Вторник, 26.11.2024, 21:19
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Жилищные права лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы

Жилищная проблема остается одной из самых острых социаль­ных проблем для многих жителей современной России. А для от­дельных категорий граждан, в частности для бывших осужденных, она практически неразрешима. Реализация права на жилище, осо­бенно лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы, представляет собой одну из самых актуальных и сложных проблем современной России.

Общепризнанно, что права человека имеют смысл и ценность, если они реализуются. Только практическое осуществление прав, закрепленных на законодательном уровне, обеспечивает должный уровень жизни каждого человека и гражданина в обществе. В со­ответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище и никто не может быть произвольно лишен жилища.

Жилищные отношения по владению, пользованию и распо­ряжению жилыми помещениями регулируются главным образом нормами гражданско-правового характера. Юридическая природа этих жилищных правоотношений неоднородна: одни из них имеют вещно-правовой характер (например, право собственности; право членов семей собственника на жилое помещение и др.); другие пра­воотношения носят характер обязательственных правоотношений (например, отношения нанимателя с наймодателем и др.).

Лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы, на об­щих основаниях могут владеть и распоряжаться жилыми помещени­ями, находящимися в их собственности. На практике это реализует­ся через представителя. Осужденные, отбывающие наказание в виде лишения свободы, существенно ограничены в праве пользования жилыми помещениями. Данное правоотношение приостанавливает свое действие, пока осужденный отбывает наказание в учреждении УИС и полностью восстанавливается, когда осужденный освобо­ждается из данного учреждения.

Жилищные отношения с участием лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, можно условно подразделить на группы:

отношения найма жилого помещения в государственном и муниципальном жилищных фондах социального использования (со­циальный наем). Применительно к осужденным, отбывающим на­казание в виде лишения свободы, социальный наем не прекращает своего действия, пока осужденный отбывает наказание, если соблю­даются условия данного договора;

отношения между собственником жилого помещения и иными участниками. При этом собственником может быть как сам осужден­ный, так и члены его семьи;

отношения, связанные с постановкой гражданина на учет как нуждающегося в жилом помещении.

Основные проблемы при осуществлении жилищных прав осу­жденных заключаются в том, что лицам, отбывающим наказание в виде лишения свободы, достаточно трудно защищать свои нару­шенные права. Это, прежде всего, выражается в невозможности предоставить полноценную доказательственную базу, собрать необ­ходимый перечень документов, подтверждающих факт наличия жи­лищных прав и их нарушения, в связи с чем происходит затягивание процесса реагирования на жалобы и заявления. Кроме этого, о сво­их нарушенных жилищных правах осужденные узнают часто после освобождения из мест лишения свободы.

В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»[1] каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации с учетом ограничений, установленных ст. 8 закона.

В Минимальных стандартных правилах обращения с заклю­ченными 1955 года, положения которых рекомендованы государст­вам - членам ООН для учета в своей законодательной деятельности и административной практике, говорится, что обязанности государ­ства не прекращаются с освобождением заключенных. Необходимо иметь как государственные, так и негосударственные органы, спо­собные проявлять действенную заботу об освобождаемых, борясь с предрассудками, жертвами которых являются освобождаемые и, по­могая им, вновь включиться в жизнь общества (п. 64 Правил).

Вопросы помощи осужденным, освобождаемым из мест лише­ния свободы, продекларированы в гл. 22 УИК РФ, однако их реали­зация не имеет достаточно разработанной нормативной базы. Осо­бенно это касается права бывших заключенных на жилище.

Граждане, освобождающиеся из мест лишения свободы, вправе по своему выбору определять последующее место жительства. В со­ответствии с п. 1 ст. 180 УИК РФ не позднее, чем за шесть месяцев до истечения срока лишения свободы, а в отношении осужденных к лишению свободы на срок до шести месяцев - после вступления приговора в законную силу администрация учреждения, исполняю­щего наказание, уведомляет органы местного самоуправления и Фе­деральную службу занятости по избранному осужденным месту жи­тельства о его предстоящем освобождении, наличии у него жилья, его трудоспособности и имеющихся специальностях.

В орган внутренних дел по избранному осужденным месту жи­тельства направляются запросы о возможности проживания по ука­занному адресу. На основании письменного заявления осужденного о выборе места жительства после освобождения из мест лишения свободы и желании трудоустроиться администрация исправительно­го учреждения направляет запросы в органы местного самоуправле­ния, органы Федеральной службы занятости населения по избран­ному месту жительства о возможности его трудоустройства, предо­ставления регистрации и жилья. В соответствии с п. 6, 7 Инструкции об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания на­казания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Минюста России от 13.01.2006 г. № 2, предварительные результаты, полученные при переписке, дово­дятся до осужденного.

