Воскресенье, 24.11.2024, 19:26
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 30
Гостей: 30
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Валютное право как институт денежного права

Включенность валютного права в структуру права денежного обращения обусловливается его предметом, которым выступают общественные отношения в сфере обращения национальной и иностранной валюты в процессе совершения валютных операций. В то же время объектом валютного регулирования является не только валюта (российская и иностранная), но и ценные бумаги. Очевидно, что ценные бумаги и валюта - разные по своей природе виды активов. Значит ли это, что общественные отношения, складывающиеся в процессе совершения валютных операций с использованием ценных бумаг, не входят в предмет права денежного обращения? На наш взгляд, на данный вопрос следует дать отрицательный ответ.

В соответствии с п. 1 ст. 142 ГК РФ ценными бумагами признаются документы, соответствующие установленным законом требованиям и удостоверяющие обязательственные и иные права, осуществление или передача которых возможны только при предъявлении таких документов (документарные ценные бумаги). При этом необходимо иметь в виду, что ценные бумаги выполняют ряд денежных функций. Ценные бумаги выполняют функцию средства накопления (сбережения), позволяя, помимо всего прочего, также получать доход от вложения денежных средств. Ценные бумаги также выполняют функцию средства обращения. Особенно ярко это проявляется на примере товарораспорядительных ценных бумаг - на основании п. 3 ст. 224 ГК РФ передача коносамента или иного товарораспорядительного документа приравнивается к передаче вещи. И самое главное - ценные бумаги могут выполнять функцию средства платежа. В качестве примера можно привести дорожные чеки, которые во многих странах принимаются наравне с деньгами.

Зачастую сложно провести грань между деньгами и ценными бумагами <1>. При этом в деловом обороте ценные бумаги заменяют деньги. Способность ценных бумаг выполнять функцию средства платежа обусловливает стремление государства ограничить их использование первыми двумя функциями - функциями средства накопления (сбережения) и обращения.

--------------------------------

<1> Само слово "банкнота" означает в переводе с английского языка банковский билет, банковскую расписку. Изначально банкноты представляли собой обязательство банка произвести платеж клиенту по первому его требованию.

В связи со всем вышеперечисленным необходимо говорить о том, что ценные бумаги рассматриваются государством как потенциальный денежный суррогат, и поэтому на них распространяется режим валютных ограничений. Изложенное доказывает правильность вывода о том, что институт валютного регулирования и валютного контроля (валютное право) и институт денежного обращения следует рассматривать в рамках финансового права как единое образование - подотрасль "право денежного обращения".

Говоря непосредственно о валютном регулировании, следует отметить, что оно представляет собой процесс целенаправленного воздействия государства на валютные отношения резидентов и нерезидентов с помощью правовых и экономических методов, направленных на обеспечение устойчивости национальной валюты и стабильности внутреннего валютного рынка того или иного государства (группы государств).

В науке финансового права валютное регулирование традиционно рассматривается с широкой и узкой точек зрения. Приведенное определение характеризует валютное регулирование в его широком понимании. С узкой точки зрения валютное регулирование "охватывает те нормативные ограничения и запреты, которые устанавливаются публичным правом в валютной сфере" <1>. Можно говорить, что в таком понимании валютное регулирование осуществляется посредством применения исключительно правовых методов, т.е. оно становится "правовым валютным регулированием".

--------------------------------

<1> Хаменушко И.В. Указ. соч. С. 43.

Начиная с 2003 г. в России наблюдается процесс планомерной либерализации валютного законодательства, проявляющийся в отмене и послаблении валютных ограничений, а также упрощении различных процедур, связанных с совершением валютных операций. Так, в частности, законодателем был расширен список операций, не подпадающих под валютные ограничения. Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" в своей первоначальной редакции содержал сравнительно небольшой перечень валютных операций, разрешенных для резидентов и нерезидентов. Например, изначально ч. 1 ст. 9 Закона содержала лишь семь видов валютных операций, которые вправе были совершать резиденты. Доходило до того, что работодатель не мог выдать своим работникам денежные средства в иностранной валюте на командировки в связи с тем, что на тот момент данная операция не входила в перечень разрешенных. В настоящее время ч. 1 ст. 9 Закона включает 23 валютные операции.

