Вторник, 26.11.2024, 21:23
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Актуальные проблемы трудового и пенсионного законодательства при реализации права осужденных на труд

Нормами законодательства Российской Федерации на уголов­но-исполнительную систему возложены задачи по обеспечению профессионального обучения и трудовой занятости осужденных, которые способствуют их исправлению, ресоциализации и правопо­слушному поведению в период отбывания наказания, создают пред­посылки для успешной адаптации в обществе после освобождения.

Стоит отметить, что по состоянию на 1 февраля 2014 г. в уч­реждениях УИС содержатся 674,1 тыс. человек (на 01.01.2010 г. - 34,8 тыс. человек), в том числе:

в 730 исправительных колониях отбывают наказание 557,7 тыс. человек (- 2,1 тыс. человек);

в 127 колониях-поселениях отбывают наказание 39,3 тыс. че­ловек (- 1,4 тыс. человек);

в 5 ИК (для осужденных к пожизненному лишению свободы) отбывают наказание 1859 человек (-1человек);

в 230 следственных изоляторах и 108 помещениях, функциони­рующих в режиме следственных изоляторов, при колониях содержа­лось 113,0 тыс. человек (- 12,1 тыс. человек);

в 8 тюрьмах отбывали наказание 1,3 тыс. человек (+58 чело­век);

в 45 воспитательных колониях для несовершеннолетних 1,9 тыс. человек (-59 человек).

В учреждениях содержится 55,1 тыс. женщин (-615 человек), в том числе: 45,3 тыс. осужденных, содержащихся в ИК, и 9,7 тыс. человек содержащихся в СИЗО и ПФРСИ. При женских колониях имеется 13 домов ребенка, в которых проживает 656 детей.

На базе учреждений уголовно-исполнительной системы дей­ствуют:

53 государственных унитарных предприятия;

587 центра трудовой адаптации осужденных;

52 лечебно-производственных, 41 учебно-производственных мастерских[1].

В соответствии с ч. 1 ст. 103 УИК РФ каждый осужденный к ли­шению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяе­мых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к тру­ду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоро­вья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. Осужденные привлекаются к труду в центрах трудо­вой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастер­ских исправительных учреждений, на федеральных государствен­ных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположен­ных на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных.

Закрепляя в законе обязанность осужденных трудиться россий­ское государство должно в свою очередь создать условия для реа­лизации этой обязанности. Это не противоречит нормам междуна­родного права, в частности, Конвенции МОТ от 28 июля 1930 г., Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Минимальным Стандартным правилам обращения с заклю­ченными, Конвенции МОТ от 25 июня 1957 г. об упразднении прину­дительного труда. Данные акты обязанность заключенных трудиться не относят к категории принудительного труда.

Рассматривая проблему полной трудовой занятости заключен­ных и роль в этом деле государства, представитель Швеции Эрикс­сон на первом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Гаага, 1955 г.) утверждал, что основной формулой Международного конгресса должна быть при­знана следующая: «Государство должно обеспечить полную заня­тость заключенных. Пенитенциарная администрация должна иметь конституционное право первоочередности на получение работ, ко­торые предпринимает государство». В решениях Конгресса было записано: «Государство должно следить за тем, чтобы заключенные имели достаточную и соответствующую занятость. В тех странах, где необходимо избегать нежелательной конкуренции с частной про­мышленностью, удовлетворительным компромиссом может служить система, предусматривающая сбыт попечением государства продук­ции пенитенциарного труда на обязательном официальном рынке».

К сожалению, опыт решения проблем занятости осужденных в нашем государстве в условиях развития рыночных отношений отсутствует, да и научные исследования, как нам известно, в этой сфере весьма ограничены[2]. Нам представляется, что одной из задач сегодня является обобщение положительной практики организации производства в УИС, использование возможностей предприятий и организации различных форм собственности для обеспечения не только трудовой занятости осужденных, но и достойного заработка, определение механизма этой работы на разных уровнях управления уголовно-исполнительной системы.

Концепция реорганизации уголовно-исполнительной системы России (на период до 2020 г.)[3] определила основные направления развития производственного сектора УИС и обеспечения трудовой занятости осужденных. Осужденным от работы отказаться нельзя, так как это является злостным нарушением установленного порядка отбывания наказания, и за это к ним могут быть применены меры взыскания и материальная ответственность. Это еще раз свидетель­ствует о том, что одной из целей наказания является исправление осужденных, а оно подразумевает уважительное отношение к чело­веку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения.

Проблема законодательного регулирования трудовой деятельно­сти осужденных к лишению свободы постоянно находится в центре внимания научных исследований. Следует констатировать, что при­влечение к труду продолжает превалировать над другими средства­ми исправления осужденных. За счет этого обеспечивается уровень занятости осужденных, а также решаются социальные задачи.

В их число входят важнейшие права в сфере труда и социального обеспечения, а именно: свобода труда, право каждого свободно рас­поряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельно­сти и профессию.

Привлечение осужденных к труду и организация производствен­но-хозяйственной деятельности в настоящее время представляются весьма трудной задачей. Часть осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, не занята общественно полезным трудом по болезни, другие находятся в ПКТ (помещения камерного типа) или штрафных изоляторах за нарушение режима содержания, име­ются отказы от работы. Согласно Минимальным стандартным пра­вилам обращения с заключенными все осужденные обязаны тру­диться в соответствии с их умственными и физическими способно­стями, удостоверенными врачом (ч. 2 ст. 71)[4]. Организация и методы работы в учреждениях должны максимально приближаться к тем, которые имеются на свободе.

