Весь второй раздел Закона РФ «О недрах» посвящен вопросам регулирования недропользования. Так, ст. 6 устанавливает следующие виды пользования недрами:
• в целях регионального геологического изучения, включающего
региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку инженерно-геологические изыскания, научно-исследовательские,
палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга состояния недр, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы проводимые без существенного нарушения целостности недр,
• для геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также геологического изучния и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
• в целях разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним пере- рабаывающих производств;
• в целях строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
• для образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости);
• в целях сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому предоставлен данный горный отвод.
Согласно ст. 9 ФЗ «О недрах» пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами. Закон содержит достаточно жесткие требования к пользователям недр на участках недр федерального значения континентального шельфа Российской Федерации.
Ими могут быть только юридические лица, которые имеют опыт освоения участков недр континентального шельфа Российской Федерации не менее чем пять лет и в которых доля Российской Федерации в уставных капиталах составляет более чем 50 %, а также в отношении которых Российская Федерация имеет право прямо или косвенно распоряжаться более чем 50 % общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции, составляющие уставные капиталы таких юридических лиц.
Основаниями возникновения права пользования участками недр являются:
• решение Правительства Российской Федерации;
• решение федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа;
• решение комиссии, которая создается федеральным органом упраагения государственным фондом недр и в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации;
• решение конкурсной или аукционной комиссии о предоставлении права пользования участком недр для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, за исключением участков недр федерального значения;
• решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, согласованное с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом и принятое для сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов;
• принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
• переход права пользования участками недр в соответствии с основаниями, установленными федеральными законами, регулирующими отношения недропользования;
• вступившее в силу соглашение о разделе продукции, заключенное в соответствии с ФЗ «О соглашениях о разделе продукции»;
• государственный контракт на выполнение работ по геологическому изучению недр (в том числе региональному), заключенный федеральным органом управления государственным фондом недр в соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ.
Предоставление недр в пользование, в том числе органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Согласно Постановлению Правительства РФ «О порядке введения в действие положения о порядке лицензирования пользования недрами» № 33141 от 15 июля 1992 г., лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных требований, и условий.
Федеральный закон «О недрах» содержит требования к содержанию лицензии, дающей право на недропользование. Лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать:
• данные о пользователе недр, получившем лицензию, и органах, предоставивших лицензию, а также основание предоставления лицензии;
• данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами;
• указание границ участка недр, предоставляемого в пользование;
• указание границ земельного участка или акватории, выделенных для ведения работ, связанных с пользованием недрами;
• сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектную мощность, представления геологической информации на государственную экспертизу);
• условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами, земельными участками, акваториями;
• согласованный уровень добычи минерального сырья, собственности на добытое минеральное сырье;
• соглашение о праве собственности на геологическую информацию, получаемую в процессе пользования недрами;
• условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ, в том числе условия снижения содержания взрывоопасных газов в шахте, угольных пластах и выработанном пространстве до установленных допустимых норм при добыче (переработке) угля (горючих сланцев);
• порядок и сроки подготовки проектов ликвидации или консервации горных выработок и рекультивации земель.
Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ к числу подлежащим лицензированию видам деятельности относит геодезические и картографические работы федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение, производство маркшейдерских работ (пространственногеометрические измерения горных разработок и подземных сооружений, наблюдение за состоянием горных отводов и обоснование их границ, ведение горной графической документации и т. д.), работы по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления.
Пользователь недр имеет право:
• использовать предоставленный ему участок недр для любой формы предпринимательской или иной деятельности, соответствующей цели, обозначенной в лицензии или в соглашении о разделе продукции;
• самостоятельно выбирать формы этой деятельности, не противоречащие действующему законодательству;
• использовать результаты своей деятельности, в том числе добытое минеральное сырье, в соответствии с лицензией или соглашением о разделе продукции и действующим законодательством;
• использовать отходы своего горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если иное не оговорено в лицензии или в соглашении о разделе продукции;
• ограничивать застройку площадей залегания полезных ископаемых в границах предоставленного ему горного отвода;
• проводить без дополнительных разрешений геологическое изучение недр за счет собственных средств в границах горного отвода, предоставленного ему в соответствии с лицензией или соглашением о разделе продукции;
• обращаться в органы, предоставившие лицензию, по поводу пересмотра условий лицензии при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена.
