Находясь в местах лишения свободы, человек не перестает быть субъектом различного рода правоотношений, наделенным комплексом прав и обязанностей. Предусмотренные семейным законодательством права и обязанности сохраняются за ним, безусловно, трансформируются на протяжении всей его жизни в зависимости от его семейно-правового статуса, возраста, материального положения, состояния здоровья, но остаются с ним, в каких бы тяжелых жизненных ситуациях он не оказался. Общие положения семейного права распространяются на лиц, осужденных к лишению свободы практически в полном объеме. Учитывая факт лишения свободы, российское законодательство предусматривает особые требования к порядку реализации осужденным тех или иных прав. Речь идет, в частности, о праве в период отбывания наказания заключать соглашение об уплате алиментов.
Поскольку по своей правовой природе алиментное соглашение относиться к гражданско-правовым договорам, то к нему применяются общие правила гражданского законодательства, одним из принципов которого является принцип свободы договора. Заключая подобное соглашение стороны вправе самостоятельно определять размер, способ и порядок уплаты алиментов, а главное, основания для их выплаты, что является основной положительной чертой алиментного соглашения. Кроме того, в случае уклонения от уплаты алиментов при наличии заключенного соглашения между сторонами, заинтересованное лицо вправе обратиться к судебному приставу-исполнителю для взыскания алиментов, минуя стадию искового производства, что упрощает процедуру взыскания, поскольку алиментное соглашение уже имеет силу исполнительного листа.
Соглашение об уплате алиментов заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению. В период отбывания наказания осужденный, лишенный свободы, по понятным причинам, чаще всего лишен возможности свободного передвижения, следовательно, самостоятельно явиться в нотариальную контору он не может. В этом случае нотариус может быть приглашен в исправительное учреждение. То есть если осужденный изъявит желание заключить подобного рода соглашение, и при этом будет иметься «разумная возможность выполнить это желание»[1], начальник исправительного учреждения обязан принять меры к организации встречи осужденного с нотариусом.
Статья 42 Основ законодательства о нотариате[2] предусматривает нотариусу обязанность устанавливать личность обратившегося за совершением нотариального действия гражданина на основании паспорта или других документов, исключающих любые сомнения относительно личности указанных гражданин. В соответствии с п. 21 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. № 828[3], паспорт лица, заключенного под стражу или осужденного к лишению свободы, временно изымается органом предварительного следствия или судом и приобщается к личному делу указанного лица. Таким образом, для удостоверения сделки нотариусу необходимо прибыть в исправительное учреждение самому с тем, чтобы лично ознакомится с документом, удостоверяющим личность осужденного. Кроме того, поскольку нотариус удостоверяет факт подписания соглашения обеими сторонами в своем присутствии, следовательно, другая сторона также должна явиться в исправительное учреждение, для того чтобы нотариус установил личности сторон, их дееспособность и обоюдное желание заключить сделку.
Порядок оказания нотариальных услуг осужденным, находящихся в местах лишения свободы, регламентируется разделом XII Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов, утвержденных Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14 октября 2005 г. № 189 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы», а также Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений (далее - ПВР ИУ), утвержденных Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 ноября 2005 г. № 205. Пункт 104 ПВР ИУ предоставляет право осужденному по своему желанию оплачивать услуги нотариуса за счет собственных средств. Для этого необходимо написать на имя начальника исправительного учреждения заявление, на основании которого бухгалтерия учреждения осуществит расчет. Согласно п.108 ПВР ИУ, оплата дополнительных услуг осуществляется путем почтового (телеграфного) перевода денег с лицевого счета осужденного в адрес соответствующего специалиста, в сумме, указанной в заявлении осужденного. За совершение нотариального удостоверения алиментного соглашения нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, взимает государственную пошлину, а нотариус, занимающийся частной практикой, взимает нотариальный тариф в размере 250 рублей (ст. 22 Основ законодательства о нотариате). При этом необходимо помнить, что российское законодательство освобождает от уплаты госпошлины по всем видам нотариальных действий инвалидов I и II группы на 50 % (ст. 333.24 Налогового кодекса Российской Федерации)[4]. Кроме того, помимо госпошлины, осужденный должен будет возместить фактические транспортные расходы за выезд нотариуса в исправительное учреждение.
