Понятие "контроль в сфере денежного обращения" встречается в науке финансового права нечасто. Между тем правовые основы данного вида контроля были заложены еще Указом Президента РФ от 25 июля 1996 г. N 1095 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации", в п. 1 которого отмечено, что государственный контроль включает в себя контроль за организацией денежного обращения. Примечательно, что в данном Указе валютный контроль не выделяется в качестве самостоятельной разновидности государственного финансового контроля.
Вопрос о видах контроля в сфере денежного обращения в настоящее время является дискуссионным. Так, И.И. Кучеров выделяет следующие виды контроля и надзора в сфере денежного обращения:
- контроль за платежеспособностью и подлинностью денежных знаков;
- контроль за работой с денежной наличностью и введением кассовых операций;
- надзор и наблюдение в НПС;
- валютный контроль;
- контроль за операциями с денежными средствами в рамках противодействия легализации доходов, полученных преступным путем <1>.
--------------------------------
<1> См.: Кучеров И.И. Право денежного обращения: Курс лекций. С. 202 - 220.
Перечень видов контроля, относящихся к сфере денежного обращения, можно встретить в проекте Федерального закона "Об основах государственного и муниципального контроля и надзора в Российской Федерации", в котором выделяются следующие виды такого контроля:
а) федеральный государственный контроль в НПС, в том числе:
- федеральный государственный контроль за деятельностью операторов по переводу денежных средств в НПС;
- федеральный государственный контроль за деятельностью операторов платежных систем в НПС;
- федеральный государственный контроль за деятельностью операторов услуг платежной инфраструктуры в национальной платежной системе;
б) федеральный государственный валютный надзор, в том числе:
- федеральный государственный валютный надзор за осуществлением валютных операций;
- федеральный государственный валютный надзор за соблюдением иных требований;
в) федеральный государственный контроль и надзор за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в том числе:
- федеральный государственный контроль за операциями (сделками) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащими обязательному контролю;
- федеральный государственный надзор за соблюдением иных требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в том числе требований к фиксированию, хранению и представлению информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также за организацией и осуществлением внутреннего контроля.
Полагаем, что по объекту контроля можно выделить:
а) контроль за денежными знаками, который может быть подразделен:
- на контроль за обращением банкнот и монет Банка России <1>;
- контроль за обращением иностранной валюты <2>;
б) контроль за денежными операциями:
- в наличной и безналичной форме;
- в национальной и в иностранной валюте;
в) контроль за применением контрольно-кассовой техники.
--------------------------------
<1> См.: Положение о порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации (утв. Банком России 24 апреля 2008 г. N 318-П).
<2> В качестве особого вида данного контроля можно рассматривать радиоактивный контроль денежных знаков. См.: Инструкция Банка России от 4 декабря 2007 г. N 131-И "О порядке выявления, временного хранения, гашения и уничтожения денежных знаков с радиоактивным загрязнением"; письмо Московского ГТУ Банка России ОПЕРУ от 3 февраля 2006 г. N 33-00-23/6843 "О радиоактивном загрязнении банкнот США".
По охватываемым сферам денежного обращения можно выделить:
- контроль в системе национального денежного обращения;
- контроль (надзор) за валютными операциями;
- надзор в НПС;
- контроль в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.
Одной из отличительных особенностей контроля в сфере денежного обращения является то, что он может выступать:
а) самостоятельной формой контроля;
б) составной частью других форм контроля. Например, в ходе проведения проверок банковских организаций при осуществлении банковского надзора контролирующие органы могут проверять фактический остаток наличных денежных средств.
Таким образом, можно говорить о том, что контроль в сфере денежного обращения пронизывает все направления финансового контроля. По сути, во всех случаях, когда контролирующий орган проверяет расчетные и кассовые операции организаций и индивидуальных предпринимателей, мы можем вести речь о контроле в системе денежного обращения.
Своими особенностями обладает и субъектный состав контрольных правоотношений в сфере денежного обращения.
Активным (контролирующим) субъектом рассматриваемых правоотношений выступает государство в лице его уполномоченных органов и их должностных лиц. В настоящее время функции по контролю в сфере денежного обращения распределены между различными государственными органами. Основные органы контроля и их функции представлены в таблице.
Контролирующий орган
Функции
Банк России
Осуществляет надзор и наблюдение в национальной платежной системе (п. 4.1 ст. 4 Закона о Банке России).
Осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (в том числе по вопросам применения законодательства в сфере денежного обращения) (п. 9 ст. 4 Закона о Банке России).
Организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 12 ст. 4 Закона о Банке России)
Федеральная налоговая служба
Осуществляет контроль и надзор за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения (п. 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506)
Федеральная служба по финансовому мониторингу
Осуществляет функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (п. 1 Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утв. Указом Президента РФ от 13 июня 2012 г. N 808 "Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу")
Федеральная таможенная служба
Осуществляет контроль и надзор за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза (п. 5.3.3 Положения о Федеральной таможенной службе, утв. Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2013 г. N 809).
