Вторник, 26.11.2024, 21:49
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 11
Гостей: 11
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Актуальные вопросы сбора и обработки ведомственной статистической отчетности

Статистика играет важную роль в управлении любой организации, так как обоснованность принятия управленческих решений во многом зависит от информации, лежащей в основе этого решения. Не обладая информацией о реальном положении дел на местах, невозможно осуществлять оперативное управление и оказывать помощь подчиненным структурам, влиять на конечные результаты работы. И чем сложнее оперативная обстановка, динамичнее происходящие социально-экономические процессы, тем выше требования к информации. Без достоверной и полной информации, всестороннего и глубокого ее изучения не может нормально функционировать ни один управленческий аппарат. Обоснованность и эффективность его решений находятся в прямой зависимости от состояния информационного обеспечения. Непрерывный сбор, изучение, обобщение и обработка информации и представление ее руководству составляют основу информационного обеспечения.

Статистика Федеральной службы исполнения наказаний (далее - ФСИН России) относится к так называемой ведомственной статистике. Ведомственная статистика занимается сбором, обработкой и анализом статистической информации, необходимой для руководства ФСИН России и его структурных подразделений, принятия управленческих решений, планирования деятельности, и представляет собой совокупность всех статистических информационных ресурсов по оперативно-служебной, финансово-экономической и производственно-хозяйственной

деятельности ФСИН России. В виду разветвленной региональной структуры, большой численности структурных подразделений, (к 2016 году количество отчитывающихся объектов составляет более 220 единиц), сбором и обработкой значительного количества форм статистической отчетности в ФСИН России занимается отдельное структурное подразделение в составе Научно-исследовательского института ФСИН России (далее - Институт).

Сбор и обработка, хранение и анализ ведомственной статистической информации, а также функционирование центральной базы данных ФСИН России осуществляется с использованием федеральной

государственной информационной системы «Автоматизированная

информационная система электронной обработки статистической

информации «Статистика УИС» (далее - ФГИС «Статистика УИС»), что позволяет обеспечить полный цикл сбора, обработки и анализа информации на трех уровнях отчетности[1]:

уровень учреждений ^территориальный уровень i=5федеральный уровень.

Для управления уголовно-исполнительной системой создан

информационный ресурс, состоящий из 144 отчетных документа, из них 126 - ведомственные статистические формы (в том числе - 8 форм, включающих сведения, составляющие государственную тайну), 18 баз данных учетов по различным направлениям деятельности ФСИН России (в том числе, 8 баз данных, содержащих сведения, составляющие государственную тайну).

Достоверность информации и оперативность ее представления во многом зависит от совершенствования технологии, обеспечивающей процессы ее сбора обработки. В организации ведомственного статистического наблюдения существует ряд не решенных проблем, решение которых требует комплексного подхода, качественного изменения как системы работы с информацией, так и функциональной и организационной структур управления.

Целью статьи являются выработка определенных предложений, направленных на решение проблем в организации ведомственного статистического учета. Остановимся на некоторых из них.

Во-первых, ведомственная статистика характеризуется высокой трудоемкостью выполняемых работ. Статистические отчеты с уровня учреждений поступают в виде программного файла по электронным каналам передачи данных на уровень территориального органа, зачастую передача данных осуществляется на бумажных носителях или файлом в формате Word или Excel. В данном случае увеличивается трудоемкость обработки информации на уровне территориального органа, где осуществляется ручной ввод данных. В тоже время прием и обработка на федеральном уровне так же несовершенна и требует дальнейшего развития, т.к. не реализован автоматический прием программных файлов от респондентов в центральную базу данных ФСИН России, формирование протоколов по отправке электронных сообщений в их адрес.

Решением данной проблемы может быть переход к технологии Intranet, создание интегрированного с ФГИС «Статистика УИС» web-портала и обеспечение технической возможности на уровне подотчетных подразделений осуществлять работу в режиме on-line, для внесения сведений непосредственно в центральную базу ФСИН России, что позволит снизить трудозатраты на обработку отчетности.

Во-вторых, существующая на сегодня система сбора ведомственной статистической информации в большинстве случаев осуществляется по предметному признаку, когда информация готовится специалистом в предметной области и после обработки в Институте попадает в профильное управление ФСИН России. При этом такая информация не доступна специалистам других управлений ФСИН России. При разработке ведомственных форм по одному из направлений деятельности профильное управление ФСИН России включает в ее состав показатели, предназначенные для использования ограниченной группой лиц, соответственно такие показатели являются узкопрофильными. Такая система формирования ведомственной статистической информации приводит к созданию большого количества статистических форм и значительному набору показателей в них.

Одним из решений данной проблемы может послужить пример Федеральной службой государственной статистики, в которой, начиная с 90-х годов 20 века, велась работа по созданию унифицированной отчетности. Вместо целого ряда отраслевых форм в государственной статистике стали использоваться унифицированные формы с внедрением в полном объеме по всем статистическим работам сквозной технологии сбора, подготовки и обработки статистической информации [2].

Введение в действие унифицированных статистических форм, содержащих показатели, используемые всеми управлениями ФСИН России, позволит создать центральную базу, с возможностью формирования аналитических отчетов для каждого управления по своему набору показателей. Принципом формирования унифицированной статистической формы должно стать - «один показатель за определенный период респонденты представляют один раз».

Сбор информации по функциональному признаку позволит объединить в унифицированной статистической форме показатели многих управлений ФСИН России, которые будут предоставляться респондентами один раз. При такой системе сбора статистической информации количество форм сокращается, качество становится выше за счет исключения дублирования и сокращения объемов.

