Статья 9 УИК РФ гласит, что общественно полезный труд является одним из основных средств исправления осужденных. В современное время правовое регулирование привлечения осужденных к труду основывается на нормах Конституции Российской Федерации, международных документов, УИК РФ, Трудового кодекса Российской Федерации[1] (далее - ТК РФ), ведомственных нормативных правовых актах.
Основной вопрос применения законодательства в сфере труда осужденных лиц - соотношение уголовно-исполнительного и трудового законодательства. Сегодня трудовое законодательство применяется субсидиарно, и это вызывает немало споров, поскольку УИК РФ регулирует данный правовой институт поверхностно, но и трудовое законодательство также пробельно.
На наш взгляд, субсидиарное применение ТК РФ не достигает своего функционального назначения, поскольку многие вопросы организации труда осужденных обходит стороной. Но это следствие. Причина - отсутствие четкого понимания сущности института привлечения осужденных к труду.
Главное - необходимо определиться с тем, являются ли трудовые отношения и отношения по привлечению к труду осужденных лиц однородными отношениями или нет.
По нашему мнению, это разные отношения, несущие различную правовую и функциональную нагрузку.
Трудовые отношения — это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (ст. 15 ТК РФ). Отношения по привлечению осужденных к труду преследует иную цель - использовать труд в механизме исправления и трудовой адаптации осужденных лиц к жизни после отбытия наказания. Вместе с тем, действующее уголовно-исполнительное законодательство не содержит юридическое понятие термина «привлечение к труду».
Как отмечают Н. В. Зенина, Е. В. Павлова, Ю. Н. Строгович[2], это понятие имеет важное значение для определения трудовой правосубъектности лиц, осужденных к лишению свободы. Они пишут, что «под привлечением к труду осужденных к лишению свободы предлагается понимать деятельность учреждений и органов уголовно-исполнительной системы ..., направленную на обеспечение применения общественно полезного труда осужденных как одного из основных средств их исправления, а также на реализацию их права на труд, осуществляемую в соответствии с требованиями уголовно-исполнительного и трудового законодательства Российской Федерации и заключающуюся в трудоустройстве осужденных, т. е. обеспечении их в установленном порядке с учетом вида исправительного учреждения и особенностей отбывания наказания оплачиваемой работой»[3].
Таким образом, отношения по привлечению к труду лиц, осужденных к лишению свободы, отличаются от трудовых правоотношений, возникающих по трудовому законодательству. Эти отличия проявляются в следующем.
Труд - это обязанность осужденных (ст. 102 УИК РФ), а в трудовых отношениях труд - это право (ст. 2 ТК РФ). Как отмечается, «право на труд предполагает также и право гражданина не заниматься никакой трудовой деятельностью, то есть по существу отказаться на какой-то период своей жизни от реализации этого конституционного права»[4]. В юридической литературе относительно осужденных обязанность трудиться рассматривается как ограничение их права на труд, основанное на ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, либо как осуществление права на труд в особом порядке путем дополнительных форм его реализации[5], что предполагает ограничение права на труд.
Л. Б. Смирнов подчеркивает, что «основаниями ограничений прав являются обстоятельства, указанные в законе. К ним необходимо отнести: совершение правонарушения, вступление приговора, решения или определения суда в законную силу, введение чрезвычайного и военного положения»[6]. Следовательно, в отношении лиц, осужденных к лишению свободы, основанием ограничения их правосубъектности, в том числе и в сфере труда, является обвинительный приговор суда, вступивший в законную силу.
Вопрос о характере труда осужденных на протяжении двух десятков лет является дискуссионным. А. И. Зубков, А. В. Маслихин, Е. А. Марина, как и большинство ученых, разделяющих точку зрения о том, что труд осужденных не является принудительным, а значит, является возможным, основывают свою позицию на Международном пакте о гражданских и политических правах (1966)[7] и Конвенции МОТ № 29 «Относительно принудительного или обязательного труда» (1930)[8].
Сторонники второй точки зрения полагают, что труд должен быть правом, а не обязанностью лиц, осужденных к лишению свободы. А. Губенко отмечает, что «нормы национального уголовного законодательства не содержат в качестве одного из карательных элементов лишения свободы возможность привлечения осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, к труду»[9].