Обеспечивает меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при осуществлении контроля за перемещением через таможенную границу Таможенного союза валюты государств - членов Таможенного союза, ценных бумаг и (или) валютных ценностей, дорожных чеков (п. 5.52 Положения о Федеральной таможенной службе, утв. Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2013 г. N 809)
Помимо этого, функции по контролю в сфере денежного обращения осуществляют и иные органы, в частности правоохранительные.
Пассивными (подконтрольными) субъектами будут выступать организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющие операции с наличными и безналичными денежными средствами в национальной или иностранной валюте.
Одна из особенностей контрольных правоотношений, и контрольных правоотношений в сфере денежного обращения в частности, заключается в появлении особого субъекта, осуществляющего функции посредника между контролирующим и подконтрольным субъектом, которого можно условно назвать агентом финансового контроля.
Как отмечает В.В. Кораблин, "агентом финансового контроля признается лицо (уполномоченный государством орган или организация), на которое законом возложена обязанность сбора информации по нескольким направлениям финансового контроля и ее представления в уполномоченные органы для обеспечения совершенствования нормативного регулирования в финансовой сфере и для поддержания законности в целях последующего применения к нарушителям" <1>. Между тем не следует сводить функции агентов финансового контроля исключительно к сбору информации и ее предоставлению в уполномоченные органы - они также осуществляют иные действия, направленные на поддержание финансовой дисциплины. Например, налоговые агенты, помимо всего прочего, исчисляют, удерживают у налогоплательщика и перечисляют налоги в бюджетную систему Российской Федерации, уполномоченные банки, выступая в качестве агентов валютного контроля, вправе отказать клиенту в осуществлении той или иной валютной операции и т.д.
--------------------------------
<1> Кораблин В.В. Уполномоченный банк как субъект валютного контроля: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2015. С. 22.
Следует признать, что сформулировать непротиворечивое определение понятия "агент финансового контроля" весьма сложно, поскольку оно включает две группы субъектов:
1) государственные органы, основная функция которых не заключается в осуществлении контроля в той или иной сфере, но на которые данная функция возложена законом. В таком случае указанные государственные органы не осуществляют функции по привлечению подконтрольных субъектов к ответственности, однако вправе составлять протоколы об административном правонарушении (если такое право закреплено в нормативных правовых актах) и передают информацию органам контроля и другим агентам контроля;
2) лица, которые не наделены государственно-властными полномочиями, но на которые возложена функция по осуществлению контроля в той или иной сфере. Данные лица обязаны передавать имеющуюся у них информацию об операциях подконтрольных субъектов и выявленных в ходе их проведения нарушениях контролирующему органу, а также предпринимать действия, направленные на недопущение указанных нарушений. Кроме того, в определенных случаях агенты данной группы вправе получать вознаграждение (компенсацию) за выполняемые ими функции. Так, уполномоченные банки вправе взимать плату за выполнение ими функций агентов валютного контроля, самостоятельно определяя ее размер и порядок взимания. В то же время налоговые агенты не вправе взимать плату за выполнение возложенных на них обязанностей.
Функции агентов финансового контроля осуществляются не только субъектами, названными в законе агентами. Например, в соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" оператор по приему платежей обязан осуществлять контроль за соблюдением платежным субагентом, с которым у него заключен договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, требований данного Федерального закона. Интересно, что платежного агента нельзя признать агентом валютного контроля, поскольку он осуществляет исключительно деятельность по приему платежей физических лиц.
Финансовый контроль в сфере денежного обращения направлен на решение целого ряда важных задач. По мнению М. Першина, такими задачами являются:
- контроль за состоянием и обращением наличной денежной массы, в том числе за соблюдением порядка ведения кассовых операций;
- обеспечение выполнения действующего законодательства в сфере безналичных расчетов;
- обеспечение соблюдения правил обращения наличной и безналичной иностранной валюты, включая обеспечение соблюдения порядка об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке;
- предотвращение и минимизация нелегального денежного обращения и противодействие легализации доходов, полученных преступным путем <1>.
--------------------------------
<1> См.: Першин М. Контроль за денежным обращением как одно из направлений государственного финансового контроля. URL: http://www.jourclub.ru/3/250 (дата обращения: 03.11.2014).
Подводя итог, отметим, что контроль в сфере денежного обращения - собирательное понятие, включающее виды финансового контроля, которые на сегодняшний день признаются самостоятельными направлениями контрольной деятельности. В то же время данное понятие позволяет учесть всю многоаспектность и многогранность такого явления, как денежное обращение, в связи с чем, по мнению авторов, его употребление является в полной мере обоснованным.
|