Для удостоверения соглашения об уплате алиментов могут приглашаться любые нотариусы - работающие в государственной нотариальной конторе либо занимающиеся частной практикой.
Все нотариальные действия, совершаемые нотариусом, регистрируются в реестре. Приказ Минюста России от 16 апреля 2014 г. № 78 утвердил Правила нотариального делопроизводства[5], которые устанавливают единый порядок работы с документами нотариусов в Российской Федерации, осуществление контроля исполнения правил нотариального делопроизводства, а также передачи документов, хранящихся у нотариуса, полномочия которого прекращаются, другому нотариусу.
М. И. Тарасова, И. С. Смирнов высказывают озабоченность тем фактом, что «сотрудники исправительного учреждения вынуждены контролировать процесс и принимать участие в осуществлении почтового (телеграфного) перевода денег с лицевого счета осужденного в адрес соответствующего специалиста, в сумме, указанной в заявлении осужденного лица»[6]. На наш взгляд, напротив, эта деятельность является исполнением ими своих прямых должностных обязанностей. Тем не менее, нельзя не разделить опасения авторов по поводу существующего в этой сфере правового вакуума, что может повлечь за собой риск возникновения благоприятных условий для коррупционной составляющей в стенах учреждения УИС[7]. Действительно, российское законодательство не предусматривает налаженного механизма взаимодействия ФСИН и нотариата по данным вопросам, в связи с чем, четкого алгоритма действий администрации исправительного учреждения не существует. Это отрицательно сказывается на правах осужденных. Задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются не только регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, но и охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации (ст. 1 УИК РФ).
Необходимо обратить внимание на тот факт, что ст. 37 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате предоставляет возможность совершать нотариальные действия не только нотариусам, но и должностным лицам органов исполнительной власти, уполномоченными совершать нотариальные действия при отсутствии в населенном пункте нотариуса. В случае если в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте нет нотариуса, глава местной администрации поселения и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения или глава местной администрации муниципального района и специально уполномоченное должностное лицо местного
самоуправления муниципального района имеют право совершать определенные нотариальные действия для лиц, зарегистрированных по месту жительства или месту пребывания в данных населенных пунктах. При этом следует отметить, что характер нотариальных действий уполномоченных должностных лиц значительно уже, чем у нотариусов, и ст. 37 Основ законодательства о нотариате не предусматривает возможности удостоверения данными должностными лицами соглашения об уплате алиментов. Кроме того, действующее российское законодательство не предоставляет право начальнику исправительного учреждения, в котором осужденный отбывает наказание, удостоверять такого рода соглашения. Таким образом, закон ограничивает участие, кроме нотариусов, иных лиц в удостоверении соглашений об уплате алиментов.
[1] См.: Блинкова Е. В., Блинков О. Е. Удостоверение доверенностей и завещаний лиц, находящихся в местах лишения свободы : метод. рек. и предлож. Рязань, 2014. С. 7.
[2] Основы законодательства Российской Федерации о нотариате. Утверждены Верховным Советом Российской Федерации 11.02.1993 г. № 4462-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 10. Ст. 357.
[3] См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 08.07.1997 г. № 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 28. Ст. 3444.
[4] Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ // СЗ РФ. 2000. № 32. Ст. 3340.
[5] Приказ Минюста России от 16.04.2014 г. № 78 «Об утверждении Правил нотариального делопроизводства» (вместе с «Правилами нотариального делопроизводства», утв. решением Правления ФНП от 17.12.2012 г., приказом Минюста России от 16.04.2014 г. № 78) // Российская газета. № 95. 2014. 25 апр.
[6] Тарасова М. И., Смирнов И. С. Совершение нотариальных действий в учреждениях УИС РФ // Нотариус. 2014. № 4.
[7] Там же.
|