Водный кодекс достаточно подробно определяет круг полномочий властных структур Российской Федерации в области управления водопользования и охраны водных объектов. Согласно Конституции РФ и Водному кодексу РФ все полномочия в области государственного управления водопользованием разделены на полномочия органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ.
В целом можно выделить следующие полномочия органов государственной власти РФ в области водных отношений.
1. Управление в области владения, пользования, распоряжения водными объектами, находящимися в федеральной собственности.
К таким полномочиям относится разработка, утверждение и реализация схем комплексного использования и охраны водных объектов, утверждение порядка подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, порядка подготовки и заключения договора водопользования, установление ставок платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, порядка расчета й взимания такой платы и т.д.
Согласно Приказу МПР РФ № 169 от 04 июня 2007 г. «Об утверждении методических указаний по разработке схем комплексного использования и охраны водных объектов», схемы комплексного использования и охраны водных объектов разрабатываются в целях: определения допустимой антропогенной нагрузки на водные объекты; определения потребностей в водных ресурсах в перспективе; обеспечения охраны водных объектов; определения основных направлений деятельности по предотвращению негативного воздействия вод. Схемы содержат информацию о состоянии объектов и их использовании и являются основой осуществления водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, расположенных в границах речных бассейнов.
Данная информация используется:
• для планирования и реализации водохозяйственных и водоохранных мероприятий в рамках федеральной адресной инвестиционной программы, федеральных, региональных, ведомственных целевых программ;
• разработки региональных и муниципальных программ водохозяйственных и водоохранных мероприятий;
• подготовки предложений по установлению и пересмотру ставок платы за пользование водными объектами;
• регулирования водопользования, в том числе определения объемов допустимого забора (изъятия) водных ресурсов, объемов допустимого сброса сточных и (или) дренажных вод и т. д.
Схемы комплексного использования и охраны водных объектов разрабатываются на срок не менее 10 лет, но многие параметры, содержащиеся в схемах, устанавливаются по этапам продолжительностью 5 лет каждый. К таким параметрам относятся: целевые показатели качества воды в водных объектах, лимиты забора водных ресурсов из водного объекта, лимиты сброса сточных вод, квоты забора водных ресурсов из водного объекта и сброса сточных вод, основные целевые показатели уменьшения негативных последствий наводнений и других видов негативного воздействия вод, перечни водохозяйственных мероприятий и т.д.
Основной единицей управления в области использования и охраны водных объектов являются бассейновые округа, которые состоят из речных бассейнов и связанных с ними подземных водных объектов и морей. Порядок утверждения границ бассейновых округов определен Постановлением Правительства РФ № 728 от 30 ноября 2006 г. «О гидрографическом и водохозяйственном районировании территории Российской Федерации и утверждении границ бассейновых округов». В настоящее время на территории Российской Федерации установлено 20 бассейновых округов. В управлении бассейновыми округами участвуют бассейновые советы, в состав которых входят представители уполномоченных Правительством РФ федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также представители водопользователей, общественных объединений, общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Бассейновые советы выступают с рекомендациями в области управления водными ресурсами, которые учитываются при разработке схем комплексного использования и охраны водных объектов (ст. 29 Водного кодекса РФ) Только после рассмотрения Федеральным агентством водных ресурсов рекомендаций бассейнового совета и внесения необходимых изменений в проект схемы, а также получения заключения государственной экологической экспертизы, проект схемы комплексного использования и охраны водных объектов направляется Федеральным агентством водных ресурсов на утверждение в Министерство природных ресурсов и экологии РФ. После утверждения схемы Федеральное агентство водных ресурсов направляет их в заинтересованные органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также размещает на сайте Федерального агентства водных ресурсов для ознакомления общественности.
2. Осуществление федерального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов.
Уполномоченные государственные органы выполняют надзорные функции в области водопользования, например, устанавливают перечень должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный надзор за использованием и охраной водных объектов (государственных инспекторов), определяют критерии отнесения их к объектам, подлежащим федеральному региональному государственному надзору за использованием и охраной водных объектов и т.д.
Г осударственный контроль и надзор в области водопользования направлен на обеспечение соблюдения требований водного законодательства к использованию и охране водных объектов.