Роль труда в механизме исправления лиц, осужденных к лишению свободы, рассматривалась Конституционным Судом Российской Федерации. Так, в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июня 2010 г. № 805-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Акопяна Григория Васильевича на нарушение его конституционных прав частью третьей статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации»[10] подчеркивается, что труд является средством исправления осужденных. В другом своем Определении от 22 января 2014 г. № 111-О[11] Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу о том, что общественно полезный труд осужденных не имеет основной целью получение трудового дохода (заработка). Следовательно, Конституционный Суд Российской Федерации также проводит отличия труда осужденных от труда работников.
Зарубежный опыт регулирования труда осужденных показывает различные подходы. В ФРГ (ст.12 Основного закона от 23 мая 1949 г.[12]), Норвегии, Франции, Финляндии, Дании труд заключенных - это обязанность заключенных. В Италии и Испании (ст. 25 Конституции Испании[13]) труд - это право заключенных.
УИК РФ, в отличие от ТК РФ, не содержит принципов привлечения осужденных к труду. Как отмечает К. А. Жумабаев, принципы организации труда осужденных могут быть как общими, так и специфическими[14]. К числу общих принципов он относит законность, целесообразность, гуманность, индивидуализация труда. Специфическими принципами, по мнению данного исследователя, являются «обязательность труда, право осужденных на получение работы, оплата их труда в соответствие с его количеством и качеством, обязанность соблюдать дисциплину труда, охрана безопасности и связь труда с профессионально-техническим обучением»[15].
Специфика труда осужденных обуславливаются общими ограничениями их правосубъектности как лиц, осужденных к лишению свободы. Также условия труда зависят от вида уголовно-исполнительного учреждения: «чем строже режим исправительного учреждения, тем уже круг работ, к которым может быть привлечен осужденный, тем суровее условия его труда»[16]. Кроме того, осужденные ограничены в выборе вида своей трудовой занятости по причине хозяйственной специализации учреждений отбытия наказания. Следовательно, во многом осужденные лица ограничены: в выборе профессии, работы по специализации или согласно своей квалификации. Часть 4 ст. 103 УИК РФ предусматривает, что перечень работ, на которых запрещается использование труда осужденных, устанавливается Правилами внутреннего трудового распорядка (приложение № 9[17]). Также Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2007 г. № 1499-р[18] утвержден Перечень основных видов деятельности, связанных с трудовой адаптацией осужденных. В их числе растениеводство, животноводство и т.д. Осужденные могут трудиться по своей специальности. Но привлечение осужденных к работе по специальности носит для администрации исправительного учреждения рекомендательный, но не обязательный характер[19].
В трудовых отношениях выбор трудовой функции (работы, профессии, специальности, квалификации) - это право работника.
Отличны основания возникновения этих отношений. Согласно ТК РФ основанием возникновения трудовых отношений является заключенный трудовой договор. ТК РФ также предусматривает в качестве одного из оснований возникновения трудовых отношений - фактический допуск работника к работе (ст. 16). С осужденными лицами трудовые договоры не заключаются, поэтому между исправительным учреждением и осужденным отношения по привлечению осужденных к труду возникают с момента фактического допуска осужденного лица к работе с ведома или по поручению начальника исполнительного учреждения как представителя работодателя[20], то есть на основании приказа. Это позволяет С. Н. Ереминой прийти к выводу о внедоговорном характере отношений между администрацией исправительного учреждения и осужденным по привлечению последнего к труду[21].
Важным является определение статуса субъектов отношений по привлечению осужденных к труду. Согласно ч. 1 ст. 103 УИК РФ осужденные могут привлекаться к труду в центрах трудовой адаптации, производственных мастерских исправительных учреждений, в организациях иных форм собственности на территории уголовно-исполнительного учреждения или вне территории. Прямое толкование данной нормы не позволяет определить, кто выступает в качестве работодателя. В науке трудового права высказаны различные точки зрения по данному вопросу. Анализ УИК РФ свидетельствует, что ключевую роль в организации труда осужденных играет исправительное учреждение в лице начальника. Однако, статус начальника исправительного учреждения двойственен: с одной стороны, он выступает от имени работодателя в трудовых отношениях, а с другой - является основным субъектом в механизме трудовой адаптации осужденных в процессе исполнения уголовного наказания[22]. Фактически же осужденные работают в организациях, руководство которыми осуществляется иными лицами. Лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые администрацией исправительного учреждения к труду, сегодня признаются работниками. На наш взгляд, они должны именоваться как «лица, привлекаемые к труду».
