности и принятия взвешенных управленческих решений. Перевод работы по разработке форм ведомственного статистического наблюдения и инструкции по их заполнению и представлению в разряд научной деятельности во многом способствует решению обозначенных вопросов и отвечает принципам статистического учета в части полноты, достоверности и научной обоснованности статистической информации.
Сбор и обработка, хранение и анализ ведомственной статистической информации осуществляется с использованием федеральной государственной информационной системы «Автоматизированная информационная система электронной обработки статистической информации «Статистика УИС» (далее - ФГИС «Статистика УИС»). На оперативность представления статистической информации при эксплуатации ведомственной информационной системы существенным образом влияет совершенствование технологии сбора, формирования, хранения и распространения статистических данных с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий.
Определенные трудности при работе с ФГИС «Статистика УИС» вызывает отсутствие систематизации показателей по направлениям деятельности ФСИН России. Разработка рубрикатора по группировке показателей позволит систематизировать и классифицировать информацию.
Применение единых стандартов при использовании общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации для создания и эксплуатации ведомственных информационных систем необходимо для совместимости с другими государственными
информационными системами, в том числе и в рамках межведомственного взаимодействия. Система общероссийских классификаторов техникоэкономической и социальной информации служит важным инструментом для систематизации, агрегирования и формализованного представления статистической информации по наиболее значимым направлениям деятельности.
Принцип систематизации информации должен присутствовать уже в самом начале, в процессе разработки статистической формы. Присваиваемые форме статистической отчетности, а впоследствии и показателям данной формы, индексы, не упорядочены и не характеризуют направления деятельности ФСИН России. Систематизация статистических форм производится только по некоторым признакам, а показателям присваиваются индексы только в рамках отдельно взятой статистической формы.
На сегодняшний день имеются формы ведомственного статистического наблюдения, заполнение которых предусматривает использование соответствующей нормативно-справочной информации, причем действие конкретного справочника распространяется на отдельно взятую статистическую форму без привязки к существующим общероссийским классификаторам технико-экономической информации. В результате не регламентированный процесс ведения справочников приводит к необходимости привязки его к единым стандартам, детальной проработке данного вопроса и разработке соответствующих переходных ключей.
По результатам обработки форм ведомственного статистического наблюдения формируются сводные отчеты по России, а также информационно-аналитические сборники по основным направлениям деятельности ФСИН России. На уровне управлений ФСИН России в ФГИС «Статистика УИС» реализована возможность оперативного получения любого произвольно заданного набора статистических показателей. В настоящее время данная функция сотрудниками управлений ФСИН России не реализуется, в том числе и в связи с отсутствием систематизации и классификации информации, что значительно увеличивает поток
запрашиваемой информации из центральной базы данных у института и приводит к дополнительным затратам времени и кадрового потенциала как в институте, так и в ФСИН России, где необходимые сведения можно получить в автоматизированном режиме. С учетом периодичности статистических форм, в течение календарного года ЦИО подготавливается более 500 плановых аналитических отчетов, то есть более двух отчетов ежедневно. Структура и содержание сводных аналитических отчетов по некоторым статистическим формам нуждается в значительной переработке и модернизации, что также требует проведения определенной работы в данном направлении.
В заключение хотелось бы отметить, что направления научной деятельности ЦИО должны не только удовлетворять потребности заказчиков, но и носить системный и последовательный характер в целях повышения эффективности информационного обеспечения деятельности ФСИН России и реализации единой научно-технической политики ФКУ НИИИТ
ФСИН России.
|