Труд лиц, осужденных к лишению свободы за некоторыми исключениями, регулируется трудовым законодательством России, а проблема трудовой деятельности осужденных постоянно находится в центре внимания государства.
Несмотря на тенденции сокращения количества осужденных, оно продолжает оставаться значительным. Так по состоянию на 1 июня 2016 г. в учреждениях уголовно-исполнительной системы содержалось 651360 человек, из которых около 90 % составляют мужчины в трудоспособном возрасте[1], а Россия вошла в тройку «лидеров» по численности осужденных, уступая только США (2,2 млн человек) и Китаю (1,65 млн человек)[2].
Одним из ключевых направлений Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 г. является формирование эффективной системы социальной поддержки уязвимых категорий населения и профилактики правонарушений, в том числе интеграция лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества, а также гуманизация системы исполнения уголовных наказаний[3].
Результатом указанной цели должны являться снижение рецидива преступлений и ресоциализация осужденных, то есть возвращение в общество законопослушных граждан[4]. Труд в данных условиях рассматривается государством, прежде всего с позиций воспитания и исправления, а вопросы эффективной организации труда осужденных выходят на первый план.
Гармонизация социально-трудовых отношений в исправительных учреждениях тесно коррелирует с эффективностью обеспечения и поддержания безопасности государства, общества и человека. Общественно полезный труд и профессиональное обучение законодательно закреплены в качестве основных средств исправления осужденных, а также предупреждения совершения новых преступлений.
Промышленный сектор уголовно-исполнительной системы входит в число ведущих отечественных товаропроизводителей по объему производства и ассортименту выпускаемой продукции.
Более 800 подразделений Федеральной службы исполнения наказаний, расположенных в большинстве субъектов Российской Федерации, производят свыше 100 тысяч наименований продукции машиностроения, металлообработки, лесозаготовительной, деревообрабатывающей, легкой промышленности, черной, цветной металлургии и других отраслей народного хозяйства[5].
Учреждения, исполняющие наказания, привлекают осужденных к оплачиваемому труду с учетом трудоспособности осужденных и, по возможности, специальности.
Продолжительность рабочего времени осужденных, согласно УИК РФ, регулируется трудовым законодательством. На осужденных в полном объеме распространяются устанавливаемые трудовым законодательством правила предоставления, сокращенного рабочего дня, неполного рабочего дня и неполной рабочей недели, работы в ночное время, сверхурочных работ.
Так, нормами уголовно-исполнительного законодательства для осужденных установлен восьмичасовой рабочий день, сорока восьмичасовая неделя с одним выходным днем еженедельно. Перерыв на обед - один час. Начало и конец рабочего дня устанавливается распорядком дня исправительного учреждения. В дни общегосударственных праздников осужденные отдыхают на общих основаниях.
Если по условиям производства не могут быть соблюдены установленная для осужденных еженедельная и ежедневная продолжительность рабочего дня, допускается суммированный учет рабочего времени с тем, чтобы средняя продолжительность рабочего времени за учетный период не превышала восьми часов в день. Если возникает необходимость привлечь осужденных на работу в выходные и праздничные дни, то это разрешено делать, но с предоставлением в течение месяца других дней для отдыха.
Осужденные имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью двенадцать рабочих дней с выездом за пределы исправительной колонии. Порядок выезда регулируется уголовно-исполнительным кодексом. Осужденным, освобожденным от труда, также может быть предоставлен однократный ежегодный выезд за пределы исправительного учреждения.
Время работы осужденного в период отбывания наказания в виде лишения свободы засчитывается в общий трудовой стаж.
Оплата труда осужденных к лишению свободы производится в соответствии с его качеством и количеством по нормам и расценкам, установленным законодательством о труде (ч. 1 ст. 105 УИК РФ).
Вместе с тем осужденные могут привлекаться к работам без оплаты труда, но только к связанным с благоустройством исправительного учреждения и прилегающих к нему территорий (ч. 1 ст. 106 УИК РФ).
К таким работам осужденные привлекаются в порядке очередности, в свободное от работы время. Продолжительность работ не должна превышать двух часов в неделю, однако по желанию осужденного она может быть увеличена.
В то же время привлечение осужденных к труду осложняется проблемами правоприменения некоторых норм. Так, согласно ч. 1 ст. 103 УИК РФ администрация исправительного учреждения обязана привлекать к труду всех осужденных, за исключением отдельных категорий, перечисленных в самом кодексе. Однако администрация исправительного учреждения не всегда в состоянии этого сделать, так как количество рабочих мест ограничено. Получается, что администрация исправительного учреждения вынуждена нарушать закон, не выполняя предписаний данной нормы.
Кроме того, исправительные учреждения по своей организационно-правовой форме являются государственными унитарными предприятиями, а в соответствии с гражданским законодательством государственные унитарные предприятия в своей деятельности преследуют цель получения прибыли. Вместе с тем, согласно ч. 5 ст. 103 УИК, производственная деятельность осужденных не должна препятствовать выполнению основной задачи исправительных учреждений - исправлению осужденных. Но фактически цель исправления осужденных с помощью труда заменяется стремлением получить прибыль[6].
Часть 6 ст. 103 УИК о безусловном запрете осужденным прекращать работу для разрешения трудовых конфликтов также является достаточно спорной, так как даже при нарушении работодателем правил охраны труда, техники безопасности, и т.д. работник-осужденный вынужден работать, поскольку закон не позволяет ему прекратить работу. Учитывая особые условия пребывания осужденных в местах лишения свободы, запрет организовывать и проводить забастовки должен сохраняться, но работники-осужденные должны иметь право прекращать работу для разрешения трудовых конфликтов.
Основной же проблемой в сфере регулирования труда осужденных, по мнению А. Губенко, которое мы разделяем, является то, что нормы российского уголовного законодательства не содержат в качестве одного из карательных элементов лишения свободы возможность привлечения осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, к труду. Следовательно, труд осужденных это их право, а не обязанность.
Правоотношения, в которых работниками выступают осужденные к лишению свободы, реализуются чаще всего в замкнутой сфере, т.е. в пределах исправительного учреждения, поэтому принцип свободы труда в отношении осужденных к лишению свободы действует с некоторыми особенностями. Осужденный к лишению свободы лишен права выбора профессии и рода деятельности, но не лишается права на труд. Трудовые отношения осужденных к лишению свободы должны быть урегулированы трудовым законодательством с субсидиарным применением норм уголовно-исполнительного законодательства.
[1] Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы. URL: http:// www. фсин.рф/structure/inspector/iao/statistika/Kratkaya har-ka UIS (дата обращения: 20.06.2016).
[2] World Prison Population List (eleventh edition). URL: http://www. prison- studies.org/sites/default/files (дата обращения: 22.06.2016).
[3] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 г. № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». URL: http://www.consultant.ru/ document (дата обращения: 20.06.2016).
[4] Закон Российской Федерации от 21.07.1993 г. № 5473-1 (ред. от 20.04.2015) «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016). URL: http://www. http:// www.consultant.ru/document/cons doc LAW 4645 (дата обращения: 20.06.2016).
[5] Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы URL: http:// www фсин.рф/structure/mspector/iao/statistika/Kratkaya har-ka UIS (дата обращения: 20.06.2016).
[6] См.: Губенко А. Регулирование труда осужденных к лишению свободы // Законность. 2005. № 11. С.12.
|