Также была отменена обязательная продажа части валютной выручки. Следует признать, что обязательная продажа части валютной выручки, представляя собой чисто административный метод аккумулирования валютных ресурсов, не имеет ничего общего с рыночной экономикой и является пережитком системы валютной монополии.

Вспоминая историю, можно отметить, что после распада СССР на основании Указа Президента РФ от 30 декабря 1991 г. N 335 "О формировании Республиканского валютного резерва РСФСР в 1992 году" была установлена обязательная продажа 40% валютной выручки экспортеров. Менее чем через год этот размер был повышен до 50% <1>, а в кризисный 1999 г. и вовсе был доведен до 75% <2>. С 2001 по 2003 г. размер подлежащей обязательной продаже части валютной выручки экспортеров снизился до 50% <3>.

--------------------------------

<1> См.: Указ Президента РФ от 14 июня 1992 г. N 629 "О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин".

<2> См.: Указ Президента РФ от 15 марта 1999 г. N 334 "Об изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки".

<3> См.: Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 130-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, затрагивающие вопросы валютного регулирования".

Закон "О валютном регулировании и валютном контроле", принятый в 2003 г., изначально содержал положение, согласно которому ст. 21 Закона, устанавливавшая обязанность по продаже части валютной выручки, утрачивала силу с 1 января 2007 г. До тех пор по общему правилу необходимо было продавать 30% валютной выручки. В то же время Банк России был вправе устанавливать и иной размер обязательной продажи, но не свыше указанных 30%.

Необходимо отметить, что Банк России в полной мере воспользовался предоставленным ему правом. Так, с июня 2003 г. по июнь 2004 г. размер обязательной продажи части валютной выручки устанавливался в размере 25% <1>, а с мая 2006 г. - в размере 10% <2>. Весной 2006 г. Банк России установил норматив обязательной продажи на отметке 0% <3>, т.е. фактически отменил данное валютное ограничение за год до того, как должна была прекратить свое действие ст. 21 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле".

--------------------------------

<1> См.: указание Банка России от 9 июля 2003 г. N 1304-У "Об установлении размера обязательной продажи валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности)"; Инструкция Банка России от 30 марта 2004 г. N 111-И "Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации".

<2> См.: указание Банка России от 26 ноября 2004 г. N 1520-У "О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 30 марта 2004 года N 111-И "Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации".

<3> См.: указание Банка России от 29 марта 2006 г. N 1676-У "О внесении изменения в Инструкцию Банка России от 30 марта 2004 года N 111-И "Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации".

Помимо этого, законодатель сократил перечень объектов валютного регулирования (драгоценные металлы и драгоценные камни были исключены из перечня валютных ценностей), отказался от деления валютных операций на текущие и капитальные и т.д.

Либерализация валютного законодательства преследовала важную цель - упрощение порядка совершения валютных операций резидентов и нерезидентов. В то же время избирательный отказ от валютных ограничений привел к разрушению архитектуры валютного регулирования в России, в результате чего многие валютные ограничения, действующие в настоящее время, стали неэффективными (как в случае с правилом репатриации), в связи с чем приходится признать, что они никоим образом не способствуют достижению целей валютного регулирования.

Все вышеперечисленное привело к тому, что валютное регулирование начали рассматривать как явление, практически изжившее себя. Недальновидность такого подхода была продемонстрирована событиями конца 2014 г., когда курс российского рубля практически вдвое упал к курсу ведущих мировых валют - доллару и евро. Общераспространенным является мнение, что основным фактором, повлиявшим на покупательную способность рубля, стала цена на нефть. Негативное влияние также оказали введенные против нашей страны санкции.

В то же время следует понимать, что главной причиной девальвации стала политика Банка России - в ноябре 2014 г. Центральный банк РФ окончательно перешел к плавающему курсу рубля, и на этот же период пришлось самое сильное падение курса национальной валюты. При этом мегарегулятор завершил переход на плавающий курс рубля на два месяца раньше, чем планировалось.

