Жилищная проблема остается одной из самых острых социальных проблем для многих жителей современной России. А для отдельных категорий граждан, в частности для бывших осужденных, она практически неразрешима. Реализация права на жилище, особенно лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы, представляет собой одну из самых актуальных и сложных проблем современной России.
Общепризнанно, что права человека имеют смысл и ценность, если они реализуются. Только практическое осуществление прав, закрепленных на законодательном уровне, обеспечивает должный уровень жизни каждого человека и гражданина в обществе. В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище и никто не может быть произвольно лишен жилища.
Жилищные отношения по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями регулируются главным образом нормами гражданско-правового характера. Юридическая природа этих жилищных правоотношений неоднородна: одни из них имеют вещно-правовой характер (например, право собственности; право членов семей собственника на жилое помещение и др.); другие правоотношения носят характер обязательственных правоотношений (например, отношения нанимателя с наймодателем и др.).
Лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы, на общих основаниях могут владеть и распоряжаться жилыми помещениями, находящимися в их собственности. На практике это реализуется через представителя. Осужденные, отбывающие наказание в виде лишения свободы, существенно ограничены в праве пользования жилыми помещениями. Данное правоотношение приостанавливает свое действие, пока осужденный отбывает наказание в учреждении УИС и полностью восстанавливается, когда осужденный освобождается из данного учреждения.
Жилищные отношения с участием лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, можно условно подразделить на группы:
отношения найма жилого помещения в государственном и муниципальном жилищных фондах социального использования (социальный наем). Применительно к осужденным, отбывающим наказание в виде лишения свободы, социальный наем не прекращает своего действия, пока осужденный отбывает наказание, если соблюдаются условия данного договора;
отношения между собственником жилого помещения и иными участниками. При этом собственником может быть как сам осужденный, так и члены его семьи;
отношения, связанные с постановкой гражданина на учет как нуждающегося в жилом помещении.
Основные проблемы при осуществлении жилищных прав осужденных заключаются в том, что лицам, отбывающим наказание в виде лишения свободы, достаточно трудно защищать свои нарушенные права. Это, прежде всего, выражается в невозможности предоставить полноценную доказательственную базу, собрать необходимый перечень документов, подтверждающих факт наличия жилищных прав и их нарушения, в связи с чем происходит затягивание процесса реагирования на жалобы и заявления. Кроме этого, о своих нарушенных жилищных правах осужденные узнают часто после освобождения из мест лишения свободы.
В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»[1] каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации с учетом ограничений, установленных ст. 8 закона.
В Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными 1955 года, положения которых рекомендованы государствам - членам ООН для учета в своей законодательной деятельности и административной практике, говорится, что обязанности государства не прекращаются с освобождением заключенных. Необходимо иметь как государственные, так и негосударственные органы, способные проявлять действенную заботу об освобождаемых, борясь с предрассудками, жертвами которых являются освобождаемые и, помогая им, вновь включиться в жизнь общества (п. 64 Правил).
Вопросы помощи осужденным, освобождаемым из мест лишения свободы, продекларированы в гл. 22 УИК РФ, однако их реализация не имеет достаточно разработанной нормативной базы. Особенно это касается права бывших заключенных на жилище.
Граждане, освобождающиеся из мест лишения свободы, вправе по своему выбору определять последующее место жительства. В соответствии с п. 1 ст. 180 УИК РФ не позднее, чем за шесть месяцев до истечения срока лишения свободы, а в отношении осужденных к лишению свободы на срок до шести месяцев - после вступления приговора в законную силу администрация учреждения, исполняющего наказание, уведомляет органы местного самоуправления и Федеральную службу занятости по избранному осужденным месту жительства о его предстоящем освобождении, наличии у него жилья, его трудоспособности и имеющихся специальностях.
В орган внутренних дел по избранному осужденным месту жительства направляются запросы о возможности проживания по указанному адресу. На основании письменного заявления осужденного о выборе места жительства после освобождения из мест лишения свободы и желании трудоустроиться администрация исправительного учреждения направляет запросы в органы местного самоуправления, органы Федеральной службы занятости населения по избранному месту жительства о возможности его трудоустройства, предоставления регистрации и жилья. В соответствии с п. 6, 7 Инструкции об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Минюста России от 13.01.2006 г. № 2, предварительные результаты, полученные при переписке, доводятся до осужденного.
