Анализ современного состояния и динамики преступности в России, а также результатов правоприменительной практики позволяет сделать вывод о том, что одним из факторов, непосредственно влияющих на эффективность решения задач правоохранительных органов, является комплексный подход к проблеме борьбы с преступностью. В свою очередь, это предполагает объединение усилий всех субъектов правоохранительной деятельности путём создания постоянно функционирующей системы взаимодействия оперативных подразделений уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) и других правоохранительных органов, которая позволит существенно активизировать их совместную и согласованную деятельность по выявлению, предупреждению и раскрытию правонарушений [1].
В современный сложный период особое значение приобретают вопросы всемерного укрепления правопорядка и усиления борьбы с преступностью. При этом не разрешен целый комплекс задач, связанных с совершенствованием государственной стратегии и тактики борьбы с преступностью, поиском новых форм организации взаимодействия оперативных подразделений органов УИС и других правоохранительных органов. Объективная необходимость организации взаимодействия заключается в том, что при своеобразном разделении функций и разграничении объема работы по их реализации между различными органами, занимающимися вопросами борьбы с преступностью, не каждый из них имеет все необходимые для выполнения этих задач возможности, силы и средства. Потребность в согласованности определяется еще и тем, что каждый правоохранительный орган, действуя в интересах решения общей задачи, в то же время обладает относительной самостоятельностью, характерными свойствами, отличающимися как от свойств целого, так и от свойств, присущих другим составным частям, поскольку выполняет поставленные задачи специфическими средствами и методами. В связи с этим, повышение эффективности работы оперативных подразделений УИС по линии взаимодействия с другими правоохранительными органами в выявлении и раскрытии преступлений приобретает все более значимый характер.
Исходя из складывающейся оперативной обстановки, можно выделить следующие основные направления деятельности оперативных подразделений УИС, требующие взаимодействия:
- выявление и раскрытие преступлений, совершенных как в учреждениях УИС, так и за их пределами;
- розыск лиц, совершивших побеги из мест заключения;
- предотвращение и профилактика преступной деятельности, направленной на организацию каналов поставки в учреждения УИС запрещенных предметов и веществ, главным образом наркотических и психотропных веществ и препаратов на их основе;
- обеспечение безопасности лиц, содержащихся или отбывающих наказание в учреждениях УИС, в том числе в рамках применения мер государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства [1].
В рамках решения задач взаимодействия оперативных подразделений учреждений и органов УИС с другими правоохранительными органами необходим постоянный обмен информацией, совместное рассмотрение, обсуждение и решение актуальных вопросов в выявлении и раскрытии преступлений.
Наиболее важными направлениями повышения эффективности взаимодействия оперативных подразделений являются:
- планирование совместной работы;
- создание систем межведомственного электронного взаимодействия;
- обобщение и распространение передового опыта.
Оперативно-розыскная деятельность (далее - ОРД) занимает одно из
первых мест среди наиболее эффективных средств борьбы с преступностью. Использование ее специфических сил, средств и методов является одним из важнейших компонентов в решении задач, определенных законодательством в данной сфере государственной деятельности [2].
Правовую основу оперативно-розыскной деятельности в учреждениях и органах УИС составляют: Конституция Российской Федерации, УИК РФ, Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной
деятельности», Федеральный закон от 21.07.1993 N 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». Однако данные документы отражают далеко не все практические вопросы организации межведомственного взаимодействия.
Среди проблем правового характера при организации межведомственного взаимодействия при осуществлении оперативнорозыскной деятельности необходимо выделить следующие:
1. Отсутствие четкой правовой регламентации механизма, в том числе вопросов взаимодействия различных субъектов ОРД по противодействию преступности. В связи с этим многие субъекты, которые обладают необходимыми силами и средствами для противодействия преступности, необоснованно отстраняются от этой деятельности, либо решают их в рамках
только ведомственных целей и задач, без взаимодействия с другими субъектами.
2. Регулирование вопросов взаимодействия, в том числе и информационного, между различными субъектами либо отсутствует вообще, либо рассредоточено в многочисленных ведомственных нормативноправовых актах, которые доступны для ознакомления только одному из субъектов, и регулирование данных вопросов имеет односторонний, узконаправленный характер. Помимо этого, практика организации взаимодействия между различными субъектами правоохранительной системы, в том числе между ФСИН России и другими правоохранительными органами, идет по пути подписания двусторонних соглашений и договоров о взаимопомощи, однако, несмотря на то, что данное направление правового закрепления вопросов взаимодействия и имеет положительное действие, в целом она не решает проблемы организации взаимодействия в рамках всей системы. Кроме того, часто указанные формы правового закрепления имеют лишь региональный характер, а не общероссийский.
3. Отсутствие или неэффективность правового регулирования работы с информационными ресурсами правоохранительных органов, в том числе вопросов доступа к ведомственным локальным информационным системам других субъектов правоохранительной деятельности.
Необходимо отметить, что в настоящее время ведомственные нормативные акты, регламентирующие организацию межведомственного взаимодействия при осуществлении оперативно-розыскной деятельности в большинстве своем не отвечают современным требованиям в вопросах обеспечения правопорядка. Нет четко разработанной концепции взаимодействия ОВД и УИС. Отсутствует нормативная направленность взаимодействия территориальных подразделений ФСИН России с горрайорганами ОВД.