К обязанностям пользователя недр относится
• соблюдения требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья;
• соблюдения требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых;
• ведения геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе всех видов пользования недрами;
• представления геологической информации в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации;
• представления достоверных данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации, в органы государственной статистики;
• безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами;
• соблюдения утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов и тд.
• приведения участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования;
• сохранности разведочных горных выработок и буровых скважин, которые могут быть использованы при разработке месторождений и (или) в иных хозяйственных целях;
• ликвидации в установленном порядке горных выработок буровых скважин, не подлежащих использованию:
• выполнения условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременного и правильного внесения платежей за пользование недрами;
• сохранности ценных и опасных грузов, геологической, маркшейдерской и иной документации, специальной корреспонденции, а также грузов, содержащих носители сведений, отнесенных к государственной тайне.
Право пользования недрами может быть прекращено в предусмотренном порядке: по истечении установленного в лицензии срока ее при возникновении определенного условия (если оно зафиксировано в лицензии), с наступлением которого прекращается право пользования недрами и т. д.
По решению органов, предоставивших лицензию, право недропользования может быть прекращено досрочно, приостановлено или ограничено в случаях возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами; нарушения пользователем недр существенных условий лицензии и т.д.
Согласно ст. 39 ФЗ «О недрах» с учетом последних изменений 2009 и 2011 г., система платежей при пользовании недрами содержит следующие виды платежей:
• разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии;
• регулярные платежи за пользование недрами;
• сбор за участие в конкурсе (аукционе);
• другие налоги и сборы, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Каждый из указанных элементов системы платежей за недропользование регулируется соответственными статьями ФЗ «О недрах», Налоговым кодексом и соответствующими нормативными актами уполномоченных органов исполнительной власти. Так, ст. 40 ФЗ «О недрах» устанавливает минимальные (стартовые) размеры разовых платежей за пользование недрами, которые составляют не менее 10 % суммы налога на добычу полезных ископаемых в расчете на среднегодовую мощность добывающей организации. Сама методика по определению стартового размера утверждена Приказом МПР РФ «Об утверждении Методики по определению стартовою размера разового платежа за пользование недрами» от 30.09.2008 г. № 232, а особенности расчета размера разового платежа с учетом всех случаев, когда участки недр предоставляются без конкурсов и аукционов — Постановлением Правительства РФ от 04 февраля 2009 г. № 94 «О порядке определения размера разовых платежей за пользование недрами на участках недр, которые предоставляются в пользование без проведения конкурсов и аукционов для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии». Уплата разовых платежей производится в порядке, установленном в лицензии на пользование недрами.
Сбор за участие в конкурсе (аукционе) вносится всеми его участниками и является одним из условий регистрации заявки на участие в аукционе или конкурсе. Сумма сбора определяется исходя из стоимости затрат на подготовку, проведение и подведение итогов конкурса (аукциона), оплату труда привлекаемых экспертов. Сбор за участие в конкурсе или аукционе на право пользования недрами, независимо от результатов рассмотрения заявок и результатов проведения конкурса или аукциона на право пользования недрами, заявителям не возвращается, за исключением случаев отмены уполномоченными органами проведения таких конкурсов или аукционов.
Регулярные платежи за пользование недрами взимаются за предоставление пользователям недр исключительных прав:
• на поиск и оценку месторождений полезных ископаемых;
• разведку полезных ископаемых;
• геологическое изучение и оценку пригодности участков недр для строительства и эксплуатации сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
• строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых (в том числе строительство искусственных сооружений и прокладка кабелей и трубопроводов под водой), за исключением инженерных сооружений неглубокого залегания (до 5 м), используемых по целевому назначению.
