Вторник, 26.11.2024, 21:33
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Участники водных отношений

Водный кодекс (ст. 7) определяет следующий круг участников водных отношений: Российская Федерация и субъекты Российской Федерации (выступающие от их имени уполномоченные органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации соответственно), муниципальные образования (органы местного самоуправления), физические лица, юридические лица.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов, является Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы).

Право эксплуатации водными объектами. Водный кодекс устанавливает право пользования объектами водного фонда РФ для юридических и физических лиц на основании договора водопользования, решения о предоставлении водного объекта в пользование, а также в ряде случаев предусмотрено право пользования водными объектами без заключения договора водопользования или принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование.

Водный кодекс РФ (ст. 11) выделяет следующие способы использования водных объектов, регулируемые в рамках договора о водопользовании:

•    забор (изъятие) водных ресурсов из поверхностных водных объектов;

•   использование акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей;

•   использование водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии.

Согласно договору водопользования, по своей сути являющимся разновидностью договора об аренде, одна сторона (исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления) обязуется предоставить другой стороне (водопользователю) водный объект или его часть в пользование за плату. Договор водопользования должен быть зарегистрирован в государственном водном реестре. Важным с точки зрения охраны водных объектов является положение Водного кодекса РФ, обязующее стороны включать в договор цель, виды и условия использования водного объекта или его части, в том числе объем допустимого изъятия водных ресурсов. Правила подготовки и заключения договора водопользования и форма примерного договора водопользования утверждены Постановлением Правительства РФ № 165 от 12 марта 2008 г. «О подготовке и заключении договора водопользования», согласно которому подготовку и заключение договора водопользования в отношении находящихся в федеральной собственности водохранилищ осуществляет Росводресуры, в отношении водных объектов, находящихся в собственности субъектов РФ, и водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъектов РФ - орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный на заключение договоров водопользования, в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципального образования - орган муниципального образования.

Предельный срок предоставления водных объектов в пользование на основании договора водопользования не может превышать 20 лет. Водопользователь, надлежащим образом исполнявший свои обязанности по договору водопользования, по истечении срока действия договора водопользования имеет преимущественное перед другими лицами право на заключение договора водопользования на новый срок.

Договором водопользования предусматривается плата за пользование водным объектом или его частью. Действующий Водный кодекс РФ отменил систему лицензирования пользования водными объектами и, следовательно, российское налоговое право не признает в качестве налогоплательщиков водопользователей, осуществляющих использование водных объектов на основе договора водопользования или решения о предоставлении водных объектов в пользование. Только пользование подземными водными объектами продолжает оставаться объектом обложения налогом.

Водный кодекс РФ содержит следующие принципы установления платы за пользование водными объектами (ст. 20):

•   стимулирование экономного использования водных ресурсов, а также охраны водных объектов;

•   дифференциация ставок платы за пользование водными объектами в зависимости от речного бассейна;

•   равномерность поступления платы за пользование водными объектами в течение календарного года.

Ставки платы за пользование водными объектами в рамках договора водопользования содержатся в Постановлении Правительства РФ № 876 от 30 декабря 2006 г. «О ставках платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности». Постановление утверждает ставки платы за изъятие водных ресурсов из поверхностных водных объектов (за исключением морей) в пределах объема допустимого изъятия водных ресурсов, ставки платы за изъятие водных ресурсов из морей, ставки платы за использование водных объектов без изъятия водных ресурсов для целей производства электрической энергии, а также ставки платы за использование акватории поверхностных водных объектов. Принцип дифференциации ставок платы за водопользование выражается в том, что, например, максимальная ставка за изъятие водных ресурсов из поверхностных водных объектов устанавливается за использование ресурсов оз. Байкал (576 р. за 1 тыс. м3 водных ресурсов), а минимальная - за использование ресурсов р. Енисей (246 р. за 1 тыс. м3). Порядок расчета и взимания платы за водопользование устанавливается Постановлением Правительства РФ № 764 от 14 декабря 2006 г. «Об утверждении правил расчета и взимания платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности», согласно которым размер платы определяется как произведение платежной базы и соответствующей ей ставки платы. Платежной базой в зависимости от рода осуществляемой деятельности являются объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов, количество производимой электроэнергии за платежный период или площадь предоставленной акватории водного объекта или его части.

С другой стороны, право пользования водными объектами может приобретаться на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование для следующих способов эксплуатации водоемов:

•   обеспечения обороны страны и безопасности государства (осуществляется на основании решения Правительства РФ);

•    сброса сточных и (или) дренажных вод;

•    строительства причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений;

•   создания стационарных и (или) плавучих платформ, искусственных островов на землях, покрытых поверхностными водами;

•   строительства гидротехнических сооружений, мостов, а также подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, если такое строительство связано с изменением рельефа дна и берегов водных объектов;

•    разведки и добычи полезных ископаемых;

•   проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением рельефа дна и берегов водных объектов;

•    подъема затонувших судов;

•    сплава древесины в плотах и с применением кошелей;

•   забора (изъятия) водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (в том числе лугов и пастбищ);

•   организованного отдыха детей, ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов.