Согласно перечню объектов, подлежащих федеральному государственному контролю и надзору в области водопользования, утвержденному Приказом МПР РФ № 288 от 18 декабря 2006 г., данному контролю и надзору подлежат объекты хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой физическими и юридическими лицами и связанной с использованием и охраной водных объектов, а также использованием территорий водоохранных зон и прибрежных защитных полос следующих водных объектов:
• поверхностных водных объектов, расположенных на территориях двух и более субъектов РФ;
• водных объектов или их частей, находящихся на землях обороны и безопасности, а также используемых для обеспечения обороны и безопасности государства и для обеспечения федеральных энергетических систем, федерального транспорта и иных государственных нужд;
• внутренних морских вод РФ;
• территориального моря РФ;
• водных объектов, являющихся средой обитания анадромных и катадромных видов рыб;
• трансграничных (пограничных) водных объектов;
• водных объектов или их частей, используемых для нужд городов с численностью населения 100 тыс. человек и более, а также для нужд предприятий и других организаций, производящих забор воды или сброс сточных вод в объеме более 15 млн м3/год;
• особо охраняемых водных объектов, либо водных объектов, являющихся особо охраняемыми природными территориями федерального значения или представляющих собой часть этих территорий;
• водных объектов или их частей, являющихся объектами, объявленными рыбохозяйственными заповедными зонами.
Государственные инспекторы по надзору в области использования и охраны водных объектов имеют право:
• запрашивать и получать от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки;
• беспрепятственно по предъявлению служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) органа государственного надзора о назначении проверки посещать территории, здания, помещения, сооружения, используемые юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении своей деятельности, в целях проведения мероприятий по контролю;
• отбирать пробы сточных вод и воды водных объектов для проведения исследования;
• осматривать в установленном порядке и при необходимости задерживать суда (в том числе, иностранные) и другие плавучие средства, допустившие загрязнение нефтью, вредными веществами, сточными водами или мусором либо не принявшие необходимых мер по предотвращению такого загрязнения водных объектов;
• составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушением обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;
• предъявлять иски в суд, арбитражный суд в пределах своей компетенции и т.д. (ст. 36 Водного кодекса РФ).
Российское законодательство охраняет права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении мероприятий государственного надзора в области использования и охраны водных объектов (Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ).
3. Организация и осуществление государственного мониторинга водных объектов.
Государственный мониторинг водных объектов, т.е. наблюдение, оценка и прогноз изменений состояния водных объектов, является составной частью государственного мониторинга окружающей среды и осуществляется в отношении всех водных объектов на территории РФ вне зависимости от формы собственности.
Согласно ст. 30 Водного кодекса РФ, целью осуществления государственного мониторинга водных объектов является: своевременное выявления и прогнозирование развития негативных процессов, влияющих на качество воды в водных объектах и их состояние, разработка и реализация мер по предотвращению негативных последствий этих процессов; оценка эффективности осуществляемых мероприятий по охране водных объектов; информационное обеспечение управления в области использования и охраны водных объектов, в том числе для государственного надзора.
Мониторинг включает в себя:
• регулярные наблюдения за состоянием водных объектов, количественными и качественными показателями состояния водных ресурсов, а также режимом использования водоохранных зон;
• сбор, обработку и хранение сведений, полученных в результате наблюдений;
• внесение сведений, полученных в результате наблюдений, в государственный водный реестр;
• оценку и прогнозирование изменений состояния водных объектов, количественных и качественных показателей состояния водных ресурсов.
К числу уполномоченных органов исполнительной власти, участвующих в ведении мониторинга, относятся Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральное агентство по недропользованию, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, а также уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ. Кроме этого, сами собственники водных объектов и водопользователи ведут учет объемов забора водных ресурсов из водных объектов и сброса сточных и дренажных вод, их качества, проводят регулярные наблюдения за морфометрическими особенностями водных объектов и их водоохранными зонами и представляют полученные сведения в территориальные органы Федерального агентства водных ресурсов.
4. Ведение государственного водного реестра.
5. Охрана водных объектов.
К государственным полномочиям водоохранного характера относятся установление порядка утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и целевых показателей качества воды в водных объектах; утверждение правил использования водохранилищ: определение порядка осуществления государственного надзора за использованием и охраной водных объектов; утверждение методики исчисления вреда, причиненного водным объектам.
Некоторые авторы выделяют нормирование допустимого воздействия на воды в отдельную функцию государственного управления в сфере водопользования. Установление и соблюдение нормативов допустимого воздействия на водные объекты обеспечивает поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, в том числе:
• для обеспечения устойчивого функционирования естественных или сложившихся экологических систем, сохранения биологического разнообразия и предотвращения негативного воздействия в результате хозяйственной и иной деятельности;
• сохранения или улучшения состояния экологической системы в пределах водных объектов или их участков;
• сведения к минимуму последствий антропогенных воздействий, создающих риск возникновения необратимых негативных изменений в экологической системе водного объекта;
• обеспечения устойчивого и безопасного водопользования в процессе социально-экономического развития территории.