В соответствии с п. 10 указанной инструкции в случае получения ответа о невозможности трудового и бытового устройства по избранному месту жительства инспектор по трудовому и бытовому устройству осужденных ставит об этом в известность освобождаемого осужденного и с его согласия принимает меры к положительному решению этих вопросов в других местностях.
В необходимых случаях ведется переписка с родственниками осужденных о возможности их совместного проживания после освобождения.
В отношении осужденных, не имевших до осуждения постоянного места жительства и работы и отказавшихся от помощи в трудовом и бытовом устройстве после освобождения из мест лишения свободы, направляются запросы в органы местного самоуправления, внутренних дел, органы федеральной службы занятости населения по месту проживания их родственников. При отсутствии родственников направляются запросы по месту их осуждения или месту дислокации исправительного учреждения.
В том случае, если человек до ареста проживал в каком-либо городе, он имеет право на возвращение в этот город, независимо от характера совершенного преступления, отбытого срока наказания, числа судимостей, основания освобождения и т. п.
При отсутствии жилья освободившийся гражданин может обратиться в жилищные органы с заявлением о постановке на учет. Поскольку лицо имеет право на проживание в данном населенном пункте, но у него нет жилой площади, его обязаны поставить на учет как нуждающегося в ее получении.
Небесполезным будет знать, что в ст. 95 ЖК РФ[2] определено пользование жилыми помещениями маневренного фонда как временным жильем до обеспечения постоянной жилплощадью. Маневренный фонд в соответствии с законом должен быть сформирован в каждом субъекте Российской Федерации, и в него могут входить как многоквартирные жилые дома в целом, так и отдельные жилые помещения в них либо в иных домах.
Жилые помещения маневренного фонда предназначены, в том числе, для временного проживания граждан в случаях, предусмотренных законодательством (каковыми как раз и могут являться бывшие осужденные, для которых жилья пока не нашлось или в нем необходимо произвести ремонт).
Что касается несовершеннолетних освободившихся, не имеющих родителей или других родственников, способных обеспечить надзор за ними, то они помещаются в школы-интернаты или другие детские учреждения либо передаются на попечительство.
Следует иметь в виду, что возможность регистрации определяется наличием жилья и согласием родственников либо возможностью получения общежития или иного жилого помещения для проживания.
В настоящее время согласно ст. 71 ЖК РФ временное отсутствие нанимателя жилого помещения по договору социального найма, кого-либо из проживающих совместно с ним членов его семьи или всех этих граждан не влечет за собой изменения их прав и обязанностей по договору социального найма, и об этом должен знать бывший заключенный.
В законодательстве порядок предоставления жилья лицам, освобождаемым из мест лишения свободы и не имеющим жилья, специально не определен, то есть получение жилья осуществляется бывшими заключенными в общем порядке, на общих основаниях. Вселение и регистрация гражданина после освобождения из мест лишения свободы осуществляются на основании прежнего договора социального найма жилого помещения. Для регистрации этого гражданина по месту жительства не требуется повторного согласия проживающих с ним в этом жилом помещении лиц.
Гражданин, осужденный к лишению свободы, не утрачивает право пользования жилым помещением в течение всего периода отбывания наказания. Вселение, а затем регистрация такого гражданина после освобождения из мест лишения свободы осуществляются на основании справки об освобождении. Для регистрации этого гражданина по месту жительства не требуется согласия собственника и проживающих с ним в этом жилом помещении лиц.
Как в период отбывания наказания, так и после освобождения за гражданином сохраняется право собственности на жилое помещение, в том числе индивидуальное или долевое право собственности на приватизированную квартиру. Он может получать жилье по наследству, договору купли-продажи, дарения и т.п.
Необходимо указать, что основные проблемные вопросы по нарушению жилищных прав осужденного возникают, когда он освобождается из мест лишения свободы: он может вообще не иметь жилья, либо то жилое помещение, в котором он проживал ранее, признано непригодным, либо по каким-то причинам он утратил право проживания в данном жилом помещении.
[1] См.: Закон Российской Федерации от 25.06.1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» // Российская газета. 1993. 10 авг.
[2] См.: Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 188-ФЗ // СЗ РФ. 2005. № 1 (ч. 1). Ст. 14.
|