При этом регулярные платежи за пользование недрами взимаются с пользователей недр отдельно по каждому виду работ, осуществляемых в Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации и за пределами Российской Федерации на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора.
Закон освобождает от регулярных платежей недропользователей в случае:
• пользования недрами для регионального геологического изучения;
• разведки полезных ископаемых на месторождениях, введенных в промышленную эксплуатацию, в границах горного отвода, предоставленного пользователю недр для добычи этих полезных ископаемых;
• разведки полезного ископаемого в границах горного отвода, предоставленного пользователю недр для добычи этого полезного ископаемого.
Система расчета размеров регулярных платежей за пользование недрами достаточно сложна и учитывает многие факторы: экономико-географические условия, размер участка недр, вид полезного ископаемого, продолжительность работ, степень геологической изученности территории и степень риска. Конкретный размер ставки регулярного платежа за пользование недрами устанавливается исполнительным органом государственной власти субъекта РФ по представлению территориального органа.
Налоговый кодекс РФ устанавливает два способа определения налоговой базы по налогу на добычу полезных ископаемых (ст. 338):
1) при добыче угля, нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья - как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении;
2) при добыче иных полезных ископаемых - как стоимость добытых полезных ископаемых.
Стоимость добытых полезных ископаемых определяется налогоплательщиком самостоятельно одним из предусмотренных ст. 340 Налогового кодекса РФ способами (исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации без учета субсидий; из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого; из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых).
Как было указано ранее, одним из оснований возникновения права пользования недрами служит соглашение о разделе продукции, которое по своей сути является гражданским договором, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности, выступающему в качестве инвестора, на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск.
В качестве инвестора выступает юридическое лицо или создаваемое на основе договора о совместной деятельности и не имеющее статуса юридического лица объединение юридических лиц, осуществляющее вложение собственных заемных или привлеченных средств (имущества и имущественных прав) в поиск, разведку и добычу минерального сырья и являющееся пользователем недр на условиях соглашения о разделе продукции.
Соглашение определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения Перечни участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции, устанавливаются федеральными законами. Законодательство о соглашении о разделе продукции разрешает предоставление на условиях раздела продукции не более 30 % разведанных и учтенных государственным балансом запасов полезных ископаемых. Часть произведенной продукции, являющаяся по условиям соглашения долей инвестора, принадлежит на праве собственности инвестору.
Примером таких соглашений могут служить проекты освоения Сахалинского шельфа - «Сахалин-1» и «Сахалин-2».
Соглашением предусматриваются обязательства инвестора по приобретению необходимых для геологического изучения, добычи, транспортировки и переработки полезных ископаемых технологического оборудования, технических средств и материалов российского происхождения в объеме не менее 70 % общей стоимости приобретенных (в том числе по договорам аренды, лизинга и иным основаниям) в каждом календарном году для выполнения работ по соглашению оборудования, технических средств и материалов, затраты на приобретение и использование которых возмещаются инвестору компенсационной продукцией.
Российское законодательство о недрах и налоговое законодательство предусматривают особый порядок налогообложения для пользователей недр, выступающих стороной соглашений о разделе продукции.
Пользователь недр, являющийся стороной соглашения о разделе продукции (инвестор), освобождается от взимания некоторых налогов и обязательных платежей в части и в порядке, которые установлены ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» и законодательством Российской Федерации. Взимание этих налогов и платежей заменяется разделом продукции в соответствии с условиями соглашения о разделе продукции. Например, инвестор освобождается от уплаты региональных и местных налогов и сборов по решению соответствующего законодательного (представительного) органа государственной власти или представительного органа местного самуправления; суммы уплаченных инвестором налога на добавленную стоимость, платежей за пользование природными ресурсами, водного налога, государственной пошлины, таможенных сборов, земельного налога, акциза, а также суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду подлежат возмещению и т.д.
Распределение продукции, полученной государством в результате раздела произведенной продукции в соответствии с условиями соглашения о разделе продукции, осуществляется на основе договоров, заключаемых соответствующими органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого расположен предоставляемый в пользование участок недр.
|