Вторник, 26.11.2024, 19:44
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 12
Гостей: 12
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Труд осужденных к лишению свободы и проблемы, возникающие при его реализации

Труд лиц, осужденных к лишению свободы за некоторыми ис­ключениями, регулируется трудовым законодательством России, а проблема трудовой деятельности осужденных постоянно находится в центре внимания государства.

Несмотря на тенденции сокращения количества осужденных, оно продолжает оставаться значительным. Так по состоянию на 1 июня 2016 г. в учреждениях уголовно-исполнительной системы содержалось 651360 человек, из которых около 90 % составляют мужчины в трудоспособном возрасте[1], а Россия вошла в тройку «ли­деров» по численности осужденных, уступая только США (2,2 млн человек) и Китаю (1,65 млн человек)[2].

Одним из ключевых направлений Концепции долгосрочного со­циально-экономического развития России до 2020 г. является фор­мирование эффективной системы социальной поддержки уязвимых категорий населения и профилактики правонарушений, в том чис­ле интеграция лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества, а также гуманизация системы исполнения уголов­ных наказаний[3].

Результатом указанной цели должны являться снижение рециди­ва преступлений и ресоциализация осужденных, то есть возвраще­ние в общество законопослушных граждан[4]. Труд в данных условиях рассматривается государством, прежде всего с позиций воспитания и исправления, а вопросы эффективной организации труда осужден­ных выходят на первый план.

Гармонизация социально-трудовых отношений в исправитель­ных учреждениях тесно коррелирует с эффективностью обеспече­ния и поддержания безопасности государства, общества и человека. Общественно полезный труд и профессиональное обучение зако­нодательно закреплены в качестве основных средств исправления осужденных, а также предупреждения совершения новых престу­плений.

Промышленный сектор уголовно-исполнительной системы вхо­дит в число ведущих отечественных товаропроизводителей по объе­му производства и ассортименту выпускаемой продукции.

Более 800 подразделений Федеральной службы исполнения на­казаний, расположенных в большинстве субъектов Российской Фе­дерации, производят свыше 100 тысяч наименований продукции машиностроения, металлообработки, лесозаготовительной, дерево­обрабатывающей, легкой промышленности, черной, цветной метал­лургии и других отраслей народного хозяйства[5].

Учреждения, исполняющие наказания, привлекают осужденных к оплачиваемому труду с учетом трудоспособности осужденных и, по возможности, специальности.

Продолжительность рабочего времени осужденных, согласно УИК РФ, регулируется трудовым законодательством. На осужден­ных в полном объеме распространяются устанавливаемые трудовым законодательством правила предоставления, сокращенного рабочего дня, неполного рабочего дня и неполной рабочей недели, работы в ночное время, сверхурочных работ.

Так, нормами уголовно-исполнительного законодательства для осужденных установлен восьмичасовой рабочий день, сорока вось­мичасовая неделя с одним выходным днем еженедельно. Перерыв на обед - один час. Начало и конец рабочего дня устанавливается распорядком дня исправительного учреждения. В дни общегосудар­ственных праздников осужденные отдыхают на общих основаниях.

Если по условиям производства не могут быть соблюдены уста­новленная для осужденных еженедельная и ежедневная продолжи­тельность рабочего дня, допускается суммированный учет рабочего времени с тем, чтобы средняя продолжительность рабочего времени за учетный период не превышала восьми часов в день. Если возни­кает необходимость привлечь осужденных на работу в выходные и праздничные дни, то это разрешено делать, но с предоставлением в течение месяца других дней для отдыха.

Осужденные имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью двенадцать рабочих дней с выездом за пре­делы исправительной колонии. Порядок выезда регулируется уго­ловно-исполнительным кодексом. Осужденным, освобожденным от труда, также может быть предоставлен однократный ежегодный выезд за пределы исправительного учреждения.

Время работы осужденного в период отбывания наказания в виде лишения свободы засчитывается в общий трудовой стаж.