Одним из условий успешного раскрытия преступлений является разработка современных систем сбора, хранения, систематизации, обработки и выдачи информации и на этой основе совершенствование информационноаналитической работы.
На протяжении ряда лет, на основании заявок оперативного управления ФСИН России в ФКУ НИИИТ ФСИН России осуществлялся анализ вопросов организации взаимодействия оперативных подразделений ФСИН России с правоохранительными органами, формировались информационноаналитические сборники, описывающие работу в данном направлении.
В течение 2015 года работа по данному направлению проводилась в рамках НИОКР. В соответствии с заявками оперативного управления ФСИН России, Планом научно-технической деятельности ФКУ НИИИТ ФСИН России на 2015, утвержденным 22.12.2014 директором ФСИН России Корниенко Г. А. [3] ФКУ НИИИТ ФСИН России в течение 2015 года были проведены исследования и подготовлены отчеты по темам:
- НИОКР-24-2015 «Информационно-аналитическое обеспечение
работы оперативных подразделений УИС по линии содействия правоохранительным органам в выявлении и раскрытии преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков»;
- НИОКР-25-2015 «Информационно-аналитическое обеспечение
работы оперативных подразделений УИС по линии обеспечения государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»,
- НИОКР-26-2015 «Информационно-аналитическое обеспечение
работы оперативных подразделений УИС по линии содействия правоохранительным органам в выявлении и раскрытии преступлений».
Все три работы объединены общей тематикой - освещение вопросов взаимодействия подразделений УИС с правоохранительными органами по обеспечению безопасности отдельных категорий осужденных,
предупреждению, выявлению и раскрытию преступлений, в том числе связанных с незаконным оборотом наркотиков, как в учреждениях УИС, так и за их пределами.
По результатам работ изданы три информационно-аналитических сборника.
Сборники, разработанные в рамках тем НИОКР-24-2015
и НИОКР-26-2015, явились результатом переиздания ранее
формировавшихся в интересах оперативного управления ФСИН России сборников, доработанных с учетом предложений заказчика.
Сборник, подготовленный в рамках темы НИОКР-25-2015, разработан впервые. О повышенном внимании заказчика к информации, изученной в рамках данной темы, говорит тот факт, что в 2015 году на основании заявки ОУ ФСИН России ФКУ НИИИТ ФСИН России разработана структура банка данных «Государственная защита» в формате ИСУБД «CronosPro». Опытный образец банка данных направлен заказчику, получено положительное заключение.
На основании приведенного примера можно сделать вывод, что для повышения уровня информационного обеспечения оперативных служб ФСИН России требуется комплексный подход, включающий в себя информацию, содержащуюся в формах ведомственной статистической отчетности ФСИН России и соответствующих базах данных, в том числе оперативно-розыскного назначения.
Существенно повысить уровень информационного обеспечения деятельности оперативных служб ФСИН России позволит ввод в действие трехуровневой системы формирования оперативно-справочных учетов, планируемый в 2016 году, а также реализация мероприятий
межведомственного информационного взаимодействия между ФСИН России и МВД России, а также с другими правоохранительными органами в рамках заключенных соглашений о межведомственном информационном
взаимодействии.
Проведенные ФКУ НИИИТ ФСИН России исследования могут быть использованы руководителями оперативных подразделений учреждений и органов УИС для принятия управленческих решений, направленных на повышение уровня межведомственного взаимодействия с правоохранительными органами по предупреждению, выявлению и раскрытию преступлений, обеспечению безопасности отдельных категорий осужденных на уровне территориальных органов и учреждений ФСИН России.
По результатам проведенных исследований можно сделать обобщенный вывод, что наряду с выявленными конкретными недостатками и проблемами в организации межведомственного взаимодействия на уровне отдельных территориальных органов ФСИН России, основной проблемой в данном направлении являются нерешенные на сегодняшний день на федеральном уровне вопросы организации межведомственного информационного обмена между ФСИН России и иными
правоохранительными органами.
В целях решения задач межведомственного информационного взаимодействия между ФСИН России и правоохранительными органами в ФКУ НИИИТ ФСИН России создано новое структурное подразделение: Центр организации межведомственного информационного взаимодействия и информационно-справочного обеспечения (Приказ ФСИН России от 15.04.2016 № 272 «О внесении изменений в штатные расписания учреждений, непосредственно подчиненных Федеральной службе исполнения наказаний»). Первостепенной задачей центра является реализация соглашения между ФСИН России и МВД России об организации обмена информацией в электронном виде от 18.12.2012 № 1/23-63701/1/11940 (с изменениями, внесенными дополнительным соглашением от 08.10.2015 № исх. 01-63746/1/8156), а также организация взаимодействия с иными заинтересованными правоохранительными органами.
Литература:
1. Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ «Об оперативнорозыскной деятельности».
2. Теория оперативно-розыскной деятельности: Учебник. Под ред. К.К. Горяинова. - М.: ИНФРА-М, 2012.
3. План научно-технической деятельности федерального казенного
учреждения «Научно-исследовательский институт информационных
технологий Федеральной службы исполнения наказаний» на 2015 год, утв. 22.12.2014 директором ФСИН России Корниенко Г.А.
|