Полномочия в сфере регулирования отношений недропользования распределены между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления следующим образом.
К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования относятся:
• разработка и совершенствование законодательства Российской Федерации о недрах;
• определение и реализация федеральной политики недропользования, определение стратегии использования, темпов воспроизводства, дальнейшего расширения и качественного улучшения минерально-сырьевой базы путем разработки и реализации федеральных программ;
• установление общего порядка пользования недрами и их охраны, разработка соответствующих стандартов (норм, правил;, в том числе классификации запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых;
• создание и ведение единой системы федерального и территориальных фондов геологической информации о недрах, распоряжение информацией, полученной за счет государственных средств;
• государственная экспертиза информации о разведанных запасах полезных ископаемых, иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность, за исключением информации об участках недр местного значения;
• официальное опубликование перечня участков недр федерального значения в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации, формирование федерального фонда резервных участков недр, установление перечней участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях соглашений о разделе продукции;
• формирование совместно с субъектами Российской Федерации региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным полезным ископаемым;
• согласование перечней участков недр местного значения, представляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, или отказ в согласовании указанных перечней;
• составление государственного баланса запасов полезных ископаемых;
• государственный учет участков недр, используемых для добычи полезных ископаемых и строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
• ведение государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых;
• государственная регистрация работ по геологическому изучению недр;
• распоряжение недрами континентального шельфа Российской Федерации;
• введение ограничений на пользование недрами на отдельных участках для обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей среды;
• распоряжение совместно с субъектами Российской Федерации государственным фондом недр, за исключением участков, находящихся в исключительном ведении Российской Федерации;
• утверждение соглашений на условия раздела продукции;
• координация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, связанных с пользованием недрами;
• защита прав пользователей недр и интересов граждан Российской Федерации;
• разрешение споров по вопросам пользования недрами между субъектами Российской Федерации;
• заключение международных договоров Российской Федерации по геологическому изучению, использованию и охране недр;
• установление порядка осуществления государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, организация и осуществление федерального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;
• заключение соглашений о разделе продукции при пользовании участками недр;
• установление порядка организации и осуществление федерального государственного надзора за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами - так называемого государственного горного надзора.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях относятся:
• принятие и совершенствование законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации о недрах;
• разработка и реализация территориальных программ развития и использования минерально-сырьевой базы;
• создание и ведение территориальных фондов геологической информации, распоряжение информацией, полученной за счет средств бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;
• участие в государственной экспертизе информации о разведанных запасах полезных ископаемых и иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность;
• составление территориальных балансов запасов и кадастров месторождений и проявлений общераспространенных полезных ископаемых и учет участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
• подготовка и утверждение перечней участков недр местного значения по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами;
• установление порядка пользования участками недр местного значения;
• защита интересов малочисленных народов, прав пользователей недр и интересов граждан, разрешение споров по вопросам пользования недрами;
• участие субъектов Российской Федерации в пределах полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, в соглашениях о разделе продукции при пользовании участками недр;
• участие в определении условий пользования месторождениями полезных ископаемых;
• организация и осуществление регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения;
• проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр местного значения;
• регулирование других вопросов в области использования и охраны недр, за исключением отнесенных к ведению Российской Федерации.
Согласно ФЗ «О недрах» государственное регулирование отношений недропользования осуществляется посредством управления, лицензирования, учета и государственного надзора.
В задачи государственного регулирования входят:
• определение объемов добычи основных видов полезных ископаемых на текущий период и на перспективу по Российской Федерации в целом и по регионам;
• обеспечение развития минерально-сырьевой базы и подготовки резерва участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
• обеспечение геологического изучения территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, Антарктики и дна Мирового океана (геологическое картирование, поиски и оценка место рождений полезных ископаемых, мониторинг состояния недр и прогнозирование происходящих в них процессов, сбор и хранение информации о недрах, состоянии минеральносырьевой базы);
• установление квот на поставку добываемого минерального сырья;
• введение платежей, связанных с пользованием недрами, а также регулируемых цен на отдельные виды минерального сырья;
• установление стандартов (норм, правил) в области геологического изучения, использования и охраны недр, безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, рационального использования и охраны недр, а также осуществление государственного надзора за их соблюдением.
Субъектами государственного управления отношениями
недропользования являются Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органы специальной компетенции: федеральный орган управления государственным фондом недр (Федеральное агентство по недропользованию при Министерстве природных ресурсов и экологии РФ) и органы государственного горного надзора (Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору).
Федеральное агентство по недропользованию осуществляет следующие полномочия в сфере управления недропользованием:
• организация государственного геологического изучения недр;
• проведение экспертизы проектов геологического изучения недр;
• проведение геолого-экономической и стоимостной оценки месторождений полезных ископаемых и участков недр;
• проведение конкурсов и аукционов на право пользования недрами;
• проведение государственной экспертизы информации о разведанных запасах полезных ископаемых; геологической, экономической информации о предоставляемых в пользование участках недр,
• отнесение запасов полезных ископаемых к кондиционным или некондиционным запасам, а также определение нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих породах, в отвалах или отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства, по результатам технико-экономического обоснования постоянных разведочных или эксплуатационных кондиций для подсчета разведанных запасов;
• выдача, оформление и регистрация лицензий на пользование недрами;
• установление конкретного размера ставки регулярного платежа за пользование недрами по каждому участку недр, на который в установленном порядке выдается лицензия на пользование недрами;
• рассмотрение и согласование проектной и технической документации на разработку месторождений полезных ископаемых;
• ведение государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственного баланса запасов полезных ископаемых, обеспечение в установленном порядке постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса;
• ведение государственного учета и обеспечение ведения государственного реестра работ по геологическому изучению недр, участков недр, предоставленных для добычи полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с их добычей, и лицензий на пользование недрами;
• осуществление функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание агентства и реализацию возложенных на него функций.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, выполняя функции органа государственного горного надзора, осуществляет контроль и надзор за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами. Задачами государственного горного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений пользователями недр или лицами, осуществляющими работы на участках недр, установленных требований по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, по предупреждению и устранению их вредного влияния на население, окружающую среду, здания и сооружения, а также по охране недр.
|