В трудовых отношениях стороны именуются как работник и работодатель.
Основной документ, подтверждающий трудовой стаж, - трудовая книжка (ст. 66 ТК РФ). Но относительно осужденных внести записи в трудовую книжку в точном соответствии с ТК РФ во многих случаях практически невозможно. В частности, при водворении осужденного в штрафной изолятор, переводе в помещение камерного типа, единые помещения камерного типа, так как в этом случае осужденный прекращает работать не по собственному желанию[23]. Поэтому возникает необходимость предусмотреть основания прекращения трудовых отношений в УИК РФ. Кроме того, одна из современных проблем - задержка выдачи трудовых книжек осужденным при отбытии ими наказания. Поэтому трудовой стаж осужденного, прием, перевод и увольнение осужденных должны подтверждаться иным документом. В частности, и сегодня, таким документом является справка, но законодательно не регламентируется, какие сведения должны отражаться в ней. Это позволяет М. И. Тарасовой и И. С. Смирнову предложить «закрепить на законодательном уровне для исправительных учреждений правила заполнения и выдачи осужденным лицам справки об учете их трудового стажа, а также регламентировать сроки архивного хранения карт учета рабочего времени о сужденных»[24].
Отличен и учет рабочего времени привлекаемых к труду осужденных. Режим рабочего времени определяется начальником исправительного учреждения по согласованию с администрацией предприятия, где работает осужденное лицо. Порядок учета времени работы осужденных в период отбывания наказания в виде лишения свободы, засчитываемого в общий трудовой стаж, утвержден нормативным актом Минсоцзащиты РФ[25]. В общий трудовой стаж включается фактически проработанное время при выполнении трудовых заданий и добросовестном отношении к труду.
Особенностью учета трудового стажа осужденных является то, что при злостном уклонении осужденного от выполнения работы данный период исключается из общего трудового стажа по решению администрации исправительного учреждения. В частности, речь идет о систематическом уклонении или отказе (два и более раза в течение месяца) осужденного от выполнения трудовых заданий или прогула. При несогласии с данным решением осужденный может обжаловать его в суд, т.е. если такие факты возникают во время отбыва
ния наказания неоднократно, то осужденный каждый их них может обжаловать в суд после того, как администрация объявит о своем решении, о незачете времени в трудовой стаж. Такой подход позволяет решать возникающие проблемы оперативно, а не по окончании срока наказания.
Один из спорных вопросов при исчислении трудового стажа лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, - включение в стаж периода трудовой деятельности, осуществляемой осужденным до 1 сентября 1992 г., то есть до внесения соответствующих изменений в УИК РСФСР.
Ерышев Владимир Иванович обратился в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на несоответствии ч. 3 ст. 104 УИК РФ ст. 2, 17, 18, 19, 37, 38, 39, 55 и 125 Конституции Российской Федерации, поскольку УИК РФ не предусматривает включение в общий трудовой стаж времени привлечения осужденного к оплачиваемому труду в периоды отбывания наказания до 1 сентября 1992 г. Заявитель просил придать ч. 3 ст. 103 УИК РФ обратную юридическую силу. Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 23 марта 2010 г. № 439-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ерышева Владимира Ивановича на нарушение его конституционных прав частью третьей статьи 104 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федераци- и»1 пришел к выводу о недопустимости придания ч. 3 ст. 103 УИК РФ обратной силы, поскольку предусмотреть обратную силу своим нормам может только сам УИК.
Сведения о фактически проработанном времени в течение календарного месяца, уровне выполнения норм труда и средней заработной плате подлежат занесению в карту учета. При этапировании осужденного в другие учреждения карта учета включается в перечень документов, находящихся в личном деле осужденного лица. При прибытии осужденного в другое исправительное учреждение заводится новая карта учета, а первая карточка остается в личном деле осужденного.
При освобождении осужденного сведения карты учета о суммарном времени его работы заносятся в трудовую книжку или справку.
Специфично и время отдыха лиц, привлекаемых к труду. В отличие от ст. 115 ТК РФ продолжительность отпуска сокращена и подлежит исчислению в рабочих, а не календарных днях. Для отбывающих лишение свободы в воспитательных колониях отпуск составляет 18 рабочих дней, в иных исправительных учреждениях - 12 дней. Возможно предоставление удлиненного отпуска (до 18 дней) осужденным, перевыполнивших нормы труда, работающих на тяжелых работах, работах с вредными и опасными условиями труда, лицам, работающим в условиях Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, работающим инвалидам, мужчинам и женщинам - работающим пенсионерам, а несовершеннолетним работникам - до 24 дней (ст 104 УИК РФ).
