При рассмотрении вопроса нормативного регулирования рационального использования и охраны недр необходимо исходить, прежде всего, из ключевого положения современной геологии о невозобновляемости полезных ископаемых.
Российское горное законодательство устанавливает следующие требования по рациональному использованию и охране недр:
• соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование (например, Инструкции о порядке предоставления горных отводов для разработки газовых и нефтяных месторождений, утвержденной Постановлением Госгортехнадзора РФ № 35 от 11 сентября 1996 г.) и недопущение самовольного пользования недрами;
• обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр;
• проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставленного в пользование в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;
• проведение государственной экспертизы и государственный учет запасов полезных ископаемых, а также участков недр, используемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;
• обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов;
• достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых;
• охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку;
• предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов производства, сбросе сточных вод;
• соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
• предупреждение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых и соблюдение установленного порядка использования этих площадей в иных целях.
В случае нарушения данных требований право пользования недрами может быть ограничено, приостановлено или прекращено уполномоченными государственными органами в соответствии с законодательством.
Постановлением Росгортехнадзора РФ № 71 от 06 июня 2003 г. утверждены Правила охраны недр, согласно которым пользователь недр обязан обеспечить:
• соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья;
• соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых;
• ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе всех видов пользования недрами и ее сохранность;
• безопасное ведение работ сватанных с пользованием недрами;
• соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, вод, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами;
• приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования;
• сохранность разведочных горных выработок и буровых скважин, которые могут быть использованы при разработке месторождений и в иных хозяйственных целях; ликвидацию в установленном порядке горных выработок и буровых скважин, не подлежащих использованию;
• выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции.
В российском праве до настоящего времени не нашли законодательного закрепления механизмы решения проблемы нормирования изъятия полезных ископаемых, что, очевидно, вызвано проблемами в сферах экономики и государственной сырьевой политике. Однако именно нормирование изъятия полезных ископаемых способствует обеспечению жизненно важных интересов будущих поколений, и, безусловно, напрямую связано с процессом укрепления устойчивости экономического развития страны.
|