Водное законодательство в настоящее время представлено Водным кодексом (вступил в действие с 01.01.2007 г.) и принимаемые на его основе законы и подзаконные акты. К числу важнейших федеральных законов можно отнести Федеральный закон «Об охране озера Байкал» от 01.05.1999 г. № 94- ФЗ, определяющий правовой режим охраны байкальской природной территории, устанавливающий нормативы предельно допустимых вредных воздействий и особенности государственного регулирования в области охраны озера Байкал, и Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.1997 г. № 117-ФЗ, регулирующий отношения,
возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, реконструкции, восстановлении, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений и устанавливающий обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений. Из подзаконных правовых актов стоит отметить Указ Президента РФ № 881 от 14 сентября 1997 г. «О мерах по обеспечению устойчивого функционирования внутренних водных путей России», Постановление Правительства РФ № 883 от 39 декабря 2006 г. «О порядке разработки, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов, внесения изменений в эти схемы».
Постановление Правительства РФ № 769 от 14 декабря 2006 г. «О порядке утверждения правил охраны жизни людей на водных объектах» и др.
Ст. 3 Водного кодекса РФ устанавливает следующие принципы водного законодательства:
• значимость водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека, т. е. регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав;
• приоритет охраны водных объектов перед их использованием;
• сохранение особо охраняемых водных объектов, ограничение или запрет на использование которых устанавливается федеральными законами;
• целевое использование водных объектов, т.е. водные объекты могут использоваться для одной или нескольких целей;
• приоритет использования водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения перед иными целями их использования;
• участие граждан, общественных объединений в решении вопросов, касающихся прав на водные объекты, а также их обязанностей по охране водных объектов;
• равный доступ физических и юридических лиц к приобретению права пользования водными объектами, за исключением случаев, предусмотренных водным законодательством;
• равный доступ физических и юридических лиц к приобретению в собственность водных объектов, которые в соответствии с Водным кодексом РФ могут находиться в собственности физических или юридических лиц;
• бассейновый подход в регулировании водных отношений, т.е. в границах бассейновых округов;
• регулирование водных отношений в зависимости от особенностей режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностей;
• регулирование водных отношений, исходя из взаимосвязи водных объектов и гидротехнических сооружений, образующих водохозяйственную систему;
• гласность осуществления водопользования;
• комплексное использование водных объектов одним или несколькими водопользователями;
• платность использования водных объектов;
• экономическое стимулирование охраны водных объектов;
• использование водных объектов в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления традиционного природопользования.
Имущественные отношения, связанные с оборотом обособленных водных объектов, регулируются Гражданским кодексом. Не допускается отчуждение таких водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены, т.е. за ними закрепляется статус недвижимого имущества и такие водные объекты признаются составной частью земельных участков.
Право собственности и смежные права на подземные водные объекты решаются в рамках законодательства о недрах, в первую очередь ФЗ «О недрах».
С 2012 г. в Российской Федерации начинает осуществляться Федеральная целевая программа «Развитие водохозяйственного комплекса РФ в 2012 - 2020 годах», принятая Распоряжением Правительства РФ № 1316-р от 28 июля 2011 г., основная цель которой - повышение рациональности использования водных ресурсов: сокращение их потери в системах ЖКХ и агропромышленного комплекса, снижение удельного объема водопотребления в технологических процессах промышленных предприятий, внедрение водосберегающих технологий и т.д. Программа обозначила основное направление государственной политики в области водопользования, осуществление которой будет проходить, в том числе и посредством принятия новых правовых актов.
Российская Федерация ратифицировала ряд международноправовых соглашений в области охраны и использования водных ресурсов: Конвенция ООН по морскому праву (ратифицирована РФ 26.12.1997 г.), Международная конвенция о создании Международного фонда для компенсации ущерба от загрязнения нефтью (02.01.2000 г.), Конвенция о защите Черного моря от загрязнения (12.08.1993 г.), Конвенция по охране и использованию
трансграничных водотоков и международных озер (13.04.1993 г.) и т.д.
|