Обладает определенной спецификой и оплата труда осужденных. В ст. 105 УИК РФ предусмотрено право всех осужденных, привлекаемых к труду, на его оплату, в остальной части норма носит бланкетный характер. Институт оплаты труда осужденных и в Российской Федерации, и в других странах вызывает немало вопросов. В частности, оплата вынужденного прогула, выплата районного коэффициента и т.д.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 января 2014 г. № 111-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ресина Андрея Игоревича на нарушение его конституционных прав статьей 103 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и статьей 157 Трудового кодекса Российской Федерации»1 пришел к выводу о том, что «обеспечивая привлечение к труду осужденных к лишению свободы, статья 103 УИК РФ возлагает на администрацию исправительных учреждений обязанность трудоустройства осужденных с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих; при этом осужденные, не работающие по не зависящим от них причинам, осужденные, не получающие пенсии, обеспечиваются питанием и предметами первой необходимости за счет государства». Поэтому положения ст. 103 УИК РФ, направленные на исправление осужденных, не могут расцениваться как нарушающие права осужденных, осуществляющих трудовую деятельность в исправительном учреждении, в том числе и при отказе в оплате вынужденного простоя по вине работодателя.
Системами оплаты труда осужденных лиц могут быть как сдельная, так и повременная. При начислении заработка осужденным учитываются все виды дополнительной оплаты труда, установленные для работников соответствующих отраслей хозяйства, за исключением дополнительной оплаты за выслугу лет и работы в условиях Крайнего Севера и приравненных к ним районах. Данное исключение оспаривалось в Конституционном Суде Российской Федерации. Романенкова Ольга Викторовна обратилась в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение ее конституционных прав ч. 1 ст. 105 УИК РФ, согласно которой лицам, осужденным к лишению свободы и привлекаемых к оплачиваемому труду не выплачиваются процентная надбавка и районный коэффициент к заработной плате, не предоставляются иные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в частности выплата выходного пособия в размере среднего месячного заработка и сохранение среднего заработка на период трудоустройства (но не свыше трех месяцев со дня увольнения) в случае увольнения в связи с сокращением численности или штата работников организации. В Определении от 27 октября 2015 г. № 2505-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Романенковой Ольги Викторовны на нарушение ее конституционных прав частью первой статьи 105 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федераци- и»1 Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу о том, что ч. 1 ст. 105 УИК РФ, призванная гарантировать осужденным оплату их труда, «носит отсылочный характер и не может расцениваться как нарушающая права лиц, осужденных к лишению свободы и привлекаемых к труду».
Основания и размер удержания из заработной платы урегулированы ст. 107 УИК РФ. В отличие от ст. 138 ТК РФ, предусматривающей максимальный размер удержания 50% заработной платы, на лицевой счет осужденного должно быть зачислено не менее 25% его заработка, а отдельным категориям работникам (работающим пенсионерам по возрасту, работающим инвалидам, несовершеннолетним, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в домах ребенка исправительного учреждения) - не менее 50% заработка.
Одной из особенностей труда осужденных является закрепленная УИК РФ возможность привлечения осужденных к труду без оплаты. Они могут привлекаться к работам по благоустройству исправительных учреждений и прилегающих к ним территорий. Определенные категории осужденных привлекаются только с их согласия (ч. 2 ст. 106 ТК РФ). В течение недели продолжительность таких работ не может превышать двух часов. Однако по письменному заявлению осужденного или при необходимости по решению начальника учреждения продолжительность работ может быть увеличена. Реализация данной нормы уголовно-исполнительного законодательства вызывает ряд вопросов. Во-первых, действующее законодательство не определяет перечень работ по благоустройству исправительных учреждений и прилегающих к ним территорий. Во-вторых, непонятно, при каких обстоятельствах и на какой срок может быть увеличена продолжительность привлечения осужденных к данным работам. Очевидно, эти данные вопросы должен найти нормативное решение.