В-третьих, задача статистики состоит не только в получении достоверных данных на основе применения обоснованной научной методологии, но и в том, чтобы процесс сбора, обработки и получения сводных итогов был максимально удобен и эффективен, а «обратная связь» способствовала росту доверия к статистическим данным.

Основная цель статистического учета - объективное отражение реальной действительности, обеспечение комплексной и достоверной информацией ФСИН России. Важнейшей задачей статистического учета является формирование системы статистических показателей (далее - системы показателей) и разработка методологии изучения их количественной стороны с учетом решаемых конкретных задач [3].

Система показателей ведомственного учета в основном определяется Федеральной службой исполнения наказаний, которая нуждается в информации для выполнения своих функций.

Количество ведомственных статистических форм практически остается неизменным (рисунок 1) (приведены только формы, обрабатываемые ФКУ НИИИТ ФСИН России).

Рисунок 1 - Динамика статистических форм по годам

 

Снижение количества статистических форм с 2014 года обусловлено отменой части форм финансово-экономического управления ФСИН России, взамен которых, в результате проведенной оптимизации, были разработаны и введены в действие усовершенствованные статистические формы. При этом количество показателей за счет создания новых форм не уменьшилось, а в некоторых даже возросло. Например, в результате нескольких пересмотров ежемесячной формы 1-УИС «Сведения о количестве, движении и составе лиц, содержащихся в местах лишения свободы» количество показателей с 51 возросло до 420, что в расчете на год привело к увеличению показателей в 8,2 раза.

Введение в действие статистической формы ФСИН-1 «Итоги

деятельности учреждений, органов и предприятий уголовно-исполнительной системы» добавило в обработку 8128 показателей, в годовом режиме это составило 97536 показателей. Итогом пересмотра формы стало увеличение количества показателей в год на 57360. Таких примеров можно привести довольно много. В целом общий объем обрабатываемых (входных) показателей в формах, начиная c 2010 года (6,3 млн. показателей) вырос к 2015 году (29,0 млн. показателей) в 4,6 раза[1].

Для исключения подобных перекосов, снижение количества форм при одновременном росте количества показателей, оптимизация информационных ресурсов ФСИН России должна проводиться путем рационального ограничения структуры, состава и количества форм и показателей ведомственной статистической отчетности на основе [1]:

установления уровней приоритетности различных направлений оперативно-служебной и производственно-хозяйственной деятельности УИС с соответствующей дифференциацией отчетной информации в виде форм или конкретных показателей;

установления категорий важности отчетной информации с учетом ее предназначения, в том числе: информация, подлежащая особому контролю; информация оперативного характера, подлежащая постоянному контролю; информация, подлежащая периодическому контролю с установленной
периодичностью; прочая отчетная информация, необходимая для работы управлений ФСИН России и носящая справочный характер.

И, наконец, сроки представления ведомственной статистической отчетности назначаются стихийно без учета ее актуальности и приоритетности для принятия управленческих решений. Результатом являются пиковые нагрузки на кадровый потенциал ФКУ НИИИТ ФСИН России и ТО ФСИН России в период обработки статистических форм за полугодие и, особенно, за год (рисунок 2).

Рисунок 2- Распределение ведомственной статистической отчетности по сро­кам предоставления (январь)


Наибольшие пиковые нагрузки на участников процесса сбора и обработки информации приходятся на период с 5 по 20 число, когда одновременно обрабатывается 97 статистических форм, причем если срок обработки ежемесячной отчетности составляет 5-10 дней, то на подготовку отчетности с другой периодичностью отводится от 10 до 30 и более дней [1]. Соответственно практически 120 форм находятся в одновременной обработке. Наиболее загруженные месяцы - январь, февраль и июль. Данный фактор влияет на качество подготовки информации на уровне учреждений и органов ФСИН России, где готовится первичная информация.

Выбор оптимальных сроков представления информации должен определяться в зависимости от методологии ведения первичных учетов и технологии статистического производства.

Более равномерное распределение предоставления отчетности по срокам, с учетом ее актуальности, важности и приоритетности для принятия управленческих решений, на основе применения методов математического моделирования позволит снять избыточную нагрузку с персонала УИС и улучшить достоверность направляемой в ФСИН России информации. Работа в данном направлении продолжается в рамках НИР на 2016 год, проводимой ФКУ НИИИТ ФСИН России.

Таким образом, в целях создания условий для максимально эффективного управления деятельностью ФСИН России необходимо провести

работу по созданию новых программно-технологических средств,

модернизации системы сбора и обработки статистической информации, оптимизации количества и состава ведомственных статистических форм и определению методологических основ расчета ключевых показателей, разработке основных принципов создания агрегированной информационной базы.

В целях устранения пиковых нагрузок при подготовке, обработке и передаче форм ведомственной статистической отчетности предлагается пересмотреть сроки представления отчетной информации с учетом установленных параметров приоритетности и категорий важности информации.

Литература:

Заключительный отчет о НИР «Аналитический обзор состояния ведомственной статистической отчетности ФСИН России»/ ФКУ НИИИТ ФСИН России. - Тверь, 2015. - 358 с.

История российской государственной статистики: 1811-2011/Росстат. - М.: НИЦ «Статистика России», 2013. - 143 с.

Зинченко А.П. Проблемы развития статистики как науки//Вопросы статистики. 2011. -№ 8. - С. 67.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (09.08.2017)
Просмотров: 288 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%