Оплата труда осужденных к лишению свободы производится в соответствии с его качеством и количеством по нормам и расценкам, установленным законодательством о труде (ч. 1 ст. 105 УИК РФ).

Вместе с тем осужденные могут привлекаться к работам без оплаты труда, но только к связанным с благоустройством исправи­тельного учреждения и прилегающих к нему территорий (ч. 1 ст. 106 УИК РФ).

К таким работам осужденные привлекаются в порядке очеред­ности, в свободное от работы время. Продолжительность работ не должна превышать двух часов в неделю, однако по желанию осу­жденного она может быть увеличена.

В то же время привлечение осужденных к труду осложняется проблемами правоприменения некоторых норм. Так, согласно ч. 1 ст. 103 УИК РФ администрация исправительного учреждения обяза­на привлекать к труду всех осужденных, за исключением отдельных категорий, перечисленных в самом кодексе. Однако администрация исправительного учреждения не всегда в состоянии этого сделать, так как количество рабочих мест ограничено. Получается, что ад­министрация исправительного учреждения вынуждена нарушать за­кон, не выполняя предписаний данной нормы.

Кроме того, исправительные учреждения по своей организа­ционно-правовой форме являются государственными унитарными предприятиями, а в соответствии с гражданским законодательством государственные унитарные предприятия в своей деятельности преследуют цель получения прибыли. Вместе с тем, согласно ч. 5 ст. 103 УИК, производственная деятельность осужденных не долж­на препятствовать выполнению основной задачи исправительных учреждений - исправлению осужденных. Но фактически цель ис­правления осужденных с помощью труда заменяется стремлением получить прибыль[6].

Часть 6 ст. 103 УИК о безусловном запрете осужденным прекра­щать работу для разрешения трудовых конфликтов также является достаточно спорной, так как даже при нарушении работодателем правил охраны труда, техники безопасности, и т.д. работник-осу­жденный вынужден работать, поскольку закон не позволяет ему прекратить работу. Учитывая особые условия пребывания осужден­ных в местах лишения свободы, запрет организовывать и проводить забастовки должен сохраняться, но работники-осужденные должны иметь право прекращать работу для разрешения трудовых конфлик­тов.

Основной же проблемой в сфере регулирования труда осужден­ных, по мнению А. Губенко, которое мы разделяем, является то, что нормы российского уголовного законодательства не содержат в качестве одного из карательных элементов лишения свободы воз­можность привлечения осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, к труду. Следовательно, труд осужденных это их право, а не обязанность.

Правоотношения, в которых работниками выступают осужден­ные к лишению свободы, реализуются чаще всего в замкнутой сфе­ре, т.е. в пределах исправительного учреждения, поэтому принцип свободы труда в отношении осужденных к лишению свободы дей­ствует с некоторыми особенностями. Осужденный к лишению сво­боды лишен права выбора профессии и рода деятельности, но не ли­шается права на труд. Трудовые отношения осужденных к лишению свободы должны быть урегулированы трудовым законодательством с субсидиарным применением норм уголовно-исполнительного за­конодательства.

 

[1] Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы. URL: http:// www. фсин.рф/structure/inspector/iao/statistika/Kratkaya har-ka UIS (дата обраще­ния: 20.06.2016).

[2] World Prison Population List (eleventh edition). URL: http://www. prison- studies.org/sites/default/files (дата обращения: 22.06.2016).

[3] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 г. № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». URL: http://www.consultant.ru/ document (дата обращения: 20.06.2016).

[4] Закон Российской Федерации от 21.07.1993 г. № 5473-1 (ред. от 20.04.2015) «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лише­ния свободы» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016). URL: http://www. http:// www.consultant.ru/document/cons doc LAW 4645 (дата обращения: 20.06.2016).

[5] Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы URL: http:// www фсин.рф/structure/mspector/iao/statistika/Kratkaya har-ka UIS (дата обраще­ния: 20.06.2016).

[6] См.: Губенко А. Регулирование труда осужденных к лишению свободы // Законность. 2005. № 11. С.12.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (10.08.2017)
Просмотров: 179 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%