Особенностью правового регулирования трудовых отношений осужденных является то, что они регулируются нормами как тру­дового, так и уголовно-исполнительного законодательства. В ч. 1 ст. 104 УИК РФ законодатель конкретно указывает на ту часть тру­довых отношений, которые регламентируются законодательством о труде. Время начала и окончания работы определяется администра­цией исправительного учреждения. Она же с учетом характера вы­полняемой осужденными работы может суммировать учет рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учет­ный период (месяц, квартал и др.) не превышала нормального числа рабочих часов. Несовершеннолетним осужденным, обучающимся в образовательных учреждениях, продолжительность рабочего вре­мени сокращается наполовину. Все вышеперечисленное свидетель­ствует о том, что на работающего осужденного распространяются нормы не только международного права, но и Трудового кодекса Российской Федерации. Однако в соответствии со ст. 16 ТК РФ ос­нованием возникновения трудовых отношений является трудовой договор, который заключается в результате:

избрания на должность;

избрания по конкурсу на замещение соответствующей долж­ности;

назначения на должность или утверждения в должности;

направления на работу уполномоченными в соответствии с федеральным законом органами в счет установленной квоты;

судебного решения о заключении трудового договора;

фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя, когда трудовой до­говор не был должным образом оформлен.

В рассматриваемом случае основанием возникновения трудовых отношений с осужденными являются заявление и распоряжение на­чальника учреждения о выводе заявителя на работу.

Если расценивать возникновение трудовых отношений с момен­та допуска к работе, то не выполняется норма ст. 67 ТК РФ. Она обязывает работодателя не позднее трех рабочих дней со дня факти­ческого допущения к работе оформить трудовой договор, который, к сожалению, с осужденными к лишению свободы, изъявившими же­лание осуществлять трудовую деятельность в местах лишения сво­боды, не заключается. Норма, регулирующая основания возникно­вения трудовых отношений с осужденными, в национальном праве отсутствует[5].

Исходя из специфики субъектов трудовых отношений при испол­нении наказаний, по нашему мнению, с осужденными необходимо заключать срочные трудовые договоры. Периоды, когда осужденный может находиться в ШИЗО или ПКТ, следует считать простоем или вынужденным прогулом по вине работника, со всеми вытекающими отсюда последствиями, предусмотренными ст. 157 ТК РФ.

Часть 3 ст. 104 УИК РФ декларирует, что в общий трудовой стаж засчитывается привлечение осужденного к оплачиваемому труду. Учет отработанного времени возлагается на администрацию испра­вительного учреждения и производится по итогам года. Однако, по нашему мнению, вызывает ряд вопросов следующая формулировка нормы: «...при систематическом уклонении осужденного от выпол­нения работы соответствующий период времени исключается по решению администрации ИУ из общего трудового стажа». Если ад­министрация уполномочена вести строгий учет рабочего времени, то о каком периоде ведется речь? Согласно ст. 91 ТК РФ к рабочему времени относится время, в течение которого работник в соответ­ствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а так­же иные периоды времени, которые в соответствии с ТК другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени. И в соответ­ствии с ч. 4 данной нормы именно работодатель обязан вести учет рабочего времени.

Общий трудовой стаж имеет прямое отношение к назначению трудовой пенсии и страховому стажу, однако в ст. 10-11 ФЗ № 173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»[6] периоды, зачисляе­мые в трудовой стаж, период осуществления трудовой деятельности осужденных в местах лишения свободы, отсутствуют. Что является коллизией норм УИК РФ и Федерального закона № 173 и требует внесения дополнений в законодательство о трудовых пенсиях.

Подводя некоторые итоги правового анализа регулирования тру­довых отношений осужденных в местах лишения свободы, необхо­димо констатировать, что в действующих нормативных правовых актах, регулирующих труд осужденных в местах лишения свободы, имеется ряд коллизионных норм и неурегулированных законодатель­ством вопросов, в связи с чем, считаем целесообразным рассмотреть вопрос о внесении дополнений в Трудовой кодекс главы «Особенно­сти регулирования труда осужденных в местах лишения свободы». В связи с проведением мероприятий по реформированию социального обеспечения граждан Российской Федерации следует отметить, что четкая формулировка норм в отношении лиц, отбывающих наказа­ние и освободившихся из мест лишения свободы, будет препятство­вать развитию коррупции и бюрократизма, способствовать исправ­лению осужденных и социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы.

 

[1] URL: http://фсин.рф/structure/inspector/iao/statistika/Kratkaya%20har-ka%20 UIS/ (дата обращения: 14.07.2016).

[2] См.: Детков М. Г. Проблемы производства и труда и процессе реформы системы исполнения уголовных наказаний в Российском государстве // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2007. № 1. С. 10-16.

[3] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 г. № 1772-р «Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» // СЗ РФ. 2010. № 43. Ст. 5544.

[4] См.: Минимальные стандартные правила обращения с заключенными. Женева. 30 августа 1955 г. // Доступ из справ.-правовой системы «Консультант- Плюс».

[5] См.: Епанешников В. С., Комбаров Р. В. Проблемы реализации права на труд осужденных к ограничению свободы // Уголовно-исполнительное право. № 1 (17). 2014. С. 31-34.

[6] См.: Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001. № 52 (1 ч.). Ст. 4920.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (09.08.2017)
Просмотров: 167 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%