За исключением первого пункта перечня видов деятельности решение на предоставление водного объекта в пользование принимается исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления. На основании сведений о водном объекте, содержащихся в государственном водном реестре, заявитель обращается с заявлением о предоставлении водного объекта в пользование в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления по месту расположения водного объекта.

Уполномоченный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении водного объекта в пользование в течение 30 дней со дня получения заявления от заинтересованного в получении права пользования лица. Также как и договор водопользования, решение о предоставлении водного объекта в пользование должно содержать цель, виды и условия использования водного объекта или его части (в том числе объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов). В случае использования в целях сброса сточных или дренажных вод решение дополнительно должно содержать: указание места сброса, объем допустимых сбросов, требования к качеству воды в водных объектах в местах сброса сточных или дренажных вод (ст. 22 Водного кодекса РФ). Также как и договор водопользования, решение должно быть зарегистрировано в государственном водном реестре.

Водный кодекс РФ вообще не устанавливает разрешительный режим использования водных объектов в следующих случаях:

•    судоходства (в том числе морского судоходства;, плавания маломерных судов;

•     осуществления разового взлета, разовой посадки воздушных судов;

•    забора (изъятия) из подземного водного объекта водных ресурсов, в том числе водных ресурсов, содержащих полезные ископаемые и являющихся природными лечебными ресурсами, а также термальных вод;

•    забора (изъятия) водных ресурсов в целях обеспечения пожарной безопасности, а также предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий, в том числе и из водных объектов, специально предназначенных для обеспечения пожарной безопасности, использование которых для иных целей запрещается;

•    забора (изъятия) водных ресурсов для санитарных, экологических и (или) судоходных попусков (сбросов воды);

•    забора (изъятия) водных ресурсов судами в целях обеспечения работы судовых механизмов, устройств и технических средств;

•     воспроизводства и акклиматизации водных биологических ресурсов;

•    проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов:

•    проведения геологического изучения, а также геофизических, геодезических, картографических, топографических, гидрографических, водолазных работ;

•     рыболовства, товарного рыбоводства, охоты;

•    осуществления традиционного природопользования в местах проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;

•     санитарного, карантинного и другого контроля;

•     охраны окружающей среды, в том числе водных объектов;

•     научных, учебных целей;

•    разведки и добычи полезных ископаемых, строительства трубопроводов, дорог и линий электропередачи на болотах, за исключением болот, отнесенных к водно-болотным угодьям, а также болот, расположенных в поймах рек;

•                         полива садовых, огородных, дачных земельных участков’ ведения личного подсобного хозяйства, а также водопоя, проведения работ по уходу за сельскохозяйственными животными;

•    осуществлять строительство гидротехнических и иных сооружений на водных объектах;

•    пользоваться иными предусмотренными Водным кодексом РФ и другими федеральными законами правами.

Круг обязанностей собственников водных объектов и водопользователей определен законодателем следующим образом-

•    не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде;

•   содержать в исправном состоянии эксплуатируемые очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения;

•   информировать уполномоченные исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления об авариях и иных чрезвычайных ситуациях на водных объектах;

•   своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах;

•   вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты учета и регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти.

Водопользование может быть приостановлено или ограничено в случае угрозы причинения вреда жизни или здоровью человека, возникновения радиационной аварии или иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, причинения вреда окружающей среде.

Водный кодекс РФ (ст. 42) устанавливает основные требования к использованию водных объектов:

•   при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений должны предусматриваться и своевременно осуществляться мероприятия по охране водных объектов, а также водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира;

•   при использовании водных объектов, входящих в водохозяйственные системы, не допускается изменение водного режима этих водных объектов, которое может привести к нарушению прав третьих лиц;

•   работы по изменению или обустройству природного водоема или водотока проводятся при условии сохранения его естественного происхождения.

Основания и порядок прекращения права пользования поверхностными водными объектами в целом установлены гражданским законодательством, а права пользования подземными водными объектами - ФЗ «О недрах». Водный кодекс РФ содержит перечень оснований принудительного прекращения права пользования водным объектом по решению суда:

•    в случае нецелевого использования водного объекта;

•    использования водного объекта с нарушением законодательства

Российской Федерации;

•   неиспользования водного объекта в установленные договором водопользования или решением о предоставлении водного объекта в пользование сроки.

При возникновении необходимости использования водных объектов для государственных или муниципальных нужд Водный кодекс РФ предусматривает возможность принудительного прекращения права пользования, которое осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии с федеральными законами.

К обязанностям водопользователя в случае прекращения права пользования водным объектом относятся прекращение в установленный срок использования водного объекта и обеспечения консервации или ликвидации гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водных объектах, осуществления природоохранных мероприятий, связанных с прекращением использования водного объекта.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (09.08.2017)
Просмотров: 160 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%