Конституция Российской Федерации (ст. 41) гарантирует охрану здоровья каждого человека в соответствии с законодательными и иными актами Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Большинство международных стандартов по исполнению уголовных наказаний устанавливают правило: осужденные в местах лишения свободы должны получать медицинскую помощь в том же объеме, что и все граждане страны, без какой-либо дискриминации или ограничений.
В частности, ст. 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах закрепляет, что участвующие в нем государства признают право каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья[1].
Минимальные стандартные правила обращения с заключенными регулируют работу врачей в исправительных учреждениях (п. 25 и 52)[2].
Статья 12 Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин в гласит, что государства-участники принимают все соответствующие меры для ликвидации дискриминации в отношении женщин в области здравоохранения, с тем чтобы обеспечить на основе равенства мужчин и женщин доступ к медицинскому обслуживанию[3].
При этом необходимо отметить рекомендательный характер положений международных стандартов и их безадресность, то есть отсутствие четко ограниченного круга лиц и органов, ответственных за общественные отношения, возникающие в сфере здравоохранения в местах лишения свободы[4].
Необходимо также отметить, что не все требования ООН реализованы сегодня в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы России и не всем, что положено осуждённым, они могут воспользоваться[5]. Это относится и к реализации права осужденных женщин на получение квалифицированной, полноценной и своевременной медицинской помощи.
Особого внимания заслуживает проблема сохранения физического и психического здоровья матерей в условиях лишения свободы.
Осужденные женщины, имеющие малолетних детей, имеют право на обеспечение им условий, необходимых для нормального проживания и развития их детей (ч. 1 ст. 100 УИК РФ). Это подразумевает, в частности, что уход за женщинами, имеющими малолетних детей в исправительном учреждении, должен быть обеспечен на таком же уровне, что и в обществе в целом. В настоящее время нередко должного ухода за указанной категорией осужденных женщин в исправительных учреждениях не осуществляется.
Представляют интерес статистические данные, касающиеся здоровья осужденных женщин. Состоянием здоровья женщин, содержащихся в местах лишения свободы Приволжского федерального округа за период 2007-2013 гг., занимался Туленков А. М. Полученные им результаты позволяют констатировать наличие негативных тенденций в изменении показателей, характеризующих здоровье исследуемого контингента, и диктуют необходимость внесения организационных изменений в существующих подходах к профилактике и лечению, учитывающих особенности пенитенциарных учреждений[6].
Ежегодно 3% женщин, находящихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, наблюдаются по поводу беременности, которая в 35% случаев завершается родами в лечебно-профиклати- ческих учреждениях уголовно-исполнительной системы, а в 65% - в лечебных учреждениях муниципальной и государственной системы здравоохранения[7].
Специфическими задачами медицинских частей учреждений УИС в отношении женщин являются проведение профилактических мероприятий, направленных на предупреждение гинекологических заболеваний, осложнений беременности, родов, послеродового периода; проведение комплексных профилактических осмотров; оказание квалифицированной акушерско-гинекологической помощи; диспансерное наблюдение за гинекологическими больными, беременными и роженицами; психопрофилактическая подготовка беременных женщин к родам и организация работы «школы матерей»; санитарно-просветительная работа; обеспечение преемственности в обследовании и лечении беременных, рожениц и гинекологических больных с лечебно-профилактическими и лечебными исправительными учреждениями УИС, а также с территориальными ЛПУ[8].
Осужденные женщины во время родов и в послеродовой период имеют право на получение специализированной медицинской помощи (ч. 4 ст. 100 УИК РФ). Администрация женских исправительных учреждений должна обеспечить удовлетворение особых гигиенических потребностей женщин, в частности, гарантировать возможность обращения за медицинской помощью к специалистам; иметь помещения для проведения санитарно-гигиенических процедур; обеспечить, чтобы условия отбывания наказания соответствовали принципу охраны здоровья осужденных женщин. Также необходимо организовывать на регулярной основе работу гинекологов для проведения профилактических осмотров женщин[9].