Общей обязанностью для всех осужденных, в отличие от лиц, работающих по трудовому договору, является запрет на прекращение работы и забастовку (ч. 6 ст. 103 УИК РФ). Забастовка - это способ разрешения коллективных трудовых споров, а отказ от работы - это способ самозащиты трудовых прав. По объективным причинам забастовка в условиях исправительного учреждения недопустима. Однако могут быть и ситуации, когда работники работают в условиях, опасных для их жизни и здоровью. Отдельные ученые полагают, что осужденные должны иметь право на отказ от работы при возникновении непосредственной угрозы их жизни и здоровью[26]. Несмотря на дискуссионность данного положения УИК РФ, отказ от работы или прекращение работы без уважительных причин является злостным нарушением режима отбытия наказания, за которое осужденный может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.
Специфична и дисциплинарная ответственность осужденных лиц, привлекаемых к труду. Анализ УИК РФ позволяет утверждать, что не различаются виды дисциплинарной ответственности за нарушение трудовой дисциплины и дисциплинарной ответственности за нарушение правил внутреннего распорядка исправительных учреждений. В отличие от ТК РФ ст. 115 УИК РФ предусматривает, что мерами взысканий за нарушение дисциплины являются выговор, дисциплинарный штраф до 200 рублей, водворение осужденных в штрафной изолятор до 15 суток, перевод осужденных мужчин в помещения камерного типа и др. Отличается от ТК РФ и порядок привлечения осужденных к дисциплинарной ответственности (в частности, срок, в течение которого начальник учреждения привлекает к ответственности, - 10 дней).
Осужденный при отказе от работы и прекращении работы признается злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания постановлением начальника исправительного учреждения по представлению администрации исправительного учреждения одновременно с наложением взыскания (ч. 4 ст. 116 УИК РФ).
Дисциплинарный штраф налагается только за злостные нарушения установленного порядка отбывания наказания. Взысканная сумма дисциплинарного штрафа перечисляется в федеральный бюджет.
Перевод осужденных в помещения камерного типа, единые помещения камерного типа и одиночные камеры, а также водворение в штрафные и дисциплинарные изоляторы производится с указанием срока содержания в них. К осужденным, переведенным в помещения камерного типа, могут применяться все меры взыскания, кроме перевода в помещения камерного типа. К осужденным, переведенным в единые помещения камерного типа, могут применяться все меры взыскания, кроме перевода в помещения камерного типа и единые помещения камерного типа.
Свои особенности имеет поощрение осужденных за труд. На основании ст. 113 УИК РФ за добросовестное отношение к труду к осужденным к лишению свободы могут применяться такие меры поощрения, как благодарность; награждение подарком; премия, разрешение на получение дополнительной посылки или передачи; предоставление дополнительного краткосрочного или длительного свидания; разрешение дополнительно расходовать деньги в сумме до одной четверти минимального размера оплаты труда на покупку продуктов питания и предметов первой необходимости; увеличение времени прогулки осужденным, содержащимся в строгих условиях отбывания наказания в исправительных колониях и тюрьмах, до двух часов в день на срок до одного месяца; досрочное снятие ранее наложенного взыскания. К осужденным, отбывающим наказание в колониях-поселениях, может применяться мера поощрения в виде разрешения на проведение за пределами колонии-поселения выходных и праздничных дней.
Обладает определенной спецификой и привлечение осужденных к материальной ответственности. По мнению И. В. Бондаренко и А. Ю. Чапышкина, «материальная ответственность побуждает осужденных трудиться так, чтобы не было порчи, утраты, уничтожения, хищения материальных ценностей»[27]. Осужденные несут как ограниченную, так и полную материальную ответственность. В любом случае осужденный обязан возместить только прямой действительный ущерб. Однако В. Бондаренко и А. Ю. Чапыш- кин говорят о необходимости «изменить существующие нормы..., в соответствие с которыми лицо должно нести материальную ответственность в полном объеме причиненных убытков (действительный ущерб и упущенная выгода), если ущерб нанесен при злостном характере совершенных действий»[28]. Данные авторы полагают, что «дополнение института материальной ответственности нормой такого содержания значительно повысило бы эффективность борьбы с умышленным повреждением собственности .. ,»[29].
