Нормами законодательства Российской Федерации на уголовно-исполнительную систему возложены задачи по обеспечению профессионального обучения и трудовой занятости осужденных, которые способствуют их исправлению, ресоциализации и правопослушному поведению в период отбывания наказания, создают предпосылки для успешной адаптации в обществе после освобождения.
Стоит отметить, что по состоянию на 1 февраля 2014 г. в учреждениях УИС содержатся 674,1 тыс. человек (на 01.01.2010 г. - 34,8 тыс. человек), в том числе:
в 730 исправительных колониях отбывают наказание 557,7 тыс. человек (- 2,1 тыс. человек);
в 127 колониях-поселениях отбывают наказание 39,3 тыс. человек (- 1,4 тыс. человек);
в 5 ИК (для осужденных к пожизненному лишению свободы) отбывают наказание 1859 человек (-1человек);
в 230 следственных изоляторах и 108 помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов, при колониях содержалось 113,0 тыс. человек (- 12,1 тыс. человек);
в 8 тюрьмах отбывали наказание 1,3 тыс. человек (+58 человек);
в 45 воспитательных колониях для несовершеннолетних 1,9 тыс. человек (-59 человек).
В учреждениях содержится 55,1 тыс. женщин (-615 человек), в том числе: 45,3 тыс. осужденных, содержащихся в ИК, и 9,7 тыс. человек содержащихся в СИЗО и ПФРСИ. При женских колониях имеется 13 домов ребенка, в которых проживает 656 детей.
На базе учреждений уголовно-исполнительной системы действуют:
53 государственных унитарных предприятия;
587 центра трудовой адаптации осужденных;
52 лечебно-производственных, 41 учебно-производственных мастерских[1].
В соответствии с ч. 1 ст. 103 УИК РФ каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. Осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных.
Закрепляя в законе обязанность осужденных трудиться российское государство должно в свою очередь создать условия для реализации этой обязанности. Это не противоречит нормам международного права, в частности, Конвенции МОТ от 28 июля 1930 г., Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Минимальным Стандартным правилам обращения с заключенными, Конвенции МОТ от 25 июня 1957 г. об упразднении принудительного труда. Данные акты обязанность заключенных трудиться не относят к категории принудительного труда.
Рассматривая проблему полной трудовой занятости заключенных и роль в этом деле государства, представитель Швеции Эрикссон на первом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Гаага, 1955 г.) утверждал, что основной формулой Международного конгресса должна быть признана следующая: «Государство должно обеспечить полную занятость заключенных. Пенитенциарная администрация должна иметь конституционное право первоочередности на получение работ, которые предпринимает государство». В решениях Конгресса было записано: «Государство должно следить за тем, чтобы заключенные имели достаточную и соответствующую занятость. В тех странах, где необходимо избегать нежелательной конкуренции с частной промышленностью, удовлетворительным компромиссом может служить система, предусматривающая сбыт попечением государства продукции пенитенциарного труда на обязательном официальном рынке».
К сожалению, опыт решения проблем занятости осужденных в нашем государстве в условиях развития рыночных отношений отсутствует, да и научные исследования, как нам известно, в этой сфере весьма ограничены[2]. Нам представляется, что одной из задач сегодня является обобщение положительной практики организации производства в УИС, использование возможностей предприятий и организации различных форм собственности для обеспечения не только трудовой занятости осужденных, но и достойного заработка, определение механизма этой работы на разных уровнях управления уголовно-исполнительной системы.
Концепция реорганизации уголовно-исполнительной системы России (на период до 2020 г.)[3] определила основные направления развития производственного сектора УИС и обеспечения трудовой занятости осужденных. Осужденным от работы отказаться нельзя, так как это является злостным нарушением установленного порядка отбывания наказания, и за это к ним могут быть применены меры взыскания и материальная ответственность. Это еще раз свидетельствует о том, что одной из целей наказания является исправление осужденных, а оно подразумевает уважительное отношение к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения.
Проблема законодательного регулирования трудовой деятельности осужденных к лишению свободы постоянно находится в центре внимания научных исследований. Следует констатировать, что привлечение к труду продолжает превалировать над другими средствами исправления осужденных. За счет этого обеспечивается уровень занятости осужденных, а также решаются социальные задачи.
В их число входят важнейшие права в сфере труда и социального обеспечения, а именно: свобода труда, право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
Привлечение осужденных к труду и организация производственно-хозяйственной деятельности в настоящее время представляются весьма трудной задачей. Часть осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, не занята общественно полезным трудом по болезни, другие находятся в ПКТ (помещения камерного типа) или штрафных изоляторах за нарушение режима содержания, имеются отказы от работы. Согласно Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными все осужденные обязаны трудиться в соответствии с их умственными и физическими способностями, удостоверенными врачом (ч. 2 ст. 71)[4]. Организация и методы работы в учреждениях должны максимально приближаться к тем, которые имеются на свободе.