Что касается осужденных женщин-инвалидов, то они нуждаются в поддержке, защите, различных видах помощи. Как отмечают Датий А. В. и Воронин Р. М., необходимо учитывать, что инвалидность разрешить окончательно невозможно, поэтому мероприятия реабилитационно-воспитательного характера должны быть дополнены психологической помощью по изменению отношения к ней и поиску возможностей для самореализации в сложившихся обстоя- тельствах[10].
Разделяем мнение Минстер М. В., что особое внимание с точки зрения охраны психического здоровья должно уделяться психологическому состоянию осужденных женщин. Для этого необходимо предусмотреть установление различных вариантов режима их содержания, доступ к образованию, профессиональному обучению, возможность для проведения досуга, общения с семьей, сбалансированное питание, занятие интересным для них видом деятельности. Также важное значение имеет предоставление адекватной психиатрической помощи, учитывающей особенности женского организма. Минстер М. В. также отмечает, что негативно сказаться на психическом здоровье заключенных женщин могут переполненность жилых помещений, подавляющая обстановка, недостаточное медицинское обслуживание, агрессия, отсутствие полезного труда, принудительное одиночное заключение[11].
Укрепить психическое здоровье осужденных женщин также возможно с помощью консультаций в области человеческих взаимоотношений, в том числе в сфере воспитания детей, особенно тех, которые находятся в домах ребенка при ИУ и непосредственно контактируют со своими матерями.
Разделяем позицию Минстер М. В., что для улучшения психического здоровья осужденных женщин в женских исправительных учреждениях необходимо создание отдельных жилых помещений на 15-20 человек, в расчете нормы жилой площади на одну осужденную не менее трех квадратных метров (ст. 99 УИК РФ). Также будет целесообразно увеличить штат психологов; разработать меры по сохранению здоровья, объединить усилия органов здравоохранения, исправительных учреждений и обеспечить поддержку бывшим осужденным в постпенитенциарный период[12].
Считаем, что сохранение физического и психического здоровья осужденных женщин, улучшение их санитарно-гигиенических и бытовых условий в местах лишения свободы должно быть одной из основных задач администрации ИУ. В первую очередь это касается осужденных женщин, имеющих детей в домах ребенка при ИУ, так как от здоровья осужденных мам зависит возможность их общения со своими детьми, что в свою очередь благотворно скажется на развитии малышей.
С целью охраны здоровья осужденных женщин необходимо уделять должное внимание развитию физической культуры и спорта, выделению территорий для занятия спортом, оснащению женских исправительных учреждений спортивным инвентарем, обеспечению соблюдения требований техники безопасности на рабочих местах[13].
Необходимо отметить, что не все вопросы, касающиеся получения осужденными женщинами медицинской помощи, нашли свое отражение в действующем законодательстве. Так, остались законодательно не урегулированы действия администрации ИУ в тех случаях, когда осужденной женщине, имеющей малолетнего ребенка, требуется стационарная медицинская помощь, которая, по общему правилу, оказывается в лечебно-профилактических учреждениях УИС. Остается не понятным, направляют ли мать вместе с малолетним ребенком в ЛПУ УИС или он остается в детском доме; если он едет вместе с матерью, то где и в каких условиях он содержится в пенитенциарных лечебных учреждениях с учетом отсутствия в них условий для совместного содержания осужденных женщин с детьми и т.д[14].
Необходимо отметить, что право осужденных женщин на охрану здоровья не всегда реализуется в местах лишения свободы. Это происходит по ряду причин, в частности, поставок медикаментов в женские исправительные учреждения недостаточно; отсутствуют необходимые лекарственные препараты; медицинские части учреждений зачастую недостаточно оснащены технически и материально, отсутствуют медицинские работники с узкой специализацией[15].