Нестабильность национальной валюты и неэффективность действующей системы валютных ограничений ставят вопрос о необходимости выработки принципиально иного подхода к осуществлению валютного регулирования. Полагаем, что следующий этап развития системы валютного регулирования должен быть связан с передачей части полномочий по принятию и реализации валютной политики наднациональному органу с последующим формированием валютного союза в рамках Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС). О такой возможности, в частности, заявил Президент РФ В.В. Путин, по мнению которого "пришло время поговорить о возможности формирования в перспективе валютного союза" <1>. В то же время, по заявлению вице-министра национальной экономики Казахстана Т. Жаксылыкова, "Казахстан занимает четкую и последовательную позицию по исключению возможности введения единой наднациональной валюты в рамках ЕАЭС" <2>.

--------------------------------

<1> URL: http://www.vedomosti.ru/economics/news/2015/03/20/putin-pora-govorit-o-sozdanii-v-perspektive-valyutnogo-soyuza-eapu.

<2> URL: http://www.vedomosti.ru/finance/news/2015/04/22/kazahstan-isklyuchil-vvedenie-edinoi-valyuti-v-eaes.

Следует отметить, что Договор о Евразийском экономическом союзе закрепляет правовые основы проведения согласованной валютной политики государств - членов ЕАЭС "в целях углубления экономической интеграции, развития сотрудничества в валютно-финансовой сфере, обеспечения свободного движения товаров, услуг и капитала на территориях государств-членов, повышения роли национальных валют государств-членов во внешнеторговых и инвестиционных операциях, а также обеспечения взаимной конвертируемости указанных валют" (п. 1 ст. 64). Кроме того, подп. 16 п. 3 приложения N 1 к Договору о Евразийском экономическом союзе закрепляет за Евразийской экономической комиссией право на осуществление полномочий в сфере валютной политики в пределах, предусмотренных Договором и международными договорами в рамках Союза. Полагаем, что данная норма была закреплена "на перспективу", поскольку в настоящее время ни Договором, ни международными соглашениями ЕАЭС перечень вопросов Евразийской экономической комиссии в сфере валютной политики не определен.

Любой союз, в том числе валютный, имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Наиболее ярко минусы валютного союза были продемонстрированы "греческим кризисом" ЕС. Делегируя эмиссионные полномочия наднациональному органу, государства - члены валютного союза теряют сразу несколько инструментов управления экономикой. Они, в частности, лишаются возможности в одностороннем порядке девальвировать свою валюту, что ведет к необходимости изыскания других способов поддержания национальной экономики. В такой ситуации государства вынуждены обращаться к международным кредиторам для получения займов, а также снижать бюджетные расходы. Последнее приводит к росту социального напряжения, а также снижению налоговых поступлений, которые также являются важным доходным источником бюджета. Кроме того, девальвация валюты имеет своим следствием рост прибыли экспортеров, получаемой за счет курсовой разницы. Отказ от данного инструмента также приводит к снижению налоговых поступлений государственного бюджета.

В то же время валютный союз - это наивысшая форма межгосударственной интеграции, предполагающая сближение финансового, банковского, производственного и иных секторов экономик стран-участниц. Образование валютного союза влечет за собой синергический эффект, когда емкость единого рынка становится больше емкости отдельных рынков государств-участников. Валютный союз имеет своим следствием ускорение товарообмена, трудовой мобильности населения, рост конкурентоспособности внутренних производителей на международном рынке, а также увеличение инвестиционной привлекательности всего региона. Единый валютный рынок также приводит к сближению процентных ставок, снижению стоимости банковских услуг и концентрации капитала, обеспечивая тем самым рост активов кредитных организаций.

В любом случае о валютном союзе нельзя говорить как об исключительно положительном или сугубо отрицательном явлении - его необходимо оценивать объективно, принимая во внимание все плюсы и минусы. Образование валютного союза - комплексный и целенаправленный процесс интеграции государств. При этом все страны должны осознавать свою ответственность как за судьбу союза, так и за последствия, которые отразятся на их собственной экономике. Между тем в рамках союза должны быть созданы условия для обеспечения соблюдения интересов всех государств-участников, создающих равные возможности для экономического развития национальных экономик.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (02.03.2017)
Просмотров: 270 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%