Законодательство выделяет три основных способа негативного воздействия на водные объекты:
• загрязнение - превышающее нормативы допустимого воздействия химическое, биологическое и физическое воздействие на водные объекты;
• засорение - сброс в водоем нерастворимых предметов;
• истощение - постоянное сокращение запасов и ухудшение качества вод.
Водный кодекс РФ накладывает строгий запрет на некоторые виды
деятельности, связанные с негативным воздействием на водные объекты: сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, захоронение в водных объектах ядерных материалов и радиоактивных веществ, сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, проведение на основе ядерных и иных видов промышленных технологий взрывных работ, при которых выделяются радиоактивные и токсичные вещества.
Водный кодекс РФ содержит статьи, регулирующие специальные вопросы охраны от антропогенного воздействия болот, ледников и снежников, подземных водных объектов. Так, ст. 62 регулирует основные направления охраны водных объектов при их использовании для целей производства электрической энергии, в том числе накладывает на водопользователей, использующих водные объекты для обеспечения технологических нужд теплоэнергетики и атомной энергетики, обязательства по соблюдению температурного режима используемых водных объектов; ст. 65 устанавливает особый правовой режим водоохранных зон, т. е. территорий, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ. В пределах этих территорий устанавливаются определенные ограничения на хозяйственную и иную деятельность в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиливания указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
В границах водоохранных зон запрещается:
• использование сточных вод для удобрения почв;
• размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;
• осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений;
• движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.
В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.
Дополнительные ограничения на территории прибрежных защитных полос заключаются в запрете распашки земель; размещения отвалов размываемых грунтов; выпаса сельскохозяйственных животных и организации для них летних лагерей, ванн.
Для определения правового положения территорий, прилегающих к водоемам, принципиальную роль играют установленные в ст. 65 размеры водоохранных зон. Например, ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока в зависимости от протяженности для водоемов: до 10 км - в размере 50 м; от 10 до 50 км - 100 м; от 50 км и более - 200 м. Ширина водоохранной зоны моря составляет 500 м.
Согласно ФЗ «Об охране окружающей среды» требования в области охраны окружающей среды — это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами в области охраны окружающей среды. В предыдущем подразделе отмечалось об установлении уполномоченными государственными органами нормативов предельно допустимого воздействия на водные ресурсы. К числу таких нормативов относятся и гигиенические требования, например СанПиН 2.1.7.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод», в соответствии с которыми водопользователи обязаны:
• проводить согласованные с органами и учреждениями государственной СЭС или по предписаниям указанных органов и учреждений организационно- технические, санитарно-эпидемиологические или иные мероприятия, направленные на соблюдение гигиенических нормативов качества веды водных объектов;
• обеспечивать проведение работ по обоснованию безопасности и безвредности для здоровья человека материалов, реагентов, технологических процессов и устройств, используемых при очистке сточных
вод, в канализационных, гидротехнических сооружениях и других технических объектах, которые могут привести к загрязнению поверхностных вод;
• контролировать состав сбрасываемых сточных вод и качество воды водных объектов;
• своевременно, в установленном порядке, информировать органы и учреждения государственной СЭС об угрозе возникновения аварийной ситуации, представляющей опасность для здоровья населения или условий водопользования.
ФЗ «Об охране озера Байкал» отдельно устанавливает правовой режим Байкальской природной территорий, т.е. территории, в состав которой входят озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории Российской Федерации, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также территория шириной до 200 км на запад и северо-запад от Байкала. Байкальскую природную территорию в целях сохранения уникальной экологической системы озера Байкал и предотвращения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на ее состояние подразделяют на следующие экологические зоны:
• центральная экологическая зона - территория, включающая озеро Байкал с островами, прилегающую к озеру Байкал водоохранную зону, а также особо охраняемые природные территории вокруг озера Байкал;
• буферная экологическая зона - территория за пределами центральной экологической зоны - водосборная площадь озера Байкал в пределах территории Российской Федерации;
• экологическая зона атмосферного влияния - территория вне водосборной площади озера Байкал в пределах территории Российской Федерации шириной до 200 км на запад и северо-запад от него, на которой расположены хозяйственные объекты, оказывающие негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал.
Ратификация международных соглашений в области охраны водных ресурсов также накладывает на Российскую Федерацию определенные обязательства. Так, участие в Конвенции о защите Черного моря от загрязнения, учитывая важное экономическое и социальное значение и целебные свойства морской среды Черного моря, означает принятие РФ следующих обязательств:
• предотвращение загрязнения морской среды Черного моря из любых источников веществами или материалами, указанными в приложении к Конвенции (9 видов опасных и 8 видов ядовитых веществ и материалов);
• принятие всех надлежащих мер для предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды Черного моря из находящихся на суше источников, а также с судов в соответствии с общепринятыми международными нормами и стандартами;
• предотвращение и сокращение загрязнения морской среды Черного моря и борьба с ним в результате чрезвычайных ситуаций;
• принятие мер для предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды Черного моря, вызываемого или связанного с деятельностью на ее континентальном шельфе, включая разведку и разработку природных ресурсов континентального шельфа;
• принятие мер в целях предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды Черного моря из атмосферы или через нее, применимых к воздушному пространству над территорией РФ и к судам, плавающим под флагом РФ, или к судам или летательным аппаратам, зарегистрированным на территории РФ;
• уделение особого внимания тому, чтобы не нанести вред жизни морских обитателей, в частности, путем изменения среды их обитания и создания помех для рыболовства и других правомерных видов использования Черного моря;
• принятие мер в соответствии с международным правом и сотрудничество в предотвращении загрязнения морской среды Черного моря, вызываемого опасными отходами в трансграничном перемещении, а также в борьбе с их незаконным оборотом;
• сотрудничество в проведении научных исследований, направленных на защиту и сохранение морской среды Черного моря, осуществление совместных программ научных исследований и обмен соответствующими научными данными и информацией;
• сотрудничество в рамках международных организаций и в двусторонних и многосторонних соглашениях в целях содействия разработке мер, способствующих защите и сохранению морской среды Черного моря.
Аналогичная мера международно-правового характера была предпринята и в отношении Каспийского моря - вступившая в силу 12.09.2006 г.
Рамочная Конвенция по защите морской среды Каспийского моря, региональная международная конвенция представителей пяти прикаспийских стран: Республики Азербайджан, Исламской Республики Иран, Республики Казахстан, Российской Федерации и Туркменистана. Конвенцией предусматривается выполнение странами-участниками мер по предотвращению, снижению и контролю загрязнения Каспийского моря из наземных источников, в результате деятельности на дне моря, сбросов с морских и воздушных судов, а также иных видов деятельности включая мелиорацию земель и связанные с этим работы по выемке грунта и строительству дамб, и т. д.
|