Федеральная служба исполнения наказаний - важное звено системы государственной правоохранительной службы, эффективность деятельности которой напрямую зависит от состояния кадров, стабильности коллективов сотрудников, уровня их квалификации, опыта работы, нравственных и деловых качеств. В связи с этим представляется важным фактором работа кадровых подразделений. Следует принимать во внимание, что деятельность кадровых служб имеет определенную специфику, обусловленную задачами и функциями данных подразделений.
Кадровыми подразделениями уголовно-исполнительной системы помимо прочих задач организована работа по формированию, обработке и представлению статистической информации. В 2014 году в ФКУ НИИИТ ФСИН России в интересах управления кадров ФСИН России осуществлялась обработка и анализ 21 формы ведомственной статистической отчётности, а также велось 2 базы данных. Но сами по себе они не отражают ни целостной картины происходящих процессов, ни динамики по временным отрезкам. Несомненно, для эффективного анализа показателей оптимальной представляется разработка инструментов для обобщения получаемой информации.
Отделом ИООСД ЦИО ФКУ НИИИТ ФСИН России в 2015 году проведена обширная работа по исследованию деятельности кадровых подразделений ФСИН России на основе соответствующих данных статистической информации за 2014 год, а также за предыдущие периоды. Материалом послужили данные форм статистической отчетности (К-1 «Сведения о составе и численности государственных служащих и работников учреждений и органов ФСИН России»; К-2 «Отчет об укомплектованности государственными гражданскими служащими и работниками учреждений и органов ФСИН России, изменении их численности и образовательном уровне»; 3-ПР «Отчет о состоянии законности и преступлениях среди сотрудников уголовно-исполнительной системы»; 3-Д «Отчет о состоянии дисциплины среди сотрудников уголовно-исполнительной системы»; СЗ-2 «Отчет о работе комиссии по вопросам выплат пособий, денежных компенсаций, сумм в возмещение материального ущерба», ОСГ-1 «Отчет об обеспечении социальных гарантий по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья сотрудников уголовно-исполнительной системы», утвержденных приказами ФСИН России и Минюста России. Состав показателей из форм был взят в первичном виде и рассмотрен в необходимой разрезности, а также в сравнении с аналогичными периодами прошлых лет. Результатом подготовки аналитических материалов стало создание информационно-аналитического сборника «Кадровое обеспечение уголовно-исполнительной системы в 2014 году» (далее - сборник)[1].
Основанием выполнения работ послужила заявка управления кадров ФСИН России от 02.12.2014, а также п. 27 Плана научно-технической деятельности ФКУ НИИИТ ФСИН России на 2015 год, утвержденного 22.12.2014 директором ФСИН России Г.А. Корниенко. Редактирование сборника проведено под общей редакцией первого заместителя директора ФСИН России генерал-лейтенанта внутренней службы А. А. Рудого.
Структурно сборник содержит объёмную вступительную статью, а также 43 таблицы и 22 диаграммы об укомплектованности, численности, образовании, возрасте и стаже службы в УИС, приёме, увольнении, нарушениях дисциплины, преступлениях и прочих направлениях деятельности кадровых подразделений. Масштаб данных позволил проанализировать показатели за период до десяти лет. Сборник обеспечил формирование разнообразных срезов информации по кадровой составляющей как в целом по уголовноисполнительной системе, так и в определённых территориальных органах и учреждениях за различные периоды.
Проведение настоящего исследования дало возможность рассмотреть деятельность учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в области обеспечения количественного и качественного состава кадров, обучении и повышении профессиональной компетенции сотрудников, в области организации спортивно-массовой, воспитательной,
психологической работы с личным составом, соблюдения законности, а также обеспечении социальных гарантий.
Эффективность решения обозначенных задач во многом зависит от своевременных управленческих решений на основе комплексного анализа данных по учреждениям, территориальным органам и данным по России в целом. В связи с этим требует особого внимания и представляется необходимым качественный анализ статистической информации,
отражающий реальную картину состояния работы кадровых подразделений уголовно-исполнительной системы. Целенаправленное отслеживание
динамики и эффективности деятельности кадровых аппаратов позволяет реализовать выполнение следующих задач:
- получение достоверной и всесторонней кадровой информации;
- систематизация, обобщение статистических данных и определение динамики и оценок состояния кадрового обеспечения;
- прогнозирование, планирование и управление кадровыми процессами;
- определение направлений дальнейшего совершенствования механизма кадрового обеспечения.