Особенностью правового регулирования трудовых отношений осужденных является то, что они регулируются нормами как трудового, так и уголовно-исполнительного законодательства. В ч. 1 ст. 104 УИК РФ законодатель конкретно указывает на ту часть трудовых отношений, которые регламентируются законодательством о труде. Время начала и окончания работы определяется администрацией исправительного учреждения. Она же с учетом характера выполняемой осужденными работы может суммировать учет рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и др.) не превышала нормального числа рабочих часов. Несовершеннолетним осужденным, обучающимся в образовательных учреждениях, продолжительность рабочего времени сокращается наполовину. Все вышеперечисленное свидетельствует о том, что на работающего осужденного распространяются нормы не только международного права, но и Трудового кодекса Российской Федерации. Однако в соответствии со ст. 16 ТК РФ основанием возникновения трудовых отношений является трудовой договор, который заключается в результате:
избрания на должность;
избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности;
назначения на должность или утверждения в должности;
направления на работу уполномоченными в соответствии с федеральным законом органами в счет установленной квоты;
судебного решения о заключении трудового договора;
фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя, когда трудовой договор не был должным образом оформлен.
В рассматриваемом случае основанием возникновения трудовых отношений с осужденными являются заявление и распоряжение начальника учреждения о выводе заявителя на работу.
Если расценивать возникновение трудовых отношений с момента допуска к работе, то не выполняется норма ст. 67 ТК РФ. Она обязывает работодателя не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения к работе оформить трудовой договор, который, к сожалению, с осужденными к лишению свободы, изъявившими желание осуществлять трудовую деятельность в местах лишения свободы, не заключается. Норма, регулирующая основания возникновения трудовых отношений с осужденными, в национальном праве отсутствует[5].
Исходя из специфики субъектов трудовых отношений при исполнении наказаний, по нашему мнению, с осужденными необходимо заключать срочные трудовые договоры. Периоды, когда осужденный может находиться в ШИЗО или ПКТ, следует считать простоем или вынужденным прогулом по вине работника, со всеми вытекающими отсюда последствиями, предусмотренными ст. 157 ТК РФ.
Часть 3 ст. 104 УИК РФ декларирует, что в общий трудовой стаж засчитывается привлечение осужденного к оплачиваемому труду. Учет отработанного времени возлагается на администрацию исправительного учреждения и производится по итогам года. Однако, по нашему мнению, вызывает ряд вопросов следующая формулировка нормы: «...при систематическом уклонении осужденного от выполнения работы соответствующий период времени исключается по решению администрации ИУ из общего трудового стажа». Если администрация уполномочена вести строгий учет рабочего времени, то о каком периоде ведется речь? Согласно ст. 91 ТК РФ к рабочему времени относится время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с ТК другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени. И в соответствии с ч. 4 данной нормы именно работодатель обязан вести учет рабочего времени.
Общий трудовой стаж имеет прямое отношение к назначению трудовой пенсии и страховому стажу, однако в ст. 10-11 ФЗ № 173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»[6] периоды, зачисляемые в трудовой стаж, период осуществления трудовой деятельности осужденных в местах лишения свободы, отсутствуют. Что является коллизией норм УИК РФ и Федерального закона № 173 и требует внесения дополнений в законодательство о трудовых пенсиях.
Подводя некоторые итоги правового анализа регулирования трудовых отношений осужденных в местах лишения свободы, необходимо констатировать, что в действующих нормативных правовых актах, регулирующих труд осужденных в местах лишения свободы, имеется ряд коллизионных норм и неурегулированных законодательством вопросов, в связи с чем, считаем целесообразным рассмотреть вопрос о внесении дополнений в Трудовой кодекс главы «Особенности регулирования труда осужденных в местах лишения свободы». В связи с проведением мероприятий по реформированию социального обеспечения граждан Российской Федерации следует отметить, что четкая формулировка норм в отношении лиц, отбывающих наказание и освободившихся из мест лишения свободы, будет препятствовать развитию коррупции и бюрократизма, способствовать исправлению осужденных и социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы.
[1] URL: http://фсин.рф/structure/inspector/iao/statistika/Kratkaya%20har-ka%20 UIS/ (дата обращения: 14.07.2016).
[2] См.: Детков М. Г. Проблемы производства и труда и процессе реформы системы исполнения уголовных наказаний в Российском государстве // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2007. № 1. С. 10-16.
[3] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 г. № 1772-р «Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» // СЗ РФ. 2010. № 43. Ст. 5544.
[4] См.: Минимальные стандартные правила обращения с заключенными. Женева. 30 августа 1955 г. // Доступ из справ.-правовой системы «Консультант- Плюс».
[5] См.: Епанешников В. С., Комбаров Р. В. Проблемы реализации права на труд осужденных к ограничению свободы // Уголовно-исполнительное право. № 1 (17). 2014. С. 31-34.
[6] См.: Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001. № 52 (1 ч.). Ст. 4920.
|