Согласно Постановлению Правительства РФ № 881 от 30 декабря 2006 г. «О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты», нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются Федеральным агентством водных ресурсов с участием Федерального агентства по рыболовству, Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах и устанавливаются на период не менее 15 лет. Указанные нормативы утверждаются только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы. Необходимо отметить, что порядок установления нормативов допустимого воздействия на водные объекты за последнее время подвергся значительным изменениям, например, ранее в утверждении и разработке денных нормативов участвовали Министерство природных ресурсов и экологии РФ, Федеральное агентство по науке и инновациям, Российская академия наук, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, а государственная экологическая экспертиза указанных нормативов не проводилась.
Как указано в Приказе МПР РФ № 328 от 12 декабря 2007 г. «Об утверждении методических указаний по разработке нормативов допустимого воздействия на водные объекты», нормативы допустимого воздействия на водный объект разрабатываются для привноса химических, взвешенных и радиоактивных веществ, микроорганизмов, тепла, сброса воды, забора (изъятия) водных ресурсов; использования акватории водных объектов для строительства и размещения причалов, стационарных и (или) плавучих платформ, искусственных островов и других сооружений, изменения водного режима при использовании водных объектов для разведки и добычи полезных ископаемых.
Виды воздействия, связанные с привносом веществ, микроорганизмов и теплоты, касаются преимущественно качественных показателей воды водных объектов и состояния их экологических систем, а изъятие водных ресурсов и сброс вод, использование акватории, обуславливающее изменение водного режима, влияют, в основном на количественные показатели водных объектов.
Утвержденные нормативы допустимого воздействия на водные объекты рассматривают при решении вопросов, связанных с разработкой схем комплексного использования и охраны водных объектов; установлением и корректировкой нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты; осуществлением государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов; оценкой воздействия на окружающую среду при разработке предпроектной и проектной документации; размещением, проектированием, строительством и реконструкцией хозяйственных и иных объектов, оказывающих влияние на состояние водных объектов и решением других вопросов в области использования и охраны водных объектов.
Помимо нормативов допустимого воздействия на водные объекты Водный кодекс РФ содержит упоминание еще о двух видах нормативов: ограничение при сбросе сточных вод и нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах. В качестве правовой базы для разработки данных нормативов используются Приказ МПР РФ № 333 от 17 декабря 2007 г. «Об утверждении методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей» и Постановление Правительства РФ № 484 от 28 июня 2008 г. «О порядке разработки и утверждения нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения».
К числу полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области водных отношений относятся:
• владение, пользование, распоряжение водными объектами, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации:
• установление ставок платы за пользование водными объектами, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, порядка расчета и взимания такой платы; участие в деятельности бассейновых советов;
• разработка, утверждение и организация программ субъектов Российской Федерации по использованию и охране водных объектов или их частей, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации;
• резервирование источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;
• осуществление регионального государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному надзору
• утверждение правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах;
• утверждение правил охраны жизни людей на водных объектах;
• участие в организации и осуществлении государственного мониторинга водных объектов;
• осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;
• осуществление мер по охране водных объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации.
Ряд полномочий передается Российской Федерацией органам государственной власти субъектов РФ (ст. 26 Водного кодекса РФ), а именно, предоставление водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов РФ, в пользование на основании договоров водопользования; осуществление мер по охране водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов РФ, а также предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов РФ.
К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области управления водными ресурсами относится резервирование источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, осуществляемое на основе защищенных от загрязнения и засорения подземных водных объектов в целях обеспечения граждан питьевой водой в случае возникновения чрезвычайной ситуации (ст. 34 Водного кодекса РФ). В качестве таких источников используются защищенные от загрязнения и засорения подземные водные объекты с разведанными запасами подземных вод, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для этих источников устанавливаются зоны специальной охраны, режим которых соответствует режиму зон санитарной охраны подземных источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Порядок резервирования таких источников осуществляется согласно Правилам резервирования источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 703 от 20 ноября 2006 г.
Водный кодекс РФ наделяет полномочиями в области водных отношений и органы местного самоуправления. К таким полномочиям относятся владение, пользование, распоряжение, осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод, а также мер по охране водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований.
|