Рассмотреть представленную в сборнике характеристику кадрового состояния уголовно-исполнительной системы можно на примере анализа образовательного уровня сотрудников. Подробным образом ситуацию описывает вступительная статья сборника, кроме того, приведены графические данные в процентах от списочной численности за период с 2005 по 2014 годы, с отдельным акцентом на наличие юридического образования
Таким образом, в 2014 году на должностях начальствующего состава УИС число сотрудников с высшим и средним профессиональным образованием составило 157,87 тыс. чел. (74,86% от списочной численности). В том числе на должностях среднего, старшего и высшего начальствующего состава служит 105,51 тыс. лиц с высшим и средним профессиональным образованием (98,80% от общего числа данной категории сотрудников). Анализ статистических данных показывает, что доля лиц среднего, старшего
и высшего начальствующего состава с высшим профессиональным образованием от списочной численности продолжала расти с 77,44% в 2013 году до 80,21% в 2014 году, соответственно со средним профессиональным образованием - сократилась с 20,99% в 2013 году до 18,59 % в 2014 году. За период с 2007 по 2014 гг. доля лиц с высшим и средним профессиональным образованием среднего, старшего и высшего начальствующего состава УИС выросла с 95,69% до 98,80% от общего числа данной категории сотрудников. Кроме того, отмечен значительный рост доли лиц с высшим юридическим образованием (например, за весь рассмотренный период времени - с 13,20% в 2005 году до 43,80% в 2014 году).
Итак, представленные в сборнике данные позволяют читателю обратиться к определенному разделу и сделать выводы по интересующим вопросам без особых затрат времени. Кроме того, особыми плюсами можно считать наглядность и разнообразность графических материалов, а также краткую характеристику протекающих процессов, представленные исследователями выводы и предложения. В результате осуществимым становится комплексное прогнозирование развития ситуации в зависимости от принимаемых мер и решений. С уверенностью можно утверждать, что сборник имеет практическое значение в работе руководителя, а также сотрудника кадровых подразделений учреждений и органов ФСИН России. Однако одним из недостатков сборника является небольшой тираж (10 экземпляров), что ограничивает доступ к информационно-аналитическим материалам заинтересованных лиц.
Существующая система организации кадрового обеспечения должна отвечать требованиям времени. В современных условиях практическая деятельность кадровых служб невозможна без аналитической работы и требует учёта современных технологий. В результате оптимальным вариантом представляется рассылка сборника в территориальные органы и учреждения уголовно-исполнительной системы в электронном виде. Использование представленных в сборнике данных позволит принимать меры, направленные на:
■ совершенствование организационно-штатного построения учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, реформирования профессионального образования ФСИН России, обеспечения потребности органов и учреждений в профессиональной подготовке, переподготовки и повышения квалификации сотрудников, организации спортивно-массовой, воспитательной, психологической и наградной работы с личным составом, обеспечение социальных гарантий;
■ организацию совместно со структурными подразделениями ФСИН России работы по укреплению служебной дисциплины и законности среди работников УИС и гражданских служащих, улучшению условий труда, быта и отдыха сотрудников УИС, повышению авторитета и престижа профессии работника УИС;
■ профилактику коррупционных и иных правонарушений работников УИС и гражданских служащих, а также обеспечение деятельности ФСИН России по соблюдению работниками УИС и гражданскими служащими запретов, ограничений, обязанностей и правил служебного поведения;
■ разработку проектов правовых актов, регламентирующих
вопросы кадровой работы, организации профессионального образования, служебно-боевой подготовки сотрудников УИС, противодействия
коррупции, а также на участие в разработке и согласовании проектов правовых актов в части, касающейся указанных вопросов, совершенствование нормативно-правового регулирования в указанной сфере, отстаивание интересов сотрудников УИС и членов их семей в различных инстанциях.
Проведенное исследование естественным образом подводит к заключению о целесообразности ежегодного анализа деятельности кадровых служб ФСИН России на основании данных ведомственной статистической отчетности. Кроме того, сборник в перспективе может послужить основой для научного анализа актуальных проблем практической деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.
Литература:
1. Кадровое обеспечение уголовно-исполнительной системы в 2014 году./ Тверь, ФКУ НИИИТ ФСИН России, 2015. - 135 с.
|