В соответствии с п. 10 указанной инструкции в случае получе­ния ответа о невозможности трудового и бытового устройства по избранному месту жительства инспектор по трудовому и бытовому устройству осужденных ставит об этом в известность освобождае­мого осужденного и с его согласия принимает меры к положитель­ному решению этих вопросов в других местностях.

В необходимых случаях ведется переписка с родственниками осужденных о возможности их совместного проживания после осво­бождения.

В отношении осужденных, не имевших до осуждения постоян­ного места жительства и работы и отказавшихся от помощи в тру­довом и бытовом устройстве после освобождения из мест лишения свободы, направляются запросы в органы местного самоуправления, внутренних дел, органы федеральной службы занятости населения по месту проживания их родственников. При отсутствии родствен­ников направляются запросы по месту их осуждения или месту дис­локации исправительного учреждения.

В том случае, если человек до ареста проживал в каком-либо го­роде, он имеет право на возвращение в этот город, независимо от характера совершенного преступления, отбытого срока наказания, числа судимостей, основания освобождения и т. п.

При отсутствии жилья освободившийся гражданин может об­ратиться в жилищные органы с заявлением о постановке на учет. Поскольку лицо имеет право на проживание в данном населенном пункте, но у него нет жилой площади, его обязаны поставить на учет как нуждающегося в ее получении.

Небесполезным будет знать, что в ст. 95 ЖК РФ[2] определено пользование жилыми помещениями маневренного фонда как вре­менным жильем до обеспечения постоянной жилплощадью. Манев­ренный фонд в соответствии с законом должен быть сформирован в каждом субъекте Российской Федерации, и в него могут входить как многоквартирные жилые дома в целом, так и отдельные жилые помещения в них либо в иных домах.

Жилые помещения маневренного фонда предназначены, в том числе, для временного проживания граждан в случаях, предусмо­тренных законодательством (каковыми как раз и могут являться бывшие осужденные, для которых жилья пока не нашлось или в нем необходимо произвести ремонт).

Что касается несовершеннолетних освободившихся, не имею­щих родителей или других родственников, способных обеспечить надзор за ними, то они помещаются в школы-интернаты или другие детские учреждения либо передаются на попечительство.

Следует иметь в виду, что возможность регистрации определяет­ся наличием жилья и согласием родственников либо возможностью получения общежития или иного жилого помещения для прожива­ния.

В настоящее время согласно ст. 71 ЖК РФ временное отсутствие нанимателя жилого помещения по договору социального найма, ко­го-либо из проживающих совместно с ним членов его семьи или всех этих граждан не влечет за собой изменения их прав и обязанностей по договору социального найма, и об этом должен знать бывший за­ключенный.

В законодательстве порядок предоставления жилья лицам, освобождаемым из мест лишения свободы и не имеющим жилья, специально не определен, то есть получение жилья осуществляется бывшими заключенными в общем порядке, на общих основаниях. Вселение и регистрация гражданина после освобождения из мест лишения свободы осуществляются на основании прежнего догово­ра социального найма жилого помещения. Для регистрации этого гражданина по месту жительства не требуется повторного согласия проживающих с ним в этом жилом помещении лиц.

Гражданин, осужденный к лишению свободы, не утрачивает пра­во пользования жилым помещением в течение всего периода отбы­вания наказания. Вселение, а затем регистрация такого гражданина после освобождения из мест лишения свободы осуществляются на основании справки об освобождении. Для регистрации этого граж­данина по месту жительства не требуется согласия собственника и проживающих с ним в этом жилом помещении лиц.

Как в период отбывания наказания, так и после освобождения за гражданином сохраняется право собственности на жилое помеще­ние, в том числе индивидуальное или долевое право собственности на приватизированную квартиру. Он может получать жилье по на­следству, договору купли-продажи, дарения и т.п.

Необходимо указать, что основные проблемные вопросы по на­рушению жилищных прав осужденного возникают, когда он освобо­ждается из мест лишения свободы: он может вообще не иметь жи­лья, либо то жилое помещение, в котором он проживал ранее, при­знано непригодным, либо по каким-то причинам он утратил право проживания в данном жилом помещении.

 

[1] См.: Закон Российской Федерации от 25.06.1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребы­вания и жительства в пределах Российской Федерации» // Российская газета. 1993. 10 авг.

[2] См.: Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 188-ФЗ // СЗ РФ. 2005. № 1 (ч. 1). Ст. 14.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (09.08.2017)
Просмотров: 267 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%