Таким образом, отношения по привлечению лиц, осужденных к лишению свободы, к труду, равно как и сам труд осужденных обладают значительной спецификой. Особенности проявляются по всем условиям труда осужденных и обусловлены содержанием их правосубъектности в связи с осуждением к лишению свободы, поэтому отношения по привлечению осужденных лик к труду должны быть урегулированы исключительно уголовно-исполнительным законодательством без субсидиарного применения трудового законодательства. Глава 14 УИК РФ «Труд, профессиональное образование и профессиональное обучение осужденных к лишению свободы» должна быть дополнена соответствующими изменениями, регулирующими отношения по привлечению осужденных к лишению свободы к труду, но основное изменение состоит в исключении из ст. 103-105 слов «в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде». Но это является возможным только при более детальном урегулировании вопросов организации привлечения осужденных к труду в УИК РФ.
[1] См.: Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12. 2001 г. № 197-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3.
[2] См.: Зенина Н. В., Павлова Е. В., Строгович Ю. Н. Характеристика правового регулирования труда осужденных к лишению свободы // Российский следователь. 2015. № 4. С. 43.
[3] Зенина Н. В., Павлова Е. В., Строгович Ю. Н. Характеристика правового регулирования труда осужденных к лишению свободы. С. 44.
[4] Зенина Н. В., Павлова Е. В., Строгович Ю. Н. Привлечение к труду осужденных к лишению свободы: теоретические вопросы конституционно-правового регулирования // Российская юстиция. 2015. № 1. С. 27.
[5] См.: Еремина С. Н. Возможность реализации права на труд осужденными к лишению свободы // Юридический мир. 2013. № 8. С. 58.
[6] Смирнов А. Б. Проблемы правового статуса осужденных к лишению свободы: в контексте требования Конституции Российской Федерации и Всеобщей декларации прав человека // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2009. № 2. С. 25.
[7] См.: Международный пакт о гражданских и политических правах // Ведомости ВС СССР. 1976. № 17. Ст. 291.
[8] См.: Конвенция МОТ № 29 «Относительно принудительного или обязательного труда» // Ведомости ВС СССР. 1956. № 13. Ст. 279.
[9] Губенко А. Регулирование труда осужденных к лишению свободы: // Законность. 2005. № 11. С. 50.
[10] См.: Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17.06. 2010 г. № 805-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Акопяна Григория Васильевича на нарушение его конституционных прав частью третьей статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации». Документ не опубликован. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
[11] См.: Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.01.2014 г. № 111-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ресина Андрея Игоревича на нарушение его конституционных прав статьей 103 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и статьей 157 Трудового кодекса Российской Федерации» Документ не опубликован. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
[12] См.: Конституции зарубежных стран : учеб. пособие. М., 2003. С. 104.
[13] Там же. С. 104.
[14] См.: Жумабаев К. А. Принципы и формы организации труда осужденных к лишению свободы // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2009. № 1. С. 10.
[15] Там же.
[16] Там же.
[17] Приказ Минюста России от 03.11.2005 № 205 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. № 47.
[18] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27.10.2007 г. № 1499-р «Об утверждении перечня основных видов деятельности, связанных с трудовой адаптацией осужденных» // Российская газета. 2007. 31 окт.
[19] См.: Репринцев Д. Д. Правовое регулирование труда лиц, осужденных к лишению свободы // Трудовое право. 2012. № 5. С. 81.
[20] См.: Губенко А. Регулирование труда осужденных к лишению свободы // Законность. 2005. № 11. С. 50.
[21] См.: Еремина С. Н. Возможность реализации права на труд осужденными к лишению свободы // Юридический мир. 2013. № 8 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
[22] В частности, роль начальника исправительного учреждения в механизме трудовой адаптации осужденных достаточно подробно в юридической литературе освещает проф. В. В. Шлыков. См.: Шлыков В. В. Начальник исправительного учреждения в механизме трудовой адаптации осужденных // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2007. № 5. С. 18-21.
[23] См.: Тарасова М. И., Смирнов И. С. Отдельные проблемные вопросы регулирования труда осужденных в местах лишения свободы // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2015. № 5. С. 31.
[24] Там же. С. 30.
[25] Указание Минсоцзащиты Российской Федерации от 02.11.1992 г. № 1-94-У «О порядке учета времени работы осужденных в период осужденных в период отбывания ими наказания в виде лишения свободы, засчитываемого в трудовой стаж // Социальная защита. 1997. № 8.
[26] Губенко А. Регулирование труда осужденных к лишению свободы // Законность. 2005. № 11. С. 50.
[27] Бондаренко И. В., Чапышкин А. Ю. Материальная ответственность осужденных // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2005. № 4. С. 40.
[28] Там же. С. 42.
[29] Там же.
|