Например, в ФГУ ИК-1 УФСИН России по Владимирской области качество диспансерного наблюдения больных осужденных женщин в ряде случаев является низким в связи с отсутствием необходимых специалистов и, как следствие, зафиксированы случаи, когда допускались ошибки в лечении. Как отмечают сотрудники ИК-1, практически невозможно оказать стационарную помощь женщинам, имеющим заболевания, требующие хирургического вмешательства. Еще одной проблемой ИК-1 является наличие осужденных женщин, больных туберкулезом, которые должны направляться в специализированные лечебно-исправительные учреждения[16]. Все-таки основные проблемы сотрудники ИК-1 связывают с дефицитом финансирования. В связи с этим предлагаем увеличить финансирование женских колоний с целью приведения медико-санитарного обеспечения осужденных женщин на должный уровень.
Имеющие место нарушения права осужденных женщин на получение надлежащей медицинской помощи свидетельствуют о том, что проблема охраны их здоровья стоит остро и требует безотлагательного решения, что позволяет сформулировать ряд предложений в данной сфере. В частности, следует обратить особое внимание на профилактические службы органов здравоохранения системы ИУ, проводя обязательные и систематические медицинские осмотры осужденных женщин. Также необходимо повысить ответственность администрации ИУ за недостаточную или несвоевременную реакцию на случаи ухудшения состояния здоровья осужденных женщин, а также нарушение противоэпидемических и санитарно-гигиенических требований их содержания[17].
[1] Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Международные акты о правах человека : сб. док. М., 2000. С. 47-48.
24
[2] Минимальные стандартные правила обращения с заключенными. Документы ООН, касающиеся заключенных (сборник). М., 2000. С. 117-126.
[3] Конвенция Организации Объединенных Наций о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Международные акты о правах человека : сб. док. М., 2000. С. 250.
[4] Лукина Е. А. О международных нормах, регламентирующих охрану здоровья осужденных // Уголовно-исполнительное право. 2015. № 1. С. 49.
[5] Марухно Е.Ю. Реализация международных стандартов по обращению с осужденными: гендерный аспект // Вестник Кузбасского института. 2013. № 3 (16). С. 49-53.
[6] Туленков А. М. Состояние здоровья женщин, содержащихся в местах лишения свободы Приволжского федерального округа // Проблемы женского здоровья. 2014. Т 9. № 3. С. 46-50.
[7] Ветрова И. В., Воробей С.В., Спасенников Б.А. Проблемы медицинской охраны материнства и детства в уголовно-исполнительной системе России // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2014. № 3 (27). С. 18-19.
[8] Константинов Ю. Женщины, лишенные свободы: проблемы и суждения // Преступление и наказание. 2006. № 10. С. 9.
[9] Минстер М. В. Проблемы охраны здоровья женщин, содержащихся в местах лишения свободы // Вестник Читинского государственного университета. 2009. № 3 (54). С. 124.
[10] Датий А. В., Воронин Р. М. Некоторые особенности характеристик женщин-инвалидов, содержащихся в местах лишения свободы // Человек: преступление и наказание. 2013. № 4. С. 61-63.
[11] Минстер М. В. Право женщин, осужденных к лишению свободы, на психологическую помощь: правовое обеспечение и практика реализации // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2009. № 3. С. 47-48.
[12] Минстер М. В. Право женщин, осужденных к лишению свободы, на психологическую помощь: правовое обеспечение и практика реализации // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2009. № 3. С. 50-51.
[13] Там же. С. 46-51.
[14] Омельченко О. А. Пробелы в правовом регулировании отбывания наказания осужденными беременными женщинами и женщинами, имеющими малолетних детей, в исправительных учреждениях на территории Российской Федерации // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2015. № 5. С. 18-21.
[15] Минстер М. В. Проблемы охраны здоровья женщин, содержащихся в местах лишения свободы. С. 123.
[16] Исаев Л. Н. Некоторые проблемы применения уголовно-исполнительного законодательства, регулирующего порядок отбывания наказаний в виде лишения свободы осужденными женщинами // Вестник Владимирского юридического института, 2007. № 2(3). С. 20.
[17] Минстер М. В. Проблемы охраны здоровья женщин, содержащихся в местах лишения свободы. С. 124.
|